ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1513/2024 от 30.01.2024 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

УИД: 56RS0018-01-2023-012002-69

Дело № 2а-1513/2024 (2а-9844/2023;)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Оренбург 30 января 2024 года

Ленинский районный суд города Оренбурга

в составе председательствующего судьи Линькова В.В.,

при секретаре Бангояне Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Оренбургской области к Юденко О. Р. о взыскании обязательных платежей, санкций,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №13 по Оренбургской области (далее МИФНС России №15 по Оренбургской области) обратилась в Ленинский районный суд г.Оренбурга с административным исковым заявлением о взыскании с Юденко О.Р. задолженности по обязательным платежам.

В обоснование иска ссылается на тот факт, что Юденко О.Р. является налогоплательщиком по транспортному налогу, состоит на учете в Межрайонной ИФНС России №15 по Оренбургской области.

В установленный законом срок исчисленная Инспекцией задолженность налогоплательщиком не уплачена.

В связи с неисполнением обязанности по уплате транспортного налога, Инспекцией налогоплательщику направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов.

Поскольку задолженность по обязательным платежам налогоплательщиком не уплачена, Инспекцией мировому судье направлены заявления о выдаче судебного приказа.

Мировым судьей судебного участка №3Ленинского района г.Оренбурга от 26.06.2020 года вынесен судебный приказ о взыскании с Юденко О.Р. задолженности по обязательным платежам.

Просит взыскать с Юденко О.Р. задолженность по транспортному налогу за 2015 год в размере 1 461 рубля.

Административный ответчик Юденко О.Р. в судебном заседании не присутствовала, просила рассмотреть дело в её отсутствие.

В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС №15 по Оренбургской области не явился, был извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом по правилам главы 9 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Суд в порядке ст.ст. 150, 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, определил рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся представителя истца, административного ответчика.

Проверив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. (часть 1 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).

Согласно статье 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Налогового Кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 362 Налогового кодекса РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В силу положений статьи 363 Налогового кодекса РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговые ставки установлены Законом Оренбургской области от 16 ноября 2002 года «О транспортном налоге».

В силу подпунктов 1,3,4 статьи 409 Налогового кодекса РФ налог подлежит оплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (часть 1 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно части 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Из материалов дела следует, Юденко О.Р. состоит на налоговом учете в МИФНС России №15 по Оренбургской области.

В период времени с 5 октября 2014 год по 16 октября 2015 года в собственности Юденко О.Р. находилось транспортное средство NISSAN JUKE, 2011 года выпуска, государственный регистрационный знак N.

В установленные законом сроки ответчиком не была произведена оплата транспортного налога.

О необходимости уплаты транспортного налога в размере 1 460 рублей, Юденко О.Р. была извещена налоговым уведомлением

- N от 29 июля 2016 года со сроком уплаты до 1 декабря 2016 года.

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 52 НК РФ установлено, что перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено данным пунктом.

Перерасчет, предусмотренный абзацем 1 данного пункта, в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.

Иное толкование указанных статей Налогового кодекса Российской Федерации позволит продлевать сроки принудительного взыскания, вместе с тем, статья 52 НК РФ не допускает даже производить перерасчет если он влечет увеличение сумм налогов, также перерасчет не должен влечь и увеличение сроков принудительного взыскания.

Действия налоговых органов не должны ухудшать положения налогоплательщиков.

Пунктом 7 ст. 3 НК РФ предусмотрено, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

Судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков.

В соответствии с пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В 23 августа 2017 налоговым органом произведен перерасчет суммы транспортного налога за 2015 год (уведомление N от 23 августа 2017 года со сроком уплаты транспортного налога в размере 1 461 рубля до 1 декабря 2017 года).

При этом новое налоговое уведомление налоговым органом в адрес должника не направлялось, доказательств обратного административным истцом не представлено.

Установив отсутствие факта направления в адрес административного ответчика налогового уведомления по транспортному налогу за 2015 год, суд приходит к выводу, что у налогоплательщика не возникла обязанность по уплате налога, в связи с чем, налоговый орган не вправе был направлять требование об уплате налога.

Данный вывод в полной мере согласуется с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в определении от 8 апреля 2010 года №468-О-О, согласно которым в соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Пункт 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Такой порядок, являясь существенным элементом налогового обязательства, направлен, прежде всего, на своевременное и безошибочное исполнение указанной конституционной обязанности в отношении налога, имеющего особенности исчисления и уплаты физическими лицами.

При этом в соответствии с абзацем вторым статьи 52 и пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление (а в случае неуплаты налога по уведомлению - требование об уплате налога) может быть передано руководителю организации, ее законному или уполномоченному представителю, физическому лицу, его законному или уполномоченному представителю лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. Если указанными способами налоговое уведомление (налоговое требование) вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

При таких обстоятельствах, процедура взыскания недоимки не соблюдена, оснований для удовлетворения административного иска также не имеется.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку возможность принудительного взыскания утрачена.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Оренбургской области к Юденко О. Р. о взыскании транспортного налога за 2015 год - отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца, со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: подпись В.В. Линькова

Решение в окончательной форме составлено: 22 февраля 2024 года.

Судья: подпись В.В. Линькова

Подлинник решения хранится

в Ленинском районном суде г.Оренбурга

при административном деле № 2а-1513/2024 (2а-9844/2023;)