ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-150/2022 от 03.02.2022 Новоалтайского городского суда (Алтайский край)

УИД 22RS0015-01-2021-005352-44

Дело № 2а-150/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новоалтайск 03.02.2022 года

Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Барышникова Е.Н.,

при секретаре Кауль Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю к Аркуша А.А. о взыскании недоимки по налогам, пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю (далее по тексту - Межрайонная ИФНС России № 16 по Алтайскому краю) обратилась в суд с указанным иском, в котором просит взыскать с административного ответчика задолженность по налогу на доходы физических лиц за ДАТА в размере 45500 рублей, пеню 6537,96 рубля, недоимку по налогу на имущество физических лиц за ДАТА в размере 294 рубля, пеню в размере 7.64 рубля. В обоснование административного иска указывает на представление административным ответчиком декларации по форме 3-НДФЛ за ДАТА в связи с реализацией имущества, исчисленной сумма налога 45500 рублей, отсутствием оплаты налога до настоящего времени. Кроме этого, указывает на принадлежность административному ответчику в ДАТА недвижимого имущества, в связи с чем начислен налог на имущество за указанные налоговые периоды 144 рубля и 150 рублей соответственно. Налог не оплачен. В порядке статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени.

К участию в административном деле в качестве заинтересованного лица привлечена Коньшина Л.И.

Представители административного истца в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения административного дела.

Административный ответчик Аркуша А.А., заинтересованное лицо Коньшина Л.И. в судебном заседании просили в удовлетворении административного иска отказать. При этом указали на произведенную оплату налога на имущество физических лиц и пени, а также на пропуск срока для принудительного взыскания налога на доходы физических лиц.

Суд, с учетом мнения участников процесса, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав Аркуша А.А., Коньшину Л.И., исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят, в частности, физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению (подпункт 2 пункта 1). Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса. При этом налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию с учетом положений статьи 229 настоящего Кодекса. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства (месту учета по иному основанию, установленному настоящим Кодексом, - при отсутствии места жительства) налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункты 2-4 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пунктам 1 и 8 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и пени.

Пунктом 1 статьи 23 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При этом налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Согласно пунктам 1-2 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.

Пункт 1 статьи 48 НК РФ наделяет налоговые органы правом обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункты 2-3 статьи 48 НК РФ).

Согласно части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ. Согласно части 4 статьи 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Как следует из материалов административного дела и установлено в судебном заседании, ДАТА по месту учета в Межрайонную ИФНС России № 4 по Алтайскому краю опекуном Аркуша А.А. – Коньшиной Л.И. подана налоговая декларация по форме 3-НДФЛ, согласно которой определена налоговая база (350000 руб.), а также исчислена сумма налога, подлежащая уплате - 45500 руб. Согласно информации налогового органа от ДАТАДАТА завершена камеральная проверка данной декларации, нарушения не выявлены. НДФЛ не оплачен.

Несмотря на изложенные обстоятельства, требование налогового органа НОМЕР по состоянию на ДАТА направлено в адрес Аркуша А.А. с существенным превышением предусмотренных законом сроков.

При принятии решения по административному делу суд учитывает следующее. В соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.04.2014 года № 822-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ф. на нарушение его конституционных прав положением пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил следующее.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В силу данного конституционного предписания вводимый законодателем механизм регулирования налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность уплаты налогов и сборов и одновременно - правомерный характер связанной с их взиманием деятельности уполномоченных органов и должностных лиц.

В пункте 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации федеральный законодатель, действуя в рамках своей дискреции, установил сроки направления требования налогоплательщику. Иные вопросы, связанные с исчислением сроков на принудительное взыскание налогов, данное законоположение не регулирует. При этом нарушение сроков, установленных статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями данного Кодекса.

Таким образом, срок, установленный пунктом 1 статьи 70 НК РФ, не является пресекательным, но нарушение налоговым органом сроков направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога в принудительном порядке.

В пункте 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016 года) также разъяснено, что несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных пунктами 4, 6 статьи 69, пунктами 1 - 2 статьи 70, статьями 46 - 47 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона.

Учитывая изложенные нормы и разъяснения в их взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что предельный срок принудительного взыскания налога, пени, штрафа представляет собой совокупность сроков на направление требования, на исполнение требования в добровольном порядке и на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки.

Несоблюдение срока направления требования об уплате страховых взносов само по себе не лишает налоговый орган права на взыскание недоимки по ним и пени, но в пределах общих сроков, установленных налоговым законодательством, которые в этом случае следует исчислять исходя из совокупности сроков, установленных в статьях 48, 69, 70 НК РФ.

В силу пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, срок обращения налогового органа в суд подлежит исчислению исходя из предусмотренного законом срока для предъявления требования (3 месяца), срока направления требования по почте, установленного пунктом 6 статьи 69 НК РФ, согласно которому в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (6 рабочих дней), и минимального срока на исполнение требования, установленного пунктом 4 статьи 69 НК РФ (8 рабочих дней).

Следовательно, в рамках спорного правоотношения (принимая во внимание несвоевременное представление налоговой декларации ДАТА, но завершение камеральной проверки по ней ДАТА, а направление требования НОМЕР по состоянию на ДАТА посредством использования сервисов личного кабинета налогоплательщика лишь ДАТА) предельный срок обращения в суд по взысканию недоимки по НДФЛ и пени к моменту обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа (ДАТА) истек.

Как следствие, основания для взыскания с Аркуша А.А. налога на доходы физических лиц за ДАТА и пени отсутствуют.

Отсутствуют и такие основания для взыскания налога на имущество физических лиц и пени. Имеется информация налогового органа об оплате данного налога и пени административным ответчиком. Вместе с тем, надлежаще оформленное заявление об уточнении предмета иска к моменту вынесения судом решения не поступило.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю к Аркуша А.А. о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц в размере 45500 рублей, пени 6537,96 рубля, недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 294 рубля, пени 7,64 рубля оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е.Н. Барышников

Мотивированное решение изготовлено 08.02.2022 года.