Дело № 2а-1503/2021
86RS0005-01-2021-002462-78
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сургутский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе: председательствующего судьи Алешкова А.Л., при секретаре Карташовой С.Н., рассмотрев в судебном заседании административное исковой заявление заместителя главы Сургутского района ФИО1 к прокуратуре Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, прокуратуре Сургутского района об оспаривании действия должностных лиц,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в суд к ответчикам с указанным иском, просил, признать незаконными действия прокуратуры Сургутского района по вынесению предостережения заместителю главы Сургутского района ФИО1 от 22 апреля 2021г. №, признать незаконным и отменить предостережение о недопустимости нарушений закона, объявленного заместителю главы Сургутского ра ФИО1 от 22 апреля 2021г. №.
Требования истец мотивировал тем, что прокуратурой Сургутского района в период с 19.04.2021 по 17.05.2021 на основании обращения ФИО5 была проведена проверка в отношении администрации Сургутского района соблюдения требований законодательства о закупках, бюджетного законодательства, законодательства в сфере инвестиционной деятельности, градостроительного законодательства.
Целью проведение проверки являлось установление законности деятельности администрации района в части осуществления контроля за исполнением муниципального контракта от 13.05.2020г. № 29 с ООО «Дельта» на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Инженерные сети микрорайона «Гидронамыв» г.п. Белый Яр».
По результатам указанной проверки заместителю главы Сургутского района ФИО1 было выдано предостережение о недопустимости нарушений закона от 22.04.2021г. №.
Вынесенное предостережение истец полагал незаконным, необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Указанным письмом было предписано в срок не позднее 21.04.2021 года представить в прокуратуру района информацию о том, каким образом, в какие сроки планируется завершение строительства инженерных сетей микрорайона «Гидронамыв» в г.п. Белый Яр, имеется ли в настоящее время проблематика подключения новых многоквартирных домов и объектов социальной инфраструктуры в районе «Гидронамыв» в г.п. Белый Яр к инженерным сетям, а также предписано о необходимости явки заместителя главы района ФИО1 для дачи объяснений по рассматриваемому вопросу и объявления предостережения. Данное письмо было направлено в адрес заместителя главы Сургутского района ФИО1. Запрашиваемая информация была предоставлена в полном объеме письмом от 21.04.2021 №.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов. Вместе с тем, указанное письмо не содержат фактов нарушения законодательства со стороны должностного лица администрации Сургутского района. Более того, согласно акту проверки от 26 мая 2021 года установлено, что нарушений законов в деятельности администрации района, не выявлено.
По информации, отраженной в предостережении заместителя прокурора района строительство объекта выполнено на 80%, срок окончания действия разрешения на строительство - декабрь 2021, срок передачи квартир участникам долевого строительства - май 2022.
По информации застройщика АО СЗ «Сургутстройтрест» завершение строительства объекта долевого участия якобы зависит только от подключения к инженерным сетям. АО СЗ «Сургутстройтрест» в августе 2020 года обращалось в ресурсоснабжающую организацию МУП «ТО УТВиВ № 1» МО СР по вопросу заключения договоров на подключение (технологическое подключение) проектируемого объекта к инженерным сетям в районе территории «Гидронамыв». Согласно ответу МУП «ТО УТВиВ № 1» МО СР от 04.09.2020 заключить не представляется возможным, поскольку сети находятся в процессе строительства МКУ «УКС Соргутского района». Вышеизложенное указывает на фактическую нуждаемость застройщика в инженерных сетях.
На основании указанных доводов 22.04.2021 заместитель главы Сургутского района ФИО1 предостережена о недопустимости нарушений закона и ей разъяснено, что не проведение работ по завершению строительства объекта: «Инженерные сети микрорайон «Гидронамыв» г.п. Белый Яр» может повлечь нарушение прав участников долевого строительства, в связи с несвоевременным вводом объекта в эксплуатацию по причине не подключения дома к инженерным сетям, нарушение прав граждан, проживающих в настоящее время в аварийном жилье и ожидающих введения в эксплуатацию новых домов в г.п. Белый Яр и переселения, а в случае неисполнения требований закона, изложенных в предостережении, она может быть привлечена к установленной законом ответственности.
