ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1505/17 от 13.03.2017 Индустриального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2а-1505/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Хабаровск 13 марта 2017 года

Индустриальный районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Гончарука М.А.,

при секретаре Козулиной О.А.,

с участием административного истца ФИО2,

представителей административного ответчика ФИО5, ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к инспекции федеральной налоговой службы России по <адрес> о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО12 обратился в суд с настоящим административным иском к инспекции федеральной налоговой службы России по <адрес> (далее ИФНС по <адрес>). Административное исковое заявление мотивировано следующим, ИФНС по <адрес> по результатам налоговой проверки, проведенной в отношении ФИО2 принято решение от ДД.ММ.ГГГГ, которым в частности налогоплательщику отказано в предоставлении предусмотренного пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ стандартного налогового вычета за 2012 год в сумме 46400 рублей. Он с указанным решением не согласился и обжаловал его в вышестоящий налоговый орган, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы решение ИФНС по <адрес> оставлено без изменения.

Не согласен с доводом оспариваемого решения налогового органа об отсутствии у последнего информации о получении налогоплательщиком дохода, облагаемого по ставке 13 % в связи с не предоставлением им трудовой книжки, что не подтверждено наличие трудовых отношений и наличие налогового агента в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку НК РФ не устанавливает зависимости между правом на стандартный налоговой вычет, предусмотренный пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ и наличием либо отсутствием у налогоплательщика доходов в отдельные месяцы налогового периода, а также с наличием либо отсутствием у налогоплательщика трудовых отношений в отдельные месяцы налогового периода и не содержит запрета предоставления указанного вычета за те месяцы, в которых у налогоплательщика отсутствовал доход, подлежащий обложению НДФЛ.

Поскольку НК РФ не содержит положения о том, что в случаях, когда выплата дохода полностью прекращена, стандартный налоговый вычет в те месяцы, в которых не было выплат дохода не предоставляется, так как налоговая база после прекращения выплат не определяется и возобновляется с того месяца, когда налогоплательщик вновь трудоустроен. В связи с чем, полагает данный довод налогового органа ошибочным, кроме того в силу пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ стандартный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику за каждый месяц налогового периода путем уменьшения налоговой базы на соответствующий установленный размер вычета. Полагает, что налоговый агент может не располагать данными о доходах, полученных налогоплательщиком из других источников, а также о налоговых вычетах, предоставленных налогоплательщику другими налоговыми агентами. Поэтому его правовые возможности по предоставлению налогоплательщику налоговых вычетов определенным образом ограничены и обусловлены той частью налоговой базы налогоплательщика, которая формируется у конкретного налогового агента.

Полагает ссылку налогового органа на письма Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ1 года , от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, а также на Постановление Президиума Высшего арбитражного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ в обоснование своей позиции спорной, так как рассматриваемые письма не содержат положений, упоминающих о понятии трудовых отношений либо о ситуациях, когда доход налогоплательщику выплачивается только одним налоговым агентом в течение всего налогового периода.

Отказ налогового органа в предоставлении ему стандартного налогового вычета на сумму 46400 рублей повлек за собой расхождение в данных налогового органа и данных налогоплательщика в части суммы остатка имущественного налогового вычета, переходящего на следующий налоговый период 2013 года, что препятствует в оформлении и подаче в налоговый орган налоговых деклараций за налоговые периоды 2013 и последующих годов, а также в реализации его права на получение предусмотренных законодательством налоговых вычетов за эти налоговые периоды.

Просит признать незаконным решение ИФНС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части, в которой налогоплательщику отказано в предоставлении стандартного налогового вычета за 2012 год в сумме 46400 рублей. Восстановить нарушенное право, обязав ИФНС по <адрес> предоставить стандартный налоговый вычет, предусмотренный пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ.

Административный истец ФИО12 в судебном заседании административные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил иск удовлетворить. Дополнил, что не оспаривает решение, принятое ИФНС по <адрес> по результатам рассмотрения его апелляционной жалобы на решение ИФНС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что его права нарушены решением ИФНС по <адрес>, что и должно быть предметом судебного разбирательства.

