Решение
Именем Российской Федерации
09 апреля 2021 года с.Коркмаскала
Кумторкалинский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Амиралиевой У.И., при секретаре Эльмурзаевой П.С., с участием представителя административного истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску представителя ФИО2 по доверенности ФИО1 к администрации МР «Кумторкалинский район» о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги и обязании принять решение об оказании муниципальных услуг,
установил:
Представитель ФИО3 по доверенности ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации МР «Кумторкалинский район» об оспаривании отказа в предоставлении муниципальной услуги, указав, что решением общего собрания садоводов с/о «Икарус» ФИО2 принята в члены садоводов и ей предоставлен садовый участок №283, площадью 500 кв.м., о чем выдана членская книжка садовода. В предусмотренном законом порядке ФИО3 обратилась через МФЦ в администрацию МР «Кумторкалинский район» за получением муниципальной услуги «получение распоряжения о переоформлении в собственность земельного участка в садоводческом товариществе» с целью переоформления садового участка в собственность. Однако ей было отказано со ссылкой на то, что «государственная регистрация права невозможна в связи с отсутствием сведений о земельном участке СНТ «Икарус» в государственном кадастре недвижимости. Считает отказ незаконным, поскольку схема земельного участка по форме и содержанию не соответствует приказу Миэкономразвития России от 27.11.2014 №762. 136-ФЗ статья 11.10». Указанные в отказе услуги как согласование и образование земельного участка в полномочия администрации по закону не входят. Администрация не выделяет по заявлению граждан земельные участки на территории СНТ, они еще при создании СНТ выделены и находятся в пользовании садоводов. ФИО3 не обращалась в администрацию за приобретением участка, она обращалась за получением муниципальной услуги по оформлению в собственность своего садового участка в рамках 93-ФЗ по «дачной амнистии». Истец, являясь членом садоводческого товарищества «Икарус», в указанном обществе владеет земельным участком мерою 500 кв.м. В соответствии с п.8 ст. 11.10 136-ФЗ в случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков. Ссылка при обосновании отказа на несоответствие схемы земельного участка требованиям приказа Минэкономразвития России и нормам 136-ФЗ не соответствует действительности. Кадастровым инженером 13 ноября 2019 года составлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане со следующими характеристиками: кадастровый квартал 05:50:000069; площадь 500.0 кв.м.; адрес расположения: <адрес>, с/т «Икарус», уч.289; вид разрешенного использования - ведение садоводства; категория земель - земли сельскохозяйственного назначения. Земельные участки предоставляются органами государственной власти и органами местного самоуправления в порядке, определенном федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельный участок с/т «Икарус», уч.289, находится на землях, выделенных ранее садоводческому товариществу, и находится в фактическом пользовании лица. Им оплачивались различные взносы в общество и земельный налог. Просит признать незаконным отказ администрации МР «Кумторкалинский район» №2240 от 26.12.2020 и обязать в предусмотренные законом сроки принять решение об оказании муниципальных услуг «согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане» и «предоставление постановления о переоформлении в собственность земельного участка в садоводческом товариществе» о предоставлении в собственность ФИО3 садового участка по адресу: <адрес>, <адрес>
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Административный ответчик администрация МР «Кумторкалинский район», извещенный о времени и месте судебного заседания, явку в суд своего представителя не обеспечил.
Выслушав объяснения участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
02.12.2020 ФИО3 через ФГАУ «МФЦ в РД» по Кумторкалинскому району обратилась в администрацию МР «Кумторкалинский район» с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка и выдаче распоряжения на выделение земельного участка площадью 500 кв.м., расположенного по адресу: Россия, РД, Кумторкалинский район, СНТ «Икарус», участок 289 для ведения садоводства и огородничества.
02.12.2020 заявление ФИО3 передано в администрацию МР «Кумторкалинский район».
В ответном письме администрации МР «Кумторкалинский район» от 26.12.2020 №2238 за подписью зам. главы ФИО4, административный ответчик ссылается на отсутствие сведений о распределении земельных участков между членами товарищества, указывая, что условные номера таких участков указываются в реестре членов товарищества, проектом межевания территории.
Между тем, ФИО3 является членом садоводческого товарищества «Икарус», что подтверждается членской книжкой СТ «Икарус».
В силу ч.2 ст.62 и ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих порядок и основания принятия оспариваемого решения, соответствия содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предоставление товариществу и членам товарищества земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Распределение земельных участков между членами товарищества осуществляется на основании решения общего собрания членов товарищества согласно реестру членов товарищества. Садовые земельные участки и огородные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 марта 2022 года члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
В случае, если ранее ни один из членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в абзаце первом настоящего пункта органы самостоятельно запрашивают:
сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, предоставленный указанной некоммерческой организации, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя);
сведения об указанной некоммерческой организации, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц.
Постановлением Совета министров ДАССР от 25.02.1992 №60 133 га земель государственного запаса передано Махачкалинскому городскому Совету народных депутатов для развития коллективных садов.
