ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-149/19 от 12.02.2019 Городского суда г. Лесного (Свердловская область)

Дело ***а-149/2019

Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор.Лесной Свердловской области 12 февраля 2019 года

Городской суд города Лесного Свердловской области в составе: председательствующего судьи Саркисян Т.В. при секретаре судебного заседания Казаченко Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 27 по Свердловской области к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам и пени

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России № 27 по Свердловской области (далее ИФНС ***, налоговый орган, Инспекция) обратилась с настоящим административным иском в суд, в котором просит взыскать с ФИО1 задолженность по страховым взносам:

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по сроку *** - *** руб. (недоимка), *** руб. (пеня), по страховым взносам на обязательное медицинское страхование - *** руб. (недоимка), *** руб. (пеня);

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по сроку ***.- *** руб., (недоимка), по сроку *** - *** руб. (пеня), по страховым взносам на обязательное медицинское страхование по сроку 20.03.2018г. – *** руб. (недоимка), по сроку *** - *** руб. (пеня), всего *** руб.

В обосновании требований налоговый орган указывает, что административный ответчик – ФИО1 в 2017 – 2018 году не исполнил обязанность по уплате страховых взносов в сумме *** руб.

В соответствии со ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: … индивидуальные предприниматели (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

В соответствии с п.5 ст. 432 НК РФ, в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.

*** административным ответчиком ФИО1 статус индивидуального предпринимателя утрачен.

В ходе проведения контрольных мероприятий на основании ст. 31 НК РФ налоговым органом выявлены нарушения налогового законодательства ФИО1 в 2017-2018 г.

В нарушение ст.431 НК РФ, административный ответчик не исполнил своей обязанности по исчислению и уплате страховых взносов, исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

Размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лица, определяется в соответствии со ст.430 НК РФ.

По состоянию на *** его задолженность составила *** руб., в том числе: - по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по сроку ****** руб. (недоимка), *** руб. (пеня); по страховым взносам на обязательное медицинское страхование – *** (недоимка), *** руб. (пеня).

По состоянию на *** его задолженность составила *** руб., в том числе: - по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по сроку ****** руб. (недоимка), по сроку *** - *** руб. (пеня); по страховым взносам на обязательное медицинское по сроку *** - *** (недоимка), по сроку *** – 127,05 руб. (пеня).

В соответствии со ст. 75 НК РФ, ответчику начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, по процентной ставке, равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

На основании ст. 69, 70 НК РФ, должнику заказным письмом направлены требования*** и *** об уплате налога, страховых взносов и пеней с указанием срока исполнения - до *** и до *** соответственно.

Требования об уплате налогов и пени до настоящего времени ответчиком не исполнены.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, ст. 23 НК РФ, каждый обязан уплачивать законно установленные налоги. Таким образом, уплата налога является публичной обязанностью налогоплательщика. Налоги являются составной частью доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии со ст. 47.1 БК РФ. Поэтому неуплата налогов в бюджет нарушает права государства, региона или муниципального образования на формирование соответствующего бюджета, за счет которого исполняются публичные обязанности государства, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативными актами. То есть, административный ответчик, не уплатив законодательно установленные налоги, нарушил указанные права.

В соответствии с пп.9, 14 п.1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном НК РФ, предъявлять в суды иски о взыскании недоимки, пеней, штрафов в случаях, предусмотренных НК РФ.

Ст. 48 НК РФ установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

ИФНС № 27 обратилась в адрес мирового судьи с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении административного ответчика.

*** мировым судьей судебного участка № 1 судебного района г.Лесной Свердловской области в принятии заявления было отказано.

На основании изложенного, Межрайонная ИФНС России № 27 по Свердловской области, просит взыскать с административного ответчика ФИО1 задолженность:

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по сроку *** - *** руб. (недоимка), *** руб. (пеня), по страховым взносам на обязательное медицинское страхование - 4 *** руб. (недоимка), *** руб. (пеня);

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по сроку 20.03.2018г.- *** руб., (недоимка), по сроку *** - *** руб. (пеня), по страховым взносам на обязательное медицинское страхование по сроку 20.03.2018г. – *** руб. (недоимка), по сроку *** - *** руб. (пеня), всего *** руб.

