ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-149/20 от 08.12.2020 Тоджинского районного суда (Республика Тыва)

Дело № 2а-149/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

08 декабря 2020 года с. Тоора-Хем

Тоджинский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Тугур-оола Ч. Б.,

при секретаре судебного заседания Донгак Е. А.,

с участием административного истца – помощника прокурора Тоджинского района Республики Тыва Опай А. М.,

представителя административного ответчика - Администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва Тулуш О. А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Тоджинского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва о признании незаконным бездействия и возложении обязанности разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги по принятию граждан на учет и снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, организовать предоставление муниципальной услуги по принятию граждан на учет и снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва (далее - Администрация) о признании незаконным бездействия и возложении обязанности разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги по принятию граждан на учет и снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, организовать предоставление муниципальной услуги по принятию граждан на учет и снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В обоснование административных исковых требований указано, что прокуратурой проведена проверка за исполнением законодательства в части предоставления гражданам муниципальной услуги по принятию граждан на учет и снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в ходе которой установлено, что Администрацией административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по принятию граждан на учет и снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях не разработан и не утверждён, соответствующая муниципальная программа в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» гражданам не предоставляется. Бездействием Администрации нарушаются права неопределенного круга лиц на предоставление муниципальной услуги по принятию граждан на учет и снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что также препятствует реализации их прав на получение жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма. На основании изложенного административный истец просит признать незаконным бездействие административного ответчика по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по принятию граждан на учет и снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также предоставлению этой муниципальной услуги и возложить на административного ответчика обязанность разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги по принятию граждан на учет и снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, организовать предоставление муниципальной услуги по принятию граждан на учет и снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также организовать предоставление муниципальной услуги по принятию граждан на учет и снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с утвержденным административным регламентом и требованиями Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В судебном заседании прокурор иск полностью поддержал, просил удовлетворить его по указанным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика Тулуш О. А. в судебном заседании административный иск не признала, просила отказать в его удовлетворении, ссылаясь на то, что доказательств в обоснование административных исковых требований прокурором не представлены суду, административный истец не привёл нормы закона, которые обязывают административного ответчика разработать данный регламент. В настоящее время указанный административный регламент у Администрации отсутствует, это не является обязанностью, а является их правом.

Выслушав мнение сторон, изучив исковое заявление и материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

На основании п. 6 ч. 1, ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством. Иные вопросы местного значения, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

На основании ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее –ЖК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в частности, учет муниципального жилищного фонда; ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; осуществление муниципального жилищного контроля.

В соответствии с ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном ЖК РФ порядке. Малоимущими гражданами в целях ЖК РФ являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В силу ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.

Согласно ч. 2 ст. 56 ЖК РФ, решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.

На основании ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Из материалов дела видно следующее.

Из выписки из ЕГРЮЛ видно, что Администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва является юридическим лицом, органом местного самоуправления муниципального района «Тоджинский кожуун Республики Тыва».

Согласно ответу Администрации на требование прокурора, административного регламента предоставления муниципальной услуги по принятию граждан на учет и снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Администрации не имеется, проект административного регламента находится на стадии разработки, после разработки проект будет направлен в прокуратуру района для проведения антикоррупционной экспертизы.

Так, административным ответчиком не разработан и не утверждён административный регламент предоставления муниципальной услуги по принятию граждан на учет и снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, данная муниципальная услуга не предоставляется населению района, по настоящее время выявленные нарушения не устранены, в связи с чем суд считает, что доводы административного истца о признании бездействия Администрации в указанной части нашли свое подтверждение и являются обоснованными, по этой причине подлежащими удовлетворению.

Бездействием административного ответчика создаётся нарушаются права неопределенного круга лиц – жителей Тоджинского кожууна Республики Тыва, точный перечень которых невозможно установить, в интересах которых прокурор обращается с административным иском в суд, на предоставление муниципальной услуги по принятию граждан на учет и снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что также препятствует реализации их прав на получение жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма.

В связи с указанным бездействием на административного ответчика следует возложить обязанность разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги по принятию граждан на учет и снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, организовать предоставление муниципальной услуги по принятию граждан на учет и снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также организовать предоставление муниципальной услуги по принятию граждан на учет и снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с утвержденным административным регламентом и требованиями Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Административным ответчиком суду не представлены доказательства, которые могли бы опровергнуть доводы административного истца, каких-либо подтверждающих доказательств административный ответчик суду не предоставил, поэтому у суда нет оснований не доверять представленным суду письменным доказательствам административного истца, так как они составлены в соответствии с требованиями КАС РФ и признаны судом относимыми и допустимыми.

Доводы представителя административного ответчика о том, что административным истцом доказательства в обоснование административных исковых требований не представлены суду и не приведены нормы закона, которые обязывают административного ответчика разработать данный регламент, это не является обязанностью, а является их правом, суд считает несостоятельными, поскольку прокурором в обоснование своих требований суду предоставлен ответ Администрации за подписью председателя Администрации Ондара Б. С., которому оснований не доверять у суда не имеется. При этом административный ответчик в обоснование своих возражений суду каких-либо доказательств, опровергающих доводы административного истца, не представлено. Процесс по делу является состязательным, что является одним из основных принципов административного судопроизводства. Нормативно-правовые акты вопреки доводам представителя административного ответчика административном истцом приведены в административном иске, как и в настоящем решении, которые напрямую обязывают административного ответчика разработать данный регламент и оказывать указанную муниципальную услугу гражданам.

При таких обстоятельствах административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации административный ответчик, как орган местного самоуправления, от уплаты государственной пошлины освобождается.

Руководствуясь ст. ст. 175-176, 178-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Тоджинского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва по разработке и утверждению административного регламента предоставлении муниципальной услуги по принятию граждан на учет и снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также по предоставлению муниципальной услуги по принятию граждан на учет и снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Обязать Администрацию Тоджинского кожууна Республики Тыва разработать и утвердить административный регламент предоставлении муниципальной услуги по принятию граждан на учет и снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также организовать предоставление муниципальной услуги по принятию граждан на учет и снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с утвержденным административным регламентом и требованиями Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Администрацию Тоджинского кожууна Республики Тыва от уплаты государственной пошлины освободить.

Мотивированное решение изготовлено 15 декабря 2020 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Тоджинский районный суд Республики Тыва.

Председательствующий Ч. Б. Тугур-оол