ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1509/20 от 02.06.2020 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

02 июня 2020 года город Иркутск

Кировский районный суд г.Иркутска в составе

председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Овчинниковой Н.С.,

с участием помощника прокурора г. Иркутска Ботвинко М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1509/2020 по административному исковому заявлению ООО «АГЕНТСТВО «СПБ» к Администрации города Иркутска о признании нормативного правового акта не действующим,

УСТАНОВИЛ:

ООО «АГЕНТСТВО «СПБ» обратилось в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к Администрации г. Иркутска в котором просит признать не действующим полностью со дня принятия Постановление Администрации
города Иркутска от 30.12.2011 №031-06-3192/11 «Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов» в редакции Постановления Администрации города
Иркутска от 15.07.2019 №031-06-523/9 «О внесении изменений в постановление
администрации г. Иркутска от 30.12.2011 №031-06-3192/11» в связи с его несоответствием законодательству Российской Федерации: ч.4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; ч. 6 ст.10, п.4 ст.15, п. 3 ч. 3 ст.17 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»; ст.11 Федерального Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2007 №135-Ф3 «О защите конкуренции»; п.3.2.2 приказа Минпромторга России от 25.12.2014 №2733 «Об утверждении Стратегии развития торговли в РФ на 2015-2016 годы и период до 2020 года».

В обоснование административного искового заявления указано, что Администрацией города Иркутска (административным ответчиком) принято Постановление №031-06-523\9 от 15.07.2019 «О внесении изменений в постановление администрации г. Иркутска от 30.12.2011 №031-06-3192/11», которое не соответствует законодательству Российской Федерации. Постановление от 15.07.2019 опубликовано в газете «Иркутск официальный» 30.07.2019 № 31 (828), вступило в силу с 01.01.2020 (п.2 Постановления от 15.07.2019). Административный истец является субъектом отношений, регулируемых правовым актом Постановлением Администрации г. Иркутска от 30.12.2011 № 031-06-3192/11 «Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов», что подтверждается сведениями из приложения №1 Постановления от 30.11.2011 о включении НТО в схему размещения НТО г. Иркутска, учетными удостоверениями предприятия мелкорозничной торговли, выданными ООО «АГЕНСТВО «АПБ» на объекты НТО, договорами на предоставление мест под НТО, расчетами земельных платежей и платежными поручениями ООО «АГЕНСТВО «СПБ», подтверждающие оплату указанных земельных платежей. Схема размещения НТО, утвержденная Постановлением от 30.12.2011, действовала в отношении всех НТО, размещенных на территории города Иркутска, как на землях, относящихся к муниципальной собственности города Иркутска, так и к землям, находящимся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена (Закон Иркутской области от 21.12.2006 №99-оз «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области»). 01 января 2020 г. вступило в силу Постановление от 15.07.2019г. (п.2 Постановления от 15.07.2019). В схему размещения НТО, утвержденную Постановлением от 15.07.2019, не вошли 17 (семнадцать) НТО, принадлежащие ООО «АГЕНСТВО «СПБ». Полагает, что принятием нормативного правового акта, обладающего нормативными свойствами: - Постановления от 30.12.2011 в редакции Постановления от 15.07.2019 Администрацией города Иркутска допущена дискриминация административного истца как хозяйствующего субъекта, осуществляющего на момент принятия нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами". Нормативный правовой акт: - Постановление от 30.12.2011г. в редакции Постановления от 15.07.2019 по своему содержанию, раскрытому в Приложениях №1-4 указанного постановления, не соответствует и противоречит федеральным законам и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно:

- норме ч.4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного» самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которой
муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации;

- норме п. 4 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», в соответствии с которой органам местного самоуправления запрещается принятие иных нормативных правовых актов, решений, предусматривающих:

а) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров между субъектами Российской Федерации, между муниципальными образованиями в границах субъекта Российской Федерации;

б) введение ограничений продажи отдельных видов товаров на территориях субъектов Российской Федерации, территориях муниципальных образований в границах субъектов Российской Федерации;

в) понуждение хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, к заключению в приоритетном порядке договоров поставки товаров с определенными хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставки товаров, а хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, к заключению в приоритетном порядке договоров поставки товаров с определенными хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность;

г) установление для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, ограничений выбора хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, а для хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, ограничений выбора хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность;

д) дискриминацию хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, в предоставлении доступа к объектам транспорта, инфраструктуры;

- норме ч.6 ст. 10 Федерального закона от 28,12.2009г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», в соответствии с которой утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы;

- норме п. 3 ч.3 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2009г. № 381-ФЗ «Об основах
государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», в
соответствии с которой органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей
муниципального образования услугами торговли должны принимать меры экономического
стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечении доступности для хозяйствующих
субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности;

- норме п.3.2.2 приказа Минпромторга России от 25.12.2014 № 2733 «Об утверждении
Стратегии развития торговли в РФ на 2015-2016 годы и период до 2020 года», в соответствии с которой при отсутствии системных нарушений правил торговли и желании хозяйствующего субъекта продолжать торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать продление договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур;

- норме ст. 11 Федерального Закона от 24.07.2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в соответствии с которой к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего
предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего
предпринимательства.

- норме ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2007 №135-Ф3 «О защите конкуренции», в соответствии с которой органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов.

Полагает, что применение на практике Администрацией города Иркутска оспариваемого нормативного правового акта приведет к ликвидации действующих НТО административного истца.

В судебном заседании представители ООО «АГЕНТСТВО «СПБ» ФИО1, ФИО2 поддержали заявленные требования, просила их удовлетворить по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика администрации г. Иркутска ФИО3 возражала против заявленных требований, по правовым основаниям и доводам указанным в письменном отзыве на административное исковое заявление.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение помощника прокурора г. Иркутска Ботвинко М.В., полагавшей требования не подлежащими удовлетворению, исследовав представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 2 Конституции РФ к основам конституционного строя относится обязанность государства защищать права и свободы человека и гражданина. Государственная, в том числе судебная, защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется статьей 45 частью 1, статьей 46 частями 1, 2 Конституции Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В соответствии с частью 1 статья 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу ч. 7 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (ч. 8 ст. 213 КАС РФ).

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ) закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Пунктами 3, 15, 26 части 1 ст. 6 Федерального закона от 06.10.2003
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Вопросы предоставления мест под размещение нестационарных торговых
объектов (далее - НТО) согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской
Федерации регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об
основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской
Федерации».

Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты
по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального
образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены
Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного
регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Статьей 11 Устава города Иркутска, принятого решением Думы города Иркутска от 20.05.2004 № 003-20-430537/4, закреплено, что в ведении городского округа город Иркутск находится, в том числе, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа.

В статье 12 Устава города Иркутска закреплено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления города Иркутска обладают полномочием по изданию муниципальных правовых актов.

Постановления администрации города издаются по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Иркутска федеральными и областными законами.

В соответствии со статьей 38 Устава города Иркутска мэр города в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством, настоящим Уставом и решениями городской Думы издает постановления и распоряжения администрации города, обязательные для исполнения на территории города. Постановления администрации города издаются по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Иркутска федеральными и областными законами.

Администрация города в соответствии с п.2 статьи 42 Устава города Иркутска разрабатывает и представляет мэру города проекты нормативных правовых актов по вопросам местного значения, отнесенных к ведению города.

В целях упорядочения размещения нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска, администрацией города Иркутска принято Постановление администрации г. Иркутска от 30.12.2011 № 031-06-3192/11 «Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов».

Постановлением администрации города Иркутска от 15.07.2019
№ 031-06-523/9 внесены изменения в постановление администрации г. Иркутска от 30.12.2011 № 031-06-3192/11 «Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов», в части пункта 1, который изложен в следующей редакции:

«1. Утвердить:

1) текстовую часть схемы размещения нестационарных торговых объектов Кировского и Куйбышевского районов города Иркутска (Приложение № 1);

2) текстовую часть схемы размещения нестационарных торговых объектов Октябрьского района города Иркутска (Приложение № 2);

3) текстовую часть схемы размещения нестационарных торговых объектов Свердловского района города Иркутска (Приложение № 3);

4) текстовую часть схемы размещения нестационарных торговых объектов Ленинского района города Иркутска (Приложение № 4);

5) графическую часть схемы размещения нестационарных торговых объектов Кировского и Куйбышевского районов города Иркутска (Приложения № 5 - 264);

6) графическую часть схемы размещения нестационарных торговых объектов Октябрьского района города Иркутска (Приложения № 265 - 461);

7) графическую часть схемы размещения нестационарных торговых объектов Свердловского района города Иркутска (Приложения № 462 - 754);

8) графическую часть схемы размещения нестационарных торговых объектов Ленинского района города Иркутска (Приложения № 755 - 1026);

9) условные обозначения графической части схемы размещения нестационарных торговых объектов Кировского и Куйбышевского районов города Иркутска, графической части схемы размещения нестационарных торговых объектов Октябрьского района города Иркутска, графической части схемы размещения нестационарных торговых объектов Свердловского района города Иркутска, графической части схемы размещения нестационарных торговых объектов Ленинского района города Иркутска (Приложение № 1027).»;

2) в пункте 2 слова «до 1 января 2020 года» заменены словами «до 1 января 2021 года»;

Постановление вступило в силу с 1 января 2020 года.

Согласно пункту 3 статьи 46 ФЗ № 131-Ф3 проекты муниципальных
нормативных правовых актов городских округов, являющихся административными
центрами субъектов Российской Федерации, устанавливающие новые или изменяющие
ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности
для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке
регулирующего воздействия (далее — ОРВ), проводимой органами местного
самоуправления городских округов.

Соблюдение администрацией г. Иркутска процедура ОРВ подтверждается Экспертным заключением об оценке регулирующего воздействия по проекту данного постановления.

Проект постановления прошел процедуру рассмотрения прокуратурой города Иркутска на соответствие действующему законодательству, по результатам которого получено заключение об отсутствии каких-либо замечаний и дополнений к указанному проекту, что подтверждается письмом прокуратуры г. Иркутска от 04.07.2019 г.

Согласно п.3 ст.38 Устава города Иркутска нормативные правовые акты мэра
города, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в
силу после их официального опубликования (обнародования). Официальным опубликованием правового акта мэра города признается первая публикация его полного текста в газетах «Иркутск», «Иркутск официальный» либо в «Ведомостях органов местного самоуправления города Иркутска».

Постановление Администрации города Иркутска от 15.07.2019 №031-06-523/9 «О внесении изменений в постановление администрации г. Иркутска от 30.12.2011 №031-06-3192/11» было опубликовано в газете «Иркутск официальный», № 31, 30.07.2019.

Таким образом, судом установлено, что форма, вид и процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта соблюдены.

Проверяя соответствие оспариваемого Постановления администрации г. Иркутска от 15.07.2019 № 031-06-523/9 «О внесении изменений в постановление администрации города Иркутска от 30 декабря 2011 года N 031-06-3192/11 «Об утверждении схем размещения
нестационарных торговых объектов» нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд установил следующие юридически значимые обстоятельства.

Административный истец, обращаясь в суд с настоящими требованиями указывает, что оспариваемое постановление органа местного самоуправления противоречит ч.4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; ч. 6 ст.10, п.4 ст.15, п.3 ч.3 ст.17 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»; ст.11 Федерального Закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; ст.15 Федерального закона от 26.07.2007 №135-Ф3 «О защите конкуренции»; п.3.2.2 приказа Минпромторга России от 25.12.2014 №2733 «Об утверждении Стратегии развития торговли в РФ на 2015-2016 годы и период до 2020 года».

Часть 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ гарантирует пользователям право на осуществление предпринимательской деятельности в ранее согласованных местах размещения объектов до окончания срока предоставления земли под нестационарные объекты торговли и (или) права на ведение торговли в указанных местах. Однако, органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, принимая во внимание нестационарный характер торговых объектов, решать вопросы их размещения, в том числе вносить изменения в схему путем исключения торговых объектов.

Согласно статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ определено, что в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов осуществляется размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в публичной собственности (пункт 1). Порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов на земельном участке, находящимся в частной собственности, устанавливается собственником такого участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации (пункт 7).

Нестационарные торговые объекты - это не только объект торговой деятельности (пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ), но и объект градостроительной деятельности, в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, в силу которых градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий (пункт 1 статьи 1); благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов; элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные форм, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории. Некапитальные строения - это не имеющие прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых, позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строения (в том числе киосков, навесов и других подобных строений (пункты 10.2, 36, 37, 38 статьи 1); классификатор строительных ресурсов, утвержденный приказом от 02.03.2017 N 597/пр Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, к числу элементов городского благоустройства относит различные виды киосков.

Следовательно, нестационарные торговые объекты являются некапитальными нестационарными строениями и сооружениями и, соответственно, вопросы их размещения как элементов благоустройства могут быть урегулированы правилами благоустройства территории муниципальных образований.

Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты, а значит и правила благоустройства, основываются на обеспечении комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, обеспечении сбалансированного учета экологических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, обеспечении инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения, осуществлении градостроительной деятельности с соблюдением технических регламентов, требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, гражданской обороны, обеспечения предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществлении градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, единстве требований к порядку осуществления взаимодействия субъектов градостроительных отношений, указанных в статье 5 Кодекса (статья 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Из содержания указанных федеральных норм следует, что создание безопасной, комфортной и визуально-привлекательной городской среды находится в прямой зависимости от всей совокупности территориально выраженных архитектурно-планировочных, социально-культурных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и других объективных факторов, находящих свое выражение в федеральных нормах, правилах, национальных стандартах, подлежащих обязательному соблюдению всеми субъектами общественных отношений в сфере градостроительной деятельности.

Внесение изменений в Схему размещения НТО на территории г. Иркутска
осуществляется в соответствии с главой 4 Порядка разработки и утверждения органами
местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области схемы
размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного приказом службы
потребительского рынка и лицензирования Иркутской области от 20 января 2011 года
№ 3-спр (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 10 Порядка, Схема разрабатывается уполномоченным
органом местного самоуправления по каждому городскому, сельскому поселению,
входящему в его состав, в срок до 1 ноября года, предшествующего году начала срока
действия Схемы.

Исходя из пункта 8 Порядка изменения и дополнения в схему вносятся при
возникновении следующих оснований:

а) новая застройка районов, микрорайонов муниципальных образований Иркутской области - на основании предложений органа местного самоуправления муниципального образования Иркутской области, уполномоченного в области градостроительной деятельности;

б) ремонт и реконструкция автомобильных дорог - на основании предложений органа, уполномоченного в области управления и эксплуатации соответствующих автомобильных дорог;

в) прекращение, перепрофилирование деятельности стационарных торговых объектов, повлекшие снижение обеспеченности до уровня ниже установленного норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;

г) поступление мотивированных предложений от исполнительных органов
государственной власти Иркутской области, органов местного самоуправления
муниципальных образований Иркутской области и (или) обращений юридических лиц,
индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность; (пп. «г» в ред. приказа Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области от 03.04.2014 № 8-спр)

д) изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд - на
основании предложений органа, принявшего соответствующее решение;

е) изменение градостроительных регламентов - на основании предложений органа
местного самоуправления муниципального образования Иркутской области, уполномоченного
в области градостроительной деятельности;

ж) размещение на территории муниципального образования Иркутской области новых стационарных торговых объектов, повлекшее превышение норматива минимальной
обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Согласно ст. 12 Порядка, проект Схемы до ее утверждения
согласовывается, в том числе, с органом, уполномоченным в области организации благоустройства.

Из письма от ДД.ММ.ГГГГ заместителя мэра председателя Комитета по управлению <адрес>ом ФИО6 на имя заместителя мэра – председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес>ФИО7 следует, что схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории Кировского и <адрес>ов <адрес>, утвержденной постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено размещение 445 нестационарных торговых объектов, из которых 147 размещены в нарушение требований Национального стандарта РФ «Услуги торговли. Общие требования к объектам мелкорозничной торговли» ГОСТ 54608-2011, утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ-ст, согласно которому не допускается размещение объектов мелкорозничной торговли в арках зданий, на газонах, цветниках, площадках (детских, отдыха, спортивных) на расстоянии менее 5 метров от окон зданий и витрин стационарных торговых объектов, в охранной зоне инженерных сетей, под железнодорожными путепроводами и автомобильными эстакадами, а также 5 метровой охранной зоне от входов (выходов) в подземные пешеходные переходы. Большая часть указанных мест на протяжении долгого времени фактически не используется, в связи с чем, полагает, что размещение нестационарных торговых объектов в таких местах не целесообразно и не рентабельно.

Из письма Комитета по управлению <адрес>ом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории <адрес>, утвержденной постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено размещение 377 нестационарных торговых объектов, из которых 52 размещены в нарушение требований Национального стандарта Российской Федерации «Услуги торговли. Общие требования к объектам мелкорозничной торговли» ГОСТ Р 54608-2011, утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ Кг 742-ст, согласно которому не допускается размещение объектов
мелкорозничной торговли в арках зданий, на газонах, цветниках, площадках (детских, отдыха, спортивных) на расстоянии менее 5 метров от окон зданий и витрин стационарных торговых объектов, в охранной зоне инженерных сетей, под железнодорожными путепроводами и автомобильными эстакадами, а также в 5-метровой охранной зоне от входов (выходов) в подземные пешеходные переходы. Большая часть указанных мест на протяжении долгого времени фактически не используются, в связи с чем, комитет по управлению <адрес>ом полагает, что размещение нестационарных торговых объектов в таких местах не целесообразно и не рентабельно, просит внести изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории <адрес>.

Также Комитет по управлению <адрес>ом <адрес> в письме от ДД.ММ.ГГГГ указывает о размещении 42 торговых в нарушении требований Национального стандарта Российской Федерации «Услуги торговли. Общие требования к объектам мелкорозничной торговли» ГОСТ Р 54608-2011 и просит внести изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории <адрес>.

Кроме того, как указано в Экспертном заключении об ОРВ, принятие проекта постановления обусловлено необходимостью актуализации схем размещения нестационарных торговых объектов в части уточнения местоположений мест размещения нестационарных торговых объектов в связи с изменением градостроительной ситуации на территории <адрес>, проведением работ по ремонту автомобильных работ и по благоустройству территории.

Таким образом, внесение изменений в постановление мотивировано, изменения внесены с соблюдением требований Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> схемы
размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного приказом службы
потребительского рынка и лицензирования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
-спр, в связи с чем, довод административного истца о том, что исключение мест из схемы является произвольным, не нашел свое подтверждения в ходе рассмотрения административного дела.

Пунктом 3.2.2 Приказа Минпромторга России от 27.12.2014 № 2733 предусмотрено, что при отсутствии системных нарушений правил торговли и желании хозяйствующего субъекта продолжать торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать продление договоров (иных
разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур, несостоятелен, поскольку соответствующих договоров заключенных между административным истцом и администрацией г. Иркутска суду не представлено.

Оспариваемое постановление не предусматривает норм о продлении либо прекращении договоров на размещение нестационарных торговых объектов, а потому оспариваемое постановление пункту 3.2.2 Приказа Минпромторга России от 27.12.2014 № 2733 не противоречит.

Согласно ч.1 ст. 15 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:

1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;

2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;

3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;

4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;

5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;

6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;

7) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона;

8) создание дискриминационных условий;

9) установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг;

10) дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

11) непринятие мер по преобразованию или ликвидации унитарного предприятия, осуществляющего деятельность на товарном рынке, находящемся в состоянии конкуренции, либо создание унитарного предприятия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Оспариваемое постановление не предусматривает каких либо запретов или ограничений хозяйствующим субъектам, а потому не противоречит положениям ч.1 ст. 15 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно п. 4 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в частности запрещается принятие иных нормативных правовых актов, решений, предусматривающих дискриминацию хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, в предоставлении доступа к объектам транспорта, инфраструктуры.

Постановление Администрации города Иркутска от 30.12.2011 №031-06-3192/11 «Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов» в редакции Постановления Администрации города Иркутска от 15.07.2019 №031-06-523/9 «О внесении изменений в постановление администрации г. Иркутска от 30.12.2011 №031-06-3192/11» не устанавливает на товарном рынке правила осуществления торговой деятельности, а потому не противоречит положениям п. 4 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ.

Частью 6 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», предусмотрено, что утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

В силу ст. 8 ГК РФ Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом; в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности; вследствие причинения вреда другому лицу; вследствие неосновательного обогащения; вследствие иных действий граждан и юридических лиц; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.

Размещение НТО осуществляется без разрешения уполномоченного органа, однако в соответствии со ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа местного самоуправления или договора.

Постановлением администрации города Иркутска от 29.10.2018 № 031-06-961/8 утверждено Положение о размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Иркутска.

Из пункта 6 Положения размещение НТО на территории города Иркутска осуществляется в соответствии со схемой размещения НТО, утвержденной постановлением администрации города Иркутска, на основании договора на размещение НТО путем предоставления места.

Заключение договора на размещение НТО осуществляется по результатам торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых в соответствии с Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 10 февраля 2010 года № 67 (п. 7 Положения).

Схема указывает места размещения таких объектов на территории муниципального образования, но не закрепляет права конкретных субъектов на них, не содержит сведений о принадлежности места конкретному хозяйствующему субъекту, не порождает права пользования соответствующим земельным участком.

Как установлено в судебном заседании административный истец не имеет действующих договоров, заключенных с муниципальным органом на размещение нестационарных торговых объектов, в спорных правоотношениях отсутствуют законно размещенные нестационарные торговые объекты, строительство, реконструкция или эксплуатация которых, были начаты до внесения изменений в схему. Исключение тех или иных мест размещения нестационарных торговых объектов из схемы оспариваемым постановлением не свидетельствует о несоответствии оспариваемого правового акта ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009г. № 381-ФЗ.

Доказательств того, что места размещения НТО, исключенные из схемы, были, на момент принятия оспариваемого правового акта, на законных основаниях предоставлены административному истцу, не представлено, а фактическое занятие тех или иных мест не свидетельствует о регулировании спорных правоотношений оспариваемым постановлением.

При таких обстоятельствах, доводы административного истца, что администрацией г. Иркутска допущена дискриминация ООО «АГЕНСТВО «СПБ» в предоставлении доступа к использованию земельных участков на которых расположены действующие НТО не состоятельны.

Представленные суду расчеты земельных платежей и платежные поручения об оплате пользования земельными участками свидетельствуют о наличии между ООО АГЕНТСТВО «СПБ» и администрации г. Иркутска правоотношений, вытекающих из п. 7 ст. 1 и ст.65 Земельного кодекса РФ, принципа платности использования земли и не свидетельствует о наличии между сторонами правоотношений по размещению НТО.

Доводы административного истца о том, что принятием оспариваемого постановления у администрации г. Иркутска будут иметься основания для сноса НТО не основаны на нормах права, поскольку оспариваемое постановление не регулирует порядок сноса таких объектов, а законность размещения объектов устанавливается договорами на размещение объектов.

Учитывая отсутствие у административного истца действующих договоров, заключенных с администрацией г. Иркутска на размещение таких объектов, правоотношения по демонтажу НТО регулируется Земельным кодексом РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» и Постановлением Правительства Иркутской области от 04.06.2015 № 271-пп «Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Иркутской области.

Статьей 11 Федерального Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе:

1) формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований;

3) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности;

4) содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций;

5) образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.

Пунктом 3 ч.3 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2009г. № 381-ФЗ «Об основах
государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», предусмотрено, что органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Оспариваемое постановление, как указано в его Преамбуле, разработано в целях упорядочения размещения нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска, при этом внесение изменений в схему расположения таких объектов как раз направлено на достижение целей, указанных в п. 3 ч.3 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2009г. № 381-ФЗ с учетом мотивированных обращений и комплексного развития города, напрямую вытекает из полномочий органа местного самоуправления, указанных в ст. 11 Федерального Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела судом не установлено противоречий Постановления Администрации города Иркутска от 30.12.2011 №031-06-3192/11 «Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов» в редакции Постановления Администрации города Иркутска от 15.07.2019 №031-06-523/9 «О внесении изменений в постановление
администрации г. Иркутска от 30.12.2011 №031-06-3192/11» Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства довод административного истца о том, что исключение из схемы ранее занимаемых им мест нарушает его права и законные интересы, поскольку как на момент принятия оспариваемого правового акта (15.07.2019), так и на момент рассмотрения дела судом, правоотношения между ООО АГЕНТСТВО «СПБ» и администрацией г. Иркутска, регулируемые оспариваемым постановлением отсутствуют, ввиду отсутствия действующих договоров на размещение НТО. Административный истец вправе участвовать в конкурсе на размещение своих НТО на тех местах, которые указаны в правовом акте, при этом фактическое занятие кем – либо места, не дает преимуществ при участии в конкурсе.

При этом доводы представителя административного ответчика, отраженные в отзыве, об ошибочном исключении мест размещения НТО, правового значения не имеют, так как данные обстоятельства не порождают права административного истца на эти места.

При таких обстоятельствах законных оснований для удовлетворения административного иска не усматривается.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования ООО АГЕНТСТВО «СПБ» к Администрации города Иркутска о признании не действующим полностью со дня принятия Постановление Администрации
города Иркутска от 30.12.2011 №031-06-3192/11 «Об утверждении схем размещения
нестационарных торговых объектов» в редакции Постановления Администрации города
Иркутска от 15.07.2019 №031-06-523/9 «О внесении изменений в постановление
администрации г. Иркутска от 30.12.2011 №031-06-3192/11» в связи с его
несоответствием законодательству Российской Федерации: ч.4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; ч. 6 ст.10, п.4 ст.15, п. 3 ч. 3 ст.17 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»; ст.11 Федерального Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2007 №135-Ф3 «О защите конкуренции»; п.3.2.2 приказа Минпромторга России от 25.12.2014 №2733 «Об утверждении Стратегии развития торговли в РФ на 2015-2016 годы и период до 2020 года» – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.Н. Исакова

Мотивированный текст решения изготовлен 10.06.2020 Н.Н. Исакова