ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1502/2021КОПИ от 29.09.2021 Чайковского городского суда (Пермский край)

Дело № 2а-1502/2021 копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 сентября 2021 года г. Чайковский

Чайковский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Шлегель А.Н.,

при секретаре судебного заседания Бурнышевой Д.Г.,

с участием представителя административного истца ФИО3

представителей административного ответчика ФИО4, ФИО5, ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО7 к Межрайонной ИФНС № 18 по Пермскому краю о признании незаконным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, возмещении судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

ФИО7 обратилась в суд с административным иском Межрайонной ИФНС № 18 по Пермскому краю о признании незаконным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО7 составлен акт налоговой проверки по поданной ранее налоговой декларации по налогу на доходы физического лица по форме 3-НДФЛ за 2019 год, согласно которому установлено, что ею осуществлено занижение налоговой базы и допущена неуплата налога на доходы физических лиц в размере <данные изъяты> рублей.

Не согласившись с актом, она представила возражение, однако, по итогам рассмотрения вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение обжаловалось в УФНС по Пермскому краю, решением от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в удовлетворении, с которым она не согласна.

Она, вступая в сделку, обратилась в оценочную компанию для определения действительной стоимости продаваемого объекта. Согласно представленному в налоговый орган заключению оценщика об оценке рыночной стоимости нежилого здания и земельного участка, цена продажи соответствует рыночной, а кадастровая является не актуальной, чрезмерно завышенной.

В рамках налоговой проверки налоговым органом данный отчет о рыночной стоимости объекта недвижимости не оспорен.

Таким образом, действия по отражению действительной рыночной стоимости предмета отчуждения не может рассматриваться как злоупотребление, а напротив свидетельствует о добросовестности участника гражданского оборота. Ее действия не могут и не должны квалифицироваться как занижение налоговой базы, как это отражено в оспариваемом решении.

Сведения кадастрового учета не имеют преимуществ относительно действительной рыночной цены объекта. Сведения относительной кадастровой стоимости не могут быть положены в основу ее недобросовестности. Оценочный отчет по времени соответствует периоду совершения сделки, а сведения кадастровой стоимости имеют существенные расхождения относительной периода совершения сделки.

Она не имела возможности до совершения сделки оспаривать кадастровую стоимость, так как после принятия решения о продаже до момента нахождения потенциального покупателя прошло не более 10 дней, когда как процедура оспаривания занимает более значительное количество времени. Налоговым органом при вынесении решения были нарушены нормы действующего законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Просит признать незаконным и отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, возместить судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб.

Административный истец о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела без ее участия, на иске настаивает, реализовала свои права через представителя ФИО8

Представитель административного истца ФИО8 исковые требования поддержал по доводам заявления, повторно привел их суду, просил их удовлетворить. Письменные пояснения и дополнительные суждения приобщены к материалам административного дела.

Представители административного ответчика ФИО4, ФИО5, ФИО6 с исковыми требованиями не согласились, просили отказать в удовлетворении иске. Письменные возражения по иску приобщены к материалам административного дела.

Суд, выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводам.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение закреплено в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как установлено пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации для целей главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации к доходам от источников в Российской Федерации относятся доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.

На основании пункта 6 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов от продажи недвижимого имущества определяется с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 Кодекса.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исчисление и уплату налога производят физические лица исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 Кодекса.

В соответствии с подпунктом 17.1 пункта 17 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более, а также при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более.

Согласно пункта 5 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.

В силу части 3 статьи 4 Федерального закона от 29 ноября 2014 года N 382-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" положения статьи 217.1 части второй НК РФ применяются в отношении объектов недвижимого имущества, приобретенных в собственность после 1 января 2016 года.

Таким образом, в силу прямого указания п. 5 ст. 217.1 НК РФ, когда полученный доход от реализации объекта недвижимости, право собственности на который возникло у продавца после ДД.ММ.ГГГГ, меньше кадастровой стоимости объекта умноженной на 0,7, доход от продажи принимается равным кадастровой стоимости объекта недвижимости имущества умноженной на понижающий коэффициент 0,7.