В предостережении заместитель прокурора Сургутского района указал, что имеются основания полагать о нарушении МКУ «УКС Сургутского района» требований статьи 6 Федерального закона от 30.12.2003 № 2014-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, по мнению истца, в оспариваемом предостережении прокурора отсутствуют достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях должностным лицом - ФИО1, которые могут привести к совершению правонарушения и причинению вреда, государственным или общественным интересам либо охраняемых законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность. В предостережении отсутствуют сведения о неправомерных действиях должностного лица, наименование закона, которому они противоречат, наступившие последствия, что является обязательным требованием к прокурорскому акту в силу приложения к указанию Генеральной Прокуратуры РФ от 06.07.1999 № 39/7.
Истец также указал, что функции по осуществлению контроля за ходом строительных работ возложены на МКУ «УКС Сургутского района», который является самостоятельным юридическим лицом и муниципальным заказчиком. В должностные обязанности заместителя главы Сургутского района ФИО1 не входят функции по осуществлению контроля за деятельностью МКУ «УКС Сургутского района».
По мнению истца, оспариваемое предостережение вынесено формально, в нем не указаны нормы законодательства, которые, по мнению заместителя прокурора района, могут быть нарушены действиями заместителя главы района ФИО1, предостережение является немотивированным, в нем не содержится сведений на необходимость совершения определенных действий, на сроки их совершения.
При указанных обстоятельствах, истец считает предостережение незаконным, не соответствующим нормам Закона о прокуратуре, Указания 39/7, фактически понуждающим администрацию Сургутского района осуществить строительство инженерных сетей в интересах АО СЗ «Сургутстройтрест» и не содержащим сведения о готовящемся нарушении закона со стороны заместителя главы Сургутского района ФИО1
В судебном заседании представитель административного истца ФИО3 исковые требования поддержала.
Представитель прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, прокуратуры Сургутского района ФИО4 иск не признал, пояснил, что действия прокуратуры Сургутского района относительно проведенной проверки и вынесенного предостережения в адрес заместителя главы Сургутского района ФИО1 являются законными и обоснованными, каких-либо нарушений норм материального либо процессуального права ответчиком не допущено. Само по себе несогласие административного истца с действиями прокуратуры Сургутского района, связанными с проведением проверок, принятием мер прокурорского реагирования, осуществлением иных полномочий, не свидетельствует об их незаконности.
Согласно ст. 10 Регламента, заместитель главы Сургутского района ФИО1, в силу своей компетенции, осуществляет общее руководство департаментом управления муниципальным имуществом и жилищной политики и департаментом строительства и земельных отношений и координирует их деятельность.
В соответствии с разделом 1 Положения о Департаменте строительства и земельных отношении администрации Сургутского района, утвержденного решением Думы Сургутского района от 15.06.2018 № 477 (далее – Положение), Департамент строительства и земельных отношений администрации Сургутского района (далее - Департамент) является функциональным органом администрации Сургутского района, созданным в целях обеспечения исполнения полномочий администрации Сургутского района по решению вопросов местного значения в сфере архитектуры и градостроительства, земельных отношений, полномочий по заключенным соглашениям с городскими и сельскими поселениями.
Департамент осуществляет функции и полномочия учредителя в соответствии с порядком, установленным постановлением администрации Сургутского района, и нормативными правовыми актами администрации Сургутского района в отношении муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства Сургутского района» (далее - Казенное учреждение).
Пунктами 18, 31, 32 ч. 1 раздела 3 Положения к функциям по решению вопросов местного значения в сфере градостроительной деятельности относятся: подготавливает и выдает разрешения на ввод законченных строительством, реконструкцией объектов капитального строительства, расположенных на межселенной территории Сургутского района, в эксплуатацию, при наличии необходимого комплекта документации, установленного действующим законодательством. Осуществляет подготовку мотивированных отказов в их выдаче; координирует работы, связанные с производством инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства на территориях городских и сельских поселений Сургутского района; выступает исполнителем по реализации муниципальных и государственных программ, в том числе местного, окружного и федерального значения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, муниципальным правовым актом Сургутского района.
