ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1505/2018 от 27.03.2018 Бийского городского суда (Алтайский край)

Дело №2а-1505/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 марта 2018 года Бийский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего Курносовой А.Н.

при секретаре Пасиченко О.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю к Бийской общине коренного малочисленного народа кумандинцев о ликвидации некоммерческой организации,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю обратилось в суд с административным иском к Бийской общине коренного малочисленного народа кумандинцев о ликвидации некоммерческой организации в порядке ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В обосновании требований представитель административного истца в иске указал на то, что 19 октября 2006 года Управлением Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю принято решение о государственной регистрации Бийской общины коренного малочисленного народа кумандинцев (далее - некоммерческая организация), присвоен учетный номер 2214160001. В Единый государственный реестр юридических лиц сведения о некоммерческой организации внесены 25 октября 2006 года под основным государственным регистрационным номером 1062202033410.

В период с 04 по 31 октября 2017 года Управлением проведена проверка деятельности некоммерческой организации, проверяемый период с 01 октября 2014 года по 30 сентября 2017 года.

31 октября 2017 года от председателя некоммерческой организации Алековой Н.М. в Управление поступило заявление о том, что некоммерческая организация деятельность фактически прекратила, руководящие органы распущены, членов организации нет. Деятельность по достижению уставных целей не ведется с 01 июня 2016 года. В связи с отсутствием возможности ликвидировать организацию в добровольном порядке, просит ликвидировать в судебном порядке.

Кроме того, в нарушение п. 2 ст. 14 ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческой организацией не соблюдаются положения требований учредительных документов, которые обязательны для исполнения как самой некоммерческой организацией, так и ее учредителями (участниками).

Также из представленных для проверки документов следует, что в проверяемом периоде деятельность по достижению уставных целей некоммерческой организацией не осуществлялась. Фактически указанная деятельность не ведется с 01 июня 2016 года.

Таким образом, некоммерческой организацией допущены неоднократные, грубые нарушения законодательства Российской Федерации и собственного Устава, выразившиеся в невозможности их устранить законным способом, а именно: невозможностью единственным членом корпоративной организации принять решение о ее ликвидации в порядке, установленном учредительными документами.

С учетом изложенного, просит ликвидировать Бийскую общину коренного малочисленного народа кумандинцев и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебное заседание представитель административного истца – Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю, не явился, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в его, что суд считает возможным.

Представитель административного ответчика - Бийской общины коренного малочисленного народа кумандинцев в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен судом по месту регистрации, судебное извещение возвращено с отметкой «Истек срок хранения».

В соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», ФЗ «О некоммерческих организациях» и Административным регламентом, у некоммерческой организации имеются оригиналы всех регистрационных документов. Копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, отсутствующих у лиц, участвующих в деле, в соответствии с ч. 7 ст. 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации направлены в адрес административного ответчика и в адрес заинтересованного лица. В соответствии с п. 2 ст. 51, п. 3 ст. 54 ГК РФ, Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации», юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

При изложенных обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Изучив материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела установлено, что Бийская община коренного малочисленного народа кумандинцев является некоммерческой организацией, 19 октября 2006 Управлением Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю принято решение о ее государственной регистрации, присвоен учетный номер 2214160001. В Единый государственный реестр юридических лиц сведения о некоммерческой организации внесены 25 октября 2006 года под основным государственным регистрационным номером 1062202033410.

В период с 04 по 31 октября 2017 года Управлением проведена проверка деятельности некоммерческой организации, проверяемый период – с 01 октября 2014 года по 30 сентября 2017 года.

В результате проверки было установлено, что некоммерческая организация деятельность фактически прекратила, руководящие органы распущены, членов организации нет. Деятельность по достижению уставных целей не ведется с 01 июня 2016 года. В связи с отсутствием возможности ликвидировать организацию в добровольном порядке, просила ликвидировать в судебном порядке.

В соответствии с п.2 ст. 2 от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

В силу п.1 ст.14 данного Закона учредительными документами некоммерческих организаций является, в том числе, устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, частного или бюджетного учреждения;

В соответствии с п. 4.1 Устава целями создания и деятельности некоммерческой организации являются:

- защита исконной среды обитания сохранения и развития традиционного образа жизни;

- сохранение, возрождение, развитие традиционных отраслей хозяйственной деятельности, рационального природопользования. Обеспечение традиционного уклада жизни, культуры и языка, а также сохранение территории расселения и среды обитания местного населения, как главного условия выживания и развития коренного малочисленного кумандинского народа;

- содействие созданию благоприятных условий для решения проблем социально-экономического и культурного возрождения и дальнейшего развития кумандинского народа, реабилитация и защита его гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод. Община имеет также своей целью укрепление дружбы, взаимопонимание кумандинского народа с другими народами.

Согласно п. 4.2 Устава основными видами деятельности некоммерческой организации являются:

рыболовство, в том числе речное и озерное, переработка и реализация водных биологических ресурсов;

возрождение кумандинской кухни;

охота, переработка и реализация охотничьей продукции;

добыча, переработка и реализация охотничьей продукции;

добыча, переработка и реализация животных, не являющихся объектами охоты;

собирательство, включая сбор дикоросов, а также переработка и реализация дикорастущих растений и их плодов (ягод, грибов, съедобных и лекарственных растений, орехов и так далее), переработка и реализация общедоступных для сбора вещей (кости животных, поделочные материалы, сухой древесины и так далее);

выделка шкур животных;изготовление национальных сувениров, художественных и иных произведений национальной культуры, а также их реализация; плетение из трав и растений; другие промыслы и ремесла, связанные с обработкой меха, кожи, кости, поделочных и полудрагоценных камней; разведение верховых лошадей; приусадебное огородничество; строительство национальных жилищ или обустройство жилья в соответствии с национальными традициям и обычаями; строительство культовых сооружений и иных сооружений, а также обустройство мест, имеющих историческую, культурную, религиозную, экологическую, духовную и иную ценность для кумандинцев в соответствии с их национальными традициями и обычаями; организация обрядовых праздников, связанных с поддержанием традиционных внутри и межэтнических связей; передача традиционных экологических знаний и вовлечение в природоохранную деятельность коренного и местного населения; подготовка кадров из коренного и местного населения для осуществления деятельности по охране и рациональному использованию природных ресурсов; изучение объектов природного и культурного населения с использование их в просветительских в просветительских целях; создание инфраструктуры для развития экологического, этноисторического и спортивного туризма. В соответствии с п. 2 ст. 14 ФЗ «О некоммерческих организациях» требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками). В нарушение данной нормы закона некоммерческой организацией не соблюдаются положения собственного Устава. В соответствии со ст. 123.16 Гражданского кодекса Российской Федерации общины коренных малочисленных народов относятся к корпоративным некоммерческим организациям, учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган управления. Члены общины коренного малочисленного народа должны принадлежать к коренному малочисленному народу и объединены по кровнородственному и (или) территориально-соседскому признаку. Как следует из представленной для проверки информации, члены в некоммерческой организации отсутствуют, органы управления не сформированы и не действуют, что в свою очередь нарушает положения п.п. 8.1, 8.5, 9.1 Устава. Срок полномочий ранее сформированных органов управления (Правление, Ревизионная комиссия) истек в сентябре 2009 года. Кроме того, не соблюдалась периодичность проведения заседаний органов управления, установленная Уставом, а именно, п. 8.1 – высший орган управления – Общее собрание – 1 раз в год; п. 8.5 – постоянно действующий орган управления - Правление – 1 раз в месяц; п. 9.3 – Ревизионная комиссия – ежегодно. Как следует из документов, представленных для проверки, в проверяемом периоде деятельность по достижению уставных целей некоммерческой организацией не осуществлялась. Фактически указанная деятельность не велась с 1 июня 2016 года. Таким образом, некоммерческой организацией допускаются грубые, неоднократные нарушения законодательства Российской Федерации и собственного Устава, выразившиеся в невозможности их устранить законным способом, а именно, невозможностью единственным членом корпоративной организации принять решение о ее ликвидации в порядке, установленном учредительными документами. Как следует из заявления председателя некоммерческой организации Алековой Н.М. от 31 октября 2017 года, поступившего в Управление, Бийская община коренного малочисленного народа кумандинцев деятельность фактически прекратила, руководящие органы распущены, членов организации нет. Деятельность по достижению уставных целей не ведется с 01 июня 2016 года. В связи с отсутствием возможности ликвидировать организацию в добровольном порядке, Алекова Н.М. просит ликвидировать в судебном порядке. Как установлено из материалов дела, в нарушение требований п. 2 ст. 2 ФЗ «О некоммерческих организациях» и положений п.п. 4.1, 4.2 собственного устава некоммерческой организацией деятельность по достижению уставных целей с 01 июня 2016 года не осуществляется. Таким образом, некоммерческой организацией допускаются неоднократные нарушения законодательства Российской Федерации и собственного устава.В соответствии с п.1, 1.1., 2 ст. 18 ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится, в том числе, уполномоченным органом или его территориальным органом. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. На основании п.п. 30.10. п. 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313; п. п. 73, 74 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03 марта 2014 года №26; п. 12 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года № 705; п.п. 78, 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 30 декабря 2011 года №456 Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы по результатам контроля за деятельностью некоммерческих организаций обращаются в суд с заявлением о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций.Согласно п.п. 3 п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу том, что обращение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю с настоящим административным исковым заявлением в суд к Бийской общины коренного малочисленного народа кумандинцев в порядке п.п. 3 п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации является обоснованным, а указанные выше действия (бездействие) административного ответчика расцениваются судом как неоднократные нарушения закона, в связи с чем, требования истца подлежат удовлетворению.

В силу требований ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, п.1 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерациями, с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 руб.

Руководствуясь ст. ст. 175-179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю удовлетворить.

Ликвидировать Бийскую общину коренного малочисленного народа кумандинцев в качестве юридического лица.

Исключить Бийскую общину коренного малочисленного народа кумандинцев из Единого государственного реестра юридических лиц.

Взыскать с Бийской общины коренного малочисленного народа кумандинцев в доход бюджета городского округа муниципального образования город Бийск государственную пошлину в размере 6000 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края.

Судья А.Н. Курносова