ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1500/2022 от 20.04.2022 Сергиево-посадского городского суда (Московская область)

КОПИЯ Дело № 2а-1500/2022

УИД 50RS0042-01-2022-001198-12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 апреля 2022 года г. Сергиев Посад МО

Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе:

судьи Базылевой Т.А. при секретаре Мизиной Д.М.

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по г. Сергиеву Посаду Московской области к Кравчуку Н. П. о взыскании задолженности по налогам и пени,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по г. Сергиеву Посаду Московской области обратилась в суд с административным иском к Кравчуку Н.П. о взыскании задолженности по транспортному и имущественному налогам, пени за 2019 год.

Из административного искового заявления усматривается, что Кравчук Н.П. является собственником строений и земельных участков, в связи с чем плательщиком земельного и имущественного налога. В связи с неисполнением обязанности по уплате налога ему было направлено требование № 26232 со сроком уплаты задолженности до 21.01.2021 г., которое не исполнено. ИФНС России по г. Сергиеву Посаду Московской области просит взыскать с Кравчука Н.П. задолженность по земельному налогу в границах городских округов – 104 900 руб., пени -306,09 руб. и пени по земельному налогу в границах сельских поселений- 0,78 руб., по налогу на имущество в границах городских округов – 19 900 руб., пени – 68,25 руб.

В судебное заседание представитель административного истца ИФНС России по г. Сергиеву Посаду Московской области не явился, извещен о дате и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Административный ответчик в судебном заседании возражал против взыскании заложенности в указанных суммах, полагая расчет неверным, поскольку считает завышенной кадастровую стоимость земельных участков. При этом пояснил, что требование об уплате налогов получал, частично оплачивал, расчет представленный истцом не оспаривал. Также пояснил, что с иском об оспаривании кадастровой стоимости в суд не обращался. Полагал, что административным истцом пропущен срок на обращение в суд.

Изучив доводы иска, исследовав письменные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Кравчук Н.П. является собственником семнадцати иных строений, расположенных на <адрес>.

Кроме того Кравчук Н.П. является собственников земельных участков с кадастровым номером по адресу: <адрес>; с кадастровым номером по адресу: <адрес>; с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

Налоговым органом сформировано налоговое уведомление № 59619739 от 01.09.2020 года, согласно которому Кравчук Н.П. в срок до 01.12.2020 года обязан к уплате имущественного налога на иные строения в размере 24 232 руб. и земельного налога в размере 109 224 (л.д.22-25).

В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов начислены пени за период с 02.12.2020 по 21.12.2020 года по земельному налогу в границах городских поселений в размере 306,70 руб., по земельному налогу в границах сельских поселений -1,07 руб., по имущественному налогу в границах городских поселений за тот же период в размере 68,66 руб. (л.д.27-28)

В адрес административного ответчика направлялось налоговое требование № 26232 по состоянию на 22.12.2020 г., согласно которому Кравчук Н.П. должен был уплатить задолженность по налогам и пени за 2019 г. до 21.01.2021 г (л.д.19).

В судебном заседании административным ответчиком не оспаривался факт получения налогового требования.

Однако указанное требование административным ответчиком не исполнено в полном объеме.

Согласно карточке расчетов с бюджетом произведена оплата по налогу на имущество физических лиц за 2019 год -09.11.2021 года в размере 3000 руб.,27.12.2021 года -100 руб.; по земельному налогу за 2019 год - 30.08.2021 года в размере 1 248 руб., 09.11.2021 -2 000 руб., 27.12.2021 -100 руб.

Согласно расчету, представленному административным истцом, сумма задолженности по земельному налогу в границах городских поселений составляет 104 900 руб., пени -306,09 руб., пени по земельному налогу в границах сельских поселений- 0,78 руб., по налогу на имущество в границах городских округов – 19 900 руб., пени – 68,25 руб.

Административный ответчик сумму задолженности не оспаривал.

Как определено статьей 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

На основании ст. 15 НК РФ земельный налог относится к местным налогам и сборам.

Согласно положений ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков

Согласно ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В соответствии со ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Ст. 390-391 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В силу ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительских органов муниципальных образований.

Согласно статье 401 НК РФ объектом налогообложения признаются расположенное в пределах муниципального образования жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение. Дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 406 Налогового Кодекса РФ налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В соответствии с ч.1 ст. 397 НК РФ срок уплаты налога для налогоплательщиков – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу ст.75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, начисляется пеня.

