ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-14/2024 от 17.01.2024 Залегощенского районного суда (Орловская область)

№ 2а-14/2024

57RS0006-01-2023-000353-28

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 января 2024 года пгт. Залегощь Орловской области

Залегощенский районный суд Орловской области в составе: председательствующего судьи Семилеткиной О.В.,

при секретаре Царевой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Нижнезалегощенского сельского поселения Залегощенского района Орловской области к судебному приставу-исполнителю специализированного отделения судебных приставов по Орловской области Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов России Кузиной С.В. и Главному межрегиональному (специализированному) управлению Федеральной службы судебных приставов России об освобождении от исполнительского сбора,

установил:

представитель административного истца - глава администрации Нижнезалегощенского сельского поселения Залегощенского района Орловской области Красницкий А.Ф. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что 07.12.2023 судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей, которое административный истец просил отменить. В дальнейшем изменив исковые требования просил освободить администрацию Нижнезалегощенского сельского поселения Залегощенского района Орловской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, назначенного постановлением от 07.12.2023. В обоснование указал, что на основании решения Залегощенского районного суда Орловской области от 18.08.2020 судебным приставом-исполнителем 11.09.2020 года возбуждено исполнительное производство № 48990/20/57024-ИП, предмет исполнения: на основании разработанного проекта произвести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером площадью 55983,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Однако исполнить решение суда в данной части возможно только после полной ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов. Администрация сельского поселения на протяжении всего времени предпринимала все возможные меры для вывоза мусора с земельного участка. 18.02.2022 года между администрацией и <данные изъяты> которая является единственным региональным оператором в сфере обращение с твердыми коммунальными отходами, заключен договор № 116 на ликвидацию несанкционированной свалки, после чего на основании дополнительного соглашения от 26.08.2022 к нему, произведена частичная ликвидация несанкционированной свалки: 113,6 тонн на сумму 624596,66 рублей. Данные денежные средства были выделены администрацией Залегощенского района Орловской области. В 2023 году администрация поселения неоднократно обращалась к <данные изъяты> по вопросу стоимости услуг полной ликвидации свалки бытовых отходов, 11.09.2023 был зафиксирован факт твердых коммунальных отходов, однако после этого <данные изъяты>» никакие действия не предпринимала. В 2023 году они обратились в администрацию района с просьбой о выделении денежных средств на частичную ликвидацию свалки, однако денежные средства выделены не были. Администрация сельского поселения в силу сложного финансового положения не в состоянии самостоятельно обеспечить выполнение решения суда. Бюджет на 2024 планируется с дефицитом. Кроме того, порядок действий администрации Залегощенского района Орловской области по исполнению решения суда императивно установлен Федеральным законом от 05.04.2015 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и иным способом исполнить решение суда невозможно.

В судебном заседании представитель административного истца - глава администрации Нижнезалегощенского сельского поселения Залегощенского района Орловской области Красницкий А.Ф. исковые требования (с учетом их уточнения) поддержал по доводам, в них изложенным, и просил освободить администрацию от исполнительского сбора. Указал, что доход администрации не является доходным, в 2024 году на статью жилищно-коммунальное хозяйство запланировано всего <данные изъяты> рублей. В 2023 году только после выделения дополнительных средств администрацией района администрация поселения смогла выплатить заработную плату работникам. При этом, администрацией поселения предпринимаются все возможные варианты для исполнения решения суда. Рекультивацию участка возможно провести только после полной очистки территории от отходов. Для этого требуются большие денежные средства, которых у администрации поселения нет. При поступлении денежных средств на эти цели из администрации района, они производили ликвидацию мусора.

Административные ответчики: судебный пристав-исполнитель специализированного отделения судебных приставов по Орловской области Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов России Кузина С.В. и представитель Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов России, заинтересованное лицо прокуратура Залегощенского района Орловской области, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Судебный пристав-исполнитель Кузина С.В. ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствии, в удовлетворении требований (с учетом их уточнения) просила отказать.

Выслушав доводы представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 №-229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

На основании части 8 указанной нормы судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства, либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

В силу части 11 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 Федерального закона.

Требования судебного пристава-исполнителя подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации и являются обязательными для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций при условии их законности (часть 1 статьи 6 поименованного Федерального закона).