Согласно п. 14 ч. 10 раздела 3 Положения Департамент осуществляет контроль за деятельностью подведомственного Казенного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном муниципальными правовыми актами Сургутского района.
В соответствии с п. 2.2.1.2 Устава МКУ «УКС Сургутского района», утвержденного постановлением администрации Сургутского района от 24.07.2019 № 2751, учреждение осуществляет деятельность в области инженерных изысканий, инженерно-технического проектирования, управления проектами строительства, выполнение строительного контроля и авторского надзора, предоставление технических консультаций в этих областях.
В силу ч. 1 ст. 17 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения органов местного самоуправления (муниципальным районам) отнесены, в том числе, полномочия по организации теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Невыполнение указанных полномочий администрацией Сургутского района, выразившихся в несвоевременном введении в эксплуатацию объекта «Инженерные сети микрорайона «Гидронамыв» г.п. Белый Яр, а, следовательно, не своевременном подключении к указанным инженерным сетям 5-ти этажного многоквартирного жилого <адрес> со встроенными помещениями общественного назначения» повлечет нарушение прав дольщиков данного жилого дома.
Руководствуясь положениями п. 9 постановления администрации Сургутского района от 21.05.2015 № 1647, МКУ «УКС Сургутского района» осуществляет функции заказчика (застройщика) по строительству объектов за счет средств бюджета Сургутского района, по проектно-изыскательским работам за счет средств бюджета Сургутского района.
В силу указанных норм, прокурор полагал, что предостережение от 22.04.2021 года, вынесенное заместителю главы Сургутского района ФИО1, как должностному лицу, курирующему и осуществляющему контроль за строительством объекта «Инженерные сети микрорайона «Гидронамыв» г.п. Белый Яр объявлено правомерно.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Судом установлено, что прокуратурой Сургутского района на основании решения от 07.04.2021 № проведена проверка в отношении МКУ «УКС Сургутского района». Цель проверки – установление законности деятельности учреждения при исполнении муниципальных контрактов от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№. Основание проверки - обращение ФИО5 Предмет проверки – соблюдение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, бюджетного законодательства. Срок проверки с 07.04.2021 по 06.05.2021. Кроме того, прокуратурой Сургутского района на основании решения от 19.04.2021 № проведена проверка в отношении администрации Сургутского рай она. Цель проверки – установление законности деятельности администрации Сургутского района в части контроля за выполнением муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ№ с ООО «Дельта» на выполнение работ по объекту: «Инженерные сети микрорайона «Гидронамыв» в г.п. ФИО2 Основание проверки – обращение ФИО5. Предмет проверки – соблюдение требований законодательства о закупках, бюджетного законодательства, законодательства в сфере инвестиционной деятельности, градостроительного законодательства. Срок проверки с 19.04.2021 по 17.05.2021.
В связи с вышеизложенным, прокуратурой Сургутского района в адрес заместителя главы Сургутского района направлено письмо от 19.04.2021 г. №, в котором указано о принятом решении о проведении в отношении администрации Сургутского района проверки соблюдения требование законодательства о закупках, бюджетного законодательства, законодательства в сфере инвестиционной деятельности, градостроительного законодательства, указаны цель и предмет проверки. В соответствии со ст. 6, ст. 22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» адресату предложено представить информацию о том. Каким образом. В какие сроки планируется завершение строительства инженерных сетей микрорайона «Гидронамыв» в г.п. Белый Яр, имеется ли проблематика подключения новых многоквартирных домов и объектов социальной инфраструктуры к инженерным сетям, также предложено явиться в прокуратуру для дачи объяснений.
По результатам установленных проверкой фактов заместителю главы Сургутского района ФИО1 было выдано предостережение о недопустимости нарушений закона от 22.04.2021г. №.
