ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-150/2022 от 04.05.2022 Московского гарнизонного военного суда (Город Москва)

№ 2а-150/2022

Решение

Именем Российской Федерации

4 мая 2022 года город Москва

Московский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании, в помещении суда, в составе: председательствующего судьи Мицюк С.Ю., при секретаре судебного заседания Буной И.А., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению военнослужащей войсковой части старшего матроса Болтовой Наилии Амировны об оспаривании действий Министерства обороны Российской Федерации, командиров войсковых частей и и Федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», связанных с неначислением дохода от инвестирования накоплений,

установил:

Болтова обратилась в военный суд с административным исковым заявлением, в котором просила:

- признать незаконными действия Министерства обороны Российской Федерации, в лице командиров войсковых частей и , связанные с несвоевременным включением ее в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее – НИС);

- обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – ФУНИС) учесть на ее именном накопительном счете (далее – ИНС) доход от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения (инвестиционный доход) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 152 100 рублей за счет средств распределяемого инвестиционного дохода;

- взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в ее пользу судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 300 рублей.

В обоснование изложенных требований в административном иске указано, что Болтова в период прохождения военной службы в войсковой части ДД.ММ.ГГГГ заключила второй контракт о прохождении службы. В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ она в установленном порядке написала рапорт командиру войсковой части о включении в реестр участников НИС. Однако по причине нераспорядительности действий должностных лиц указанной воинской части она не была включена в такой реестр. В указанный реестр она включена по «04» категории только в ДД.ММ.ГГГГ году. В связи с этим за оспариваемый период времени на ее именном накопительном счете (далее – ИНС) не учтен инвестиционный доход в полном объеме, что нарушает ее права. Также в административном иске указано, что войсковая часть переформирована в войсковую часть .

Административный истец и административные ответчики, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыли. При этом административный истец и командир войсковой части просили о проведении судебного заседания без их участия.

В письменных возражениях представитель Министерства обороны Российской Федерации требования административного истца не признал, указав, что военное ведомство каких-либо прав административного истца на получение инвестиционного дохода не нарушало. Ранее открытия ИНС административного истца инвестиционный доход ей начисляться не мог, поскольку денежные средства в доверительное управление не передавались и не инвестировались. Кроме того, ответственность за не своевременное включение Болтовой в реестр участников НИС должно нести не Министерство обороны Российской Федерации, а командир воинской части, в которой она проходила военную службу.

В представленных в суд письменных объяснениях представитель ФУНИС – Потемкина возражала против удовлетворения требований административного истца указав, что ФУНИС каких-либо прав Болтовой не нарушено, вместе с тем, согласно п. 72 Сведений о средствах, учтенных на именных накопительных счетах участников НИС (по состоянию на 1 января 2021 года) (Приложение №7 к Информации об итогах функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в 2020 году) сумма учтенного инвестиционного дохода у военнослужащего, включенного в реестр участников НИС в один период с административным истцом, составляет 1 152 100 рублей, при этом у Болтовой сумма учтенного инвестиционного дохода на указанную дату составляла 824 303,50 рубля. При этом средства от инвестиционного дохода на ИНС военнослужащего зачисляются не из средств федерального бюджета, а из полученного инвестиционного дохода.

Командир войсковой части в письменных возражениях, требований Болтовой не признал, указав, что административный истец зачислена в списки личного состава части только в ДД.ММ.ГГГГ году, в то время как включение ее в реестр участников НИС произведено в ДД.ММ.ГГГГ году.

Исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из копии послужного списка, Болтова поступила на военную службу по контракту ДД.ММ.ГГГГ в войсковую часть . В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она служила в войсковой части , где ДД.ММ.ГГГГ заключила второй контракт о прохождении военной службы, а с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время она служит в войсковой части . При этом войсковая часть в ДД.ММ.ГГГГ году была переформирована в войсковую часть , что также подтверждается справкой войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно копии рапорта от ДД.ММ.ГГГГ Болтова обратилась к командиру войсковой части с просьбой о включении ее в реестр участников НИС.

