ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1508/19 от 02.04.2019 Ялтинского городского суда (Республика Крым)

В окончательной форме решение суда принято 02 апреля 2019 года

Дело № 2а-1508/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ялта 01 апреля 2019 года

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре Глековой А.А., с участием представителя ответчика – ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Службе государственного строительного надзора Республики Крым о признании действий незаконными, возложении обязанности,

у с т а н о в и л :

ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратились в суд с иском к Службе государственного строительного надзора Республики Крым о признании незаконным действия ответчика по ненадлежащему рассмотрению поданного ими 07.02.2019 года уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, выраженного в письме от 21.02.2019 года, исх. ; возложении на ответчика обязанности повторно рассмотреть по существу в порядке, предусмотренном ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ, направленное истцами 07.02.2019 года уведомление.

Исковые требования мотивированы тем, что истцы являются собственниками квартиры № дома № по <адрес>, в состав которой также включены подсобные помещения – сараи литер «Б» и «З». В соответствии с порядком, установленным ст. 51.1 Градостроительного Кодекса РФ, истцы обратились в Службу государственного строительного надзора Республики Крым с уведомлением о планируемой реконструкции сарая литер «Б» по форме, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства РФ от 19.09.2018 года № 591/пр. В соответствии с порядком, установленным Градостроительным Кодексом РФ, ответчик должен был уведомить истцов о соответствии либо несоответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам. Вместе с тем, письмом от 21.02.2019 года Служба сообщила, что нормы ст. 51.1 ГрК РФ не применяются на территории Республики Крым, а действуют нормы Порядка выполнения строительных работ, утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11.04.2014 года, в связи с чем истцам необходимо обратиться с Декларацией о начале выполнения строительных работ. Считают данные действия незаконными, поскольку Федеральный закон от 3 августа 2018 года не содержит оговорок об ограничении своего действия на территории Республики Крым, Государственным советом Республики Крым также не приняты законы и иные нормативные акты, устанавливающие особенности применения ст. 51.1 ГрК РФ на территории Республики Крым.

В судебное заседание истцы не явились, были извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суд не уведомили.

Представитель истцов в судебное заседание также не явился, был извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, направил ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с занятостью в иных судебных процессах. Доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин неявки в судебное заседание, представителем истцов с ходатайством не представлено.

Представитель ответчика в судебном заседании против исковых требований возражал. Возражения мотивировал тем, что федеральным законодательством предоставлено право до 31 декабря 2020 года принимать отличные от федеральных нормативные правовые акты, которыми на территории Республики Крым могут быть урегулированы в том числе градостроительные правоотношения, которые подлежат преимущественному применению. Порядок выполнения строительных работ утвержден Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 года, в соответствии с которым строительные работы на объектах могут выполняться заказчиком после регистрации декларации о начале выполнения строительных работ. Указанное постановление Государственного Совета Республики Крым согласовано с Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также Министерством строительства и жилищно – коммунального хозяйства. Таким образом, процедура получения документа разрешающего характера, дающего право на выполнение строительных работ на территории Республики Крым, урегулирована республиканским законодательством, которое не предусматривает направление уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ, учитывая, что истцы и их представитель надлежащим образом уведомлены о месте и времени рассмотрения дела, доказательств уважительной неявки в судебное заседание не представили, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав представителя ответчика, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ФИО2, ФИО4, ФИО3 являются в равных долях собственниками квартиры № дома № по <адрес>, на основании свидетельства о праве собственности на жилье от 28 июля 1995 года.

07 февраля 2019 года истцы направили в Службу государственного строительного надзора Республики Крым уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома по адресу: <адрес>

21 февраля 2019 года Службой государственного строительного надзора Республики Крым был направлен истцам ответ (исх. ), которым разъяснено, что процедура получения документа разрешающего характера, дающего право на выполнение строительных работ на территории Республики Крым, урегулирована Порядком выполнения строительных работ, утвержденным постановлением Государственного Совета Республики Крым 11 апреля 2014 года , который не предусматривает направление уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в связи с чем заявителям необходимо направить и зарегистрировать в Службе декларацию о начале выполнения строительных работ.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу ч. 2 ст. 227 КАС РФ, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Истцы считают, что действия Службы государственного строительного надзора Республики Крым по рассмотрению поданного ими уведомления не соответствуют требованиям статьи 51.1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, в связи с чем обратились в суд с настоящим иском.

На основании Постановления Верховного Совета Автономной Республики Крым от 17 марта 2014 года «О независимости Крыма» Крым провозглашен независимым суверенным государством – Республикой Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус.

Согласно ч. 1 ст. 1 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 года (далее – Договор) Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего Договора.