В данном предостережении прокурор указывает, что не проведение работ по завершению строительства объекта «Инженерные сети микрорайона «Гидронамыв» г.п. Белый Яр» может повлечь нарушение прав участников долевого строительства в связи с несвоевременным вводом объекта в эксплуатацию при причине не подключения дома к инженерным сетям, нарушение прав граждан, проживающих в настоящее время в аварийном жилье и ожидающих введения в эксплуатацию новых домов в г.п. Белый Яр и переселения. Данное обоснование предостережения согласуется с положениями ч. 1 ст. 17 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой, к вопросам местного значения органов местного самоуправления (муниципальным районам) отнесены, в том числе, полномочия по организации теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.2020 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - ФЗ № 2202-01) в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствие законам издаваемых ими правовых актов.
Согласно ч. 1 ст. 10 ФЗ № 2202-01 в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 ФЗ № 2202-01 предметом прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии со ст. 6 ФЗ № 2202-1 требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.
Согласно п. 1 ст. 21 ФЗ № 2202-01 предметом прокурорского надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами; при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы; проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Согласно п. 2 ст. 21 ФЗ № 2202-01 проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Пунктом 3 ч. 21 ФЗ № 2202-01 решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении об осуществлении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки. Типовая форма решения о проведении проверки утверждаются Генеральным прокурором Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 22 ФЗ № 2202-01 прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: иметь доступ к документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок, контрольных (надзорных) мероприятий по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Согласно ч. 1 ст. 25.1 ФЗ № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведении о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке (часть 2 статьи 25.1).
Предостережение является мерой прокурорского реагирования при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, принимаемой на основании результатов проведенных проверок, в том числе по заявлениям и обращениям граждан, информациям контролирующих органов и иным конкретным сигналам, содержащим достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, влекущее для лица, в адрес которого оно объявлено, определенные правовые последствия в случае его неисполнения.
Предостережение - это правовое средство особой целевой направленности, оно имеет превентивный (предупредительный, профилактический) характер. Цель предостережения - предупреждение правонарушений путем официального указания на необходимость изменения модели своей юридически значимой деятельности.
Прокурор при проведении проверки может объявить предостережение лишь при наличии веских задокументированных оснований, связанных с тем, что в будущем, возможно, лицо совершит правонарушение.
Указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 06.07.1999 № 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» (далее - указание 39/7) детализированы условия вынесения предостережения, которое может применяться только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов (пункт 1.1).
Предостережение объявляется во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях. Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда, государственным или общественным интересам либо охраняемых законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность (пункт 1.2).
Применению предостережений в обязательном порядке должна предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений (пункт 2).
Указанием 39/7 определено, что предостережение необходимо объявлять на основании результатов проведенных проверок, в том числе по заявлениям и обращениям граждан, информациям контролирующих органов и иным конкретным сигналам, содержащим достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях (пункт 2.1).
Таким образом, в силу указанных норм, предостережение прокурора является превентивной мерой, направленной на предупреждение противоправных действий должностных лиц.
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу, что требования ст.ст. 1, 6, 10, 21, 22, 25.1, 26 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», регулирующих полномочия прокуратуры, порядок совершения процессуальных действий и применение мер прокурорского реагирования, прокуратурой Сургутского района соблюдены в полном объеме, в связи с чем, доводы административного истца суд полагает не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Доводы административного истца о том, что заместитель главы Сургутского района ФИО1 не наделена полномочиями в рамках должностных обязанностей оказывать влияние на заказчика и подрядчика по договору и не имеет отношения к строительству инженерных сетей, а также то, что строительство инженерных сетей в микрорайоне «Гидронамыв» п. Белый Яр Сургутсткого района никак не связано с вводом в эксплуатацию жилых домов в этом же микрорайоне, опровергается доказательствами по делу.
Так, согласно структуре администрации Сургутского района, утвержденной решением Думы Сургутского района № 375 от 29.03.2018г., должностной инструкции заместителя главы Сургутского района ФИО1, утвержденной главой района 25.12.2018г., а также пункта 1 статьи 11 Регламента администрации Сургутского района, утвержденного распоряжением администрации Сургутского района от 02.12.2014г. № 655-р (с изменениями от 31.05.2018г.), ФИО1 осуществляет общее руководство департаментом управления муниципальным имуществом и жилищной политики, департаментом строительства и земельных отношений, управлением инвестиционной политики, развития предпринимательства и проектного управления.
