ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1511/2022 от 09.06.2022 Керченского городского суда (Республика Крым)

дело №2а-1511/2022

УИД 91RS0012-01-2022-002370-68

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Керченский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего, судьи – Григорьевской И.В.,

при секретаре судебного заседания – Орёл А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску военной прокуратуры –войсковой части 32002 в защиту интересов Российской Федерации, заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополю (Управление Роскомнадзора по Республике Крым и городу Севастополю) о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещённой к распространению на территории Российской Федерации

установил:

Военный прокурор- войсковая часть 32002 в защиту интересов Российской Федерации, заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополю (Управление Роскомнадзора по Республике Крым и городу Севастополю) обратился в суд заявлением в котором просит признать информацию, распространяемую в сети «Интернет», по электронному адресу запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.

Заявленные требованиями обоснованы тем, что военной прокуратурой - войсковая часть 32002 в ходе проведённого мониторинга сети «Интернет» обнаружен форум под названием «Drop forum» по интернет-ссылке выявлено объявление о продаже военного билета.

Исходя из содержания объявления, неопределенному кругу лиц предлагается приобрести за установленную денежную сумму военный билет.

Данная информация на сайте носит противоправный характер, за распространение которой предусмотрена административная и уголовная ответственность, является незаконной, нарушает порядок оформления и получения гражданами Российской Федерации военный билет.

Согласно Приложения № 1 к Форме № 1 Приложения № 9 к Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.07.2014 № 495, военный билет оформляется и выдается гражданину Российской Федерации, не пребывающему в запасе и не проходившему военную службу: при призыве его на военную службу, а также при поступлении на военную службу по контракту на должность солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана; при поступлении его в военную профессиональную образовательную организацию; при зачислении в запас Вооруженных Сил Российской Федерации в состав солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов из числа граждан: не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу; не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу; прошедших альтернативную гражданскую службу; граждан женского пола, имеющих военно-учетную специальность.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан: освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; проходящих военную службу; отбывающих наказание в виде лишения свободы; женского пола, не имеющих военно-учетной специальности, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 10 упомянутого Закона граждане обязаны состоять на воинском учете по месту жительства.

При этом, военный билет выдается гражданам бесплатно в установленном законом порядке при прохождении военной службы, при зачислении в запас в случае достижения гражданином возраста 27 лет, не прошедшего военную службу по основаниям, перечисленным в ст.ст. 22 и 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и др. Приобретение военного билета за денежное вознаграждение действующим законодательствомне предусмотрено.

Таким образом, оформление и выдача военного билета гражданам Российской Федерации осуществляется только при наличии законных оснований и бесплатно.

В связи с чем истец вынужден обраться с данным иском в суд.

В судебном заседании помощник военного прокурора – Редникин М.В., исковые требования поддержал, просил суд удовлетворить.

Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополю (Управление Роскомнадзора по Республике Крым и городу Севастополю) в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в адрес суда направил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Согласно Приложения № 1 к Форме № 1 Приложения № 9 к Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.07.2014 № 495, военный билет оформляется и выдается гражданину Российской Федерации, не пребывающему в запасе и не проходившему военную службу: при призыве его на военную службу, а также при поступлении на военную службу по контракту на должность солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана; при поступлении его в военную профессиональную образовательную организацию; при зачислении в запас Вооруженных Сил Российской Федерации в состав солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов из числа граждан: не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу; не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу; прошедших альтернативную гражданскую службу; граждан женского пола, имеющих военно-учетную специальность.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан: освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; проходящих военную службу; отбывающих наказание в виде лишения свободы; женского пола, не имеющих военно-учетной специальности, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 10 упомянутого Закона граждане обязаны состоять на воинском учете по месту жительства.

При этом, военный билет выдается гражданам бесплатно в установленном законом порядке при прохождении военной службы, при зачислении в запас в случае достижения гражданином возраста 27 лет, не прошедшего военную службу по основаниям, перечисленным в ст.ст. 22 и 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и др. Приобретение военного билета за денежное вознаграждение действующим законодательствомне предусмотрено.

Таким образом, оформление и выдача военного билета гражданам Российской Федерации осуществляется только при наличии законных оснований и бесплатно.

Вместе с тем, информация на вышеуказанном интернет-сайте побуждает неопределенный круг лиц к совершению действии, за которые предусмотрена как административная ответственность в соответствии со ст. 19.23 КоАП РФ –подделка документа, удостоверяющего личность, так и уголовная ответственность в соответствии со ст.ст. 324, 292, 327 УК РФ – незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей; внесение заведомо ложных сведений в официальные документы; подделка, изготовление или сбыт поддельных документов.