Статьей 87 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность проведения налоговым органом камеральных и выездных проверок с целью контроля за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение: о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п.7 ст. 101 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 101.2 НК РФ в случае обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в апелляционном порядке такое решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в не обжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.

Пунктом 3 ст. 101.3 НК РФ предусмотрено, что на основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется в установленном статьей 69 настоящего Кодекса порядке требование об уплате налога, соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение.

В силу ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате эти налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

На основании пп. 4 п. 1 ст. 228 и п. 1 ст. 229 НК РФ налогоплательщики - физические лица, получившие доход, при получении которого не был удержан налог налоговым агентом, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по налогу на доходы не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Пунктом 1 ст. 119 НК РФ установлена ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета в виде взыскания штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.

Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 данного Кодекса 129, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов) (п. 1 ст. 122 НК РФ).

Согласно п. 3 ст. 229 НК РФ уплата налога, доначисленного по налоговым декларациям, порядок представления которых определен настоящим пунктом, производится не позднее чем через 15 календарных дней с момента подачи такой декларации.

Властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ФИО7 заключен договор купли-продажи недвижимости, по условиям которого продавец обязуется передать в собственность покупателя, а покупатель принять и оплатить недвижимое имущество: объект 1, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ; объект 2, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ. (п. 1.1). Цена договора составляет <данные изъяты> руб. и состоит из стоимости объекта 1 руб., стоимости объекта 2 руб. (п. 2.1) (л. д. 53).

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО7 и ФИО1 заключен договор купли-продажи недвижимости, по условиям которого продавец обязуется передать в собственность покупателя, а покупатель – принять и оплатить недвижимое имущество: объекта 1, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ; административное объекта 2, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ (п. 1.1). Цена договора составляет <данные изъяты> руб. и состоит из стоимости объекта 1, объекта 2. (п. 2.1) (л. д. 54).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 представила в Межрайонную ИФНС № 18 по Пермскому краю налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ, в которой указала, что ею получен доход от продажи объекта 1 руб., продажи объекта 2 руб. на общую сумму <данные изъяты> руб., указав кадастровую стоимость по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности в размере <данные изъяты> руб. каждого объекта и кадастровую стоимость с учетом коэффициента в размере <данные изъяты> руб. каждого объекта (л. д. 56-58).

Межрайонной ИФНС России № 18 по Пермскому краю назначена налоговая проверка по представленной ФИО7 налоговой декларации за 2019 год, дата начала проверки - ДД.ММ.ГГГГ, дата окончания проверки - ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам проверки составлен Акт от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 50-52).

Извещением от ДД.ММ.ГГГГ Межрайонная ИФНС №18 известила ФИО7 о времени и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки - ДД.ММ.ГГГГ., которое вручено адресату ДД.ММ.ГГГГ согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором

К дате рассмотрения материалов ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7 представила письменные возражения, в которых она ссылалась на то, что при приобретении объектов, обращалась в оценочную компанию для определения их действительной стоимости, сведения кадастрового учета не имеют преимуществ относительно действительной рыночной цены объекта, оценочный отчет по времени соответствует периоду совершения сделки, а сведения о кадастровой стоимости имеют существенные расхождения относительно периода совершения сделки, не имела возможности до совершения сделки оспаривать кадастровую стоимость, так как после принятия решения о продаже прошло не более 10 дней, процедура оспаривания занимает более значительное количество времени. Кроме того, просила учесть, что является пенсионеркой, единственным доходом является пенсия не более 15 тысяч рублей, имеются значительные текущие расходы за жилищно-коммунальные услуги, осенью 2020 г. длительный период болела, в настоящее время находится на реабилитации, которая требует дополнительные затраты, ранее не привлекалась к ответственности за налоговое правонарушение. Объекты приобретались за счет заемных средств, в связи с нахождением объекта в аварийном состоянии, невозможностью реконструкции было принято решение об отчуждении объекта, который продан по цене приобретения <данные изъяты> руб., заемные деньги вернула, дополнительного дохода от сделки не приобрела.

ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС №18 принято решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля для истребования у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании запроса Межрайонной ИФНС №18 Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости – объекта 2, которая на дату определения - ДД.ММ.ГГГГ и дату утверждения стоимости - ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> рублей (л. д. 55).

По результатам налоговой проверки налоговой декларации вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7 привлечена к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, начислен налог в размере <данные изъяты> руб., доначислены пени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. (л. д.75-81).

Решением установлено, что ФИО7 является плательщиком налога на доходы физических лиц, ДД.ММ.ГГГГ представила декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2019 год, где отразила доход, полученный от продажи недвижимого имущества – объекта 2, которым она владела в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. Согласно договора купли-продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО9 продала ФИО1объекта 2 общая стоимость определена в размере <данные изъяты> руб. Сумма облагаемого дохода уменьшена на сумму документально подтвержденных расходов в размере <данные изъяты> руб. – на основании договора купли-продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого налогоплательщик покупает у ФИО2объекат 2 цена договора составила на объект 2 Согласно информации, предоставленной регистрирующим органом, кадастровая стоимость указанного имущества по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил: объект 2

В соответствии с п. 5 ст. 217.1 НК РФ в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0.7, в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0.7. Данная статья действует только в отношении имущества, право собственности, на которое зарегистрировано после 01 января 2016 г. Таким образом, стоимость имущества при продаже не может быть меньше: объект 2

Налогоплательщиком занижена сумма дохода от реализации имущества: объекта 1. Так как сумма допустимого имущественного налогового вычета составляет 1 000 000 руб., при продаже недвижимого имущества - земельного участка превышает сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов (<данные изъяты> руб.), в данном случае подлежит применению налоговый вычет в максимальном размере - <данные изъяты> руб. Так как сумма допустимого имущественного налогового вычета (250 000 руб.) при продаже недвижимого имущества - объекта 2 превышает сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов (<данные изъяты>.), в данном случае подлежит применению налоговый вычет в максимальном размере 250 000 руб. Сумма дохода, превышающая сумму примененного имущественного налогового вычета подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке по ставке 13% и налоговым органом произведен перерасчет налога в размере <данные изъяты> руб.

Установленный срок уплаты за 2019 г. - ДД.ММ.ГГГГ. Согласно карточке расчетов с бюджетом по НДФЛ с доходов, полученных физическими лицами, за налогоплательщиком переплата не числится. Налоговым органом начислена пеня на сумму неуплаченного налога в результате занижения налоговой базы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>.

Неуплата или неполная уплата налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействий) влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога. Сумма штрафа составит <данные изъяты> руб. ДД.ММ.ГГГГ доверенным лицом ФИО7 представлено возражение о несогласии с фактами, изложенным в акте КП от ДД.ММ.ГГГГ. Возражение налогоплательщика рассмотрено и не принято. В обоснование указано следующее: для объектов недвижимого имущества, приобретенных в собственность после ДД.ММ.ГГГГ минимальный предельный срок владения объектом составляет пять лет. Налоговым органом дополнительно направлен запрос в ЕГРН, согласно выписки о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ на объекта 2 по акту кадастровой стоимости СЭД от ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость объекта составляет <данные изъяты> руб. Заявления о пересмотре кадастровой стоимости отсутствуют. Полномочия по определению и изменению кадастровой стоимости у налоговых органов отсутствуют.

Дата приобретения ФИО7 здания - ДД.ММ.ГГГГ, то есть после ДД.ММ.ГГГГ, стоимость реализованного объекта, отраженная в декларации по НДФЛ - <данные изъяты> руб. составляет меньшую сумму, чем кадастровая стоимость здания, умноженная на коэффициент 0,7%.