Принципиальные вопросы, касающиеся принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя (признание гражданства Российской Федерации у граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, формирование органов государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя, гарантии в сфере социальной защиты и охраны здоровья, особенности регулирования сфер законодательства на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя), регламентированы Законом N 6-ФКЗ.

Из положений части 1 статьи 23 Закона N 6-ФКЗ усматривается, что законодательные и другие нормативные правовые акты Российской Федерации распространяют действие на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с даты их принятия в Российскую Федерацию с особенностями, предусмотренными Законом N 6-ФКЗ.

Так, со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации (статья 6).

При этом по отдельным вопросам с учетом их социальной, экономической, политической и правовой составляющей, а также предполагаемой динамики интеграции Законом N 6-ФКЗ установлены иные сроки интеграции Республики Крым и города федерального значения Севастополя в правовую систему Российской Федерации.

В частности, до 31 декабря 2020 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования градостроительных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере (пункт 1.2 статьи 12.1 Закона № 6-ФКЗ в редакции Федерального конституционного закона от 25.12.2018 года № 3-ФКЗ, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).

Таким образом, федеральный законодатель предоставил органам государственной власти Республики Крым в переходный период право устанавливать особенности регулирования отдельных сфер и областей общественной жизни, а также установил возможность действия нормативных правовых актов Республики Крым до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, в целях обеспечения скорейшего решения вопросов жизнеобеспечения граждан, проживающих на территории Республики Крым, с целью установления необходимых правовых механизмов, для обеспечения разумной преемственности между правом Украины и правом Российской Федерации.

Разрешительные и регистрационные функции в сфере градостроительной деятельности на территории Республики Крым осуществляются исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора (пункт 1 статьи 21 Закона Республики Крым от 16 января 2015 г. N 67-ЗРК/2015 «О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым»).

Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 г. N 2040-6/14 «О порядке выполнения подготовительных и строительных работ» утверждены «Порядок выполнения подготовительных работ» и «Порядок выполнения строительных работ».

Согласно пунктам 2, 3 главы 1 «Порядка выполнения строительных работ», строительные работы на объектах могут выполняться заказчиком после получения документа, удостоверяющего право собственности или пользования земельным участком: при регистрации декларации о начале выполнения строительных работ - по объектам, относящимся к I - III категориям сложности.

Регистрацию документов, указанных в подпункте 1 пункта 2 настоящего Порядка, и выдачу документов, указанных в подпункте 2 пункта 2 настоящего Порядка, осуществляет Служба государственного строительного надзора Республики Крым.

Декларация о начале выполнения строительных работ подается заказчиком или его уполномоченным представителем в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг или направляется заказным письмом с описью вложения в Службу государственного строительного надзора Республики Крым с приложением заверенных заказчиком копий документов, указанных в поданной декларации о начале выполнения строительных работ (пункт 1 глава 2 «Порядка выполнения строительных работ»).

Исходя из вышеуказанных правовых норм, суд приходит к выводу о том, что административный ответчик, направляя в адрес истцов письмо разъяснительного характера от 21.02.2019 года о необходимости заказчику строительства обратиться в Службу за регистрацией декларации о начале выполнения строительных работ, своими действиями не нарушил их права и законные интересы, поскольку законодательством Республики Крым предусмотрена декларативная процедура начала строительства, которая административными истцами соблюдена не была.

В силу части 2 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» положения Порядка выполнения строительных работ, утверждённого постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 г. №2040-6/14, признаются действующими на территории Республики Крым.

Возможность продления действия положений вышеуказанного Порядка в дальнейшем была установлена статьёй 12.1 Федерального конституционного закона.

При таких обстоятельствах, доводы административных истцов о том, что на момент утверждения Порядка выполнения строительных работ постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 г. , федеральное законодательство не предусматривало декларативной процедуры начала строительства, а предполагало получение разрешения на строительство, не свидетельствуют о незаконности действий административного ответчика, как и доводы о том, что статья 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» была введена в действие лишь после 29 декабря 2014 г., т.е. объективно хронологически позднее утверждения Порядка выполнения строительных работ.

Таким образом, суд приходит к выводу, что действия административного ответчика соответствуют требованиям нормативных правовых актов и не нарушают законные права и интересы административных истцов, которые не лишены возможности обратиться в Службу государственного строительного надзора Республики Крым за регистрацией декларации о начале выполнения строительных работ в установленном законом порядке.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л :

отказать в удовлетворении иска ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Службе государственного строительного надзора Республики Крым о признании действий незаконными, возложении обязанности.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья Ю.С. Кононова