Как указывалось выше, Болтова в административном иске указала, что она не была своевременно включена в реестр участников НИС по вине должностных лиц войсковой части , которая переформирована в войсковую часть

Как усматривается из копии административного расследования, проведенного заместителем командира войсковой части ДД.ММ.ГГГГ, Болтова в период прохождения военной службы в войсковой части на законных основаниях ДД.ММ.ГГГГ подала рапорт о включении в реестр участников НИС. В связи с чем, были оформлены документы для ее включения в реестр участников НИС, которые ДД.ММ.ГГГГ направлены в войсковую часть , откуда сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ в войсковую часть , а из указанной воинской части в управление кадров ЗВО сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ. При этом возврата документов на до оформление и уведомление о включении Болтовой в реестр участников НИС не поступало. В связи с чем, лицо, проводившее расследование пришло к выводу, что документы утеряны в управлении кадров ЗВО и предложено повторно направить документы для включении ее в реестр участников НИС в ФГКУ «Западрегионжилье» с приложением к ним материалов административного расследования.

Действительно, из копии списка для включения в реестр участников НИС от ДД.ММ.ГГГГ года видно, что командиром войсковой части Болтова была включена в такой список и о чем ДД.ММ.ГГГГ она была поставлена в известность, кроме того из копии личной карточки участника НИС от ДД.ММ.ГГГГ также видно, что такая карточка оформлена на Болтову по «04» категории.

При этом, из копии сопроводительного письма ФГКУ «Западрегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ видно, что командиру войсковой части сообщено, что документы для включения Болтовой в реестр участников НИС оставлены без реализации и для включения ее в такой реестр необходимо представить полный комплект документов, в том числе, административное расследование, с приложением к нему заверенных надлежащим образом материалов, в том числе копии писем, подтверждающих отправку документов на включение по подчиненности.

Далее, из копии нового списка для включения в реестр участников НИС от ДД.ММ.ГГГГ видно, что командиром войсковой части Болтова включена в такой список, а согласно копии уведомления ДЖО, она включена в реестр участников НИС по «04» категории ДД.ММ.ГГГГ с датой возникновения основания – ДД.ММ.ГГГГ.

При этом согласно сообщению начальника управления кадров ЗВО от ДД.ММ.ГГГГ в связи с истечением сроков хранения журналов учета входящей корреспонденции, представить сведения с ДД.ММ.ГГГГ года (в том числе за ДД.ММ.ГГГГ года) о поступлении в управление кадров округа документов для включения Болтовой в реестр участников НИС не представляется возможным и рекомендовано обратиться в региональное управление жилищного обеспечения.

Согласно же сообщению заместителя начальника филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» от ДД.ММ.ГГГГ комплект документов для включения Болтовой в реестр участников НИС направлен в адрес ДЖО ДД.ММ.ГГГГ за исх. , в то время как самих документов в филиале нет.

В то же время согласно сообщению представителя ДЖО – Пчелинцева от ДД.ММ.ГГГГ документы на включение Болтовой в реестр участников НИС впервые поступили в ДЖО ДД.ММ.ГГГГ. При этом каких-либо документов, за исключением выписки из реестра участников НИС, в ДЖО нет.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Пунктом 15 этой же статьи предусматривается, что военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – Закон), являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 20 августа 2004 года № N 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее - Федеральный закон), в ранее действующей редакции, к участникам НИС относятся сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 года, изъявившие желание стать участниками накопительно-ипотечной системы.

Основанием для включения в реестр НИС для сержантов и старшин, солдат и матросов является их обращение в письменной форме о включении в реестр участников НИС (п. 4 ч. 2 ст. 9 указанного Федерального закона), что сторонами не отрицалось и оспаривалось.

Аналогичные положения содержатся в действующей редакции указанного Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 4 Закона, реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством: 1) формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений; 2) предоставления целевого жилищного займа; 3) выплаты по решению федерального органа исполнительной власти и федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующим федеральному органу исполнительной власти и федеральному государственному органу, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении (далее - общая продолжительность военной службы) могла бы составить двадцать лет (без учета дохода от инвестирования).