Факт нарушения подтверждается материалами налоговой проверки, документами, имеющимися у налогового органа, документами, представленными налогоплательщиком, и регистрирующим органом. Допущенное нарушение законодательства о налогах и сборах совершено в форме неосторожности, в результате виновных действий ФИО7, которая не осознавала противоправный характер своих действий, а также вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий, хотя должен был и мог это осознавать. Обстоятельства, исключающие привлечение к налоговой ответственности, а также вину лица в совершении налогового правонарушения, а также обстоятельств, отягчающих налоговую ответственность лица, совершившего налоговое правонарушение, налоговым органом не установлены. В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки установлены обстоятельства, смягчающие налоговую ответственность: несоразмерность деяния тяжести наказания, тяжелое материальное положение физического лица (пенсионер), совершения правонарушения в силу стечения обстоятельств (изменения в законодательстве в отношении имущества, право собственности на которое зарегистрировано после ДД.ММ.ГГГГ), совершение правонарушения впервые. Указанные обстоятельства учтены, размер штрафа был уменьшен до <данные изъяты> руб. (л. д. 8-15).

Решение направлено ФИО7. ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ на указанное решение ФИО8, действующим в интересах ФИО7 подана апелляционная жалоба в Управление федеральной налоговой службы по Пермскому краю, к апелляционной жалобе приложены полученные от предыдущего собственника объекта справка <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о стоимости объекта 2 руб., отчет от ДД.ММ.ГГГГ об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости <данные изъяты>», находящиеся по <адрес>. Стоимость определена в размере <данные изъяты> рублей, в данном отчете также указано, что оценка рыночной стоимости может в дальнейшем использоваться заказчиком в качестве отправной точки в ходе переговоров с партнерами при реализации имущественных прав (купле-продаже), при передаче в уставной капитал вновь создаваемого общества, получения кредитов по залогу объекта и т.п., также приложен отчет <данные изъяты>» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ о том, что рыночная стоимость объекта 2

Решением заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ решение от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО7 - без удовлетворения. Решение направлено ДД.ММ.ГГГГ.

Административный иск направлен ФИО7 в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный срок.

Оспаривая решение от ДД.ММ.ГГГГ, и указывая на его незаконность, административный истец ссылается на необоснованность начисления налога исходя из кадастровой стоимости реализованных объектов недвижимости, полагая, что необходимо исходить из рыночной стоимости объектов, и что кадастровая стоимость чрезмерно завышена.

Вместе с тем, на основании п.6 ст. 210 НК РФ в редакции, действовавшей на дату получения доходов налогоплательщиком, налоговая база по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов от продажи недвижимого имущества определяется с учетом особенностей, установленных ст. 217.1 НК РФ.

В соответствии с п. 5 ст. 217.1 НК РФ в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.

Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 29.11.2014 № 382-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" положения ст. 217.1 НК РФ применялись в отношении объектов недвижимого имущества, приобретенных в собственность после 01.01.2016.

Таким образом, в случае, когда стоимость продаваемого объекта, право собственности, на которое зарегистрировано продавцом после 01.01.2016, согласно договору купли-продажи меньше кадастровой стоимости объекта умноженной на понижающий коэффициент 0,7 в целях НДФЛ доход от продажи принимается равным кадастровой стоимости права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.

В рамках налоговой проверки установлено, что налогоплательщик в налоговой декларации уменьшила сумму облагаемого дохода на сумму понесенных на приобретение здания и земельного участка расходов в размере 300 000 руб. и при этом установлено неправомерное занижение налоговой базы в завышение налогового вычета в отношении объектов.

Согласно информации регистрирующего органа кадастровая стоимость строения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 1 975 685,30 руб.