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 37 Федерального закона от 02.10.2007 №-229-ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

В случае предоставления должнику отсрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительные действия не совершаются и меры принудительного исполнения не применяются в течение срока, установленного судом, другим органом или должностным лицом, предоставившими отсрочку.

В соответствии с частями 1, 2 и 3 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 №-229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 78 Постановления от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснил, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Такое толкование нормы материального права согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, согласно которой исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Следовательно, исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, от 19 января 2017 года № 1-П, Определения от 2 апреля 2015 года № 654-О, от 27 февраля 2018 года № 517-О, от 24 апреля 2018 года № 1027-О).

В месте с тем, с учетом положений части 7 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ и пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, то есть если придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2015 года № 654-О, пункт 75 постановления Пленума № 50).

Таким образом, одним из обстоятельств, имеющим значение для правильного рассмотрения административного искового заявления администрации Нижнезалегощенского сельского поселения, является наличие в ее поведении как должника в исполнительном производстве, признака противоправности.

Так, 07.12.2023 судебный пристав-исполнитель СОСП по Орловской области ГМУ ФССП России Кузина С.В. вынесла постановление о взыскании исполнительского сбора с администрации Нижнезалегощенского сельского поселения Залегощенского района Орловской области в размере 50000 рублей по исполнительному производству № 48990/2-/98057-ИП.

Между тем, как установлено в судебном заседании по гражданскому делу № 2-79/2020 решением Залегощенского районного суда Орловской области от 17.07.2020 удовлетворены исковые требования прокурора Залегощенского района Орловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Нижнезалегощенского сельского поселения Залегощенского района Орловской области и постановлено:

обязать администрацию Нижнезалегощенского сельского поселения Залегощенского района Орловской области ликвидировать несанкционированную свалку на земельном участке с кадастровым номером , площадью 55983,8 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>

обязать администрацию Нижнезалегощенского сельского поселения Залегощенского района Орловской области осуществить на основании разработанного проекта рекультивацию загрязненного земельного участка с кадастровым номером , площадью 55983,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

Решение не обжаловалось и вступило в законную силу.

На основании заявления заместителя прокурора Залегощенского района Орловской области Кленышева Д.В. от 25.08.2020 года выдано два исполнительных листа.

11.09.2020 судебным приставом-исполнителем МОСП по особым исполнительным производствам Ладыгиной Е.А в отношении администрации возбуждено два исполнительных производства: №48991/20/57024-ИН с предметом исполнения: ликвидация несанкционированной свалки; на основании исполнительного листа ФС № 027109637 исполнительное производство №48990/20/57024-ИН с предметом исполнения: рекультивация земельного участка на основании разработанного проекта. Для добровольного исполнения решения суда установлен пятидневный срок. Должник предупрежден о том, что в случае неисполнения решения суда в установленный срок с него будет взыскан исполнительский сбор.

Определением Залегощенского районного суда Орловской области от 12.10.2020 администрации сельского поселения была предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 31.12.2020. При этом судом было установлено, что данный земельный участок (площадь земельного участка, находящегося под свалкой составляет 55983,8 кв.м.) перешел ответчику в 2019 году с уже имеющимися на нем бытовыми отходами, поскольку прежний собственник отказался от него, а о нахождении в собственности данного земельного ответчику стало известно лишь в 2020 году. Бюджет администрации на 2020 год являлся дефицитным, администрация имела задолженность по обязательствам.

Определением Залегощенского районного суда Орловской области от 14.01.2021 администрации сельского поселения была предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 01.08.2021. Судом было установлено, что в период предоставления отсрочки ответчиком были предприняты меры на заключение договора по ликвидации свалки и определении стоимости услуг по разработке проектно-сметной документации и самой рекультивации земельного участка. В условиях того, что бюджет поселения не являлся доходным, ответчиком направлялись обращения в администрацию района об увеличении дотаций, на что был получен ответ об отсутствии возможности для финансовой помощи.

Определением Залегощенского районного суда Орловской области от 09.08.2021 администрации сельского поселения была предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 01.06.2022 года. Судом было установлено, что в период предоставления отсрочки ответчиком были предприняты меры по ликвидации свалки, но региональным оператором стоимость, вид работ и подготовка проекта договора не были определены.