Помимо изложенного, в нарушение положений ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», а также изданных в их развитие других нормативных правовых актов (постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации», Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации № 400 от 02.10.2007, и Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.07.2014 № 495), изложенная на сайте информация, помимо прочего, позволяет, вопреки указанным положениям законов, получать военные билеты, способствует незаконному освобождению граждан от прохождения военной службы путем представления в учреждения и организации военных билетов, в которых будут содержаться заведомо ложные сведения о прохождении военной службы и др.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информаций, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Доступ к сети «Интернет» имеет неопределённый круг граждан. При этом вход на страницу форума «Drop forum» по электронному адресу: https://drop-forum.xyz/threads/kupit-voennyj-bilet-kak-otkosit-ot-armii-otsrochka-ot-armii-.11949/ свободный, регистрации пользователей для ознакомления с содержанием сайта не требуется, кроме того, сайт не содержит указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения.

Статьёй 9 названного Закона предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Вместе с тем, объявление о продаже военного билета на странице форума «Drop forum» побуждает неопределённый круг граждан к совершению противоправных действий, в том числе к совершению преступлений, предусмотренных главами 30 и 32 Уголовного кодекса Российской Федерации, посягающих на установленный порядок деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, а также Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации.

Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сетям, где размещены подобные информационные материалы, фактически способствует совершению правонарушений и преступлений, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч. 6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя.

Таким образом, в целях обеспечения принципа нерушимости федеративного устройства страны, целостности и неприкосновенности её территории, выполнения требований действующего законодательства о воинской обязанности и военной службе вышеуказанная информация должна быть запрещена.

Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, военный прокурор - войсковая часть 32002 выступает в интересах Российской Федерации в целях защиты основ конституционного строя, охраны федеративного устройства государства, формирования правового сознания граждан в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений.

В соответствии с ч. 1 ст. 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно -телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Целью обращения прокурора с заявлением в защиту интересов Российской Федерации о признании информации, пропагандирующей противоправную деятельность и размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации, является последующее включение в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ, для ограничения доступа к указанной информации как незаконной.

Признание тех или иных информационных материалов запрещенными для распространения означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

По делам о признании информации, пропагандирующей противоправную деятельность и размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федераций юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещённой информации.

Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространённой в сети «Интернет», запрещенной.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 265.2 КАС РФ в административном заявлении указывается административный ответчик в случае его установления.

Вместе с тем, проведенным мониторингом сети «Интернет», в т.ч. с использованием специальных сервисов «whois-service», администратор домена (электронного адреса) https://drop-forum.xyz/threads/kupit-voennyj-bilet-kak-otkosit-ot-armii-otsrochka-ot-armii.11949/ – не установлен.

В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются:

1) решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети «Интернет»:

а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;

б) информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений;

в) информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;

г) информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами;

д) информации, нарушающей требования Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети «Интернет» и иных средств связи;

е) информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции;

ж) информации, направленной на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и (или) здоровья либо для жизни и (или) здоровья иных лиц;

В связи с этим основанием для внесения страницы форума под названием «Drop forum» по интернет-ссылке https://drop-forum.xyz/threads/kupit-voennyj-bilet-kak-otkosit-ot-armii-otsrochka-ot-armii.11949/ в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является исключительно вступившее в законную силу решение суда.

Суд считает имеются достаточные основания для признания данной информации, распространенной в сети "Интернет", запрещенной.

Анализ представленных доказательств и норм закона позволяет сделать вывод о том, что содержание указанного интернет-сайта, его специфика нарушает запрет на распространение информации, способна нанести вред неопределенному кругу лиц, поскольку побуждает неопределенный круг граждан к совершению действий, за осуществление которых предусмотрена административная, уголовная ответственность.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

решил:

Административное исковое заявление военной прокуратуры- войсковой части 32002 в защиту интересов Российской Федерации, заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополю (Управление Роскомнадзора по Республике Крым и городу Севастополю) о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещённой к распространению на территории Российской Федерации - удовлетворить.

Признать объявление о продаже удостоверений органов исполнительной власти, содержащееся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице форума под названием «Drop forum» по интернет-ссылке запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.

Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополь (Управление Роскомнадзора по Республике Крым и <...>, <...>) включить страницу сайта «Drop forum» по интернет-ссылке в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение допустить к немедленному исполнению.

Судебные расходы отнести за счет государственного бюджета.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Керченский городской суд Республики Крым.

Полный текст решения изготовлен 09 июня 2022 года.

Судья Григорьевская И.В.