Согласно разъяснениям, изложенным в п.18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 41 и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 9 от 11.06.1999 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», пеня не является мерой налоговой ответственности.

По смыслу ст.46, 75 НК РФ пени является обеспечительной мерой, направленной на восстановление нарушенного права государства на своевременное получение налоговых платежей. Пени является составной и неотъемлемой частью налогового платежа в случае его несвоевременного внесения в бюджет. Взимание пени обуславливается только фактом просрочки уплаты налога и не требует соблюдения специальных процедур, предусмотренных для взыскания штрафов.

В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Срок исполнения последнего требования №26232 по состоянию на 22.12.2020 г. установлен до 21.12.2021 г. ИФНС России по г. Сергиеву Посаду Московской области обращалось с заявлением к мировому судье 229 судебного участка Сергиево-Посадского судебного района о выдаче судебного приказа 10.08.2021 года. 13.08.2021 г. мировым судьей судебного участка №229 Сергиево-Посадского судебного района Московской области был вынесен судебный приказ о взыскании с Кравчука Н.П. задолженности по налогам. Определением от 23.08.2021 года судебный приказ от 13.08.2021 г. по требованию ИФНС России по г. Сергиеву Посаду Московской области о взыскании недоимки по налогу, пени с Кравчука Н.П. был отменен, по заявлению последнего с возражениями против его исполнения. Административное исковое заявление направлено в суд 09.02.2022 г., т.е. в установленный законом срок.

При этом доводы административного ответчика о пропуске административным истцом срока на обращение в суд, суд считает несостоятельными по следующим основаниям.

Обязанность платить налоги - это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

Как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 62, истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, является препятствием для выдачи судебного приказа, в то время как в рассматриваемом деле судебный приказ был вынесен мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа (статья 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика неуплаченных сумм налога, в связи с чем, подано заявление о вынесении судебного приказа, предъявлен настоящий административный иск; отмена судебного приказа позволяла налоговому органу предъявить административные исковые требования в течение шести месяцев с момента отмены последнего.

Вопрос соблюдения налоговым органом срока обращения в суд для получения судебного приказа, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации проверяется при рассмотрении соответствующего процессуального вопроса мировым судьей, о чем разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 62, согласно которому истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации является препятствием для выдачи судебного приказа.

Как следует из материалов административного дела, судебный приказ о взыскании обязательных налоговых платежей был вынесен мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа, в том числе и по мотиву пропущенного процессуального срока (статья 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

С административным исковым заявлением налоговый орган обратился в суд до истечения шестимесячного срока со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа. При этом отмена судебного приказа позволяла налоговому органу предъявить административные исковые требования в суд в течение шести месяцев с момента его отмены, настоящее административное исковое заявление было подано в суд с соблюдением процессуальных сроков на его подачу. Суд считает, с учетом изложенного, что срок на обращение в суд с иском не нарушен.

Административные истец просил взыскать с Кравчука Н.П. задолженность за 2019 год по земельному налогу в границах городских поселений составляет 104 900 руб., пени -306,09 руб., пени по земельному налогу в границах сельских поселений- 0,78 руб., по налогу на имущество в границах городских округов – 19 900 руб., пени – 68,25 руб.

Доказательств исполнения требования в части задолженности по земельному и имущественному налогу за 2019 год в указанном размере административным ответчиком не представлено.

С учетом изложенного, требования ИФНС России по г. Сергиеву Посаду Московской области о взыскании с Кравчука Н.П. задолженности налогам и пени подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.114 КАС РФ с Кравчука Н.П. в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в сумме 3 704 руб.

Руководствуясь ст.ст.45, 48 НК РФ, 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ИФНС России по г. Сергиеву Посаду Московской области к Кравчуку Н. П. о взыскании задолженности по налогам и пени удовлетворить.

Взыскать с Кравчука Н. П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, урож. дг. <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, в пользу ИФНС России по г. Сергиеву Посаду Московской области задолженность за 2019 год по налогу на имущество в границах городских округов – 19 900 руб., пени за период с 02.12.2020 по 21.12.2020 года – 68,25 руб.4 земельный налог в границах городских поселений в размере 104 900 руб., пени за период с 02.12.2020 по 21.12.2020 года в размере 306,09 руб., пени по земельному налогу в границах сельских поселений в размере 0,78 руб.

Взыскать с Кравчука Н. П. государственную пошлину в сумме 3 704 рубля в доход местного бюджета.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Сергиево-Посадский городской суд Московской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: подпись Т.А. Базылева