ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-15(2)/2016 от 11.02.2016 Базарно-карабулакского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2а-15(2)/2016

Решение

Именем Российской Федерации

11 февраля 2016 года село Балтай

Саратовской области

Базарно-Карабулакский районный суд (2) Саратовской области в составе председательствующего судьи Верейкина А.А.,

при секретаре Гозенко Л.А.,

с участием представителя административного истца по доверенности Чихляева Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Балтайском районе Саратовской области к Тугушевой Р. Ф. о взыскании обязательных платежей и санкций,

установил:

Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Балтайском районе Саратовской области (далее по тексту – ГУ УПФР) обратилось в суд с указанным административным иском, мотивируя свои требования следующим образом.

Страхователь Тугушева Р.Ф. в соответствии со статьями 2, 15 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» внесена в реестр адвокатов Саратовской области под регистрационным номером <данные изъяты>, является членом Адвокатской палаты Саратовской области с 03.06.2002 года. Решением Совета Адвокатской палаты Саратовской области 01.12.2004 года адвокату Тугушевой Р.Ф. статус адвоката приостановлен. Решением Совета Адвокатской палаты Саратовской области 23.10.2012 года статус адвоката возобновлен. Решением Совета Адвокатской палаты Саратовской области от 08.05.2015 года № 01-10-73-р статус адвоката прекращен. Таким образом Тугушева Р.Ф. должна уплатить страховые взносы за период с 01.01.2015 года по 08.05.2015 года (за 2015 год) не позднее 23.05.2015 года. В 2015 году плательщик страховых взносов обязан уплатить (за полный расчетный период): в ПФР – 18610,8 рублей (5965 рублей (МРОТ) х 26% х 12 месяцев), в ФФОМС - 3650,58 рублей (5965 рублей х 5,1% х 12 месяцев). В нарушение части 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее по тексту - Федеральный закон № 212-ФЗ) страховые взносы за 2015 год в полном объеме плательщиком в установленные сроки не уплачены, в связи с чем образовалась задолженность по страховым взносам за 2015 год: за период с 01.01.2015 года по 08.05.2015 года в ПФР – 6603,83 рубля на страховую часть пенсии, в ФФОМС – 2295,37 рублей. В соответствии со статьей 25 Федерального закона № 212-ФЗ плательщику начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов за 2015 год (с 01.01.2015 года по 08.05.2015 года) за период с 09.05.2015 года по 27.07.2015 года в ПФР на страховую часть пенсии в сумме 139,83 рублей, в ФФОМС – 27,42 рублей; за 2013-2014 года (с 01.01.2013 года по 31.12.2014 года) с 27.01.2015 года по 24.07.2015 года в ПФР на страховую часть пенсии в сумме 1075,71 рублей, в ПФР на накопительную часть пенсии в сумме 109,24 рублей, в ФФОМС в сумме 213,74 рублей. Ответчиком Тугушевой Р.Ф. до настоящего времени не погашена задолженность по страховым взносам и пени, несмотря на направленное требование № 61 от 27.07.2015 года. Таким образом, административный истец просит взыскать с Тугушевой Р.Ф. в пользу ГУ УПФР, задолженность в сумме 9464 рубля 60 копеек.

Представитель административного истца по доверенности Чихляев Д.А. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске и просит их удовлетворить.

Административный ответчик, будучи надлежаще уведомленным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, что в силу части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) не является препятствием к рассмотрению административного дела. Тугушевой Р.Ф. представлены возражения на административное исковое заявление, согласно которых ответчик полагает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. С 23.10.2012 года возобновлен статус адвоката Тугушевой Р.Ф. Решением от 08.05.2015 года статус адвоката у ответчика - прекращен. Однако в период с 23.10.2012 года по 08.05.2015 года адвокатскую деятельность Тугушева Р.Ф. не осуществляла, форму адвокатского образования не избирала, вознаграждение от деятельности не получала. Административный ответчик полагает, что в виду не получения вознаграждения от деятельности, страховые взносы уплате не подлежат, и как следствие, не подлежат удовлетворению исковые требования.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу и по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона № 212-ФЗ, отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах, регулируются настоящим законом.

В соответствии с частью 2 статьи 28 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

Согласно статьи 5 указанного закона плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями; индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

На основании части 8 статьи 16 Федерального закона № 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

В соответствии с частями 1.1 и 1.2 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и других физических лиц, уплачивающих страховые взносы в фиксированном размере определяется в следующем порядке:

- в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период, не превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз;

- в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз, плюс 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.

Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Согласно части 11 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ в случае, если в сведениях о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период, переданных налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков, в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, увеличенное в 12 раз.

Тарифы страховых взносов, подлежащие уплате в ПФР и ФФОМС, установлены статьей 12 Федерального закона № 212-ФЗ.

Статьей 1 Федерального закона от 02.12.2013 года № 336-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» установлен минимальный размер оплаты труда с 01.01.2014 года в сумме 5554 рублей в месяц.

