ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1502/2021 от 25.02.2021 Центрального районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2а-1502/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Галаховой И.В.

при секретаре Чусове О.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании 25 февраля 2021 года в городе Волгограде административное дело по иску Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области к Городской общественной организации "Конгресс татар г. Волгограда, сохранение национальной культуры и культурно-духовного развития татар" о ликвидации и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области обратилось в суд с вышеуказанным административным иском, указав, что Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области 21.08.2015 принято решение о государственной регистрации Городской общественной организации "Конгресс татар г. Волгограда, сохранение национальной культуры и культурно-духовного развития татар" о ликвидации и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц. Сведения об организации в Единый государственный реестр юридических лиц внесены 26.08.2015 за ОГРН 1153443021863, ИНН 3444254482. Согласно материалам учетного дела, юридический адрес организации г. Волгоград, ул. Ткачева, д. 10, руководитель – Щербаева Фяридя Измаиловна. Организационно-правовая форма Организации - общественная организация. По информации, поступившей из прокуратуры Волгоградской области, организация не находится по адресу, указанному в ЕГРЮЛ: 400050, г. Волгоград, ул. Ткачева, д.10, что нарушает требования пункта 3 статьи 54 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которому в ЕГРЮЛ должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица. До настоящего времени Организация не представила в Управление необходимую информацию об актуальности адреса Организации либо комплект документов для внесения изменений в ЕГРЮЛ не связанных с внесением изменений в учредительные документы, в случае если Организация изменила свой юридический адрес. Согласно отчету по форме ОН0003 за 2019 год и сообщению о продолжении деятельности в 2020 году, представленным в Управление (вх. № 3833, 3834), адресом места нахождения является 400050, Волгоград, ул. Ткачева, д.10. По данному факту Управлением было вынесено предупреждение от 22.07.2020 (исх. № 34/03-6474) с требованием представить информацию об актуальном адресе Организации и комплект документов для внесения изменений в сведения об адресе юридического лица, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, со сроком исполнения до 14.09.2020. Вышеуказанное предупреждение было направлено Организации по юридическому адресу, а так же по месту фактического проживания руководителя Организации, согласно почтовым идентификаторам Организацией не получено, что подтверждается почтовыми реестрами и отчетами об отслеживании почтовых отправлений. В ходе ревизии учетного дела Организации Управлением установлены нарушения Организацией действующего законодательства Российской Федерации. Организация осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного общим собранием 10.05.2015. Уставом некоммерческой организации должны быть исчерпывающе определены виды деятельности некоммерческой организации, в том числе виды приносящей доход деятельности, в случае, ее осуществления. Формулировки в учредительном документе, предусматривающие открытый перечень видов деятельности, не допускаются. По данному факту Управлением были вынесены предупреждения от 18.07.2019 (исх. № 34/03-6732)с требованием представить комплект документов для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица до 03.09.2019, от 12.11.2019 (исх. № 34/03-10372)со сроком исполнения до 19.12.2019, от 16.01.2020 (исх. № 34/03-390)со сроком исполнения до 19.02.2020, от 02.06.2020 (исх. № 34/03-4565)со сроком исполнения до 14.07.2020. Вышеперечисленные предупреждения направлены Организации по юридическому адресу, а так же по месту фактического проживания руководителя Организации. Предупреждение от 18.07.2019 (исх. № 34/03-6732) было вручено руководителю Организации 05.08.2019, остальные предупреждения согласно почтовым идентификаторам, Организацией не получены, что подтверждается почтовыми реестрами и отчетами об отслеживании почтовых отправлений. Таким образом, Организацией не соблюдаются требования законодательства Российской Федерации, вынесенные Управлением предупреждения до настоящего времени не исполнены.

Административный истец просит суд признать Городскую общественную организацию "Конгресс татар г. Волгограда, сохранение национальной культуры и культурно-духовного развития татар" прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить сведения о нем из ЕГРЮЛ.

Представитель административного истца Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что по состоянию на 16.02.2021 необходимые сведения административным ответчиком в уполномоченный орган не предоставлены.

Представитель административного ответчика Городской общественной организации "Конгресс татар г. Волгограда, сохранение национальной культуры и культурно-духовного развития татар" о ликвидации и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц», в судебное заседание не явился, о причинах не явки суд не уведомлен.

Судом в адрес административного ответчика по адресу регистрации, указанному в ЕГРЮЛ, а так же по месту жительства председателя организации направлены извещения о времени и месте слушания дела, которые остались невостребованными адресатами и возвращены в суд за истечением срока хранения.

В связи с чем, суд признает неявку административного ответчика неуважительной, а потому считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица ИФНС России по Центральному району г. Волгограда, заинтересованное лицо председатель Городской общественной организации "Конгресс татар г. Волгограда в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомлен.

Учитывая, что в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, суд считает возможным рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса на основании ч. 7 ст. 150 КАС РФ.

Суд, исследовав материалы дела, находит заявленный Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.3 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра.

Согласно ст. 262 КАС РФ, административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.

Согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», - под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Как следует из пункта 4 статьи 5 Закона № 129-ФЗ, записи вносятся в государственный реестр на основании документов, представленных при государственной регистрации.

На основании статьи 29 Закона № 82-ФЗ общественное объединение обязано информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ, за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней е момента таких изменений.

Подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ к числу таких сведений отнесены сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа некоммерческой организации (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени некоммерческой организации без доверенности), по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией.

На основании пункта 2 статьи 51 ГК РФ, юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.

