ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1500/18 от 01.10.2018 Заволжского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 2а-1500/2018

Изг. 01.10.2018 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль 10 сентября 2018 года

Заволжский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Ратехиной В.А., при секретаре Сизоненко Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ярославле административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области к Некоммерческому партнерству по развитию тенниса и спорта «Спортивно-теннисный комплекс» о ликвидации, исключении из единого государственного реестра юридических лиц,

у с т а н о в и л:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Некоммерческому партнерству по развитию тенниса и спорта «Спортивно-теннисный комплекс» (далее – Партнерство) о ликвидации и об исключении из единого государственного реестра юридических лиц. В обоснование иска указало, что административный ответчик зарегистрирован в качестве юридического лица при создании Инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам по Заволжскому району г. Ярославля 19.05.2009 г. за основным государственным регистрационным номером . Запись об учреждении внесена в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций 21.05.2009 г. за учетным номером . В нарушение ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» партнерство с 2011 г. не предоставляло в уполномоченный орган отчетность в объеме, установленном ст. 32 Закона. 13.10.2016 г. в адрес Партнерства Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области было вынесено письменное предупреждение об устранении нарушений действующего законодательства и направлено по месту нахождения Партнерства и месту жительства Президента Партнерства – ФИО6. Предупреждения были возвращены в Управление с отметкой почтового отделения об истечении срока хранения. В силу п. 10 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных ст. 32 Закона, явилось основанием для обращения уполномоченного органа в суд с административным иском о ликвидации данной некоммерческой организации. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец административный истец просил ликвидировать Партнерство и исключить его из единого государственного реестра юридических лиц.

Административный истец - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области в судебное заседание не явилось, о дате и времени рассмотрения дела извещено надлежаще. В дополнение указало, что основанием для обращения Управления с настоящим административным иском явилось непредоставление Партнерством отчетности за 2010 - 2016 гг. Партнерство 11.07.2018 г. представило в Управление отчетность только за 2014-2017 годы, отчетность за 2010-2013 гг., до настоящего времени Партнерством не представлена. Кроме того, представленная отчетность не соответствует требованиям п. 3.1. ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а именно: в отчетности не указаны сведения о поступлении в 2014-2017 гг. имущества и денежных средств от иностранных источников. С учетом изложенного, административный истец указал, что поддерживает исковые требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика Некоммерческого партнерства по развитию тенниса и спорта «Спортивно-теннисный комплекс» Стригачева Д.Н., действующая на основании доверенности и документа о высшем юридическом образовании (л.д. 72-73), возражала против удовлетворения требований. В обоснование возражений указала, что предупреждение об устранении нарушений Партнерство не получало, в указанном предупреждении был указан иной временной период: 2010-2016 гг. Ответчик вплоть до 2015 г. направлял всю установленную законодательством отчетность в территориальный орган Министерства юстиции, в настоящее время срок хранения таких документов истек и они были уничтожены согласно нормам о документообороте. В период с 2010 по 2016 г. в отношении ответчика проверок со стороны административного истца по факту непредоставления отчетности не проводилось, что подтверждает отсутствие нареканий в отношении Партнерства до 2016г. Полагала, что характер допущенных Партнерством нарушений не является существенным, данные нарушения не повлекли неустранимых последствий, ликвидация организации не может рассматриваться в качестве единственной меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц. Факт неоднократного нарушения Партнерством закона, неоднократного непредоставления сведений в установленные законом сроки стороной административного истца не доказан. Кроме того, в спорный период времени Партнерство эффективно осуществляло деятельность, направленную на достижений уставных целей, получало доход от предпринимательской деятельности, надлежащим образом исполняло обязанности налогоплательщика, предоставляло налоговую отчетность в налоговые органы. Одновременно сослалась на истечение установленного ст. 219 КАС РФ трехмесячного срока обращения административного истца в суд с административным иском.

Привлеченные к участию в деле заинтересованные лица Соколов О.В., Васильев П.Г. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания были извещены судом надлежащим образом.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

Судом установлено, что Некоммерческое партнерство по развитию тенниса и спорта «Спортивно-теннисный комплекс» зарегистрировано в качестве юридического лица 15.09.2009 г. при создании Инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам по Заволжскому району г. Ярославля за номером Запись об учреждении внесена в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций 21.05.2009 г. за учетным номером .

Пунктами 4.1. и 5 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», приказом Минюста России от 03.03.2014 г. № 26 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации», Министерству юстиции Российской Федерации и его территориальным органам предоставлены полномочия по контролю за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации, в том числе право обращения в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих. организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.

В соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в п. 3.1. ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» установлен срок представления вышеуказанных документов в уполномоченный орган - ежегодно, начиная с 2007 года, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

В соответствии с п. 3.1. ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

В силу п. 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Согласно подп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В силу п. 10 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 27.12.2016 г. № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» разъяснил, что, неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства. Неустранение ранее выявленного нарушения не образует неоднократности независимо от длительности такого неустранения. Сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие неоднократности нарушений, могут содержаться в постановлении по делу об административном правонарушении, приговоре или решении суда, принятых в отношении лиц, связанных с деятельностью данного объединения граждан, а также в актах иных органов (п. 27).

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 28 Постановления от 23.06.2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» также разъяснил, что неоднократность нарушения законодательства сама по себе не может служить основанием для принятия судом решения о ликвидации юридического лица. Такая исключительная мера должна быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям (подп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 18.07.2003 г. № 14-П, такая мера как ликвидация юридического лица, не может быть применена к юридическому лицу по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократными нарушениями закона; такие нарушения в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о его ликвидации в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Судом установлено, что в адрес административного ответчика истцом направлялось предупреждение об устранении нарушений действующего законодательства от 13.10.2016 г. Доказательства вручения предупреждения ответчику отсутствуют. Доказательства того, что после вынесения указанного предупреждения об устранении нарушений закона были выявлены аналогичные или иные нарушения действующего законодательства, в материалах дела отсутствуют. Суд приходит к выводу о том, что факт неоднократного нарушения административным ответчиком закона, выразившегося в неоднократном непредоставлении в установленные законом сроки отчетности в объеме, установленном ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» административным истцом не доказан.

Из материалов дела также усматривается, что в спорный период времени Партнерство осуществляло деятельность, направленную на достижение уставных целей, получало доход от предпринимательской деятельности, надлежащим образом исполняло обязанности налогоплательщика, предоставляло налоговую отчетность в налоговые органы. 11.07.2018 г. представило в Управление отчетность за 2014-2017 годы.

Само по себе непредоставление в установленные законом сроки отчетности в объеме, установленном ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не является тем существенным нарушением, при котором ликвидация организации должна рассматриваться в качестве единственной меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Доводы административного ответчика об истечении установленного ст. 219 КАС РФ трехмесячного срока обращения административного истца в суд с административным иском судом не принимаются. При рассмотрении данной категории дел осуществляется судебный контроль за законностью и обоснованностью реализации уполномоченными органами или должностными лицами отдельных властных требований к объединениям граждан. Соответствующая глава 27 КАС РФ сроков обращения уполномоченных органов в суд с административным иском не устанавливает; применение ст. 219 КАС РФ по аналогии недопустимо, поскольку будет противоречить существу спорных отношений.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии достаточных оснований для удовлетворения заявленных Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области административных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 264-265 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области к Некоммерческому партнерству по развитию тенниса и спорта «Спортивно-теннисный комплекс» о ликвидации, исключении из единого государственного реестра юридических лиц оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Заволжский районный суд города Ярославля.

Судья В.А.Ратехина