Учитывая, что доходы ФИО7 от продажи объекта недвижимости по <адрес> меньше, чем его кадастровая стоимость по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, налоговым органом в целях налогообложения по НДФЛ доходы налогоплательщика от продажи данного объекта обосновано (в соответствии с действовавшим на момент принятия обжалуемого решения п. 5 ст. 217.1 НК РФ) приняты равными кадастровой стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.

Поскольку ФИО7 был занижен доход от продажи объектов, налоговый орган правомерно и обоснованно рассчитал, что ею допущена неуплата налога в бюджет в размере <данные изъяты> рублей, что явилось основанием для ее привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения по п. 1 ст. 122 НК РФ.

В силу прямого указания п. 5 ст. 217.1 НК РФ сумма дохода от реализации указанного строения подлежит определению расчетным путем исходя из его кадастровой стоимости с применением понижающего коэффициента 0,7, следовательно, позиция налогового органа соответствует вышеуказанным требованиям закона.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания не решения Межрайонной ИФНС № 18 по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ апелляционная жалоба ФИО7 на решение от ДД.ММ.ГГГГ оставлена без удовлетворения.

В силу пунктов 6 и 7 статьи 3 Налогового кодекса акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Формальная определенность налоговых норм предполагает их достаточную точность, чем обеспечивается их правильное понимание и применение.

Примененные налоговым органом нормы налогового законодательства не носят дискриминационный характер, не содержат неустранимых сомнений, противоречий или неясностей в применении, а неверное толкование норм, регулирующих спорные правоотношения налогоплательщиком, само по себе не может являться основанием для освобождения от конституционной обязанности платить законно установленные налоги и не влечет освобождение от налоговой ответственности.

Вступая в имущественные правоотношения, физическое лицо несет ответственность, в том числе и в случае, если избранная им форма поведения образует состав налогового правонарушения.

Несостоятельной является ссылка представителя административного истца на то, что кадастровая стоимость объекта недвижимости является завышенной, поскольку доказательств тому не представлено.

Судом установлено, что по информации ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю» на ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость объекта 2 общая стоимость объектов недвижимости <данные изъяты> руб. Перечисленное имущество приобретено налогоплательщиком после ДД.ММ.ГГГГ (право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ) и на момент продажи ДД.ММ.ГГГГ находилось в собственности менее пяти лет.

Не доверять представленным налоговым органом документам, в том числе сведений о кадастровой стоимости регистрирующего органа, у суда оснований не имеется.

При этом, в случае несогласия с кадастровой стоимостью недвижимости, административный истец вправе оспорить указанные обстоятельства в соответствии с требованиями главы 25 КАС РФ, регулирующими производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

Нарушений сроков проведения и оформления результатов мероприятий налогового контроля и рассмотрения материалов проверки, направления ФИО7 извещений не установлено.

Налоговая декларация по форме 3-НДФЛ представлена ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ. Срок проведения проверки в силу пункта 2 статьи 88 НК РФ составляет три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.

В соответствии с положениями пункта 1, 2, 6 ст. 6.1 НК РФ сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

Камеральная проверка налоговой декларации проведена в срок ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ (с учетом нерабочего дня 31), трехмесячный срок, предусмотренный п. 2 ст. 88 НК РФ соблюден.

Акт составлен ДД.ММ.ГГГГ в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки, что соответствует п. 1 ст. 100 НК РФ.

Акт направлен заказным письмом и вручен ДД.ММ.ГГГГ, срок для направления возражений с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в силу п. 6 ст. 100 НК РФ, то есть налогоплательщику предоставлено право в соответствии с положениями п. 6 ст. 100 НК РФ на представление возражений и дополнительных документов на акт проверки в течение 30 дней со дня получения.

Рассмотрение материалов проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в течение 10 дней после истечения срока для предоставления возражений (ст. 100 НК РФ).

Срок на дополнительные мероприятия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (один месяц в соответствии с п. 6 ст. 100 НК РФ). Дополнение к акту составлено ДД.ММ.ГГГГ с соблюдением п. 6.1 ст. 101 НК РФ и с учетом предоставления дополнительных документов, в том числе ответа Росреестра.