В соответствии с п. 2 ст.10 Регламента администрации Сургутского района под общим руководством деятельностью органов администрации района понимается выполнение следующих функций: - определение стратегии управления органов администрации Сургутского района для решения вопросов местного значения, переданных государственных полномочий… иных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации; - постановка задач в рамках выбранной стратегии органом администрации района и контроль за их решением; - согласование расходов сфер деятельности для формирования бюджета; - согласование планов работ органов администрации района; - заслушивание отчётов о деятельности органов администрации района; - согласование назначения на должность и увольнение руководителей, заместителей руководителей органов администрации района; - представление к поощрению или привлечению к дисциплинарной ответственности органов администрации района.
В соответствии с разделом 4 должностной инструкции ФИО1 несёт ответственность, в том числе, за подготовку и подписание документов, повлекших нарушение прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц (п.4.1.2.), за неэффективную организацию работы, результаты работы отраслевых (функциональных) органов (п.4.1.11., 4.1.17), за неисполнение показателей деятельности отраслевых (функциональных) органов (п.4.1.15), за негативные последствия работы отраслевых (функциональных) органов (п.4.1.16), за действие, бездействие, повлекшее негативные последствия для отраслевых (функциональных) органов, главы Сургутского района, администрации Сургутского района (п.4.1.18), за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей работниками отраслевых (функциональных) органов, над которыми осуществляет общее руководство.
Согласно п. 5.2. трудового договора, заключенного администрацией Сургутского района с ФИО1 от 28 сентября 2017 года № 83 она обязана не только исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией (п.5.2.2.), но и соблюдать законодательство РФ, ХМАО-Югры, а также Устав Сургутского района и иные муниципальные правовые акты (п.5.2.1.).
Статьей 32.1. Устава Сургутского района предусмотрено, что глава района вправе передавать отдельные, предусмотренные настоящей статьей, полномочия должностным лицам администрации района на основании соответствующего распоряжения администрации района либо доверенности.
К муниципальным правовым актам согласно ст. 44 Устава Сургутского района относятся, в том числе, постановления и распоряжения главы района, а также постановления и распоряжения администрации района.
Согласно постановления администрации Сургутского района от 28.02.2016г. № 225 (с изменениями от 13.11.2020г. № 4941) заместитель главы Сургутского района, осуществляющий общее руководство деятельностью департамента строительства и земельных отношений администрации Сургутского района (ФИО1,). является председателем комиссии в сфере градостроительной деятельности на территории Сургутского района, к компетенции которой относятся вопросы о: а) внесении изменений в правила землепользования и застройки городских и сельских поселений Сургутского района; б) предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка или объекта капитального строительства расположенных на территории городских и сельских поселений Сургутского района; в) предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства расположенных на территории городских и сельских поселений Сургутского района.
Согласно информации, размещённой в открытом доступе на официальном сайте администрации Сургутского района, МКУ «Управление капитального строительства Сургутсткого района» является учреждением, подведомственным департаменту строительства и земельных отношений администрации Сургутского района.
В соответствии с распоряжением администрации Сургутского района от 06 июня 2017 года № 563-р «Об утверждении Положения о кадровом делопроизводстве в отношении руководителей муниципальных учреждений и предприятий <адрес>» заместитель главы района, осуществляющий общее или непосредственное руководство деятельностью уполномоченным структурным подразделением, в отношении подведомственных им муниципальных учреждений: - участвует в согласовании кандидатуры на должность директора муниципального учреждения (п.7 Положения) - согласовывает график отпусков руководителя МКУ (п.23 Положения) - согласовывает заявления руководителя МКУ о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска (п.25 Положения) - согласовывает служебные записки руководителя МКУ о направлении его в командировки (п.28 Положения) - дает поручения руководителю МКУ (по смыслу п.36 Положения) - вправе направлять служебную записку главе района о привлечении руководителя МКУ к дисциплинарной ответственности (п.37 Положения) - согласовывает ходатайство о снятии дисциплинарного взыскания с руководителя МКУ (п.40 Положения).