Из них, согласно решению президиума Махачкалинского горсовета народных депутатов от 16.03.1992 № 107 Махачкалинскому ПАТП-1 выделено 18 га земли для создания с/т «Икарус».
Садоводческое товарищество «Икарус» зарегистрировано 16.03.1992 и является действующим юридическим лицом. Тем самым подтверждается факт существования с\т «Икарус» и отведения ему земельного участка.
Согласно членской книжке дачника ФИО2 принята в члены дачного товарищества «Икарус» 05.04.2008 (дачный участок №289, площадью 500 кв.м.).
Из представленной схемы расположения земельного участка следует, что накладок в границах со смежными земельными участками не имеется.
Сведения о споре в отношении земельного участка суду не представлены.
В отсутствие протокола о распределении земельных участков между членами садоводческого товарищества может быть представлен иной аналогичный документ. Таким документом, в частности, может быть членская книжка садовода, если в ней указаны сведения, индивидуализирующие земельный участок. В членской книжке садовода указаны номер и размеры земельного участка. Указанных сведений было достаточно для того, чтобы определить расположение земельного участка и утвердить его схему на кадастровом плане территории.
Отказывая административному истцу в предоставлении муниципальной услуги, административный ответчик никак не мотивировал и не дал ответ заявителю по существу поставленных им вопросов об утверждении схемы расположения земельного участка и выдаче распоряжения на выделение земельного участка площадью 500 кв.м., расположенного по адресу: Россия, РД, <адрес> для ведения садоводства и огородничества.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что в обжалуемом уведомлении от 26.12.2020 № 2238 не указано основание для отказа в предоставлении ФИО2 муниципальной услуги «Согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане» и «Получение Распоряжения о переоформлении в собственность земельного участка в садоводческом товариществе» в отношении земельного участка по адресу: <адрес>, с/т «Икарус», уч. №, заявление по существу не рассмотрено, что не соответствует требованиям закона, в связи с чем отказ в предоставлении муниципальной услуги подлежит признанию незаконным.
Вследствие признания обжалуемого уведомления незаконным и его отмены заявление истца считается нерассмотренным и подлежит повторному рассмотрению.
При рассмотрении дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, судом в порядке главы 22 КАС РФ осуществляется функция судебного контроля за законностью решений, действий (бездействия) органов власти, должностных лиц и служащих.
В то же время судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции РФ), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц.
Предложенная административным истцом восстановительная мера в виде возложения на ответчика обязанности по предоставлению муниципальной услуги «Согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане» и «Получение Распоряжения о переоформлении в собственность земельного участка в садоводческом товариществе» не может быть принята, поскольку суд, рассматривая споры, не подменяет собой государственные органы, на которые законом возложена соответствующая обязанность. Суд не осуществляет административные функции, свойственные государственным органам. Он защищает нарушенное или оспариваемое право через реализацию полномочий судебной власти.
Признавая за ФИО3 в качестве меры по восстановлению нарушенного права возложение на ответчика обязанности по предоставлению муниципальной услуги «Согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане» и «Получение Распоряжения о переоформлении в собственность земельного участка в садоводческом товариществе», суд может фактически подменить собой функции административного органа по оценке наличия или отсутствия у заявителя указанного права, определения полноты, достаточности представленных документов и достоверности содержащихся в них сведений, что недопустимо.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение администрации МР «Кумторкалинский район» об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане» и «Получение распоряжения о переоформлении в собственность земельного участка в садоводческом товариществе» подлежит отмене с возложением на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление ФИО3 об оказании муниципальной услуги.
При новом рассмотрении заявления истца административному ответчику следует учитывать п.4 ч.1 ст.7 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», согласно которому органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги, за исключением исчерпывающего перечня, установленного данной статьёй.
Руководствуясь ч.7 ст.150, ст.ст. 175-180, 227, 293-294 КАС РФ, суд,
решил:
Административный иск представителя ФИО2 по доверенности ФИО1 к администрации МР «Кумторкалинский район» о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги «Согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане» и «Получение распоряжения о переоформлении в собственность земельного участка в садоводческом товариществе» и о возложении на ответчика обязанности по предоставлению муниципальной услуги «Согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане» и «Получение распоряжения о переоформлении в собственность земельного участка в садоводческом товариществе» удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ администрации МР «Кумторкалинский район» от 26.12.2020 № 2238 в предоставлении ФИО2 муниципальной услуги «Согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане» и «Получение распоряжения о переоформлении в собственность земельного участка в садоводческом товариществе» в отношении земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес>. №.
Возложить на администрацию МР «<адрес>» обязанность в предусмотренные законом сроки и в соответствии с действующим законодательством повторно рассмотреть по существу вопрос об оказании административному истцу ФИО2 муниципальной услуги «Согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане» и «Получение Распоряжения о переоформлении в собственность земельного участка в садоводческом товариществе» в отношении земельного участка по адресу: <адрес>, с/т «Икарус», уч. №.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Мотивированное решение составлено 12 апреля 2021 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Амиралиева У.И.