Определением Залегощенского районного суда Орловской области от 09.06.2022 администрации сельского поселения была предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 30.11.2022 года. Судом установлено, что в период предоставления отсрочки заключены договора на проведение измерений и анализов объектов, подготовлены паспорта отходов и 10.02.2022 между администрацией и <данные изъяты>» заключен договор на ликвидацию несанкционированной свалки, согласно которого к ликвидации отходов организация преступает в течении 90 дней с момента подписания договора и предоставления паспорта отходов.

В свою очередь на основании договора № 116 от 18.02.2022 на ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных и иных отходов и дополнительного соглашения к нему от 26.08.2022 произведена частичная ликвидация несанкционированной свалки - 113,6 тонн на сумму 624 596 рублей 66 копеек, о чем составлен соответствующий акт выполненных работ. Данные денежные средства согласно запросов были предоставлены администрацией Залегощенского района Орловской области.

Определением Залегощенского районного суда Орловской области от 26.01.2023 администрации сельского поселения была предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 01.06.2023.

Постановление от 19.10.2023 в рамках исполнительного производства № 48990/2-/98057-ИП. Установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 27.11.2023.

Между тем, при изучении материального положения ответчика установлено, что что бюджет сельского поселения на 2023 и 2024 год (как и на предшествующие годы) не является доходным, составляет около <данные изъяты> рублей. В бюджете поселения в эти года по коду бюджетной классификации «Жилищно-коммунальное хозяйство» предусмотрено <данные изъяты> рублей на год.

01.06.2023 администрацией Нижнезалегощенского сельского поселения в адрес администрации района был направлены запрос о предоставлении бюджету поселения дотации, в целях исполнения решения суда в части очистки и рекультивации земельного участка, однако денежные средства выделены не были.

10.07.2023, 12.10.2023 в адрес <данные изъяты>» было направлено письмо, в котором администрация просила произвести расчет стоимости для полной ликвидации несанкционированной свалки.

В тоже время как установлено в судебном заседании исполнить решение суда в части рекультивации земельного участка на основании разработанного проекта рекультивации возможно только после очистки земельного участка от отходов.

16.11.2023 и 21.11.2023 главой администрации Нижнезалегощенского сельского поселения Красницким А.Ф. в адрес профильных компаний были направлены запросы о разработке проекта рекультивации земельного участка. Согласно ответа <данные изъяты>» на данный момент компания не разрабатывает проекты рекультивации полигонов и свалок. Компания <данные изъяты>» сообщила, что разработка проекта рекультивации нарушенных земель не может быть выполнена, поскольку на данный период времени на земельном участке имеются твердые коммунальные отходы. После очистки от твердых коммунальных отходов путем их вывоза с земельного участка специализированной организацией, имеющей лицензию на обращение с отходами производства и потребления данный земельный участок подлежит рекультивации.

Таким образом, поскольку исполнить решение суда в части рекультивации земельного участка на основании разработанного проекта рекультивации возможно только после очистки земельного участка от отходов, а в настоящее время земельный участок от твердых коммунальных отходов не очищен, несмотря на то, что административным истцом принимаются достаточные на это меры, однако в силу материального положения, действий регионального оператора, а также того, что административный истец не является субъектом предпринимательской деятельности, и исполнение решения суда, возможно только при соблюдении требований, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение суда в части очистки земельного участка от отходов не исполнено, суд приходит к выводу о том, что в рамках исполнительного производства №48990/20/98057-ИП администрацию Нижнезалегощенского сельского поселения Залегощенского района Орловской области необходимо освободить от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Виновного противоправного бездействия должника в части исполнения решения суда в данной части в установленный судебный приставом-исполнителем срок, суд не усматривает.

Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются в том числе и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 227-228 КАС РФ, суд

определил :

административное исковое заявление администрации Нижнезалегощенского сельского поселения Залегощенского района Орловской области к судебному приставу-исполнителю специализированного отделения судебных приставов по Орловской области Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов России Кузиной С.В. и Главному межрегиональному (специализированному) управлению Федеральной службы судебных приставов России об освобождении от исполнительского сбора удовлетворить.

Освободить администрацию Нижнезалегощенского сельского поселения Залегощенского района Орловской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в рамках исполнительного производства №48990/20/98057-ИП.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Залегощенский районный суд Орловской области в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения, которое будет составлено в течение десяти дней со дня оглашения его резолютивной части.

Председательствующий О.В.Семилеткина

Судья

Полный текст решения изготовлен 24.01.2024