Дело № 2а-1512/2020
24RS0004-01-2020-001377-70
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Березовка 03 ноября 2020 года
Березовский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Шахматовой Г.А.,
при секретаре Кеевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ильина Андрея Сергеевича к Управлению по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Ильин А.С. обратился в суд с иском к Управлению по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации <адрес> Красноярского края о признании решения незаконным, мотивируя свои требования тем, что на основании договора аренды № от <дата> истец является арендатором земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, общей площадью 1 527 кв.м. Срок действия договора установлен с <дата> по <дата>. <дата>Ильин А.С. обратился в администрацию Березовского района Красноярского края с заявлением о предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером № на основании п.п. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ. <дата> Управлением по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района принято решение № об отказе в предоставлении земельного участка.
Истец просил признать решение Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края об отказе в предоставлении земельного участка № от <дата> незаконным; кроме того, признать незаконным бездействие Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края, выраженное в неосуществлении в тридцатидневный срок со дня поступления заявления Ильин А.С. от <дата> о предоставлении земельного участка подготовки проектов договора купли-продажи в трех экземплярах и их подписание, а также направлении проектов указанных договоров для подписания заявителю; обязать Управление по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края осуществить подготовку проектов договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № в трех экземплярах и их подписание, а также направить проекты указанного договора для подписания Ильин А.С.
В судебном заседание истец Ильин А.С. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить. Дополнительно указал, что иных оснований для отказа в предоставлении земельного участка, кроме того, которое указано в оспариваемом решении ответчика от <дата>, не имелось. Положения ЗК РФ, на основании которых им было подано заявление о предоставлении земельного участка в собственность (п.п.9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ), не содержат условий для отсылки к ФЗ № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», либо условия о том, что предоставление земельного участка осуществляется на основании вышеуказанного федерального закона. В возражениях на иск ответчик ссылается на действующий ФЗ № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», вместе с тем, ссылка на него не обоснованна, поскольку к спорным правоотношениям он не применим. Дополнительно пояснил, что на спорном земельном участке производится выращивание картофеля, участок частично огорожен с целью отсутствия его захламления посторонними лицами. Специалист ФИО3 при рассмотрении дела суду также пояснила, что у ответчика претензий в отношении целевого использования им спорного земельного участка нет. На данный момент изменились нормы земельного законодательства, ранее заявителю требовалось представить доказательства целевого использования арендуемого земельного участка на протяжении трех лет до момента обращения с подобным заявлением, но на момент его обращения с заявлением о предоставлении спорного земельного участка нормы земельного законодательства уже предусматривали отсутствие у уполномоченного органа информации о выявленных и неустраненных в рамках государственного земельного надзора нарушений. Вопросов о нецелевом использовании спорного земельного участка у ответчика не возникало, поскольку он является главой КФХ, в связи с чем осуществляет деятельность, связанную с сельскохозяйственным производством и на иных земельных участках. Специалистом администрации Березовского района ФИО3 в суде также было указано, что земельный участок с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства предусматривает сельскохозяйственное производство, спора в данном вопросе не было, равно как и в том вопросе, что спорный земельный участок находился у него в аренде более трех лет. Имеется перечень оснований, предусмотренных ЗК РФ, которые отсылают к законнам субъектов РФ или ФЗ, в рамках которых также предоставлено право на предоставление земельного участка на льготных условиях, но в данном случае его обращение было основано на нормах ЗК РФ. Полагает, что оспариваемый отказ ответчика в предоставлении земельного участка является незаконным, в связи с чем и бездействие ответчика, выраженное в неосуществлении в тридцатидневный срок со дня поступления его заявления от <дата> о предоставлении земельного участка, подготовки проектов договора купли-продажи в трех экземплярах и их подписание, а также направлении проектов указанных договоров для подписания заявителю также незаконно.
В судебном заседании представитель ответчика - Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края (УАГЗИО), а также третьего лица администрации Березовского района Красноярского края – Назарова Е.А. (полномочия подтверждены) в удовлетворении исковых требований просила отказать в полном объеме, дополнительно пояснила, что заявление Ильин А.С. поступило ответчику <дата>, и <дата>, то есть в течение установленного законом тридцатидневного срока для его рассмотрения, заявителю был дан ответ, то есть сроки для ответа ответчиком не нарушены. Поддержала доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление, а также пояснения специалиста по земельным вопросам УАГЗИО администрации Березовского района ФИО3, допрошенной судом в качестве свидетеля.
Представитель третьего лица – Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю Березовский отдел в судебное заседание не явилась, извещена своевременно и надлежащим образом, причину неявки не сообщила, ходатайств не поступало.