Одновременно в административном исковом заявлении истец просил восстановить срок на подачу административного искового заявления, указывая, что *** мировым судьей было вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа. Также указывают, что на пропуск срока повлияли объективные факторы, в том числе, внедрение новой автоматизированной информационной системы, от стабильного функционирования которой в большой степени зависит качественное и своевременное выполнение Инспекцией своих задач, как контролирующего органа. На переходном этапе от старого информационного ресурса электронной обработки данных к новой, издержки и ошибки неизбежны. Кроме того, на своевременность исполнения по документам повлияла проводимая во всех структурах оптимизация, вызвавшая значительное увеличение нагрузки на работников. Инспекция просит признать изложенные причины пропуска срока уважительными и восстановить его для взыскания задолженности по страховым взносам с ФИО1 по административному исковому заявлению.

В связи с тем, что указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям превышает двадцать тысяч рублей, и сторонами не заявлено ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощённого (письменного) производства, настоящий иск рассмотрен в порядке главы 32 КАС РФ.

Представитель административного истца межрайонной ИФНС России № 27 по Свердловской области в судебное заседание не явился, направлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, на требованиях настаивают.

Административный ответчик ФИО1 о месте и времени рассмотрения дела извещенный заблаговременно и надлежащим образом, почтовой корреспонденцией, в том числе посредством публикации информации на официальном интернет-сайте городского суда города Лесного Свердловской области, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, возражений на административный иск не направлял.

Суд на основании ч. 7 ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле.

Суд, проверив материалы дела, приходит к следующему:

Согласно части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Как установлено судом ФИО1 являясь плательщиком страховых взносов, не исполнил обязанности по уплате страховых взносов:

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по сроку *** - *** руб. (недоимка), *** руб. (пеня), по страховым взносам на обязательное медицинское страхование - *** руб. (недоимка), *** руб. (пеня);

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по сроку 20.03.2018г.- *** руб., (недоимка), по сроку *** - *** руб. (пеня), по страховым взносам на обязательное медицинское страхование по сроку 20.03.2018г. – *** руб. (недоимка), по сроку *** - *** руб. (пеня), всего *** руб.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы имеет публично-правовой, а не гражданско-правовой характер. Ее реализация в соответствующих правоотношениях предполагает субординацию, властное подчинение одной стороны другой, а именно: налогоплательщику вменяется в обязанность своевременно и в полном объеме уплатить суммы налога, а налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит полномочие обеспечить ее исполнение налогоплательщиком. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью принадлежащего ему имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, соответствующие же органы публичной власти наделены правомочием в односторонне-властном порядке путем государственного принуждения взыскивать с лица причитающиеся налоговые суммы.

Согласно ст.45 п.1 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Порядок взыскания задолженности по налогам и пеням определен ст. 45-48 НК РФ.

В соответствии со ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пени и штрафных санкций, в пределах сумм указанных в требовании.

Согласно ст. 48 п.2 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Согласно ст. 48 п.3 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Сроки исковой давности являются одной из предпосылок реализации права на защиту законных требований в суде. Последствием пропуска без уважительных причин искового срока по спору является утрата права на иск.

Согласно требованию *** об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 30.01.2018г., ИФНС *** ставит в известность ФИО1 об имеющейся у него задолженности по уплате страховых взносов за 2017 г. в сумме *** руб. и пени в сумме *** руб., предложено погасить задолженность до 19.02.2018г.

Согласно требованию *** об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 01.06.2018г., ИФНС *** ставит в известность ФИО1 об имеющейся у него задолженности по уплате страховых взносов за 2018 г. в сумме *** руб. и пени в сумме *** руб., предложено погасить задолженность до 22.06.2018г.

Указанные требования административным ответчиком выполнены не были.

Обязанность налогоплательщика платить законно установленные налоги (сборы) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах установленных пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ, пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ.

Пропущенные по уважительной причине сроки подачи заявления о взыскании, установленные пунктами 2, 3 статьи 48 НК Российской Федерации, могут быть восстановлены судом.

Так, в силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также положений главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации общий срок на обращение в суд составляет 6 месяцев с момента истечения срока для добровольного исполнения требования об уплате налогов, пени.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абзац 2).

В то же время, согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Первоначально административный истец обратился к мировому судье судебного участка *** с заявлением о вынесении судебного приказа. *** мировым судьей судебного участка *** судебного района г.Лесной Свердловской области было вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа в связи с пропуском сроков на судебное взыскание.

В соответствие с пунктом 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

В силу указанной нормы закона налоговый орган мог обратиться с заявлением о взыскании налога с учетом срока исполнения самого раннего требования *** о взыскании налога не позднее ***. Однако фактически административное исковое заявление было подано в суд только *** к мировому судье и *** в городской суд, т.е. со значительным пропуском срока.