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона накопления для жилищного обеспечения формируются за счет следующих источников:

1) учитываемые на именных накопительных счетах участников накопительные взносы за счет средств федерального бюджета;

2) доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения;

3) иные не запрещенные законодательством Российской Федерации поступления.

Частями 2, 3, 6 и 8 указанной статьи предусмотрено, что размер накопительного взноса на одного участника устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на год внесения накопительного взноса в размере не менее чем накопительный взнос, полученный путем индексации фактически начисленного и перечисленного накопительного взноса предыдущего года с учетом уровня инфляции, предусмотренного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год.

Накопительные взносы, перечисляемые ежеквартально из федерального бюджета на одного участника накопительно-ипотечной системы, учитываются на именном накопительном счете участника в течение всего периода его военной службы в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами функционирования накопительно-ипотечной системы.

Учет доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.

Накопления для жилищного обеспечения являются собственностью Российской Федерации, не подлежат изъятию в бюджет какого-либо уровня, не могут являться предметом залога или иного обеспечения (за исключением индивидуального клирингового обеспечения) обязательств собственника указанных накоплений и субъектов отношений по их формированию и инвестированию.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения в обязательном порядке учитываются при формировании и определении размера накоплений и последующего использования военнослужащими этих накоплений для их жилищного обеспечения.

В период возникновения спорных правоотношений действовала Инструкция о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденная приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 января 2009 года № 30 (далее – Инструкция), при этом функции по формированию и ведению реестра участников НИС (регистрирующего органа) были возложены на Главное квартирно-эксплуатационное управление Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно п. 11, пп. «г» п. 12, п. 13, 14, 17-21 Инструкции командиры (руководители) воинских частей (организаций Вооруженных Сил) (далее именуются - командиры воинских частей), в которых хранятся личные дела (первые экземпляры) офицеров, прапорщиков и мичманов, сержантов и старшин, солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, ежемесячно формируют и приобщают к личным делам личные карточки участников по форме, утверждаемой уполномоченным федеральным органом, а также список для включения военнослужащих в реестр (далее именуется - список) согласно приложению N 1 к настоящей Инструкции.

Основанием для включения военнослужащего в реестр является для сержантов и старшин, солдат и матросов - обращение (в письменной форме) об их включении в реестр.

Списки не позднее 1 числа месяца, следующего за отчетным, направляются по подчиненности в главные командования видов Вооруженных Сил, управления военных округов, командования родов войск Вооруженных Сил, главные и центральные управления Министерства обороны.

Органы военного управления при получении списков из воинских частей проверяют их на соответствие требованиям настоящей Инструкции и по результатам проверки формируют сводный список военнослужащих для включения их в реестр согласно приложению N 3 к настоящей Инструкции.

Основанием для включения военнослужащего в сводный список для включения в реестр является список, поступивший из воинской части.

Сводные списки для включения в реестр не позднее 10 числа каждого месяца направляются органами военного управления в регистрирующий орган на бумажных и электронных носителях.

Сводный список для включения в реестр является документом, подтверждающим возникновение основания для включения военнослужащего в реестр.

Внесение записи в реестр о включении военнослужащего в реестр производится регистрирующим органом с учетом требований, установленных пунктом 8 настоящей Инструкции, в течение 10 рабочих дней со дня представления сводного списка для включения в реестр.

Внесение записи в реестр о включении военнослужащего в реестр подтверждается письменным уведомлением.

Регистрирующий орган не позднее 20 числа каждого месяца направляет:

в уполномоченный федеральный орган - сведения об участниках на бумажных и электронных носителях по форме, утверждаемой уполномоченным федеральным органом;

военнослужащим через органы военного управления - уведомление о включении в реестр по форме, утверждаемой уполномоченным федеральным органом.