Настоящее гражданское дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса, в порядке, предусмотренном ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, допросив свидетеля, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии с п. 5 ч.1 ст.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии со ст. 39.3 ЗК РФ предусмотрены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрена продажа вышеуказанных земельных участков без проведения торгов:
1) земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного в аренду для комплексного освоения территории, лицу, с которым в соответствии с ГрРФ РФ заключен договор о комплексном освоении территории, если иное не предусмотрено подпунктами 2 и 4 настоящего пункта;
1.1) земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного по договору аренды или договору безвозмездного пользования в целях комплексного освоения территории, заключенных в соответствии с ФЗ от 24.07.2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства";
2) земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства (за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования), членам этой некоммерческой организации или, если это предусмотрено решением общего собрания членов этой некоммерческой организации, этой некоммерческой организации;
3) земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением земельных участков общего назначения, членам такого товарищества;
4) земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства и относящегося к имуществу общего пользования, этой некоммерческой организации;
5) утратил силу с 1 января 2019 года. - Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ;
6) земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса;
7) земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса;
8) земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";
9) земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка;
10) земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса;
11) земельных участков гражданам в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии со ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании заявления Ильин А.С., постановлением администрации Вознесенского сельсовета Березовского района Красноярского края № от <дата> предварительно согласовано предоставление земельного участка №, образуемого из земель сельскохозяйственного назначения с целью ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1527 кв.м.; утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории: категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, площадью 1527 кв. м., адрес участка: <адрес>, а также постановлено с целью дальнейшего предоставления испрашиваемого земельного участка Ильин А.С. провести работы по его образованию в соответствии с утвержденной п. 2 настоящего постановления схемой расположения земельного участка.
На основании постановления администрации Вознесенского сельсовета Березовского района Красноярского края № от <дата>Ильин А.С. предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1 527 кв.м., с кадастровым номером №, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование (назначение) – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках.
<дата> между администрацией Вознесенского сельсовета Березовского района Красноярского края (арендодатель) и Ильин А.С. (арендатор) был заключен договор аренды, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемой к настоящему договору и являющейся его неотъемлемой частью, общей площадью 1 527 кв.м. Срок действия договора определен с <дата> по <дата> год (п. 4.1 договора).
Согласно п. 4.2 договора, в случае если арендатор продолжает пользоваться земельным участком после истечения срока, указанного в п. 4.1 договора, при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Из выписки из ЕГРН следует, что земельный участок с кадастровым номером №, по адресу: Красноярский <адрес>, имеет общую площадь 1 527 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: ведение личного подсобного хозяйства.
<дата>Ильин А.С. обратился с заявлением в администрацию Березовского района Красноярского края о предоставлении на основании подп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК в собственность земельного участка с кадастровым номером №
Из ответа Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края № от <дата> следует, что согласно п.2 ст.39.3. ЗК РФ определены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. В частности, согласно пп. 9 п. 2 ст. 39. 3 ЗК РФ, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка. Аналогичное положение закреплено в п. 4 ст. 10 ФЗ от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», следовательно, норма, закрепленная в пп. 9 п. 2 ст. 39. 3 ЗК РФ вытекает из другого специального ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», регулирующего оборот земель сельскохозяйственного назначения. Пунктом 1 ст. 1 ФЗ от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено, что, действие настоящего Федерального закона не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется ЗК РФ. Учитывая вышеизложенное, земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения и предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках не могут быть приобретены в собственность в соответствии с пп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ. В связи с чем, Ильин А.С. отказано в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №.
Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО3 суду пояснила, что является ведущим специалистом по земельным вопросам УАГЗИО администрации Березовского района Красноярского края. В отношении земельного участка с кадастровым номером № летом <дата> года действительно поступило заявление от Ильин А.С. о предоставлении его в собственность последнего. Указанный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, в соответствии с утвержденным Генеральным планом Березовского района, однако разрешенное использование земельного участка установлено для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках. В оспариваемом отказе УАГЗИО администрации Березовского района Красноярского края от <дата> в предоставлении Ильин А.С. земельного участка имеется ссылка на п. 4 ст. 10 ФЗ № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», вместе с тем аналогичная норма закона указана в ст. 27 ЗК РФ, которая устанавливает ограничение оборотоспособности земельных участков. В указанной статье (п. 6) также говорится о том, что оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется ФЗ № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Данное положение закона означает, что при предоставлении земельного участка специалист должен обратиться к данному закону, потому, что сам ЗК РФ отсылает к вышеуказанному ФЗ № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Пункт 7 ст. 27 ЗК РФ говорит о том, что прежде, чем обращаться к ФЗ № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» необходимо обратить внимание на то, что данный ФЗ не распространяется на земли, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, и предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, то есть ответчик не может предоставить земельный участок в соответствии с ФЗ № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», поскольку вид разрешенного использования земельного участка исключает обращение к нему. То есть при рассмотрении данного заявления ответчик руководствовался вышеуказанным ФЗ № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», где указан срок использования земельного участка – 3 года, затем обратился к ЗК РФ, предусматривающему предоставление земельного участка, который используется три года, при этом у земельного участка установлена категория использования – сельскохозяйственного назначения. Следовательно, спорный земельный участок не может быть предоставлен в собственность Ильин А.С. именно по заявленному им основанию.