В соответствии с правовой позицией, сформулированной в Определении Конституционного Суда РФ от 22.03.2012 N 479-О-О, законодательные правила направления и исполнения требования об уплате налога имеют юридическое значение для исчисления срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление налогового органа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Не может осуществляться принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Из буквального толкования норм права о порядке взыскания налога, пени и штрафа, закрепленных в ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ и ч. 2 ст. 286 КАС РФ следует, что при пропуске установленных сроков судебная процедура взыскания недоимки не может быть реализована без восстановления срока для обращения в суд, для чего налоговому органу необходимо обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного по уважительной причине шестимесячного срока.

В обоснование ходатайства о восстановлении срока налоговый орган ссылается на то, что на пропуск срока повлияли объективные факторы, в том числе, внедрение новой автоматизированной информационной системы, на своевременность исполнения по документам повлияла проводимая во всех структурах оптимизация, вызвавшая значительное увеличение нагрузки на работников.

Приведенные налоговым органом причины носят необъективный характер, поскольку налоговый орган знал о наличии у ответчика задолженности по страховым взносам и в установленный нормами НК РФ срок мог принять должные меры по принудительному взысканию задолженности по ним и пени.

Также в административном иске указывается, что в ноябре 2018 Инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, определением от *** в принятии заявления было отказано.

В пункте 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" указано, что если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.

В данном случае в административном исковом заявлении указываются сведения о причинах возврата заявления о вынесении судебного приказа; к административному исковому заявлению прилагается соответствующее определение мирового судьи.

В пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" отмечено, что в силу пункта 1 статьи 204 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству.

Днем обращения в суд считается день, когда исковое заявление сдано в организацию почтовой связи либо подано непосредственно в суд, в том числе путем заполнения в установленном порядке формы, размещенной на официальном сайте суда в сети Интернет.

Положение пункта 1 статьи 204 Гражданского кодекса Российской Федерации не применяется, если судом отказано в принятии заявления или заявление возвращено, в том числе в связи с несоблюдением правил о форме и содержании заявления, об уплате государственной пошлины, а также других предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации требований.

Поскольку результатом обращения административного истца к мировому судье судебного участка *** судебного района г.Лесной Свердловской области с заявлением о вынесении судебного приказа стало именно определение об отказе в принятии заявления, то такое обращение вне зависимости от сроков его осуществления, даты получения копии судебного акта, не изменяет порядка исчисления шестимесячного срока для обращения в суд с административным иском.

Таким образом, срок для обращения в суд с настоящим административным иском начал течь с ***, истек ***, т.е. еще с обращением к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. Как уже указывалось с административным иском налоговая инспекция обратилась *** В связи с чем суд приходит к выводу о пропуске административным истцом срока для обращения с настоящим иском в суд.

Административным истцом не заявлено доводов о причинах его пропуска, поэтому, суд, учитывая, что установленный законом шестимесячный срок для предъявления требования о взыскании налога является достаточным, полагает, что в удовлетворении заявления о восстановления срока для обращения в суд с настоящим иском должно быть отказано.

Поскольку причины пропуска срока для обращения в суд с иском признаны судом не уважительными и возможность восстановления пропущенного срока отсутствует, суд полагает возможным отказать административному истцу в удовлетворении иска о взыскании задолженности по страховым взносам и пени.

Пропуск налоговым органом сроков взыскания задолженности по налогам без уважительных причин препятствует взысканию и пени за нарушение сроков уплаты этих налогов, так как в силу ст. 72 Налогового кодекса РФ начисление пени является лишь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, а ст. 75 Налогового кодекса РФ устанавливает правило об уплате пени одновременно с уплатой налога или после его уплаты в полном объеме.

Таким образом, у налогового органа не имеется оснований для взыскания пени, так как им утрачена возможность взыскания самой налоговой недоимки по причине пропуска срока для обращения в суд с иском.

Согласно части 2 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при установлении факта пропуска без уважительных причин срока исковой давности или срока обращения в суд судья принимает решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.286-290, 291-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России *** по *** к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам и пени оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение пятнадцати дней, со дня получения лицами участвующими в деле копии решения в Свердловский областной суд через городской суд ***.

Текст решения изготовлен в совещательной комнате с использованием компьютерной техники.

Судья Т.В. Саркисян