ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-149/2022 от 11.01.2022 Железнодорожного районного суда г. Орла (Орловская область)

Дело (УВД) 57RS0024-01 -2021 -004493-08 Производство № 2а-149/2022 (2а-1751/2021)

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 11 января 2022 года город Орел

Судья Железнодорожного районного суда г. Орла Перепелица М.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства в помещении Железнодорожного районного суда г.Орла административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Орлу к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция федеральной налоговой службы России по городу Орлу (далее - ИФНС России по г.Орлу, Инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 (далее ФИО1) о взыскании задолженности по налогам и пени.

Определением Железнодорожного районного суда г.Орла от 22.11.2021 постановлено: «Рассмотреть административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Орлу к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени в порядке упрощенного производства».

Административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, поскольку указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей (п. 4 ч. 1 ст. 291 Кодекса апминт^трах-йбнох-о судопроизводства Российской Федерации).

В порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований).

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 57 Конституции РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Статья 23 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусматривает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно статье 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля зе уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законо1 обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность п обязательным платежам, требование контрольного органа об уплат взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке ил пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательны платежей и санкций.

В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федераци (далее НК РФ) налогоплательщиками и плательщиками сборов признаютс организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящи Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (ши сборы.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российскс Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленнь налоги.

Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 Кодекса административно: судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды в порядк предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают дела взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательна платежей и санкций с физических лиц.

В силу пункта 1 статьи 44 НК РФ, обязанность по уплате налога и. сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии основаны- установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновен установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельс предусматривающих уплату данного налога или сбора (пункт 2 статьи 44 I РФ).

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российск Федерации закреплен принцип платности землепользования.

Одной из форм платы за использование земли является земельный нал обязанность по уплате которого возникает, изменяется и прекращается г наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательств налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 387 НК РФ земельный Haj устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми акта представительных органов муниципальных образований, вводится в действи прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов муниципалы: образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципалы образований.

Налогоплательщиками налога признаются организации и физичес лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объек налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на пр собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или пр пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (пункт 1 статьи 388 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр.

В силу пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 390 НК РФ).

При этом, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 НК РФ).

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 4 статьи 391 НКРФ).

Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НКРФ).

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налог на имущество физических лиц является местным налогом (статья 15), устанавливается данным Кодексом (глава 32) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (пункт 1 статьи 399)

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 32 НК РФ, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.

На основании статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налоге признаются физические лица, обладающие правом собственности нг имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии сс статьей 401 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьёй 401 НК РФ объектом налогообложение" является иные здание, строение, сооружение, помещение.

В силу части 1 статьи 403 НК РФ налоговая база определяется отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежаща применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом,

В соответствии со статьёй 404 НК РФ налоговая база определяется отношении каждого объекта налогообложения как его

инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента- дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

В силу пункта 1 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.

На основании статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии со статьёй 69 НК РФ требование об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумм> налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику прк наличии у него недоимки. При наличии недоимки по налогу на прибыл! организаций по консолидированной группе налогоплательщиков требование ot уплате налога направляется ответственному участнику этой группы Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо о&apos; привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах i сборах. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумм* задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направление требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налог; и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которьи применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должн< содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленног законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должн содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылк на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливаю обязанность налогоплательщика уплатить налог. В случае, если размер

недоимки, выявленный в результате налоговой проверки, позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, в направляемом требовании должно содержаться предупреждение об обязанности налогового органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченном} представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченном) представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи шп через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанноп требования по почте заказным письмом оно считается полученным п истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно пункта 3 статьи 75 НК РФ на сумму недоимки должна быт начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнени обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленны законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.

В соответствии с частью 2 статьи 75 НК РФ сумма соответствующе пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности г уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушен] законодательства о налогах и сборах.

Согласно пункта 4 статьи 75 НК РФ пеня за каждый день просроч] определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбор Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей это время ставки рефинансирования Центрального банка Российск Федерации.

Из материалов административного дела следует, что согласно сведен ЕГРН по состоянию на 03.12.2021, ФИО1 с 07.11.2018 являет собственником 31/100 долей в праве на земельный участок с кадастров! номером , расположенный по адресу: <адрес>, а также с ДД.ММ.ГГГГ собственником 31/100 в праве здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: Орел, <адрес>

Таким образом, ФИО1 является плательщиком земельного налог налога на имущество.

Согласно сведений УМВД России по Орловской области от 09.12.2( ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по месту жительства по адресу Орел, <адрес>.

ФИО1, как владельцу объектов налогообложения, налогов органом направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об упл налога на имущество за 2014 год в размере 35,53 руб., земельного налоге

2014 год в размере 297, 74 руб. со сроком уплаты до 01.10.2015.

Поскольку административный ответчик в установленный срок налоги не оплатил, ИФНС России по г.Орлу в адрес ФИО1 было направлено требование об уплате налогов и пени, штрафа, процентов по состоянию на 11.09.2016 об уплате налога на имущество за 2014 год в размере 35,53 руб., а также пени в размере 3,17 руб., земельного налога за 2014 год в размере 297,14 руб., а также пени в размере 26, 59 руб., со сроком уплаты до 20.09.2016.

