Дело №2а-14/2019 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 12 апреля 2019 года г. Красноперекопск Красноперекопский районный суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Староверовой А.И., при секретаре судебного заседания Перепелица С.В., с участием представителя административного истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Администрации <адрес> Республики Крым, первому заместителю главы администрации <адрес> Республики Крым ФИО3 о признании решения незаконным и понуждении выполнить определенные действия, (заинтересованные лица Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, Мозговую В.Ф., ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО44, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО56, ФИО57, ФИО58, ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО63, ФИО64, ФИО65, ФИО66, ФИО67, ФИО68, ФИО69, ФИО70, ФИО71, ФИО72, ФИО73, ФИО74, Служба государственного строительного надзора Республики Крым, Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым «Жилищно-эксплуатационное объединение»), УСТАНОВИЛ: ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации <адрес> Республики Крым, первому заместителю главы администрации <адрес> Республики Крым ФИО3 о признании решения незаконным и понуждении выполнить определенные действия. Требования мотивированы тем, что ФИО2, являясь собственником <адрес> в <адрес>, расположенной на первом этаже четырехэтажного многоквартирного жилого дома, обратилась в Администрацию <адрес> Республики Крым с заявлением о переустройстве и перепланировке указанной квартиры. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N 502 администрации <адрес> Республики Крым отказано в обустройстве отдельного входа в указанную квартиру на основании части 6 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", поскольку указанные работы являются реконструкцией объекта капитального строительства. В ходе выполнения работ по реконструкции и перепланировке квартиры предполагалось возведение крыльца в виде лестницы, которая находится на придомовой территории, являющейся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме. От собственников помещений в многоквартирном доме (поскольку ТСН в МКД не создано) получено согласие на реконструкцию общего имущества, фактическое уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, а именно земельного участка, на котором расположен этот дом. Административный истец считает отказ административного ответчика в обустройстве отдельного входа в помещение (квартиры) по адресу <адрес> незаконным, нарушающим его права, как собственника указанного объекта недвижимости, поскольку требования ст. ст. 36, 40 ЖК РФ им соблюдены, разрешение на реконструкцию собственников всех помещений многоквартирного дома получены. С учетом изложенного, уточнив первоначально заявленные требования, ФИО2 просит суд признать незаконным постановление Администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа ФИО2 в обустройстве отдельного входа в помещение (квартиру), расположенную по адресу: <адрес>, а так же обязать Администрацию <адрес> Республики Крым повторно рассмотреть заявление о даче разрешения на обустройство отдельного входа в помещение (квартиры) по адресу: <адрес>. В судебном заседании представитель истца ФИО75 административное исковое заявление поддержал и настаивал на его удовлетворении. ФИО2 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, обеспечила явку своего представителя. Представитель Администрации <адрес> Республики Крым, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, а также отзыв на иск. Первый заместитель главы администрации <адрес> Республики Крым ФИО3, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представитель Службы государственного строительного надзора Республики Крым, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представитель Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым «Жилищно-эксплуатационное объединение», в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Заинтересованные лица ФИО16, ФИО4, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО18, ФИО21, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО29, ФИО31, ФИО33, ФИО35, ФИО38, ФИО40, ФИО48, ФИО44, ФИО46, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО56, ФИО57, ФИО11, ФИО76, ФИО77, ФИО22, ФИО63, ФИО65, ФИО78, ФИО59, ФИО64, ФИО7, ФИО62, ФИО27, ФИО42, ФИО69, ФИО70, ФИО43, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом, предоставили заявления о согласии с заявленными требованиями и с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие. Заинтересованные лица ФИО61, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО72, ФИО73, ФИО74, ФИО71, ФИО34, ФИО39, ФИО32, ФИО36, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО37, ФИО79, ФИО45, ФИО44, ФИО30, ФИО67, ФИО66, ФИО68, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО5, ФИО6, ФИО47, ФИО41, ФИО28, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом (ст. 100-102 КА РФ). В соответствии со ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, явка которых не признавалась судом обязательной, что соответствует ч.6 ст.226 КАС Российской Федерации. Заслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующему. На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Граждане могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица. Статьей 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решений, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Судом установлено, что ФИО2 является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> на основании договора дарения от 5.02.3018г. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке. Она обратилась в Администрацию <адрес> Республики Крым с заявлением о переустройстве и перепланировке указанной квартиры. Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии по рассмотрению вопросов перепланировки и переустройства жилых помещений, перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения на территории муниципального образования городской округ Красноперекопск от 20.06.2018г. ФИО2, было согласовано разрешение на перепланировку жилого помещения (квартиры) по адресу: <адрес>, без обустройства отдельного входа. Указанным протоколом также утверждено разрешение № о перепланировке и переустройстве жилого помещения, установлен срок производства ремонтно-строительных работ с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. Согласно положениям статьи 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (часть 1). Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (часть 2). В соответствии с положениями части 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также - ЖК РФ) переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Для получения разрешения заинтересованное лицо представляет заявление с приложением документов, указанных в части 2 статьи 26 ЖК РФ. По результатам рассмотрения заявления орган местного самоуправления принимает решение о согласовании или об отказе в согласовании перепланировки (переустройства) жилого помещения. Перечень оснований для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения установлен частью 1 статьи 27 ЖК РФ. К рассмотренному заявлению помимо прочих документов ФИО2, был приложен проект перепланировки квартиры, выполненный ООО «Проектное бюро «Архитектор», также представленный в материалы дела, из которого усматривается, что обустройство отдельного входа в квартиру осуществляется путем разрушения части внешней стены многоквартирного дома за счет увеличения по вертикали существующего оконного проема в наружной стене, являющейся ограждающей конструкцией. В ходе выполнения работ предполагается также возведение крыльца и лестницы. В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов. Как усматривается из материалов дела, обустройство отдельного входа в квартиру осуществляется путем разрушения части внешней стены многоквартирного дома за счет увеличения по вертикали существующего оконного проема в наружной стене, являющейся ограждающей конструкцией. В ходе выполнения работ предполагается также возведение крыльца и лестницы. Указанные работы влекут изменение имущества, находящегося в силу закона в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме. Кроме того, обустройство отдельного входа в квартиру изменяет режим использования придомовой территории (ст. 36 ЖК РФ, п. 1 ст. 247, п. 1 ст. 290 ГК РФ). Поскольку строительные работы по обустройству отдельного входа в квартиру влекут за собой изменения, перечисленные в пункте 14 части 1 статьи 1 Кодекса, то такие работы относятся к работам по реконструкции объекта капитального строительства. Постановлением администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 502 за подписью первого заместителя главы администрации Красноперекопска ФИО3 ФИО2, разрешена перепланировка указанной выше квартиры без обустройства отдельного входа. В обустройстве отдельного входа в указанную квартиру на основании части 6 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" отказано, поскольку такие работы являются реконструкцией объекта капитального строительства. Из отзыва Администрации <адрес> РК следует, что оборудование отдельного входа в принадлежащую ФИО2, квартиру является реконструкцией. В силу ст. 21 Закона Республики Крым от 16.01.2015г. № ЗРК «О регулировании градостроительной деятельности в <адрес>» у Администрации <адрес> отсутствуют полномочия на выдачу разрешения в части реконструкции, так как это является исключительной компетенцией Службы государственного строительного надзора Республики Крым. Однако, суд не может согласиться с позицией административного ответчика о том, что разрешение на реконструкцию на момент рассмотрения заявления ФИО2 и принятия обжалуемого решения не относилось к компетенции органа местного самоуправления - Администрации <адрес>. Согласно части 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей. Из статей 20 и 21 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ЗРК/2015 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О регулировании градостроительной деятельности в <адрес>"(на которые ссылается ответчик), действовавших в период спорных правоотношений и до 1.01.2019г. следует, что государственный строительный надзор на территории Республики Крым осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора за строительством, реконструкцией объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление регионального государственного строительного надзора, кроме объектов, поднадзорных федеральным органам исполнительной власти в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации. Региональный государственный строительный надзор осуществляется: 1) при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации либо является типовой проектной документацией или ее модификацией; 2) при реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ч. 3 ст. 20). Предмет регионального государственного строительного надзора, в том числе проверка соответствия объекта капитального строительства требованиям градостроительного регламента, а также основания для осуществления регионального государственного строительного надзора определяются положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации. Региональный государственный строительный надзор на территории Республики Крым осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора (ст. 20). Разрешительные и регистрационные функции в сфере градостроительной деятельности на территории Республики Крым осуществляются исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора. Осуществление разрешительных функций в сфере градостроительной деятельности заключается в выдаче исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора, разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, кроме объектов, поднадзорных федеральным органам исполнительной власти в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации. (ст. 20). Из взаимной связи ст. ст. 20 и 21 указанного выше ЗРК следует, что осуществление разрешительных функций в сфере градостроительной деятельности, (в том числе выдача разрешений на строительство и реконструкцию) осуществляется органом, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора (службой государственного строительного надзора Республики Крым). При этом, региональный государственный строительный надзор осуществляется при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 ГрК РФ. Статья 49 ГрК РФ предполагает проведение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, на Байкальской природной территории. МО ГО Красноперекопск к указанным исключительным зонам не относится. При этом, в соответствии п.п. 5 ч. 1 ст. 8 ГрК РФ (в редакции № от 3.07.2016г., действовавшей в период сложившихся правоотношения) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится, в частности, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений. В соответствии с ч. 4 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что в силу действовавшего на момент рассмотрения заявления ФИО2 и принятия обжалуемого решения законодательства у администрации имелись полномочия по выдаче разрешения на испрашиваемую ФИО2 реконструкцию в виде обустройства отдельного входа в принадлежащую ей квартиру. Кроме того, помимо отсутствия полномочий, обжалуемый отказ администрации обоснован п. 6 ст. 40 ФЗ от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Данная норма устанавливает особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на созданные здание, сооружение, а также на объект незавершенного строительства, и ни коим образом не может являться основанием для отказа в осуществлении реконструкции. Таким образом, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению, а решение Администрации <адрес>, выраженное в постановлении № от 28.06.2018г. в обжалуемой части следует признать незаконным, как не соответствующее нормативным правовым актам и нарушающее права, свободы и законные интересы административного истца. Руководствуясь ст.ст. 226-227,175-180 КАС РФ, суд – РЕШИЛ: Административный иск ФИО2 к Администрации <адрес> Республики Крым, первому заместителю главы администрации <адрес> Республики Крым ФИО3 о признании решения незаконным и понуждении выполнить определенные действия удовлетворить. Признать незаконным постановление Администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа ФИО2 в обустройстве отдельного входа в помещение (квартиру), расположенное по адресу: <адрес>. Обязать Администрацию <адрес> Республики Крым повторно рассмотреть заявление о даче разрешения на обустройство отдельного входа в помещение (квартиру), расположенное по адресу: <адрес>. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Крым, через Красноперекопский районный суд Республики Крым в течение месяца после изготовления мотивированного решения. Председательствующий: Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ |