Дело №2а-94/2022
УИД 89RS0002-01-2021-002880-72
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 марта 2022 года г.Лабытнанги
Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Михайловой О.В.
при ведении протокола с/заседания помощником судьи ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Ямало-Ненецкому автономному округу к ФИО1 о взыскании суммы задолженности по налогу и пени,
У С Т А Н О В И Л:
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - МИФНС) обратился в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемым по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог в размере 52 189 руб. 61 коп., пеня в размере 822 руб. 99 коп. за период с ДД/ММ/ГГ по ДД/ММ/ГГ и с ДД/ММ/ГГ по ДД/ММ/ГГ; транспортного налога с физических лиц: налог в размере 11 639 руб. 16 коп., пеня в размере 535 руб. 30 коп. за период с ДД/ММ/ГГ по ДД/ММ/ГГ и с ДД/ММ/ГГ по ДД/ММ/ГГ на общую сумму 65 196 руб. 06 коп.
В обоснование административного иска налоговый орган указал, что ФИО1 является плательщиком налога на имущество физических лиц и транспортного налога. В связи с тем, что в установленные Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) сроки ответчиком налог уплачен не был, на сумму недоимки налоговым органом начислены пени. ФИО1 направлялось требование № от ДД/ММ/ГГ и № от ДД/ММ/ГГ, которое в добровольном порядке исполнено не было. Административным истцом мировому судье судебного участка № судебного района города окружного значения Лабытнанги ... было направлено заявление о вынесении судебного приказа в отношении ФИО1 Определением мирового судьи судебного участка № судебного района города окружного значения Лабытнанги ... от ДД/ММ/ГГ судебный приказ был отменен в связи с поступлением возражений относительно его исполнения от ФИО1
В судебном заседании представитель административного истца ФИО3, действующая на основании доверенности № от ДД/ММ/ГГ, поддержала заявленные требования в полном объеме, просила восстановить срока на подачу административного иска как пропущенного по уважительной причине.
Административный ответчик ФИО1 возражала относительно заявленных требований, указывая на неверное исчисление налога и не применение налоговой льготы.
Заслушав пояснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций в суд должно подаваться с соблюдением срока давности взыскания обязательного платежа и (или) штрафа.
В соответствии с п. 1 ст. 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании штрафа с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены ст. 48 НК РФ, в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено НК РФ.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если сумма задолженности определяется по нескольким требованиям, то учитывается срок исполнения самого раннего из них (абз. 4 п. 1, абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ).
Согласно ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Из материалов дела следует, что ФИО1 принадлежат:
транспортные средства: автомобиль легковой, государственный регистрационный знак: <***>, марка/модель: МITSUBISHI RVR, VIN:, год выпуска 1994, дата регистрации права ДД/ММ/ГГ; автомобиль легковой, государственный регистрационный знак: <***>, марка/модель: АУДИ ТТ, VIN: №, год выпуска 1999, дата регистрации права ДД/ММ/ГГ.
недвижимое имущество: здание, адрес: 629400, ЯНАО, ..., А, кадастровый №, площадь 337,4, дата регистрации права ДД/ММ/ГГ; квартира, адрес: ЯНАО, ...,7, Кадастровый №, площадь 48,9, дата регистрации права ДД/ММ/ГГ; гараж, адрес: 629400, ЯНАО, ..., кадастровый №, площадь 30, Дата регистрации права ДД/ММ/ГГ; склад-арочник, адрес: 629400, ЯНАО, ..., кадастровый №, площадь 390, дата регистрации права ДД/ММ/ГГ; баня, адрес: 629400, ЯНАО, Лабытнанги, ..., кадастровый №, площадь 24, дата регистрации права ДД/ММ/ГГ.
Судом установлено, что в адрес налогоплательщика ФИО1 было направлено требование №, которым предлагалось в срок до ДД/ММ/ГГ погасить задолженность по недоимке на общую сумму 26 622 руб. 19 коп.
В связи с неуплатой налога в адрес налогоплательщика ФИО1 было направлено требование №, которым предлагалось в срок до ДД/ММ/ГГ погасить задолженность по недоимке на общую сумму 98 449 руб. 41 коп.
ДД/ММ/ГГ определением мирового судьи судебного участка № судебного района Лабытнангского городского суда в ... судебный приказ от ДД/ММ/ГГ по заявлению МИФНС на взыскание с ФИО1 в доход бюджет недоимки по налогам и пени на общую сумму 72 092 руб. 78 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1 181 руб. 39 коп., отменен в связи с поступлением от должника возражений относительно исполнения вышеуказанного судебного приказа.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела следует, что первоначально налоговый орган обратился в Лабытнангский городской суд ДД/ММ/ГГ, согласно почтовому штемпелю на конверте письмо направлено МИФНС ДД/ММ/ГГ.
Определением судьи Лабытнангского городского суда от ДД/ММ/ГГ административный иск МИФНС к ФИО1 оставлен без движения, в связи с тем, что к административному иску приложен список внутренних почтовых отправлений от ДД/ММ/ГГ, который не может рассматриваться как доказательство направления административного иска в адрес административного ответчика, датированного ДД/ММ/ГГ, с предоставлением срока для устранения недостатков до ДД/ММ/ГГ.
Определением судьи Лабытнангского городского суда от ДД/ММ/ГГ административный иск МИФН был возращен в связи с истечением срока предоставленного для устранения недостатков и их не устранением.
ДД/ММ/ГГ в адрес МИФН возвращен список внутренних почтовых отправлений, поступивший в суд ДД/ММ/ГГ, в связи с возвращением искового заявления.
Из списка внутренних почтовых отправлений МИФН от ДД/ММ/ГГ следует, что документы налоговым органом во исполнение определение суда об оставлении административного иска без движения были направлены ДД/ММ/ГГ, т.е. в последний день установленного судом срока.
В силу ч.4 ст.93 КАС РФ процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок (за исключением процессуального срока, исчисляемого часами), может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока. В случае, если жалоба, документы или денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня установленного процессуального срока, срок не считается пропущенным, за исключением процессуальных сроков, установленных статьей 240, частями 3 и 3.1 статьи 298, частью 2 статьи 314 настоящего Кодекса.
Таким образом, недостатки административного иска были устранены административным истцом в установленные сроки.
Административный иск с определением о его возврате и приложением получен МИФНС ДД/ММ/ГГ.
Повторно административный иск поступил в адрес суда ДД/ММ/ГГ и принят к производству ДД/ММ/ГГ. Согласно почтовому штемпелю на конверте принят в отделение почтовой связи ДД/ММ/ГГ.
В силу ч.2 ст.286 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
По общим правилам уважительными причинами пропуска срока для подачи заявления в суд признаются такие причины, которые объективно препятствовали участнику процесса своевременно подать заявление.
При этом, не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу административного искового заявления.Учитывая, что процессуальный срок при подаче первоначального административного искового заявления истцом пропущен не был, суд считает необходимым восстановить истцу процессуальный срок для подачи административного искового заявления. Оснований полагать, что действия налогового органа были направлены на увеличение срока взыскания налоговых платежей у суда нет, возврат административного искового заявления не является безусловным основанием полагать, что административным истцом пропущен срок для взыскания с ответчика недоимки по налогу.
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57 Конституции Российской Федерации).
В силу ст.ст. 357, 388, 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей; признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом; признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Объектом налогообложения признаются, в частности: автомобили (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 358 НК РФ); расположенное в пределах муниципального образования жилой дом: квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс: объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение: дома и жилые строения, расположенные на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства (п. 1 ст. 401 НК РФ).
Транспортные средства и недвижимое имущество, принадлежащие ФИО1 на праве собственности, не относятся к объектам, не облагающимся налогом, перечисленным в п. 2 ст. 358. п. 2 ст. 389, п. 3 ст. 401 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 360, п. 1 ст. 393, 405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии с п. 1 ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.
В силу п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 3.1 настоящей статьи.
Транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 363 НК РФ).
В силу п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Статьей 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено ст. 356.1 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 4 Закона ЯНАО от ДД/ММ/ГГ№-ЗАО «О ставках транспортного налога на территории ...» (принят Государственной Думой ...ДД/ММ/ГГ) налоговые льготы установлены физическим лицам, являющимся пенсионерами, а также физическим лицам, соответствующим условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на ДД/ММ/ГГ, - в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил (до 110,33 кВт) включительно.
При наличии налоговых льгот в размере суммы налогов, подлежащих уплате на основании налогового уведомления, в отношении объектов налогообложения по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, налоговое уведомление не формировать, за исключением случая наличия основания для включения в налоговое уведомление расчета (перерасчета) налога на доходы физических лиц, не удержанного налоговым агентом, (приказ ФНС России от ДД/ММ/ГГ №ММВ-7-11/477 «Об утверждении формы налогового уведомления Зарегистрировано в Минюсте России ДД/ММ/ГГ№).
