РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Большое Болдино 26 июля 2022 года
Большеболдинский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Белова А.М., с участием административного ответчика ФИО1, при секретаре Туршатовой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Нижегородской области к ФИО1 о взыскании задолженности,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Межрайонная ИФНС России №18 по Нижегородской области обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уменьшения размера административных исковых требований, просит суд взыскать с ФИО1 задолженность в сумме 2631,92 руб., из которой задолженность по земельному налогу за 2014-2018 г. в размере 2614 руб., пени за несвоевременную уплату земельного налога за период с 20.02.2018 по 03.02.2020 в размере 17,92 руб.
В судебном заседании административный ответчик ФИО1 возражала против административных исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №18 по Нижегородской области не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Учитывая, что данных, подтверждающих наличие оснований для отложения судебного разбирательства, не представлено, суд на основании ст.150-152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотреть настоящее административное дело по существу в отсутствие представителя административного истца.
Заслушав объяснения административного ответчика, изучив и исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.п.1 п.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (п.1 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником 1/13 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью кв.м. с кадастровым номером №, адрес ориентира: .
В соответствии со ст.387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со ст.388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно ст.389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Согласно ст.393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии со ст.396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
В соответствии со ст.397 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникших правоотношений) земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Административному ответчику начислен земельный налог, с учетом произведенного налоговым органом перерасчета, в размере 2614 руб., а именно:
за 2014 год в размере 524 руб. (2242147 (налоговая база)*1/13 (доля в праве)*0,3% (налоговая ставка)*12/12 (мес. владения);
за 2015 год в размере 524 руб. (2242147 (налоговая база)*1/13 (доля в праве)*0,3% (налоговая ставка)*12/12 (мес. владения);
за 2016 год в размере 524 руб. (2242147 (налоговая база)*1/13 (доля в праве)*0,3% (налоговая ставка)*12/12 (мес. владения);
за 2017 год в размере 521 руб. (2242147 (налоговая база)*1/13 (доля в праве) - 1128(600 кв.м.)*0,3% (налоговая ставка)*12/12 (мес. владения);
за 2018 год в размере 521 руб. (2242147 (налоговая база)*1/13 (доля в праве) - 1128(600 кв.м.)*0,3% (налоговая ставка)*12/12 (мес. владения).
Доводы административного ответчика ФИО1 о том, что она является инвалидом, вследствие чего налоговым органом нарушено ее право на предоставление налоговой льготы в виде уменьшения налоговой базы, подлежат отклонению.
Согласно представленным копиям удостоверения, выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, ФИО1 является инвалидом второй группы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
До 01.01.2018 согласно пункту 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации отдельные категории налогоплательщиков, в том числе инвалиды II группы, имели право на уменьшение налоговой базы по земельному налогу на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении одного земельного участка, находящегося в собственности или пожизненном наследуемом владении.
Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в главу 31 Кодекса внесены изменения, предусматривающие увеличение размера налогового вычета по земельному налогу, расширение перечня категорий граждан, имеющих право на такой налоговый вычет, а также изменение порядка предоставления налогового вычета.
Согласно указанным изменениям налоговая база по земельному налогу уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 кв. метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков - физических лиц, относящихся к одной из категорий, указанных в пункте 5 статьи 391 Кодекса.
При этом указанный налоговый вычет предоставляется льготным категориям налогоплательщиков (в том числе инвалидам II группы) с налогового периода 2017 года.
Согласно статье 56 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые льготы носят заявительный характер.
Физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.
Федеральным законом от 03.08.2018 года N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" статья 52 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 2.1.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса (в том числе земельный налог) осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом.
Документы, подтверждающие право на налоговую льготу, представлены ФИО1 вместе с заявлением в суд от 18.06.2022 года, ранее в налоговый орган не предоставлялись, о чем ФИО1 пояснила в судебном заседании.
На основании представленных документов налоговым органом произведен перерасчет задолженности ФИО1 по земельному налогу за 2017-2018 г. в сумме 6 руб.