В установленный пятнадцатидневный срок по п. 6.2 ст. 101 НК РФ возражений не представлено.

ДД.ММ.ГГГГ вынесено оспариваемое решение, то есть в десятидневный срок, исчисляемый со следующего дня после окончания срока на предоставление возражений (ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).

Административный ответчик реализовала данное право, представив возражения, которые рассмотрены и отклонены налоговым органом. ДД.ММ.ГГГГ административному истцу направлены дополнение к акту налоговой проверки , выписка из ЕГРН. Также, ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 вручено извещение о времени и месте рассмотрения материалов проверки ДД.ММ.ГГГГ (л.д.30).

После рассмотрения материалов проверки, в установленный срок, предусмотренный п. 1 ст. 101 НК РФ, Инспекцией вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ, направленное в адрес налогоплательщика ДД.ММ.ГГГГ.

В силу абзаца 2 п. 5 ст. 100 НК РФ отправление акта проверки по почте возможно только в случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения указанного акта. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.

Суд полагает, что допущенные недостатки при направлении корреспонденции в части указания адрес налогоплательщика <адрес> вместо <адрес>, не повлияли на ее получение адресатом, поскольку как пояснил представитель административного истца в судебном заседании, почтальон передал письмо, при этом право на представление возражений по акту камеральной проверки реализовано через представителя, а обстоятельства вручения направленной налогоплательщику заказной корреспонденции подтверждается отчетами об отслеживании почтовых отправлений (акт налоговой проверки и извещение на ДД.ММ.ГГГГ) – ДД.ММ.ГГГГ, (решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля) – ДД.ММ.ГГГГ, (дополнение к акту налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ) – ДД.ММ.ГГГГ, (извещение о рассмотрении на ДД.ММ.ГГГГ)– ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (решение от ДД.ММ.ГГГГ) с отметками «вручение адресату почтальоном».

При этом факты возврата почтовых отправлений по обратному адресу отправителю (налоговому органу) при отказе адресата (его уполномоченного представителя) от его получения, а также при отсутствии адресата по указанному адресу не установлены. Адресат юридически значимого сообщения, своевременно получивший и установивший его содержание, не вправе ссылаться на то, что сообщение было направлено по неверному адресу или в ненадлежащей форме (ст. 10 ГК РФ).

Доказательств значимости истребования и исследования межевого дела земельного участка, учитывая, что расчет НДФЛ произведен только по нежилому зданию, не представлено и судом не установлено. Ссылка представителя административного ответчика на иную судебную практику не опровергают выводы налогового органа, не подтверждают наличие существенных нарушений норм материального и процессуального закона, повлиявших на принятие оспариваемого решения и основанием к его отмене не служат, а иные доводы правового значения не имеют.

Оспариваемое решение вынесено налоговым органом в пределах своей компетенции и с соблюдением порядка привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, закону не противоречит и прав и законных интересов ФИО7, в отношении которой имелись основания для привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа, доначисления налога и пени, не нарушает.

Поскольку совокупность двух условий - несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и свобод административного истца в соответствии со ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом не установлена, то правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО7 к Межрайонной ИФНС № 18 по Пермскому краю о признании незаконным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ, возмещения судебных расходов - отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд Пермского края в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья /подпись/ А.Н. Шлегель

Мотивированное решение составлено 13 октября 2021 года.

«КОПИЯ ВЕРНА»

подпись судьи ___________________________________

А.Н. Шлегель

Секретарь судебного заседания отдела обеспечения судопроизводства по гражданским делам Чайковского городского суда Пермского края

_____________________

Д.Г. Бурнышева

«_____» _____________ 20__ г

Решение _______________ вступило в законную силу.

Подлинный документ подшит в деле № 2а-1502/2021

УИД 59RS0040-01-2021-002421-88

Дело находится в производстве

Чайковского городского суда Пермского края