Статьей 1 Федерального закона от 01.12.2014 года № 408-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» установлен минимальный размер оплаты труда с 01.01.2015 года в сумме 5965 рублей в месяц.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщик страховых взносов, обязан был уплачивать страховые взносы в ПФР по тарифу 26%.

В судебном заседании установлено, что административный ответчик в соответствии со статьями 2, 15 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» был зарегистрирован в качестве адвоката и внесен в реестр адвокатов Саратовской области под регистрационным номером 64/1188, являлся членом Адвокатской палаты Саратовской области с 03.06.2002 года. Решением Совета Адвокатской палаты Саратовской области 01.12.2004 года (протокол 14) адвокату Тугушевой Р.Ф. статус адвоката приостановлен. Решением Совета Адвокатской палаты Саратовской области 23.10.2012 года (протокол № 6) статус адвоката возобновлен. Решением Совета Адвокатской палаты Саратовской области от 08.05.2015 года № 01-10-73-р статус адвоката прекращен (л.д. 12-15).

В соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ страховые взносы за период с 01.01.2015 года по 08.05.2015 года (за 2015 год) подлежали уплате не позднее 23.05.2015 года в следующих размерах в ПФР – 6603,83 рубля на страховую часть пенсии, в ФФОМС – 2295,37 рублей (л.д. 6).

В нарушение части 2 статьи 16 Федерального закона № 212-ФЗ страховые взносы за 2015 год в полном объеме плательщиком в установленные сроки не уплачены, в связи с чем образовалась задолженность по страховым взносам за 2015 год: за период с 01.01.2015 года по 08.05.2015 года в ПФР – 6603,83 рубля на страховую часть пенсии, в ФФОМС – 2295,37 рублей.

Из материалов дела следует, что в адрес ответчика направлялись требования о погашении задолженности по обязательным платежам (л.д. 7-11, 16-19). Данные требования ответчиком не исполнены.В соответствии со статьёй 22 Федерального закона № 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.

Согласно статьи 25 указанного закона сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В соответствии с вышеназванной нормой плательщику начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов за 2015 год (с 01.01.2015 года по 08.05.2015 года) за период с 09.05.2015 года по 24.07.2015 года в ПФР на страховую часть пенсии в сумме 139,83 рублей, в ФФОМС – 27,42 рублей; за 2013-2014 года (с 01.01.2013 года по 31.12.2014 года) с 27.01.2015 года по 24.07.2015 года в ПФР на страховую часть пенсии в сумме 1075,17 рублей, в ПФР на накопительную часть пенсии в сумме 109,24 рублей, в ФФОМС в сумме 213,74 рублей.

Ответчиком Тугушевой Р.Ф. до настоящего времени не погашена задолженность по страховым взносам и пени, доказательств обратного ответчиком суду не представлено.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что заявленные административным истцом требования обоснованы и подлежат удовлетворению, поскольку административный ответчик, являлся плательщиком страховых взносов в УПФР, ему были начислены страховые взносы и пени в соответствии с действующим законодательством исходя из фиксированного размере страховых взносов. Поскольку ответчик не погасил задолженность по страховым взносам на момент рассмотрения данного административного дела, то с него в пользу УПФР необходимо взыскать установленные вышестоящим законам пени за несвоевременную уплату страховых взносов, согласно представленному истцом расчету (л.д. 8-10, 18).

Расчет ответчиком не оспорен, соответствует требованиям закона, а поэтому берется судом за основу для взыскания пени с ответчика.

Вместе с тем, ответчиком приведен довод о необоснованности начисления обязательных платежей в связи с тем, что в период с 23.10.2012 года по 08.05.2015 года адвокатскую деятельность Тугушева Р.Ф. не осуществляла, форму адвокатского образования не избирала, вознаграждение от деятельности не получала.

Однако судом данный довод административного ответчика признается необоснованным по следующим основаниям.

Нормы действующего законодательства, а именно: статьи 6 и 28 Федерального закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», статьи 11 и 17 Федерального закона от 29.11.2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», а также статьи 5 и 14 Федерального закона № 212-ФЗ, предусматривают отнесение адвокатов к числу плательщиков страховых взносов и обязывают их в период осуществления профессиональной деятельности уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, исчисленных исходя из минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года.

При этом данные положения закона не предусматривают возможность освобождения адвокатов, которые не осуществляют адвокатскую деятельностью, от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд РФ, отнесение индивидуальных предпринимателей и адвокатов к числу лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них обязанности по уплате страховых взносов само по себе не может расцениваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации. Граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, подвержены такому же социальному страховому риску в связи с наступлением страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору; уплата страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение ими права на получение трудовой пенсии (определения от 24.05.2005 года № 223-О, от 29.09.2011 года № 1179-О-О, от 25.01.2012 года № 226-О-О и др.).

Исходя из особенностей правового статуса лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, федеральный законодатель предусмотрел для них особый порядок исчисления страховых взносов с учетом минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом размер страховых пенсий застрахованных лиц, включая адвокатов, исчисляется с учетом сумм страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд РФ за указанных лиц.