Исследованными судом материалами дела установлено, что административный ответчик исчисленные ему налоги в установленные сроки не уплатил.Поскольку земельный налог не оплачен административным ответчиком в установленные сроки, административному ответчику в соответствии со ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени, с учетом произведенного налоговым органом перерасчета, в размере 17,92 руб., а именно:
на сумму недоимки за 2014 год за период с 20.02.2018 по 28.02.2018 в размере 1,18 руб.,
на сумму недоимки за 2015 год за период с 20.02.2018 по 28.02.2018 в размере 1,18 руб.,
на сумму недоимки за 2016 год за период с 20.02.2018 по 28.02.2018 в размере 1,18 руб.,
на сумму недоимки за 2017 год за период с 04.12.2018 по 06.02.2019 в размере 8,09 руб.,
на сумму недоимки за 2018 год за период с 03.12.2019 по 03.02.2020 в размере 6,29 руб.
Указанные расчеты проверены судом и признаны правильными.
На день рассмотрения административного дела суду не представлены какие-либо сведения, подтверждающие факт полной либо частичной уплаты административным ответчиком задолженности. Кроме того, суду не представлены сведения о том, что данные суммы налога исчислены необоснованно, на несуществующее имущество.
Принимая во внимание отсутствие доказательств уплаты задолженности, суд исходит из того, что установленная законом обязанность по уплате налогов и пени административным ответчиком, как налогоплательщиком, надлежащим образом не исполнена, при этом срок обращения в суд с иском о взыскании недоимки налоговым органом не пропущен.
Из материалов дела следует, что Межрайонной ИФНС России N 1 по Нижегородской области в адрес административного ответчика направлялись требования № от 01.03.2018 года об уплате налогов и пени со сроком добровольного исполнения до 18.07.2018 года, № от 07.02.2019 года, № от 04.02.2020.
Согласно ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей (с 24.12.2020 года - 10 000 рублей), налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (с 24.12.2020 года - 10 000 рублей).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей (с 24.12.2020 года - 10 000 рублей), налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Таким образом, срок для подачи заявления о принудительном взыскании задолженности по налогам истекал 18.01.2022 года.
Как следует из материалов дела, 20.10.2021 года мировым судьей судебного участка Большеболдинского судебного района Нижегородской области вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 в пользу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Нижегородской области задолженности по земельному налогу в размере 2620 руб. и пени в размере 19,22 руб. На основании заявления ФИО1 определением мирового судьи от 29.10.2021 года судебный приказ отменен.
При этом, обратившись с заявлением о выдаче судебного приказа, налоговый орган установленный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячный срок не пропустил.
Абзац второй пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Административное исковое заявление направлено в суд посредством почтовой связи 27.04.2022 года, то есть с соблюдением предусмотренных законом сроков.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований о взыскании недоимки по налогам и пени.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Поскольку в соответствии с п. 1 ст. 107 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации инвалиды II группы освобождены от возмещения издержек, связанных с рассмотрением административного дела, к каковым государственная пошлина не относится, а подпункт 2 пункта 2 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации предоставляет им льготу по освобождению от уплаты государственной пошлины только в случае, когда они выступают в качестве административных истцов, то в случае удовлетворения административного иска, предъявленного к ним освобожденным от уплаты государственной пошлины органом государственной власти, государственная пошлина подлежит взысканию с административного ответчика.
Согласно пункту 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению, в том числе налоговые доходы от государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).
В соответствии с положениями ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до 20 000 рублей - уплачивается государственная пошлина в размере 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Нижегородской области к ФИО1 о взыскании задолженности удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, проживающей по адресу: , задолженность в сумме 2631,92 руб., из которой задолженность по земельному налогу за 2014-2018 г. в размере 2614 руб., пени за несвоевременную уплату земельного налога за период с 20.02.2018 по 03.02.2020 в размере 17,92 руб.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования Большеболдинский муниципальный район Нижегородской области государственную пошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд первой инстанции.
Судья