При получении уведомления о включении в реестр:

а) орган военного управления обязан в 2-месячный срок представить в регистрирующий орган номер и дату исходящего документа о его отправке в воинскую часть, где проходит службу участник, согласно приложению N 4 к настоящей Инструкции;

б) командир воинской части обязан организовать:

проверку соответствия сведений, содержащихся в уведомлении о включении в реестр, сведениям, содержащимся в личной карточке участника;

внесение в личную карточку участника регистрационного номера участника, реквизитов уведомления о включении в реестр и приобщение ее к личному делу в случае соответствия сведений, содержащихся в уведомлении о включении в реестр, сведениям, содержащимся в личной карточке участника;

внесение изменений в реестр в порядке, предусмотренном разделом IV настоящей Инструкции, - в случае несоответствия сведений, содержащихся в уведомлении о включении в реестр, сведениям, содержащимся в личной карточке участника;

ознакомление военнослужащего с уведомлением о включении в реестр под расписку в личной карточке участника, после чего уведомление о включении в реестр выдается на руки военнослужащему;

направление уведомления о включении в реестр в воинскую часть, в которую переведен военнослужащий, или командиру, в чье распоряжение он зачислен, если на день получения уведомления о включении в реестр военнослужащий переведен к новому месту службы;

в) отдельные органы военного управления направляют в регистрирующий орган сообщение об отправке уведомлений о включении в реестр в воинские части, в которых участники проходят военную службу по контракту, без указания воинских частей, номеров и дат исходящих документов.

Согласно п. 2 и 6 действующих в настоящее время Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года № 655, уполномоченный федеральный орган в отношении каждого участника накопительно-ипотечной системы открывает ИНС.

Основанием для открытия ИНС является включение военнослужащего в реестр участников накопительно-ипотечной системы Министерством обороны РФ или соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

Именной накопительный счет открывается не позднее 10 рабочих дней с даты поступления указанного уведомления.

Учет накопительных взносов на именном накопительном счете начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается с даты закрытия счета.

В соответствии с п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, также утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года № 655, уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчетов управляющих компаний о доходах от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит расчет суммы дохода от инвестирования указанных средств, определенного на последний день отчетного квартала.

Расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учета его на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтенным на именных накопительных счетах, и срокам их инвестирования за отчетный период с округлением до копейки.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Болтова поступила на военную службу по контракту ДД.ММ.ГГГГ в войсковую часть . В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она служила в войсковой части , где ДД.ММ.ГГГГ заключила второй контракт о прохождении военной службы, следовательно, она относится к категории военнослужащих подлежащих включению в реестр участников НИС в добровольном порядке - с момента обращения в письменной форме о включении в реестр участников. При этом такое обращение осуществлено в установленном порядке – ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, она и подлежала включению в указанный реестр с указанного времени, что было реализовано только лишь в ДД.ММ.ГГГГ году.

Согласно справке начальника отдела (по ведению ИНС) от ДД.ММ.ГГГГ, ИНС участника НИС Болтовой открыт ДД.ММ.ГГГГ с датой возникновения основания для включения в реестр участников НИС – ДД.ММ.ГГГГ. Учет накоплений на ИНС Болтовой и передача их в доверительное управление производятся с ДД.ММ.ГГГГ, инвестиционный доход начисляется и учитывается с четвертого квартала ДД.ММ.ГГГГ года. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на ИНС Болтовой были учтены накопления за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 3 264 133,89 руб., в том числе доход от инвестирования накоплений в размере 824 303,50 руб. Целевой жилищный заем Болтовой не предоставлялся. ДД.ММ.ГГГГ ей, как лицу, достигшему 20 летней продолжительности военной службы, перечислены на личный счет денежные средства находившиеся на ее ИНС в размере 3 367 427,61 руб., в том числе доход от инвестирования накоплений в размере 929 643,37 руб.

Таким образом, инвестиционный доход за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на ИНС Болтовой был учтен только в размере 824 303,50 руб., так как накопления инвестировались только с четвертого квартала 2015 года.

