ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1508/19 от 27.01.2019 Октябрьского районного суда г. Пензы (Пензенская область)

УИД: 58RS0027-01-2019-002771-11

Дело №2а-1508/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 октября 2019 года г.Пенза

Октябрьский районный суд г.Пензы

в составе председательствующего судьи Сидорова Т.В.,

при секретаре Бушковой З.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Пензе административное дело по административному иску ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы к ФИО1 о взыскании обязательных платежей,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы обратилась в суд с вышеназванным административным иском, указывая, что по данным Управления Роснедвижимости по Пензенской области ФИО1 имел в собственности земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый номер , площадь 18798, дата регистрации права 14.09.2015 г., дата утраты права 04.10.2016 г., в связи с чем ему начислен земельный налог за 2016 г. в размере 292748 руб., а также пени 1363,72 руб. в связи с неуплатой налога. Ответчику выставлены требования об уплате налога, но суммы не оплачены, в связи с чем ИФНС обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. Вынесенный 26.03.2018 г. приказ отменен 24.04.2019 г. по заявлению ответчика, до настоящего времени полностью суммы не оплачены. На основании вышеизложенного административный истец просил взыскать с административного ответчика земельный налог за 2016 г. в размере 260368,49 руб. и пени в размере 1363,72 руб., а всего 261732,21 руб.

Представитель административного истца - ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы - в настоящее судебное заседание не явился, о его времени и месте извещен, в представленном в суд заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные требования поддержал.

Административный ответчик - ФИО1 - в настоящее судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен, причины неявки неизвестны, ранее в ходе рассмотрения дела его представитель по доверенности ФИО2, также неявившаяся в настоящее судебное заседание не явилась (о времени и месте его проведения извещена, причины неявки неизвестны), не отрицала, что право собственности на указанный участок действительно было зарегистрировано за административным ответчиком в указанный в иске период в ЕГРН, но в 2016 г. по решению Первомайского районного суда г.Пензы указанный земельный участок был истребован у ответчика, однако запись о праве собственности административного ответчика не погашена. В настоящее время ее доверителем подан иск к продавцу участка ООО «РСУ Лик» о признании ничтожных договоров купли-продажи земельных участков недействительными, в результате чего будет погашена запись о праве собственности, а у ИФНС не возникнет право на взыскание налога.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 57 Конституции РФ устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги.

В соответствии со ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога; обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Согласно п.1 ст.388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В судебном заседании установлено, не оспорено административным ответчиком, что ему на праве собственности принадлежал земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый номер , площадь 18798, дата регистрации права 14.09.2015 г., дата утраты права 04.10.2016 г.

Согласно ст.390 Налогового Кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

П.2 решения Пензенской городской Думы от 25.11.2005 №238-16/4 «О введении земельного налога на территории города Пензы» установлены ставки земельного налога.

В связи с изложенным ФИО1 был начислен земельный налог за 2016 г. в размере 292748 руб.

В соответствии с п.1 ст.397 НК РФ налог за 2016 г. подлежал уплате налогоплательщиком в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть не позднее 01.12.2017 г., но в полном объеме он не уплачен, что ответчиком не оспорено.

В силу ст.75 НК РФ пеня (денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки) начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора; пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора; процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В связи с неуплатой налога в срок ИФНС ответчику начислены пени в размере 1363,72 руб. (за период с 02.12.2017 г. по 17.12.2017 г. - 1288,09 руб., за период с 18.12.2017 г. по 18.12.2017 г. - 74,63 руб.). Расчет налога и пени судом проверен и признается верным.

Уведомление №53938002 от 21.09.2017 г., содержащее расчет налога, и требование №4826 об оплате налогов и пени на вышеуказанные суммы направлены в адрес административного ответчика, что подтверждается почтовыми документами.

Из представленного определения мирового судьи следует, что ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 вышеуказанного налога и пени, и судебный приказ мирового судьи судебного участка №4 Октябрьского района г.Пензы был вынесен 26.03.2018 г., а 24.04.2019 г. отменен по заявлению должника.

Из абз.2 и 3 п.3 ст.48 НК РФ следует, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Настоящее исковое заявление подано в суд 11.07.2019 г., то есть в пределах шестимесячного срока, предусмотренного абз.2 п.3 ст.48 НК РФ.

Таким образом, сроки обращения в суд, предусмотренные законодательством для взыскания налогов и пени, административным истцом не пропущены, и право на их принудительное взыскание налоговым органом не утрачено.

С учетом вышеизложенного, поскольку данных об уплате налога и пени административным ответчиком не представлено, с последнего подлежат взысканию задолженность по земельному налогу за 2016 г. в размере 260368,49 руб. и пени в размере 1363,72 руб. (согласно заявленных исковых требований в части сумм, за пределы которых суд выйти не вправе), т.е. исковые требования подлежат удовлетворению; каких-либо оснований для неуплаты налога, доказательств этому административным ответчиком не представлено.

Возвращение участка по решению суда от 05.05.2016 г. МО г.Пензы основанием для неуплаты налога не является по следующим основаниям.

Согласно ст.65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Как указано выше, в силу п.1 ст.388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Сведения, необходимые для исчисления земельного налога, представляются в налоговые органы на основании ст.85 НК РФ, согласно пункту 4 которой органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

В соответствии с ч.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации.

Согласно части 5 статьи 1 Закона о регистрации государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) является единственным доказательством существования зарегистрированного права. При этом датой государственной регистрации прав является дата внесения в ЕГРН записи о соответствующем праве, об ограничении права или обременении объекта недвижимости (часть 2 статьи 16).

Таким образом, исходя из вышеназванных положений закона, плательщиком земельного налога является лицо, которое в ЕГРН указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.

В силу вышеизложенного обязанность уплачивать земельный налог возникает у лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть со дня внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок; даже при наличии вступившего в законную силу судебного акта, являющегося основанием для внесения записи в ЕГРН, права на недвижимое имущество возникают (прекращаются) с момента внесения в ЕГРН записи о соответствующем праве (прекращении права) на объект недвижимости.

Признание недействительной сделки, на основании которой возникло право собственности, само по себе не является обстоятельством, с которым налоговое законодательство связывает прекращение обязанности по уплате налога; не представлено и доказательств возврата участка ответчиком до внесения записи о прекращении права собственности.

Как указано выше, стороной административного ответчика не оспорено, что его право собственности на участок было зарегистрировано в 2016 г. с 01.01 по 04.10.2016 г., за этот период и начислен налог.

При изложенных обстоятельствах оснований для освобождения ФИО1 от обязанности оплатить налог за 2016 г. не имеется; возникновение вновь открывшихся обстоятельств в части периода регистрации права собственности на земельный участок может являться основанием для пересмотра настоящего решения, административный ответчик не лишен возможности защиты своих прав иным способом.

В силу ч.1 ст.114 КАС РФ с административного ответчика в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5817,32 руб., от уплаты которой административный истец при подаче административного иска в суд был освобожден.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы к ФИО1 о взыскании налогов и пени удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 (ИНН ) в доход соответствующего бюджета недоимку по земельному налогу за 2016 год в размере 260368 рублей 49 копеек и пени на указанную недоимку в размере 1363 рубля 72 копейки.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход соответствующего бюджета в размере 5817 рублей 32 копейки.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г.Пензы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 15 октября 2019 года.

Председательствующий