Учитывая вышеизложенное, ФИО1 не попадает под льготу, т.к. мощность двигателей автомобилей принадлежащих ему превышает 150 лошадиных сил (MITSUBISHI RVR с мощностью двигателя 160 лошадиных сил, АУДИ ТТ с мощностью двигателя 224 лошадиных сил).
Согласно ст. 402 НК РФ, действовавшей до ДД/ММ/ГГ, налоговая база в отношении объектов налогообложения (недвижимости) определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (п. 2 ст. 406 НК РФ).
Из материалов дела усматривается, что на основании ст. 52 НК РФ в адрес ФИО1 налоговым органом направлялось налоговое уведомление № от ДД/ММ/ГГ об уплате в срок до ДД/ММ/ГГ транспортный налога на сумму 12 400 руб. за автомобили: МITSUBISHI RVR, г/н №, АУДИ ТТ г/н №; земельного налога на сумму 309 руб.: за земельный участок в ... в размере 783 рубля, за земельный участок в Козьмодеянске ..., мкр.174, Козьмодеянске, ... гараж, ул.493, Козьмодеянске ... гараж, ул.19; налога на имущество физических лиц на сумму 58 234 руб.: за гараж ... гараж, ул.493 – 29 руб., квартиру Козьмодеянск ... – 383 руб., гараж ... гараж, ул.19 – 25 руб., квартиры Вильнюсская, 3, 1, 105 – 67 руб., иные строения ... – 7 069 руб., квартиры ..., 7 – 125 руб., иные строения ... 959 руб., иные строения ... – 48 081 руб.
В связи с неуплатой ФИО1 налогов в установленный срок в силу положений ст. 69 НК РФ ему было предъявлено требование № об уплате в срок до ДД/ММ/ГГ недоимки по налогам на сумму 26 622 руб. 19 коп. и требование № об уплате в срок до ДД/ММ/ГГ недоимки по налогам на сумму 95 228 руб. 29 коп., что соответствует требованиям ст. 75 НК РФ.
Представленный МИФНМ расчет пени судом проверен, его правильность сомнений не вызывает.
Доказательств исполнения требований МИФНС, в том числе административного иска, административным ответчиком не представлено.
В соответствии пп. 15 п.1 ст. 407 НК РФ предусмотрена льгота на хозяйственные строения или сооружения, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства. Соответственно склад-арочник с кадастровым номером 89:09:010203:294 площадью 390 кв. м. не подпадает под льготу.
У ФИО1 имеется льгота в отношении следующих объектов налогообложения: 89:09:010203:293 - баня и 89:09:010203:292 - гараж.
Доводы административного ответчика о том, что баня сгорела, не свидетельствуют об исполнении им требований п.2.1 ст.408 НК РФ согласно которой в отношении объекта налогообложения, прекратившего свое существование в связи с его гибелью или уничтожением, исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения такого объекта на основании заявления о его гибели или уничтожении, представленного налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору. С указанным заявлением налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения. Указанные заявление и документы могут быть представлены в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
При установленных обстоятельствах, административные исковые требования административного истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно п. 4 ч. 6 ст. 180 КАС РФ резолютивная часть решения суда должна содержать указание на распределение судебных расходов.
Административный истец в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины при подачи административного иска в суд.
В силу ст. 333.19 НК РФ сумма госпошлины при цене иска 65 196 руб. 06 коп. составляет 2 155 руб. 88 коп., которая подлежит к взысканию с административного ответчика, не освобожденного от ее уплаты.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290, 293 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Восстановить Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Ямало-Ненецкому автономному округу процессуальный срок для подачи административного искового заявления.
Взыскать с ФИО1, ДД/ММ/ГГ года рождения, проживающего по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, ... задолженность по налогам за 2018 года и пени на общую сумму 65 196 руб. 06 коп., в том числе:
- налог на имущество физических лиц в размере в размере 52 198.61 руб.,
- пеня по налогу на имущество физических лиц в размере 822.99 руб. (за период с ДД/ММ/ГГ по ДД/ММ/ГГ; с ДД/ММ/ГГ по ДД/ММ/ГГ).
- транспортный налог с физических лиц в размере 11 639 руб. 16 коп.
- пеня по транспортному налогу в размере 535.3 руб. (за период с ДД/ММ/ГГ по ДД/ММ/ГГ; с ДД/ММ/ГГ по ДД/ММ/ГГ).
Взыскать с ФИО1 в соответствующий бюджет государственную пошлину в размере 2 155 руб. 88 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Лабытнангский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 14 марта 2022 года.
Председательствующий /подпись/
Копия верна:
Судья О.В. Михайлова