В настоящее время данные полномочия урегулированы распоряжением администрации Сургутского района от 21 мая 2021 года № 247-р «Об утверждении положения о кадровом делопроизводстве в отношении руководителей муниципальных учреждений и предприятий Сургутского района и признании утратившими силу распоряжений администрации Сургутского района».
Таким образом, на момент проведения проверки прокуратурой Сургутского района и выдачи предостережения заместитель главы района ФИО1 обладала всеми указанными полномочиями в отношении МКУ «УКС Сургутского района».
Обращает на себя внимание тот факт, что на момент заключения контракта с <данные изъяты> 13 мая 2020 г. директором МКУ «УКС <адрес>» был ФИО21 Д.В., на момент принятия приказа об одностороннем отказе от исполнения контракта и о его расторжении с <данные изъяты> 11.12.2020г. директором был ФИО22 Г.А., на момент подачи заявления о включении <данные изъяты> в реестр недобросовестных поставщиков 26.01.2021г. и проведения прокурорской проверки - директор ФИО23 А.С., далее с июня по сентябрь 2021 года - директорами указанного МКУ были ФИО24 О.О., ФИО25 И.В., ФИО26 М.А., в настоящее время директором МКУ «УКС Сургутского района» является ФИО27 Р.В.
Материалами дела также установлено, что ФИО1 непосредственно осуществлялись полномочия в отношении застройки микрорайона «Гидронамыв» г.п. Белый Яр Сургутсткого района.
04 октября 2019 г. заместитель главы района ФИО1 участвовала в совместном рабочем совещании с прокуратурой Сургутского района по вопросу «соблюдение прав участников долевого строительства при вводе в эксплуатацию АО «Специальный застройщик «Сургутстройтрест» в г.п. Белый Яр 5-ти этажного многоквартирного жилого дома, а также обеспечения его инженерными сетями, автомобильными дорогами и проездами» (подтверждается протоколом рабочего совещания от 04 сентября 2019г. б/н). На данном совещании заместитель главы района ФИО1 пояснила, что в микрорайоне «Гидронамыв» планируется строительства жилья в объеме 207,46 тыс.кв.м., в том числе 15,520 тыс. кв.м. жилых помещений, строительство которых осуществляет АО СЗ «Сургутстройтрест». С целью обеспечения инженерными сетями строящихся объектов жилищного строительства, социально-значимых объектов в микрорайоне «Гидронамыв» администрацией Сургутского района разработана проектно-сметная документация по объекту «Инженерные сети микрорайона «Гидронамыв» г.п. Белый Яр (1 этап)». Получено положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и заключение о достоверности определения сметной стоимости строительства объекта.
23.10.2019 ФИО1 направлено письмо в адрес генерального директора АО СЗ «Сургутстройтрест» о проработке вопроса по включению проекта по обеспечению инженерной инфраструктурой объекта «Территория «Гидронамыв» в г.п. Белый Яр Сургутсткого района 5-ти этажный многоквартирный жилой <адрес> со встроенными помещениями общественного назначения» в Адресную инвестиционную программу ХМАО-Югры и о направлении повторного обращения в адрес Губернатора ХМАО-Югры ФИО6 по выделению средств из бюджета округа в 2020 году на строительство вышеуказанного объекта.
13.07.2020г. ФИО1 утверждена дорожная карта по реализации муниципальных контрактов строительства объектов в г.п. Белый Яр, в том числе, муниципального контракта по строительству инженерных сетей в микрорайоне «Гидронамыв».
29.09.2020 г. ФИО1 подписан протокол совещания по вопросу строительства инженерных сетей микрорайона «Гидронамыв» г.п. Белый Яр
02.06.2021г. ФИО1 направлено письмо в адрес генерального директора АО СЗ «Сургутстройтрест» с приложением нового плана мероприятий (дорожной карты) по обеспечению инженерной инфраструктуры и внутриквартальными проездами объекта «Территория «Гидронамыв» в г.п. Белый Яр Сургутского района».