Указанное требование было направлено ФИО1 по адресу: <адрес>, согласно представленному списку почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, ФИО1 как владельцу объекта налогообложения, налоговым органом направлено налоговое уведомление от

об уплате налога на имущество за 2015 год в размере 41 руб., земельного налога за 2015 год в размере 298 руб. со сроком уплаты до 01.12.2016.

Указанное уведомление было направлено ФИО1 по адресу: <адрес>, согласно представленному списку почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку административный ответчик в установленный срок налоги не оплатил, ИФНС России по г.Орлу в адрес ФИО1 было направленс требование об уплате налогов и пени, штрафа, процентов по состояник на 27.02.2017 об уплате налога на имущество за 2015 год в размере 41 руб., г также пени в размере 1,19 руб., земельного налога за 2015 год в размере 29? руб., а также пени в размере 8,64 руб., со сроком уплаты до 07.04.2017.

Указанное требование было направлено ФИО1 по адресу: <адрес>, согласно представленному списку почтовые? отправлений от ДД.ММ.ГГГГ.

Налоговым органом ФИО1 как владельцу объект! налогообложения, направлено налоговое уведомление о&apos;

об уплате налога на имущество за 2016 год в размере 47 руб. земельного налога за 2016 год в размере 470 руб. со сроком уплаты д<

Указанное уведомление было направлено ФИО1 по адресу: г Орел, <адрес>, согласно представленному списк; почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку административный ответчик в установленный срок налоги н оплатил, ИФНС России по г.Орлу в адрес ФИО1 было направлен требование об уплате налогов и пени, штрафа, процентов п состоянию на 08.02.2018 об уплате налога на имущество за 2016 год в размер 47 руб., а также пени в размере 0,84 руб., земельного налога за 2016 год размере 470 руб., а также пени в размере 8,38 руб., со сроком уплаты д

Указанное требование было направлено ФИО1 по адресу: <адрес>, согласно представленному списку почтовы отправлений от ДД.ММ.ГГГГ.

18.06.2021 определением и.о. мирового судьи судебного участка №

Железнодорожного района г.Орла по заявлению ИФНС России по г. Орлу

#

вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам и пени и восстановлении срока для его подачи в принятии заявления ИФНС России по г.Орлу о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам было отказано.

В соответствии со статьей 48 НК РФ (в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений), в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).

В соответствии с пунктом 2 указанной статьи, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 ООО рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 ООО рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 ООО рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

В то же время, согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установление в законе общего срока исковой давности, т.е. сроке для защиты интересов лица, право которого нарушено (статья 196

Гражданского кодекса Российской Федерации), начала его течения (статья 20С

#

Гражданского кодекса Российской Федерации) и последствий пропуска такого срока (статья 199 Гражданского кодекса Российской Федерации) обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников гражданского оборота и не может рассматриваться как нарушающее какие-либо конституционные права (Определения от 3 октября 2006 года N 439-0, от 18 декабря 2007 года N 890-0-0, от 20 ноября 2008 года N 823-0-0, от 24 сентября 2013 года N 1257-0, от 29 января 2015 roflaN 212-0 и др.).

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-0-0).

Таким образом, восстановление срока является правом, а не обязанностью суда. В каждом случае устанавливаются, выясняются и оцениваются обстоятельства, которые повлекли пропуск срока.

Исходя из положений ч. 5 ст. 138, ч. 5 ст. 180 КАС РФ, установление факта пропуска без уважительных причин срока обращения в суд с административным иском в предварительном или судебном заседании является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Согласно разъяснений, содержащихся в пункте 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке гл. 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.

Учитывая изложенное, при вынесении мировым судьей определения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа шестимесячный срок на подачу административного иска исчисляется с даты окончания срока исполнения соответствующего требования, а не с даты вынесения указанного определения.

Факт отказа в принятии заявления о выдаче судебного приказа мировым судьей течение процессуального срока не прерывает, а также не может служить основанием для восстановления процессуального срока.

Признавая неуважительными причины пропуска срока ИФНС России по г. Орлу на обращение в суд, указанные в административном исковом заявлении, в котором административный истец ссылался на большой объем работы и недостаток сотрудников в штате, суд приходит к выводу о том, что такие обстоятельства не могут являться уважительными, поскольку вызваны не объективными причинами и не имеют правового значения при разрешении вопроса о восстановлении пропущенного процессуального срока.

Большой объем работы и недостаток сотрудников в штате сами по себе не могут являться основанием для восстановления пропущенного срока для обращения в суд.

Доказательств наличия обстоятельств, препятствующих

административному истцу своевременно обратиться за судебной защитой, не заявлено и не представлено.

ИФНС по г.Орлу является юридическим лицом, территориальным органом федерального органа исполнительной власти, имеет необходимый штат сотрудников для надлежащего исполнения обязанностей по взысканию налогов, в том числе соблюдения правил подсудности при подаче процессуальных документов для обращения в суд в пределах установленного законом шестимесячного срока, являющегося достаточным.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что административным истцом пропущен установленный срок для обращения в суд, поскольку с настоящим административным иском налоговый орган обратился согласно штампу входящей корреспонденции 18.11.2021 при том, что последний день для такого обращения приходился на 20.03.2020 при сроке исполнения требования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, при отсутствии уважительных причин такого пропуска, в связи с чем административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу к ФИО1 о взыскании налогов и пени в общем размере 1 238, 08 руб. удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 290, 291- 293 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Орлу к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени отказать.

Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Орла в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

М.В. Перепелица

.