ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1502/2021 от 16.11.2021 Кандалакшского районного суда (Мурманская область)

Дело № 2а-1502/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(мотивированное решение изготовлено 16.11.2021)

г. Кандалакша 16 ноября 2021 года

Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:

судьи Лебедевой И.В.,

при секретаре Ком Е.А.,

с участием:

старшего помощника прокурора г. Кандалакши Свильповой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Кандалакши в интересах неопределённого круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещённой,

заинтересованное лицо:

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций,

установил:

Прокурор г. Кандалакши обратился в суд с административным иском о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещённой. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенного мониторинга сети «Интернет» выявлены страницы с сайтов <данные изъяты>, на которой выявлена информация в свободном доступе, без ограничения по возрасту, доступны видеоролики порнографического характера. Доступ на данные сайты является свободным. Установить владельцев сайтов в ходе надзорных мероприятий не представилось возможным. Просит признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на Интернет-сайте по сетевым адресам: <данные изъяты>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании старший помощник прокурора г. Кандалакши Свильпова Н.А. поддержала требования по основаниям, изложенным в административном иске.

В судебное заседание представители Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций не явились, извещены судом о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Выслушав старшего помощника прокурора г. Кандалакши Свильпову Н.А., исследовав материалы дела, суд признаёт административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 265.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Статьей 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149) установлено, что информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.

По правилам части 1 статьи 10 Закона № 149 в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

На основании части 6 указанной статьи запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу части 3 статьи 15 Закона № 149 использование на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей в хозяйственной или иной деятельности не может служить основанием для установления дополнительных требований или ограничений, касающихся регулирования указанной деятельности, осуществляемой без использования таких сетей, а также для несоблюдения требований, установленных федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона № 149 ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со статьей 15.1 Закона № 149 в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». В указанный реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 названной статьи, является, в частности, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 5 статьи 15.1 Закона № 149).

Частью 3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» использование на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей в хозяйственной или иной деятельности не может служить основанием для установления дополнительных требований или ограничений, касающихся регулирования указанной деятельности, осуществляемой без использования таких сетей, а также для несоблюдения требований, установленных федеральными законами.

В соответствии со статьями 6.11, 6.12 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации занятие проституцией, получение дохода за занятие проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией, являются административными правонарушениями.

Статьями 240, 241 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена ответственность за вовлечение в занятие проституцией и организацию занятия проституцией.

Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации побуждает неопределённый круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению, вводит в заблуждение неопределённый круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования документа об образовании без обучения.

Судом установлено, что в ходе проведенного мониторинга сети «Интернет» выявлены страницы сайтов <данные изъяты>, на которых содержится информация в свободном доступе, без ограничения по возрасту, доступны видеоролики порнографического характера.

Данные страницы открыты для доступа неограниченного количества лиц.

Согласно общедоступным сведениям с сайта <данные изъяты> данные о владельцах сайтов <данные изъяты>, отсутствуют, в связи с чем привлечь их к участию в деле не представляется возможным.

Суд находит обоснованной позицию прокурора г. Кандалакши, согласно которой нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» указанной информации способствует совершению правонарушений.

Целью обращения прокурора с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании вышеприведенной информации, пропагандирующей противоправную деятельность и размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации, является последующее включение в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Закона № 149, для ограничения доступа к указанной информации как незаконной.

Признание тех или иных информационных материалов запрещенными для распространения, означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

По делам о признании информации, пропагандирующей противоправную деятельность и размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком интернет-сайте запрещенной информации.

Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.

С учетом изложенного, заявление прокурора подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175–180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Признать информацию, распространяемую посредством сети Интернет и размещённую на интернет-сайтах по сетевым адресам: <данные изъяты>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение суда направить в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Мурманской области для включения в Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.В. Лебедева