Из письменных объяснений прокурору директора департамента строительства и земельных отношений администрации Сургутского района ФИО28 Р.Т., замещавшего данную должность с конца 2019 по январь 2021 года, следует, что строительство инженерных сетей микрорайона «Гидронамыв» в г.п. Белый Яр, от лица администрации Сургутского района курировали, сопровождали (контролировали), как и иные объекты капитального строительства в районе, непосредственно заместитель главы Сургутского района ФИО1, директор департамента строительства и земельных отношений администрации Сургутского района, его заместитель ФИО7, а также должностные лица МКУ «УКС Сургутского района». Сопровождение осуществлялось путем проведения еженедельных совещаний под председательством заместителя главы Сургутского района ФИО1 и выездов на объект не менее двух раз в месяц с главой Сургутского района ФИО8 и его заместителем ФИО1
Все это свидетельствует о самом непосредственном отношении заместителя главы района ФИО1 к решению вопросов застройки территории «Гидронамыв» в г.п. Белый Яр, включая вопросы строительства инженерных сетей, необходимых для ввода в эксплуатацию жилых многоквартирных домов с долевым участием граждан.
Согласно техническим условиям на подключение к инженерным сетям МУП «ТО УТВиВ №1» МО Сургутский район, выданным ОАО «СургутСтройТрест» 15 июня 2018г., предусмотрено подключение объекта «Территории «Гидронамыв» в г.п. Белый Яр, Сургутского района, 5-ти этажный многоквартирный жилой <адрес> со встроенными помещениями общественного назначения» к существующим сетям теплоснабжения и водоснабжения и к существующему канализационному колодцу для водоотведения.
Однако согласно техническим условиям на подключение к инженерным сетям этого же объекта, выданным ОАО «СургутСтройТрест» 16 сентября 2019 года, точками подключения являются запроектированные сети (т.А и т.Б,), а также проектируемый канализационных колодец (т.В).
Для строительства запроектированных сетей, в том числе, на территории «Гидронамыв» в г.п. Белый Яр, из бюджета ХМАО-Югры в 2020 г. согласно Соглашению о предоставлении субсидии местному бюджету № 18-С/2020 от 15 января 2020 г. было выделено на условиях софинансирования 142 437 100 (сто сорок два миллиона четыреста тридцать семь тысяч сто) рублей 00 копеек, а из бюджета Сургутского района 2 950 100 (два миллиона девятьсот пятьдесят тысяч сто) рублей.
При этом, согласно Приложения 2 к указанному Соглашению показателем результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, является ввод жилья в объёме 25,998 тыс. кв.м. в 2020 году. Данное Соглашение со стороны администрации Сургутского района подписано ФИО1
В соответствии с Ежегодным отчётом о ходе реализации проекта «Жильё» в ХМАО-Югре (о реализации проекта в 2020 году), размещенным в открытом доступе на сайте Департамента строительства ХМАО-Югры https://ds.admhmao.ru/upload/iblock/c6a/Ezhegodnyy-otchet-ZHile-2020.pdf :
«Согласно соглашению от 20.12.2019 № при реализации федерального проекта «Жильё» на территории автономного округа установлен показатель результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставлена субсидия, а именно ввод в эксплуатацию жилья в 2020 году на территории проекта жилищного строительства «Микрорайон «Гидронамыв» пгт. Белый Яр Сургутского района» в размере 25,998 тыс. кв.м., за счёт ввода в эксплуатацию жилого дома с условным номером 188 в микрорайоне «Гидронамыв» пгт. Белый Яр, застройщик ООО «Сибпромстрой»…» По состоянию на 11.01.2021 фактическое значение показателя ввода жилья на территории проекта жилищного строительства «Микрорайон «Гидронамыв» пгт. Белый Яр Сургутского района», составляет 0 (ноль) тыс.кв.м.»