Такое правовое регулирование, предоставляющее лицам, самостоятельно обеспечивающим себя работой, возможность формировать свои пенсионные права в рамках системы обязательного пенсионного страхования, направлено на реализацию права на пенсионное обеспечение.

Закрепляя круг лиц, на которых распространяется обязательное медицинское страхование, законодатель включил в него индивидуальных предпринимателей как в качестве застрахованных, имеющих право на бесплатное оказание медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая, так и страхователей, обязанных уплачивать страховые взносы по общим тарифам.

Таким образом, лицам, самостоятельно обеспечивающим себя работой, в том числе адвокатам, наравне с другими гражданами гарантируется бесплатное оказание медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования, сформированных с учетом страховых взносов.

Выбор гражданином той или иной формы реализации права на труд (заключение трудового договора с работодателем, заключение контракта о прохождении государственной службы, индивидуальная предпринимательская деятельность, приобретение статуса адвоката и пр.) влечет для него определенные правовые последствия, обусловленные правовым статусом, характерным для субъекта того или иного вида общественно-полезной деятельности.

Как и иные лица, относящиеся к категории самостоятельно обеспечивающих себя работой, адвокаты действуют на принципах автономии воли и имущественной самостоятельности. Наличие у лица статуса адвоката не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с данным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих рисков и обязанностей, в том числе по самостоятельной уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Данная обязанность возлагается на адвоката с календарного месяца, в котором ему выдано удостоверение адвоката, и до момента прекращения либо приостановления статуса адвоката, за исключением отдельных периодов. При условии предоставления документов, подтверждающих отсутствие профессиональной деятельности в указанный период, адвокат не исчисляет и не уплачивает указанные взносы.

В случае длительного неисполнения профессиональных обязанностей Федеральный закон от 31.05.2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» позволяет приостанавливать статус адвоката. Когда адвокат придет к выводу о возможности возобновления профессиональной деятельности, он вправе обратиться в совет адвокатской палаты, принявший решение о приостановлении его статуса, с личным заявлением. По решению данного совета статус адвоката возобновляется.

Следовательно, после принятия советом адвокатской палаты того субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об этом адвокате, решения о приостановлении его статуса адвокат освобождается от обязанности по начислению и уплате взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Вышеназванная правовая позиция установлена в определении Конституционного Суда РФ от 29.09.2019 года № 1925-О.

Таким образом, обязанность по уплате обязательных платежей возникает в силу факта государственной регистрации физического лица в качестве адвоката и прекращается с момента государственной регистрации прекращения статуса адвоката. Адвокат обязан уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа и в том случае, когда адвокатскую деятельность он фактически не осуществляет.

Законодательство об обязательном пенсионном страховании связывает момент прекращения статуса страхователя именно с датой государственной регистрации прекращения деятельности.

Согласно части 1 статьи 114 КАС РФ, государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В соответствии с частью 2 статьи 103 КАС РФ размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Согласно части 1 статьи 111 КАС РФ по делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

Следовательно, государственная пошлина подлежит взысканию с административного ответчика в доход государства.

Подпункт 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ предусматривает, что при подаче административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до 20000 рублей подлежит оплате государственная пошлина в размере 4 процентов цены иска, но не менее 400 рублей. Административным истцом заявлены требования о взыскании задолженности в сумме 9464 рубля 60 копеек, следовательно, при подаче настоящего административного иска подлежала оплате государственная пошлина в размере 400 рублей.

В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины, следовательно, государственная пошлина подлежит взысканию с административного ответчика в доход государства.

Руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Балтайском районе Саратовской области к Тугушевой Р. Ф. о взыскании обязательных платежей и санкций - удовлетворить.

Взыскать с Тугушевой Р. Ф. в пользу Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Балтайском районе Саратовской области задолженность по страховым взносам и пени в размере 9464 (девять тысяч четыреста шестьдесят четыре) рубля 60 копеек, в том числе:

задолженность по страховым взносам за 2015 год за период с 01.01.2015 года по 08.05.2015 года в ПФР на страховую часть пенсии - 6603 рубля 83 копейки (КБК 39210202140061000160), в ФФОМС - 1295 рублей 37 копеек (КБК 39210202101081011160);

задолженность по пени за несвоевременную уплату страховых взносов за 2015 год за период с 09.05.2015 года по 24.07.2015 года в ПФР на страховую часть пенсии - 139 рублей 83 копейки (КБК 39210202140062000160), в ФФОМС – 27 рублей 42 копейки (КБК 39210202101082011160);

задолженность по пени за несвоевременную уплату страховых взносов за 2013-2014 года за период с 27.01.2015 года по 24.07.2015 года в ПФР на страховую часть пенсии - 1075 рублей 17 копеек (КБК 39210202140062000160), в ПФР на накопительную часть пенсии 109 рублей 24 копейки (КБК 39210202150062000160), в ФФОМС - 213 рублей 74 копейки (КБК 39210202101082011160).

Взыскать с Тугушевой Р. Ф. в доход государства государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области (412630, Саратовская область, село Балтай, улица Ленина 86).

Председательствующий А.А. Верейкин