ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-151-2019 от 22.03.2019 Октябрьского районного суда (Курская область)

адм.дело №2а-151-2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 марта 2019 года пос.Прямицыно

Октябрьский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Акимовой Н.С.,

с участием представителя административного истца - помощника прокурора Октябрьского района Курской области Минаковой И.В., представителя административного ответчика по доверенности Козловой Ю.В.,

при секретаре Яценко О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Октябрьского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Черницынского сельсовета Октябрьского района Курской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и возложении обязанности зарегистрировать недвижимое имущество как бесхозяйное в ЕГРП,

установил:

Прокурор Октябрьского района Курской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к администрации Черницынского сельсовета Октябрьского района Курской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и возложении обязанностей, указав на то, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства. В ходе проверки установлено, что в нарушении Федеральных законов - -ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от ДД.ММ.ГГГГ «О водоснабжении и водоотведении», на территории МО «Черницынский сельсовет» Октябрьского района Курской области расположен объект, использующийся для водоснабжения населения муниципального образования, - водопроводная сеть, расположенная по адресу: <адрес>, протяженностью <данные изъяты> км.

Право собственности на указанный объект недвижимости не зарегистрировано, с заявлением о постановке его на учет как бесхозяйного недвижимого имущества администрация Черницынского сельсовета Октябрьского района Курской области в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, не обращался.

Бездействие администрации Черницынского сельсовета Октябрьского района Курской области, выразившееся в непринятии мер по обращению в регистрирующий орган с заявлением о принятии объекта водоснабжения на учет как бесхозяйного имущества нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц и может привести к возникновению чрезвычайной ситуации.

Просит суд признать незаконным бездействие органа местного самоуправления - администрации Черницынского сельсовета Октябрьского района Курской области выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - водопроводной сети, протяженностью <данные изъяты>, расположенной в <адрес>; обязать администрацию Черницынского сельсовета Октябрьского района Курской области в течение 1-го года с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - водопроводной сети, протяженностью <данные изъяты> км, расположенной в <адрес>.

В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Октябрьского района Курской области Минакова И.В., поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в административном иске, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика - Козлова Ю.В., в судебном заседании административный иск не признала, указав, что водопроводные сети находятся в ведении муниципального образования, были переданы в муниципальную собственность предыдущим собственником – СХПК им.Кирова. Данный объект водоснабжения полностью обслуживается за счет средств муниципального образования. Администрация намерена зарегистрировать объекты водоснабжения, в том числе, спорную водопроводную сеть в ЕГРП в качестве объекта муниципальной собственности. С этой целью в настоящее время решается вопрос о подготовке документов, необходимых для предоставления в регистрирующий орган.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 <данные изъяты> гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением, в том числе, в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В силу п.4.3 ч.1 ст.17 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают, в том числе, полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрена обязанность органа местного самоуправления поселения организовывать в границах поселения электро-, тепло- газо- и водоснабжение населения.

Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоотведения относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно п.5 ст.2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.

Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п.1 ст.225 ГК РФ). Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (п.3 ст.225 ГК РФ).

В судебном заседании установлено, что на территории МО «Черницынский сельсовет» Октябрьского района Курской области расположены объекты, использующиеся для водоснабжения населения муниципального образования – водозаборная скважина, водонапорные сети протяженностью <данные изъяты> км по адресу: <адрес>; водозаборная скважина, водопроводные сети протяженностью 0,2 км расположенные: Черницынская средняя школа; 2 водозаборные скважины и водопроводные сети протяженностью <данные изъяты> км расположенные в <адрес>.

В 2002 году решением общего собрания членов СХПК им.Кирова было принято решение о передаче инженерной инфраструктуры находящейся в собственности СХПК в муниципальную собственность МО «Черницынский сельсовет».

Согласно Акта приемки-передачи инженерной инфраструктуры сельскохозяйственной организации в муниципальную собственность от ДД.ММ.ГГГГ, СХПК им.Кирова передал в муниципальную собственность МО «Черницынский сельсовет» названные объекты водоснабжения, в том числе, водопроводную сеть расположенную <адрес>.

Согласно Решения Собрания депутатов Черницынского сельсовета Октябрьского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ инженерная инфраструктура, в том числе, спорный объект водоснабжения, приняты в муниципальную собственность Черницынского сельсовета Окутябрьского района Курской области.

Как установлено в суде, указанные выше объекты водоснабжения, в том числе водозаборная скважина и водопроводная сеть, расположенные в <адрес>, состоят на балансе МО «Черницынский сельсовет», приняты муниципальным образованием во владение и пользование.

Данные обстоятельства подтверждаются предоставленными ответчиком договорами на оказание услуг за 2014, 2015, 2018гг.

Также, на основании постановления Администрации Октябрьского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ, административному ответчику в постоянное бессрочное пользование предоставлен земельный участок, кадастровый , земли населенных пунктов – для обустройства санитарных зон водозаборов, площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> (запись в ЕГРН от 17.10.2012г)

Решением Октябрьского районного суда Курской области от ДД.ММ.ГГГГ был удовлетворен иск прокурора Октябрьского района Курской области, на администрацию Черницынского сельсовета Октябрьского района Курской области возложена обязанность обеспечить разработку проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения, находящихся в его владении и пользовании, в числе которых, водозаборная башня и водопроводная сеть протяженностью <данные изъяты> в <адрес>, а также обеспечить в органах федерального санитарного контроля и надзора согласование данных проектов.

Согласно содержанию муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между администрацией Черницынского сельсовета Октябрьского района Курской области и ООО «Курская служба недвижимости», с целью разработки зон санитарной охраны водозабора МО «Черницынский сельсовет», расположенного в <адрес>, администрация сельсовета взяла на себя обязательство подготовить схему расположения водопровода, а также предоставить информацию о его протяженности (технический план водопроводных сетей).

Таким образом, вопреки доводам административного истца об отсутствии собственника у объекта водоснабжения – водопроводной сети по <адрес>, в судебном заседании достоверно установлено, что водопроводная сеть в 2002 году передана СХПК им. Кирова в муниципальную собственность администрации Черницынского сельсовета.

Муниципальное образование от права собственности на спорные сети не отказывалось, приняло в собственность указанное недвижимое имущество, включило в реестр муниципальной собственности.

Кроме того, как установлено в судебном заседании, администрацией Черницынского сельсовета Октябрьского района Курской области проводятся подготовительные работы по оформлению документов для регистрации муниципальной собственности на водопроводные сети в ЕГРП.

При таких обстоятельствах, суд приходит в выводу, что спорные водопроводные сети бесхозяйным имуществом не являются, в связи с чем считает необходимым в удовлетворении административного иска отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.226-227, 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска прокурора Октябрьского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Черницынского сельского совета Октябрьского района Курской области о признании бездействия по непринятию мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и возложении обязанности зарегистрировать недвижимое имущество как бесхозяйное в ЕГРП, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в коллегию по административным делам Курского областного суда в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательном виде.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья /подпись/

Копия верна.