Так, согласно пункту 6 статьи 39.16 и абзацу второму пункта 2 статьи 27 ЗК РФ изъятый из оборота или ограниченный в обороте земельный участок не предоставляется в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно п. 6-7 ст. 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируются ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" за исключением земель сельскохозяйственного назначения, имеющих целевое использование: садовые или огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства, а также на которых расположены объекты недвижимости.
В этой связи в ст. 1 ФЗ от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" также установлено исключение распространения закона на вышеуказанные земельные участки.
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование которых предусматривает ведение личного подсобного хозяйства, что касается спорного земельного участка, исключены из сферы действия ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Таким образом, поскольку спорный земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения предоставлен истцу для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, что сторонами не оспаривается, то вопросы предоставления земельного участка в собственность регламентируются ЗК РФ.
В силу п. 1 ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи.
Применительно к случаям приобретения участков без торгов, такие случаи установлены подпунктом 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, согласно которому без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срок указанного в договоре аренды земельного участка.
Согласно ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 года N 540, одним из видов сельскохозяйственного использования земельных участков является ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, которое включает в себя производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства.
Согласно п. 1 ст. 2 ФЗ от 07.07.2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. В статье 4 названного Федерального закона определено, что для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
Таким образом, ведение личного подсобного хозяйства на полевых земельных участках предполагает ведение сельскохозяйственного производства.
Поскольку испрашиваемый земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, используется истцом на основании договора аренды по целевому назначению более трех лет, что ответчиком не оспаривалось, сведения о выявленных в рамках государственного земельного надзора нарушениях законодательства при использовании данного земельного участка отсутствуют, заявление о заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов подано Ильин А.С. до дня истечения срока договора аренды земельного участка (<дата>), у него возникло право на приобретение данного земельного участка в собственность в порядке пп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ в случае отсутствия оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, сформулированных в статье 39.16 ЗК РФ, на что указано в п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ, регулирующей порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Между тем, при вынесении решения об отказе в предоставлении земельного участка по вышеуказанному основанию, УАГЗИО администрации Березовского района Красноярского края вышеуказанные положения законодательства не учтены, в связи с чем, оснований к отказу Ильин А.С. в предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером № на основании пп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, не имелось.
При таких обстоятельствах, суд считает, что требование истца о признании незаконным решения № от <дата>, подлежит удовлетворению.
Рассматривая требования истца о признании незаконным бездействия ответчика, выраженное в неосуществлении в тридцатидневный срок со дня поступления заявления Ильин А.С. от <дата> о предоставлении земельного участка, подготовки проектов договора купли-продажи в трех экземплярах и их подписание, а также направлении проектов указанных договоров для подписания заявителю и обязании ответчика осуществить подготовку проекта договора купли-продажи спорного земельного участка, суд считает, что они не подлежит удовлетворению, ввиду того, что суд, принимая решение о защите нарушенного права, не вправе подменять собой орган местного самоуправления, в компетенцию которого входит принятие решения о предоставлении земельного участка гражданину на праве собственности либо на праве аренды (ст. ст. 29, 36 ЗК РФ), а также не вправе предрешать за орган местного самоуправления вопрос о том, какая сделка должны быть заключена с гражданином на основании поданного заявления.
Таким образом, учитывая самостоятельность органов местного самоуправления, суд не вправе обязывать ответчика подготовить и заключить с истцом договор купли-продажи земельного участка, в том числе и признавать незаконным бездействие органа местного самоуправления, выраженное в отсутствии подготовки проектов договора купли-продажи земельного участка в трех экземплярах и их подписание, а также направление проектов указанных договоров для подписания заявителю.
Вместе с тем, учитывая, что в судебном заседании установлено, что ответчиком отказано в предоставлении земельного участка по надуманным основаниям, суд считает правильным обязать ответчика в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление Ильин А.С. о предоставлении земельного участка с кадастровым номером: №.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ильина Андрея Сергеевича к Управлению по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края № от <дата> об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером №.
Обязать Управление по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление Ильина Андрея Сергеевича о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №.
В удовлетворении остальных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Березовский районный суд Красноярского края.
Председательствующий Г.А. Шахматова
Мотивированное решение изготовлено 09.11.2020 года.