К делу №2а-1503/2021
УИД:23RS0003-01-2021-002243-88
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 мая 2021 года Анапский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Кравцовой Е.Н.,
при секретаре Прокопьевой Е.Ф.,
с участием представителя ИФНС России по г-к.Анапа ФИО1, действующей на основании доверенности, административного ответчика ФИО2 и его представителя ФИО3, действующей на основании устного заявления, представителя Анапского отдела Управления Росреестра по КК ФИО4, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по городу-курорту Анапа Краснодарского края к ФИО2 о взыскании задолженности по налогам,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС по городу-курорту Анапа Краснодарского края обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО2 о взыскании задолженности по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов за период 2019 года - 160 292 рублей, пени за период 2019 года, начисленные с 02.12.2020г. по 15.12.2020г. - 317,98 рублей.
Представитель ИФНС по городу-курорту Анапа Краснодарского края в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, просила удовлетворить, пояснив, что ответчику принадлежат земельные участки при исчислении налога на которые был применен повышенный коэффициент, поскольку данные участки длительное время не застраивались, имея вид разрешенный использования – для жилищного строительства, как это регламентировано п.15 ст.396 НК РФ.
Административный ответчик и его представитель в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований, пояснив, что указании данных спорных земельных участков имелась реестровая ошибка в наименовании вида разрешенного использования данных земельных участков: неверно было указано – жилищное строительство, но с 2020 года верно указано - для индивидуального жилищного строительства. Следовательно, размер налога подлежит исчислению в соответствии с данным видом разрешенного использования без применения увеличивающего размер налога коэффициента.
Представитель Анапского отдела Управления Россрестра по КК в судебном заседании пояснила, что в отношении спорных земельных участков отсутствует реестровая ошибка. Ранее данные участки имели вид разрешенного использования - для жилищного строительства, но по заявлению правообладателя в декабре 2020 года вид разрешенного использования был изменен на - для индивидуального жилищного строительства.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Согласно ст. 57 Конституции РФ и пп.1 п.1 ст. 23 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Положениями ст.19 НК РФ установлено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых согласно Налоговому кодексу РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса РФ.
Согласно ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
На основании сведений из Сведений об имуществе налогоплательщика – физического лица за ФИО2 значатся следующие земельные участки: с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.; с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.; с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.; с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.; с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.; с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.; с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.; с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.; с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.; с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.; с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.; с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.; с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.; с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.; с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.; с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.; с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.; с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.; с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Налоговый орган начислил земельный налог с физических лиц за период 2019 год в размере 160 292 рублей.
Согласно представленного расчета земельного налога, изложенного в налоговом уведомлении №79987189 от 01.09.2020г., в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, № исчислен повышенный коэффициент 4.
Согласно ч.15 ст.396 НК РФ в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.
В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Обозрев реестровые дела в отношении спорных земельных участков, суд приходит к выводу, что указанные земельные участки имеют вид разрешенного использования – для жилищного строительства.
Из пояснений сторон установлено, что данные участки длительное время не застраивались, что в соответствии с требованиями ст.396 ч.15 НК РФ правомерно применен повышенный коэффициент.
На основании заявлений правообладателя ФИО2 от 16.11.202г. и от 09.12.2020г. вид разрешенного использования изменен на – для индивидуального жилищного строительства, что отражено в Выписках из ЕГРН за ноябрь – декабрь 2020 года.
Согласно ст.391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка (ч.1).
Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и настоящим пунктом.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (ч.1.1).
Анализируя изложенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что изменение вида разрешенного использования земельного участка, влекущее изменение налоговой базы данного земельного участка будет учитываться только на следующий налоговый период, после внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости. Таким образом, изменение налоговой базы спорных земельных участков в 2020 году не может быть учтено при исчисление налогов за 2019 год.
Следовательно, оснований для признания представленного налоговым органом расчета земельного налога, изложенного в налоговом уведомлении №79987189 от 01.09.2020г., незаконным, у суда не имеется.
Согласно п.1 ст.363, п.1 ст.397, п.1 ст.409 НК РФ срок уплаты транспортного, земельного налога, налога на имущество для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, установлен не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).
В силу статьи 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа.
ФИО2 в установленном законом порядке было направлено налоговое уведомление об уплате земельного налога за период 2019 года с требование оплатить налоги в соответствии с требованиями п.6 ст.228 НК РФ.
В связи с неуплатой налогов в установленный срок, ФИО2 было направлено требование № 80408 об уплате задолженности по налогам, с расчетом пени за период с 02.12.2020г. по 15.12.2020г. в сумме 317,98 рублей.
Ответчиком не представлено суду доказательств погашения задолженности, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Учитывая изложенное, положения ст. 333.19 НК РФ, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета субъекта РФ в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст.ст.175, 290 КАС РФ, ст. 48 НК РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ИФНС по городу-курорту Анапа Краснодарского края - удовлетворить.
Взыскать с ФИО2, ИНН №, дата рождения: ДД.ММ.ГГГГ, место рождения: <данные изъяты>, <адрес>, адрес регистрации по месту жительства: <адрес> в пользу доход Инспекции Федеральной налоговой службы по городу-курорту Анапа Краснодарского недоимки по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов за период 2019 года - 160 292 рублей, пени за период 2019 года, начисленные с 02.12.2020г. по 15.12.2020г. - 317,98 рублей, а всего – 160 609 (сто шестьдесят тысяч шестьсот девять) рублей 98 рублей.
Взыскать с ФИО2 края в доход соответствующего дохода Российской Федерации государственную пошлину в размере 4 412 (четыре тысячи четыреста двенадцать) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Анапский городской суд.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 23 мая 2021 года