ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-150/2018 от 19.02.2018 Обнинского городского суда (Калужская область)

Дело № 2а- 150/2018 года.

РЕШЕНИЕ.

Именем Российской Федерации.

Обнинский городской суд Калужской области

в составе

председательствующего судьи Дубинского В.В.,

при секретаре Правенько А.В.,

рассмотрев 19 февраля 2018 года в открытом судебном заседании в городе Обнинске Калужской области административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «Радий-Сервис» к администрации города Обнинска Калужской области об оспаривании подпункта 1.132 постановления администрации города Обнинска от 17 июня 2013 года № 929-п "Об определении границ и утверждении схем границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" и приложения 132 к нему, с участием представителя административного истца Таратонкина С.А., представителя административного ответчика Клименко А.Г., директора Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Обнинский центр повышения квалификации и переподготовки специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием ФМБА России» Тамкович Е.Г., исполняющей обязанности директора Государственного автономного образовательного учреждения Калужской области «Медицинский техникум» Русановой Т.В., старшего помощника прокурора Гаспарян Я.А.,

Установил:

Постановление Администрации города Обнинска от 17 июня 2013 года № 929-п "Об определении границ и утверждении схем границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции", было подписано главой администрации Авдеевым А.А., первоначальный текст документа опубликован в издании "Обнинский вестник", № 40 25 июня 2013 года.

Постановлением администрации города Обнинска от 01 июля 2016 года № 1033-п "О внесении изменений в постановление Администрации города от 17 июня 2013 года № 929-п "Об определении границ и утверждении схем границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" в выше указанное постановление были внесены изменения.

В частности дополнен был пункт 1 постановления подпунктом следующего содержания: 1.132. Общежитие ГАПОУ КО "Медицинский техникум" (приложение (№ 132).

Данный нормативный акт был подписан главой администрации города В.В. Шапшой и был опубликован в издании "Обнинский вестник", № 46, 12 июля 2016 года и с этого момента вступил в силу.

Общество с ограниченной ответственностью «Радий-Сервис» обратилось 16 ноября 2017 года с административным иском к администрации города Обнинска Калужской области о признании незаконным пункта 1.132.

В обоснование заявленного требования указано то, что данному юридическому лицу на праве собственности принадлежит здание по адресу: <адрес>, и часть нежилого помещения общей площадью в 464 кв.м, передана в аренду ЗАО по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ и в нем открыт магазин «ДИКСИ».

15 февраля 2017 года Министерством конкурентной политики Калужской области лицензиату АО «Дикси-Юг» было вынесено предписание об устранении нарушений условий лицензии, в соответствии с которым предложено прекратить осуществлять деятельность по розничной продаже алкогольной продукции на территории Калужской области по адресу: <адрес>, предложено переоформить её действие в части вывода данного объекта из лицензии в срок до 13 марта 2017 года.

Административным истцом вышеуказанное здание было приобретено 19 июня 2017 года и 04 июля 2017 года было подписано дополнительное соглашение к вышеуказанному договору аренды, в соответствии с которым правопреемником арендодателя стал истец.

06 июля 2017 года руководителем аренды Центрального регионального управления АО истцу было направлено письмо с требованием о снижении арендной платы, в связи с невозможностью использования указанного объекта для целей указанных в договоре, а именно в связи с тем, что арендатор получил отказ в продлении лицензии на право осуществления деятельности по розничной продажи алкогольной продукции на территории <адрес>

Истец полагает, что оспариваемый им нормативный акт в указанной части не соответствует положениям статей 19, 92, 94 Жилищного Кодекса Российской Федерации, так как здание по адресу: <адрес>, не может считаться студенческим общежитием, в связи с чем неправомерно включено в перечень объектов, на прилегающих территориях к которым не допускается розничная продажа алкогольной продукции.

В связи с этим, истец просил признать незаконным подпункт 1.132 постановления администрации города Обнинска от 17 июня 2013 года № 929-п "Об определении границ и утверждении схем границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" и приложение № 132.