Представители административного ответчика ФИО7, ФИО6, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании административные исковые требования не признали, поддержав доводы отзыва, просили в удовлетворении исковых требований отказать.

Согласно возражения на административное исковое заявление административного ответчика, ИФНС по <адрес> не согласна с доводами, изложенными в административном исковом заявлении ФИО2 Со ссылками на ст.ст. 210, 216, 218 НК РФ считают, что стандартные налоговые вычеты предоставляются налоговым агентом с места поступления налогоплательщика на работу и в отношении доходов, полученных в данной организации. Предоставление вычетов за те налоговые периоды, в которых налогоплательщик не работал, вследствие чего им не получен доход, то есть отсутствует сумма (налоговая база по НДФЛ) уменьшаемая на размер налоговых вычетов по налогу, НК РФ не предусмотрено. Стандартные налоговые вычеты предоставляются только при ежемесячном начислении налогоплательщику суммы дохода. В случаях когда выплата доходов полностью прекращена, стандартный налоговый вычет не предоставляется так как налоговая база после прекращения выплат не определяется и возобновляется с того месяца, когда налогоплательщик трудоустроен.

Выслушав административного истца ФИО2, представителей административного ответчика ФИО7, ФИО6, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 57 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

В свою очередь, государство гарантирует налогоплательщикам частичный возврат уплаченных налогов в виде налоговых вычетов, в том числе стандартный налоговый вычет.

Судом установлено, что ФИО12ДД.ММ.ГГГГ обратился в ИФНС по <адрес> с налоговой декларацией по налогу на доходы физических лиц (далее НДФЛ) за 2012 год, в котором заявлен, в том числе, стандартный налоговый вычет в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ, по расчетам налогоплательщика, в размере 69600 рублей.

По результатам проверки налоговой декларации налоговым органом принято решение от ДД.ММ.ГГГГ о возвращении налогоплательщику 23200 рублей стандартного налогового вычета, в предоставлении остальной части налогового вычета в сумме 46400 отказано.

Налоговой инспекцией в ходе проведенной проверки установлено, что ФИО12 в 2012 году получил доход, облагаемый НДФЛ от трудовой деятельности за 4 месяца: в январе от МБОУ ДОД ДЮСШ «Лидер» в сумме 54115,55 рублей, в период с октября по декабрь от ООО «Ронис» - 39658,38, а всего 93773,93 рубля.

При этом, ФИО12 является отцом ФИО8 1996 года рождения, ФИО9 2007 года рождения, ФИО10 2009 года рождения.

Данные обстоятельства подтверждаются налоговой декларацией ФИО2, оспариваемым решением налогового органа и сторонами в судебном заседании не оспаривались.

Налоговым органом сделан вывод, что административный истец в период с февраля по сентябрь 2012 года доход, облагаемый НДФЛ, в том числе от трудовой деятельности, не получал, налоговая база определена от дохода полученного административным истцом от трудовой деятельности в январе, октябре-декабре 2012 года. ФИО2 налоговым органом стандартный налоговый вычет на детей определен в сумме 23200 рублей, то есть частично от той суммы, на которую рассчитывал административный истец.

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения административного истца в суд с настоящим административным иском.

В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников, в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Доходы от источников в РФ и доходы от источников за пределами РФ при определении налога на доходы физических лиц (далее НДФЛ) определены в ст. 208 НК РФ.

Согласно абз. 1 п. 1 ст. 210 НК РФ, для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст.ст. 218 - 221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.

В соответствии со ст. 216 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. (для определения НДФЛ)

Установленный пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ стандартный налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах:

с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ включительно:

1 000 рублей - на первого ребенка;

1 000 рублей - на второго ребенка;

3 000 рублей - на третьего и каждого последующего ребенка.

Налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 настоящего Кодекса) налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 280 000 рублей. (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 330-ФЗ).