Согласно информации Контрольно-счётной палаты Сургутского района от 21 июня 2021 года выполнение работ по объекту «Инженерные сети микрорайона «Гидронамыв» г.п. Белый Яр» (1 этап) осуществлялось в рамках муниципального контракта между МКУ «УКС Сургутского района» с ООО «Дельта» (заключенного 13 мая 2020 года № 29) на сумму 130 617 754 (сто тридцать миллионов шестьсот семнадцать тысяч семьсот пятьдесят четыре) рубля 05 копеек и на июнь 2021 года составило 81,2% объема работ, несмотря на срок окончания работ по муниципальному контракту 30.11.2020г. Затем, МКУ «УКС Сургутского района» указанный контракт с ООО «Дельта» был расторгнут в связи с нарушением им сроков исполнения контракта (на основании приказа от 11.12.2020г. № 67-п) с обращением в федеральную антимонопольную службу о включении ООО «Дельта» в реестр недобросовестных поставщиков и заключен новый муниципальный контракт от 11.05.2021г. с ООО «СИБСТРОЙИНВЕСТ» на выполнение работ по завершению строительства объекта «Инженерные сети микрорайона Гидронамыв, г.п. Белый Яр (1 этап) со сроком окончания работ 30 июня 2021г.
Со слов представителя истца в судебном заседании, в настоящий момент ООО «СИБСТРОЙИНВЕСТ» строительство объекта «Инженерные сети в микрорайоне «Гидронамыв» п. Белый Яр» выполнено на 76 %.
Для объективного и полного рассмотрения дела имеет значение и тот факт, что Федеральной антимонопольной службой (решение от 05.02.2021 г.) было отказано во включении ООО «Дельта» в реестр недобросовестных поставщиков в связи с тем, что ООО «Дельта» неоднократно обращалось в адрес заказчика - МКУ «УКС Сургутского района» о невозможности выполнения требований, установленных дорожной картой, утвержденной ФИО1 13.07.2020г, в связи с несоответствием проектной документации сметным расчётам, необходимостью замены материалов и пр., однако никаких мер как со стороны заказчика, так и со стороны администрации Сургутского района, для устранения указанных проблем принято не было. В настоящее время ООО «Дельта» в реестр недобросовестных поставщиков не включено.
04.09.2020г. и 09 марта 2021 года в адрес генерального директора АО «Специализированный Застройщик «Сургутстройтрест» (имело место переименование организации) на его обращения от 03.08.2020г. МУП «ТО УТВиВ» о подключении жилого дома к инженерным сетям направило письмо № о невозможности такого подключения в связи с тем, что сети находятся в стадии строительства (ориентировочный срок окончания – 30.11.2020г.).
Таким образом, задержка в сроках строительства инженерных сетей в микрорайоне «Гидронамыв» п. Белый Яр Сургутского района самым непосредственным образом влияет на сроки ввода в эксплуатацию многоквартирных жилых домов в данном микрорайоне, подключение которых должно производиться к строящимся сетям.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что на момент проведения проверки прокуратурой Сургутского района в апреле 2021 года и вынесения ею предостережения существовала и существует в настоящее время высокая вероятность наступления негативных последствий для граждан - участников долевого строительства многоквартирных жилых домов в микрорайоне «Гидронамыв» г.п. Белый Яр в виде нарушения срока ввода домов в эксплуатацию.
Предостережение правомерно вынесено в отношении заместителя главы района ФИО1, как должностного лица, осуществляющего не только общее руководство деятельностью департамента строительства и земельных отношений, но и определяющего стратегию управления органами администрации района в сфере градостроительства, координацию деятельности субъектов строительной отрасли района в целях выполнения планов и программ застройки территорий поселений района, контроль исполнения решений, принимаемых администрацией Сургутского района и её должностными лицами, в том числе, по результатам совещаний, а также осуществляющего отдельные полномочия в отношении МКУ «УКС Сургутского района».
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения, действия (бездействия) незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение, действие (бездействие) не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
В данном случае, в действиях административных ответчиков судом не установлены факты нарушений закона, повлекших нарушение прав и законных интересов административного истца.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления заместителю главы Сургутского района ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Сургутский районный суд.
Председательствующий подпись А.Л. Алешков
КОПИЯ ВЕРНА
Судья Сургутского районного суда А.Л. Алешков