Судом для участия в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Обнинский центр повышения квалификации и переподготовки специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием ФМБА России» и Государственное автономное образовательное учреждение Калужской области «Медицинский техникум».

В судебном заседании представитель истца Таратонкин С.А. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Клименко А.Г., директор Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Обнинский центр повышения квалификации и переподготовки специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием ФМБА России» Тамкович Е.Г., исполняющая обязанности директора Государственного автономного образовательного учреждения Калужской области «Медицинский техникум» Русанова Т.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований, ссылаясь, что нормативный акт в оспариваемой части соответствует требованиям нормативных актов, имеющих большую юридическую силу, принят в установленном порядке.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, заслушав старшего помощника прокурора Гаспарян Я.А., полагавшую, что отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований, судебные прения, суд приходит к следующему:

Судом установлено, что основной деятельностью ООО "Радий-Сервис" на момент обращения с настоящим иском являлась аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом (л.д. 182-195).

Им было приобретено по договору купли-продажи объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ здание, назначение нежилое, 2-этажный, общей площадью 1196 кв.м по адресу: <адрес>, с земельным участком, разрешенное использование: предоставленный для эксплуатации предприятия общественного питания, общей площадью 1491 кв.м по тому же адресу.

Дополнительным соглашением к Договору аренды нежилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ, к истцу перешли права арендодателя по вышеуказанному договору с ООО, которым последним было арендована часть нежилого помещения на 1 этаже вышеуказанного здания площадью 464 кв.м. для организации торговли с возможностью продажи алкогольной продукции, сопутствующего оказания услуг населению, складирования товара и размещения офиса сроком на 10 лет (л.д. 22-46).

ООО получило отказ в продлении алкогольной лицензии и получило предписание о прекращении продажи алкогольной продукции в вышеуказанном помещении, о чем сообщило истцу в письме от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15).

Данное письмо послужило поводом для обращения общества в суд с настоящим административным иском.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".

Федеральный законодатель в пункте 2 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" установил места, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в используемых для непосредственного осуществления соответствующих видов деятельности зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, находящихся во владении и (или) пользовании поименованных в данном пункте организаций и на прилегающих к ним территориях.

При этом органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (абзац 2 пункта 9 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции").

Таковые установлены Законом Калужской области от 6 апреля 2006 года № 182-ОЗ "О регулировании отдельных правоотношений в сфере оборота алкогольной продукции на территории Калужской области" принятым постановлением Законодательного Собрания Калужской области от 30 марта 2006 года № 389, измененным законом Калужской области от 29 апреля 2016 года № 75-ОЗ, принятым постановлением Законодательного Собрания Калужской области от 21 апреля 2016 года № 186.

В частности пунктом 3.1 вышеуказанного закона предусмотрено, что не допускается розничная продажа алкогольной продукции в зданиях, в которых расположены студенческие общежития (далее - студенческие общежития), и на прилегающих к ним территориях.

Кроме того, указанным пунктом органам местного самоуправления предоставлено право определять границы прилегающих территорий к студенческим общежитиям своими решениями.

Обнинским городским Собранием 23 апреля 2013 года было принято решение № 05-44 "Об утверждении способа расчета расстояния от организаций и (или) объектов, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, до границ прилегающих территорий".

С учетом предоставленных органам местного самоуправления полномочий, постановлением Администрации города Обнинска от 17 июня 2013 года № 929-п "Об определении границ и утверждении схем границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции", измененным постановлением администрации города Обнинска от 01 июля 2016 года № 1033-п, к числу объектов, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции отнесено общежитие ГАПОУ КО "Медицинский техникум", границы территории на которых запрещена розничная продажа алкогольной продукции указаны в приложении № 132.

В границах последней находится здание принадлежащее административному истцу.

Доводы административного истца о том, что включение данного пункта в нормативный акт не соответствует положениям статей, 19, 92, 94 ЖК РФ, не могут быть приняты судом в силу следующего:

Указанное в оспариваемом административным истцом положении нормативного акта здание находится по адресу: <адрес>.

Согласно статье 109 ЖК РСФСР, действующей на момент оказания строительства вышеуказанного здания, для проживания студентов в период учебы могут использоваться общежития. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома. Общежития укомплектовываются мебелью, другими предметами культурно-бытового назначения, необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан, проживающих в них.

Здание находится по адресу: <адрес> решением горисполкома Обнинского городского совета народных депутатов от 05 июля 1984 года № 10-251 было введено в эксплуатацию как общежитие медицинского училища на 408 мест (л.д. 90).

Распоряжением комитета государственного имущества от 26 ноября 1999 года № 353-Р (л.д. 118), вышеуказанное здание было передано в оперативное управление правопредшественнику Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Обнинский центр повышения квалификации и переподготовки специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием ФМБА России» как учебно-административное здание с общежитием (л.д. 117-118), и указанный правовой акт является основанием для возникновения у данного юридического лица права оперативного управления на него (л.д. 129).

Государственное автономное образовательное учреждения Калужской области «Медицинский техникум» является юридическим лицом основным видом деятельности которого является среднее профессиональное образование, расположенным по адресу: <адрес> (л.д. 196-209).

В соответствии с договором о сотрудничестве № 1 от 01 сентября 2016 года (л.д. 131) Государственное автономное образовательное учреждения Калужской области «Медицинский техникум» использует жилые помещения здания адресу: <адрес>, для предоставления студентам на время их учебы в качестве общежития(л.д. 132).

С учетом данного обстоятельства нельзя согласиться с доводами административного истца о том, что вышеуказанное здание не является студенческим общежитием.

Ссылки административного истца на то, что оспариваемые им положения нормативного акта не соответствуют требованиям статей 92, 94 Жилищного Кодекса Российской Федерации, суд не может принять, так как исходя из вышеизложенного следует, что здание адресу: <адрес>, строилось именно как общежитие, в установленном порядке ему придан был соответствующий статус, который не изменялся.

Оценивая доводы представителя административного истца о применении в настоящем споре положений статьи 19 Жилищного Кодекса Российской Федерации, следует принять во внимание, что из содержания технического паспорта вышеназванного здания следует, что в нем имеются жилые помещения, а именно жилые комнаты (л.д. 91-115), которые и используются как студенческое общежитие.

Таким образом, суд полагает, что в оспариваемой административным истцом части нормативный акт принят административным ответчиком в пределах предоставленных ему полномочий, в соответствии с установленной процедурой и не противоречит нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.

Кроме того, не подтвердились доводы административного истца о том, что оспариваемым положением нормативного акта нарушены его права и законные интересы, так как сам истец торговлю алкогольной продукцией в принадлежащем ему здании не осуществляет, приобрел его по договору купли-продажи уже после того, как оспариваемые им положения нормативного акта вступили в силу, то есть после того момента, когда установлен запрет на продажу алкогольной продукции в нем, оценив имеющие предпринимательские риски.

Кроме этого, суд принимает во внимание, что предусмотренное оспариваемым положением нормативного акта правовое регулирование, определяется в том числе и Концепцией реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 2128-р, направленной на снижение объемов потребления населением алкогольной продукции и предусматривающей в качестве принципа государственного регулирования в названной сфере обеспечение приоритетности защиты жизни и здоровья граждан по отношению к экономическим интересам участников алкогольного рынка, преследующей цель снижения доступности алкогольной продукции для населения, особенно для молодежи.

С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Решил:

В административном иске к администрации города Обнинска Калужской области об оспаривании подпункта 1.132 постановления администрации города Обнинска от 17 июня 2013 года № 929-п "Об определении границ и утверждении схем границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" и приложения 132 к нему обществу с ограниченной ответственностью «Радий-Сервис» отказать.

Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Обнинский городской суд Калужской области.

Председательствующий судья:

В.В. Дубинский