Согласно п. 3 ст. 226 НК РФ, исчисление сумм НДФЛ, подлежащих перечислению в бюджет, а, следовательно, определение налоговой базы по налогу, производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода на дату фактического получения дохода, то есть, по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка 13 %, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Таким образом, установленные пп. 4 ч. 1 ст. 218 НК РФ стандартные налоговые вычеты предоставляются налоговым агентом налогоплательщику за каждый месяц налогового периода путем уменьшения в каждом месяце налогового периода налоговой базы, определяемой нарастающим итогом, на сумму налоговых вычетов, рассчитываемых нарастающим итогом с начала налогового периода.

Административный истец при подаче налоговой декларации за 2012 год не представил налоговому органу документального подтверждения наличия в период с февраля по сентябрь 2012 года дохода, который облагается НДФЛ, в судебном заседании так же подтвердил отсутствие указанного дохода в приведенный период.

Учитывая, что административный истец имеет на иждивении трех несовершеннолетних детей, ежемесячный стандартный налоговый вычет подлежит расчету следующим образом: на содержание первого и второго ребенка – по 1400 рублей, на третьего 3000 рублей. Общая сумма ежемесячного налогового вычета составила 5800 рублей. Эта сумма подлежала вычету из дохода ФИО2 ежемесячно в январе, октябре, ноябре и декабре 2012 года соответственно и составила 23200 рублей.

Таким образом, у налогового органа отсутствовали основания для предоставления административному истцу стандартного налогового вычета по основанию, предусмотренному пп. 4 ч. 1 ст. 214 НК РФ за периоды, в которые у административного истца отсутствовали доходы облагаемые НДФЛ. При этом не имеет правового значения не были получены такие доходы административным истцом от трудовой деятельности, любо иные доходы, перечисленные в главе 23 НК РФ, облагаемые НДФЛ. Кроме того, обжалуемое решение не связывает отсутствие права истца на стандартный налоговый вычет в спорный период с отсутствием у него заработка от трудовой деятельности, а приводит указанный вид дохода как один из источников дохода, указанный административным истцом в налоговой декларации за 2012 год. В связи с чем, довод административного иска о том, что оспариваемое решение налогового органа основано на отсутствии у административного истца дохода от трудовой деятельности в период с февраля по сентябрь 2012 года, что является достаточным основанием для отказа в предоставлении стандартного налогового вычета, судом отвергается.

Суд также не принимает во внимание ссылку административного истца на практику Высшего Арбитражного суда РФ и письма Министерства финансов РФ, поскольку они не имеют правового значения при рассмотрении настоящего административного дела.

Из смысла ст. 220 НК РФ следует, что условием предоставления налогоплательщику имущественного вычета является уплата им в бюджет НДФЛ. Таким образом, отсутствие дохода (в том числе и трудового) освобождает налогоплательщика от выплаты НДФЛ, что в свою очередь лишает его права на получение налогового вычета. Иное толкование налогового законодательства, противоречит природе налогового вычета, как социальной гарантии государства налогоплательщику в виде поощрения за его добросовестное поведение по исполнению обязанности по оплате НДФЛ.

Налоговым органом сделан верный вывод о том, что стандартный налоговый вычет, предусмотренный пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ за 2012 год ФИО2 составляет в сумме 23200 рублей, поскольку из содержания справок о доходах по форме 2-НДФЛ за 2012 год следует, что налоговыми агентами не были предоставлены стандартные налоговые вычеты в размере, предусмотренном налоговым законодательством, не содержат этого и материалы дела.

Таким образом, доводы административного истца основаны на неверном толковании действующего налогового законодательства, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене решения налогового органа и соответственно удовлетворению административных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227,228, КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО3 к ИФНС России по <адрес> о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в предоставлении стандартного налогового вычета за 2012 год в сумме 46400 рублей, отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Хабаровский краевой суд через Индустриальный районный суд города Хабаровска в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья подпись М.А. Гончарук

<данные изъяты>

Решение в окончательной форме изготовлено 13 марта 2017 года.