В соответствии с ч. 3 статьи 54 ГК РФ, в едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Согласно пункту 2 статьи 61 Закона № 129-ФЗ при наличии информации о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна, регистрирующий орган после направления этому юридическому лицу (в том числе в адрес его учредителей (участников) и лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности) уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о его адресе и в случае непредставления таких сведений в разумный срок может обратиться в суд с требованием о ликвидации этого юридического лица.

В судебном заседании установлено, что Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области 21.08.2015 принято решение о государственной регистрации Городской общественной организации "Конгресс татар г. Волгограда, сохранение национальной культуры и культурно-духовного развития татар" о ликвидации и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц.

Сведения об организации в Единый государственный реестр юридических лиц внесены 26.08.2015 за ОГРН 1153443021863, ИНН 3444254482.

Согласно материалам учетного дела, юридический адрес организации г.Волгоград, ул. Ткачева, д. 10, руководитель – Щербаева Фяридя Измаиловна. Организационно-правовая форма Организации - общественная организация.

Согласно отчету по форме ОН0003 за 2019 год и сообщению о продолжении деятельности в 2020 году, представленным в Управление (вх. № 3833, 3834), адресом места нахождения является 400050, Волгоград, ул. Ткачева, д.10.

По информации, поступившей из прокуратуры Волгоградской области, организация не находится по адресу, указанному в ЕГРЮЛ: 400050, г.Волгоград, ул. Ткачева, д.10.

По данному факту Управлением было вынесено предупреждение от 22.07.2020 (исх. № 34/03-6474) с требованием представить информацию об актуальном адресе Организации и комплект документов для внесения изменений в сведения об адресе юридического лица, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, со сроком исполнения до 14.09.2020.

Вышеуказанное предупреждение было направлено Организации по юридическому адресу, а так же по месту фактического проживания руководителя Организации, согласно почтовым идентификаторам Организацией не получено, что подтверждается почтовыми реестрами и отчетами об отслеживании почтовых отправлений.

В ходе ревизии учетного дела Организации Управлением установлены нарушения Организацией действующего законодательства Российской Федерации. Организация осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного общим собранием 10.05.2015. Уставом некоммерческой организации должны быть исчерпывающе определены виды деятельности некоммерческой организации, в том числе виды приносящей доход деятельности, в случае, ее осуществления. Формулировки в учредительном документе, предусматривающие открытый перечень видов деятельности, не допускаются.

Пунктом 2 статьи 123.5 ГК РФ установлено, что Устав общественной организации должен содержать сведения о предмете и целях ее деятельности.

Пунктом 1 статьи 24 Закона № 7-ФЗ определено, что некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности, которые предусмотрены ее уставом.

По нормам пункта 4 статьи 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и если это соответствует таким целям.

Таким образом, уставом некоммерческой организации должны быть исчерпывающе определены виды деятельности некоммерческой организации, в том числе виды приносящей доход деятельности, в случае, ее осуществления.

По данному факту Управлением были вынесены предупреждения от 18.07.2019 (исх. № 34/03-6732)с требованием представить комплект документов для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица до 03.09.2019, от 12.11.2019 (исх. № 34/03-10372)со сроком исполнения до 19.12.2019, от 16.01.2020 (исх. № 34/03-390)со сроком исполнения до 19.02.2020, от 02.06.2020 (исх. № 34/03-4565)со сроком исполнения до 14.07.2020.

Вышеперечисленные предупреждения направлены Организации по юридическому адресу, а так же по месту фактического проживания руководителя Организации. Предупреждение от 18.07.2019 (исх. № 34/03-6732) было вручено руководителю Организации 05.08.2019, остальные предупреждения согласно почтовым идентификаторам, Организацией не получены, что подтверждается почтовыми реестрами и отчетами об отслеживании почтовых отправлений.

Таким образом, Организацией не соблюдаются требования законодательства Российской Федерации, вынесенные Управлением предупреждения до настоящего времени не исполнены.

В соответствии с ч. 5 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой настоящей статьи, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

В силу подпункта 74 пункта 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 26, к полномочиям Управления Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) РФ относится обращение суд с заявлением о ликвидации некоммерческих организаций, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.

На основании изложенного, поскольку Городская общественная организация "Конгресс татар г. Волгограда, сохранение национальной культуры и культурно-духовного развития татар" грубо нарушила треьбования Закона № 7-ФЗ, Закона № 129-ФЗ, требования Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из ЕГРЮЛ, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Поскольку административный истец на основании подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче административного иска, с Городской общественной организации "Конгресс татар г. Волгограда, сохранение национальной культуры и культурно-духовного развития татар" в доход бюджета городского округа город-герой Волгоград подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 4 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 181, 291-292 КАС РФ, суд

решил:

требования Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области к Городской общественной организации "Конгресс татар г.Волгограда, сохранение национальной культуры и культурно-духовного развития татар" о ликвидации и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц - удовлетворить.

Признать Городскую общественную организацию "Конгресс татар г. Волгограда, сохранение национальной культуры и культурно-духовного развития татар" (ОГРН 1153443021863, ИНН 3444254482) прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица.

Исключить Городскую общественную организацию "Конгресс татар г. Волгограда, сохранение национальной культуры и культурно-духовного развития татар" (ОГРН 1153443021863, ИНН 3444254482) из Единого государственного реестра юридических лиц.

Взыскать с Городской общественной организации "Конгресс татар г.Волгограда, сохранение национальной культуры и культурно-духовного развития татар" государственную пошлину в доход бюджета городского округа - город-герой Волгоград в размере 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Мотивированное решение составлено 05.03.2021 г.

Судья Галахова И.В.