Согласно п. 72 Сведений о средствах, учтенных на именных накопительных счетах участников НИС (по состоянию на 1 января 2021 года) (Приложение № 7 к Информации об итогах функционирования НИС в 2020 году), сумма инвестиционного дохода у военнослужащего, своевременно включенного в реестр участников НИС с датой возникновения основания для этого – декабрь 2010 года, составляет 1 152 100 руб.

Реализуя принцип диспозитивности, в целях определения размера подлежащего учету упущенного инвестиционного дохода, суд считает необходимым указать, что сумма инвестиционного дохода, подлежащего доведению в отношении административного истца, определяется как разница, между накоплениями, фактически учтенными на ИНС административного истца, и суммой учтенного инвестиционного дохода у военнослужащего, включенного в реестр участников НИС в один период с административным истцом согласно сведениям, официально опубликованным Росвоенипотекой в сети «Интернет» и представленных в суд (п. 72 Сведений о средствах, учтенных на именных накопительных счетах участников НИС (по состоянию на 1 января 2021 года) (Приложение №7 к Информации об итогах функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в 2020 году).

Таким образом, сумма инвестиционного дохода, подлежащего доначислению и учету на ИНС административного истца, определенная по указанному алгоритму составляет 327 796,50 рублей (1 152 100 – 824 303,50 = 327 796,50).

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что Болтова должна была стать участником НИС с ДД.ММ.ГГГГ, однако, по причине нераспорядительности действий ответственных должностных лиц она несвоевременно включена в реестр участников НИС. Несвоевременное включение административного истца в реестр участников НИС привело к начислению на ее ИНС накоплений для жилищного обеспечения за период с даты возникновения основания для включения в указанный реестр по дату открытия ИНС без учета доходов от их инвестирования.

Данное обстоятельство существенно снижает размер накоплений для жилищного обеспечения Болтовой и препятствует реализации ее жилищных прав в полном объеме.

Как следует из вышеприведенной Инструкции ответственными за формирование и представление в регистрирующий орган документов для включения Болтовой в реестр участников НИС являлся командир войсковой части 10488 и вышестоящий орган военного управления. При этом на командире воинской части лежала обязанность направить документы для включения Болтовой в реестр участников НИС в установленном порядке в органы военного управления, которые в свою очередь, должны были сформировать сводный список военнослужащих для включения их в реестр и направить его в регистрирующий орган.

При этом как указывалось выше командир войсковой части оформил документы для включения административного истца в реестр участников НИС, которые ДД.ММ.ГГГГ направлены в войсковую часть , откуда сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ в войсковую часть , а из указанной воинской части в управление кадров ЗВО сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ. А согласно сообщению начальника управления кадров ЗВО от ДД.ММ.ГГГГ представить в суд сведения о поступлении в управление кадров округа документов для включения Болтовой в реестр участников НИС не представляется возможным по причине истечения сроков хранения журналов учета входящей корреспонденции.

С учетом изложенного, суд находит установленным, что Болтова была включена в список, представленный командиром войсковой части начальнику вышестоящего органа военного управления, а именно начальнику управления кадров ЗВО. При этом сведения о направлении ответственными должностными лицами этого органа военного управления указанного списка в регистрирующий орган, в материалах дела отсутствуют.

В этой связи, суд приходит к выводу, что документы на включение Болтовой в реестр участников НИС от начальника управления кадров ЗВО в регистрирующий орган направлены не были, и именно это явилось причиной несвоевременного включения Болтовой в реестр участников НИС и повлекло нарушение ее права на получение инвестиционного дохода в положенном размере.

При таких обстоятельствах в рамках восстановления прав административного истца, суд находит необходимым признать незаконными действия начальника управления кадров ЗВО, связанные с несвоевременным включением Болтовой в реестр участников НИС.

В соответствии со ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Из содержания данной конституционной нормы следует, что действия (или бездействие) органов государственной власти или их должностных лиц, причинившие вред любому лицу, влекут возникновение у государства обязанности этот вред возместить, а каждый пострадавший от незаконных действий органов государственной власти или их должностных лиц наделяется правом требовать от государства справедливого возмещения вреда.

Анализируя обстоятельства, установленные в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу, что в результате незаконного бездействия воинских должностных лиц, на ИНС Болтовой учтены накопления в меньшем размере, чем предусмотрено ч.1 ст.5 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», что нарушает ее права, гарантированные п.1 ч.1 ст.11 указанного Федерального закона на использование накоплений в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств, а поэтому полагает, что требования административного истца подлежат удовлетворению.

Разрешая вопрос о способе и порядке восстановления нарушенного права истца, суд исходит из следующего.

В силу п 5 ст. 3 Федерального закона обеспечение функционирования НИС осуществляет уполномоченный федеральный орган.

В соответствии с Указом Президента РФ от 20 апреля 2005 года № 449 «Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование НИС возложены на Министерство обороны РФ.

Во исполнение названного Указа постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2005 года № 666 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по нормативно-правовому регулированию и государственному контролю (надзору) в сфере отношений по формированию, инвестированию и использованию накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих - участников накопительно-ипотечной системы» установлено, что Министерство обороны РФ является уполномоченным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию и государственному контролю (надзору) в сфере отношений по формированию, инвестированию и использованию накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих - участников НИС.

Министерство обороны РФ как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию и государственному контролю (надзору) в сфере отношений по формированию, инвестированию и использованию накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих - участников накопительно-ипотечной системы: осуществляет контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о формировании и об использовании накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих федеральными органами исполнительной власти (федеральными государственными органами), в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее – заинтересованные федеральные органы); получает от заинтересованных федеральных органов информацию об осуществлении ими деятельности по формированию и использованию накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, а также иную информацию с учётом требований федеральных законов; рассматривает отчёты о поступлении накопительных взносов и направлении на инвестирование накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, о средствах, учтённых на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы, об использовании этими участниками накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, а также о результатах инвестирования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, переданных в доверительное управление управляющим компаниям; обращается в суд с исками о защите прав и законных интересов собственника накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, об устранении последствий нарушения законодательства Российской Федерации и о возмещении убытков, причиненных субъектами отношений по формированию и инвестированию накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих в результате нарушения законодательства Российской Федерации.

Для обеспечения функционирования НИС и реализации Министерством обороны РФ функций уполномоченного федерального органа постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2005 года № 800 «О создании федерального государственного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» в ведении Министерства обороны РФ создано названное учреждение.

В силу п. 6 ст. 3 и п. 13 ч. 2 ст. 7 Федерального закона накопления для жилищного обеспечения, включающие, в том числе доходы от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям уполномоченным федеральным органом, выплачивает участникам НИС или членам их семей после возникновения права на их использование уполномоченный федеральный орган.

Согласно подп. 31 п. 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082, Министр обороны является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с п. 13 этого Положения Министерство обороны Российской Федерации является юридическим лицом, имеет смету, текущие, расчетные, валютные и иные счета в банках и других кредитных организациях, лицевые счета в органах федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, Министерство обороны РФ является органом, к компетенции которого отнесено участие в публичных правоотношениях по реализации жилищных прав военнослужащих посредством НИС и защита нарушенных прав в указанной сфере, и в ведении которого находится ФГКУ «Росвоенипотека».

С учетом приведенных норм, поскольку Министерство обороны Российской Федерации является органом, к компетенции которого относится как участие в публичных правоотношениях по реализации жилищных прав военнослужащих через НИС, так и защита их нарушенных прав в указанной сфере, то суд находит возможным обязать это военное ведомство перечислить в Росвоенипотеку для зачисления на именной накопительный счет Болтовой сумму недополученного дохода от инвестирования накоплений за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 327 796,50 руб. и обязать ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» учесть на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Болтовой сумму недополученного дохода от инвестирования накоплений за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 327 796,50 руб.

Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца о признании незаконными действий иных должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации, связанных с несвоевременным включением ее в реестр участников НИС, поскольку, как указывалось выше, органом, вследствие действий (бездействия) должностных лиц которого Болтова не была своевременно включена в реестр участников НИС, является управление кадров ЗВО.

Приходя к выводам об удовлетворении требований в вышеуказанной части, суд учитывает, что поскольку действующим законодательством, предусмотрено, что военнослужащим являющимся участниками НИС, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, то такое обеспечение является одной из форм обеспечения военнослужащих жильем. При этом, поскольку подп. 1 и 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона предусмотрено, что накопления для жилищного обеспечения формируются за счет учитываемых на ИНС участников накопительных взносов за счет средств федерального бюджета, а также доходов от инвестирования накоплений, то необходимость учета доходов от инвестирования накоплений на ИНС участников прямо предусмотрена законом. Кроме того, поскольку Указом Президента РФ от 20 апреля 2005 года № 449 на Министерство обороны РФ возложены функции уполномоченного органа, обеспечивающего функционирование НИС, а п. 1 Постановления Правительства РФ от 22 декабря 2005 года № 800 предусмотрено, что в ведении Министерства обороны РФ для обеспечения функционирования НИС и реализации Министерством обороны РФ функций уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование НИС, создано ФУНИС, то именно данные органы и должны восстанавливать доходы от инвестирования накоплений Болтовой.

По вышеприведенным основаниям суд отвергает доводы административного истца и представителя ФУНИС о том, что право административного истца на доначисление инвестиционного дохода может быть восстановлено за счет поступающего и распределяемого ФГКУ «Росвоенипотека» инвестиционного дохода, поскольку это может затрагивать права иных участников НИС и в связи с этим отказывает в удовлетворении такого требования Болтовой.

Доводы представителя Министерства обороны РФ о том, что действующим законодательством не предусмотрено начисление инвестиционного дохода на счета участников НИС, которые были включены в реестр несвоевременно или не находились в реестре, суд признает несостоятельными, поскольку на основании правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в обзоре практики применения военными судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих в 2019 году, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 17 июня 2020 года, при несвоевременном включении военнослужащего по вине воинских должностных лиц в реестр участников НИС, подлежат восстановлению права военнослужащих, в том числе на инвестиционный доход, который был бы начислен военнослужащему в случае, если бы он был включен в реестр в установленные сроки.

По вышеприведенным основаниям, суд признает иные доводы стороны административного истца в обоснование требований неподлежащих удовлетворению, а также доводы административных ответчиков в обоснование своей позиции несостоятельными.

Поскольку, при обращении в суд административный истец понесла судебные расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей, что подтверждается чек-ордером от ДД.ММ.ГГГГ, а ее требования подлежат частичному удовлетворению, то суд, в соответствии со ст. 111 КАС РФ, полагает необходимым взыскать их с управления кадров Западного военного округа – органа военного управления, действиями которого нарушены ее права, в ее пользу, одновременно отказав в их взыскании с Министерства обороны РФ по этим же основаниям.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление старшего матроса Болтовой Наилии Амировны – удовлетворить частично.

Признать незаконными действия начальника управления кадров Западного военного округа, связанные с несвоевременным включением Болтовой Наилии Амировны в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации перечислить в ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» для зачисления на именной накопительный счет Болтовой Наилии Амировны сумму недополученного дохода от инвестирования накоплений за период за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 327 796 (триста двадцать семь тысяч семьсот девяносто шесть) рублей 50 копеек.

Обязать ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» учесть на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Болтовой Наилии Амировны сумму недополученного дохода от инвестирования накоплений за период за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 327 796 (триста двадцать семь тысяч семьсот девяносто шесть) рублей 50 копеек.

Взыскать с управления кадров Западного военного округа в пользу Болтовой Наилии Амировны судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

Указать административным ответчикам на необходимость сообщения об исполнении решения суда в суд и Болтовой Наилии Амировне в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальных требований Болтовой Наилии Амировны, - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в 2-й Западный окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 17 мая 2022 года.

Председательствующий подпись