Дело № 2а-1515/2016 копия
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 ноября 2016 года с.Сива
Верещагинский районный суд Пермского края ( постоянное судебное присутствие в с.Сива) в составе:
председательствующего судьи Веселковой Ю.А.
при секретаре Братчиковой М.А.
с участием административного истца - ФИО1
представителя административного ответчика, третьего лица-Полушкина В.М., действующего на основании доверенностей
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению образования администрации Сивинского муниципального района об отмене постановления о ликвидации образовательного учреждения МБОУ «Сивинская вечерняя ( сменная) общеобразовательная школа» в связи с нарушением порядка организации ликвидации общеобразовательного учреждения, признании незаконным проведения собрания жителей Сивинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением к Управлению образования администрации Сивинского муниципального района об отмене постановления о ликвидации образовательного учреждения МБОУ «Сивинская вечерняя ( сменная) общеобразовательная школа» в связи с нарушением порядка организации ликвидации общеобразовательного учреждения, признании незаконным проведения собрания жителей Сивинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании административный истец на заявленных требованиях настаивает, дополнила их требованием об опубликовании решения суда в газете «На родной земле». Пояснила, что нарушен порядок проведения собрания жителей Сивинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, отсутствовало надлежащее извещение о данном собрании. На собрании присутствовали работники управления администрации, школы и несколько родителей учеников. Нарушена процедура проведения собрания, не указано по чьей инициативе происходит сход, кто избран председателем и секретарем собрания, не указано сколько человек проголосовало «за» и «против». Кроме того, указывает, что вечерняя школа обслуживает несколько поселений, поэтому считает, что собрания должны были быть проведены в каждом поселении. Также пояснила, что необходимо было работать с народом, учитывать его мнение, если отсутствует финансирование, необходимо было это разъяснить. По указанным выше причинам не согласна с постановлением администрации Сивинского муниципального района Пермского края «О ликвидации МБОУ «Сивинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» от ДД.ММ.ГГГГ. Нарушение её прав выражается, в том, что не учли её мнение. Также пояснила, что о ликвидации школы ей стало известно ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика, третьего лица ФИО2 в судебном заседании пояснил, что с административным иском не согласен. Процедура ликвидации вечерней школой проверялась прокуратурой Сивинского района. Сначала было вынесено постановление администрации Сивинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ., а уже потом был протокол заседания комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательных организаций от ДД.ММ.ГГГГ. Регистрирующим органом при получении документов проводилась проверка, процедура проверена, замечаний не было, внесена запись в ЕГР юридических лиц о ликвидации учреждения. Отозвана лицензия. Все сотрудники вечерней школы были вовремя уведомлены об увольнении в связи с ликвидацией школы. Произведены все выплаты.
Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего рассматривается в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ.
Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организаций» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.
Принятие решения о ликвидации и проведение ликвидации бюджетного учреждения осуществляются в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования - в отношении муниципального бюджетного учреждения.
Согласно ст.21 ФЗ «О некоммерческих организаций» ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии с ч.2 ст.61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Согласно ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится, в том числе, создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций.
Согласно ст.22 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.
Муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом).
Образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании.
Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.
Принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения.
При этом ст. 22 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не регулирует порядок учета мнения жителей сельского поселения при принятии соответствующего решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельской местности.
Согласно протокола собрания граждан Сивинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ. на собрании обсуждался вопрос о реорганизации МБОУ Сивинская вечерняя заочная школа, присутствовали глава поселения, работники управления образования, директор школы, жители поселения. Выступали на собрании: Т.В.С.., ФИО1, Л.В.Я.., П.И.О., Б.М.В.К.Т.В.., П.Н.И.., К.И.О., И.Н.Г. С учетом мнения большинства собравшихся, решено оставить школу на <данные изъяты> года, реорганизацию школы провести в <данные изъяты> году. В течение переходного периода учащиеся вечерней школы смогу закончить учреждение или найти альтернативный вариант обучения. Ликвидацию провести в <данные изъяты> году ( л.д.11).
Постановлением администрации Сивинского муниципального района от <адрес>. решено ликвидировать с 01.07.2016г. МБОУ «Сивинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа». Предупредить до ДД.ММ.ГГГГ работников МБОУ «Сивинская В(С)ОШ» о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией учреждения.( л.д.15).
Приказом управления образования от ДД.ММ.ГГГГ№ создана ликвидационная комиссия. Разработан план мероприятий по ликвидации МБОУ «Сивинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа». Согласно которого, необходимо до ДД.ММ.ГГГГ завершить все этапы ликвидации школы и внести запись в единый государственный реестр юридических лиц.
Директор школы Л.В.Я. и главный бухгалтер К.М.А. входят в состав ликвидационной комиссии и расторжение трудовых договоров с ними, согласно плана мероприятий по ликвидации школы, будет произведено до ДД.ММ.ГГГГ.
Порядок уведомления о предстоящей ликвидации образовательной организации не нарушен, всем работникам за два месяца до ликвидации вручены уведомления. После расторжения трудовых договоров работникам выплачены выходные пособия и за ними сохранена заработная плата на два месяца со дня увольнения, как предусмотрено ст. 178 Трудового кодекса РФ ( л.д.10).
Согласно протокола № заседания комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательных учреждений от ДД.ММ.ГГГГ комиссии решила признать целесообразным принятие администрацией Сивинского муниципального района решения о ликвидации МБОУ «Сивинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» ( л.д.12-14).
В судебном заседании обозревалось надзорное производство № по жалобе педагогов вечерней школы, где имеются сведения из ЕГР юридических лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ согласно которого, учредителем Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « Сивинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» является Сивинский муниципальный район Пермского края.ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о принятии решения о ликвидации юридического лица и формировании ликвидационной комиссии.
Согласно списка учащихся <данные изъяты> класса МБОУ «Сивинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» на <данные изъяты> учебный год на момент ликвидации школы в ней обучалось <данные изъяты><данные изъяты> детей, проживающих на территории Сивинского сельского поселения
Приказом администрации Сивинского муниципального района Управления образования от ДД.ММ.ГГГГ. утвержден порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей, предназначенную для целей образования и развития детей, находящихся в ведении управления образования администрации Сивинского муниципального района, а также о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объектов социальной инфраструктуры для детей, являющихся муниципальной собственностью.
Суд считает, что при ликвидации муниципальной общеобразовательной организации было учтено мнение жителей Сивинского района. В нарушении ст.22 ФЗ «Об образовании», администрацией Сивинского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ принято постановление о ликвидации образовательной организации, а затем 17.05.2016 комиссией дано положительное заключение о принятии такого решения. Когда как принятие органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.
Однако суд считает, что нарушений учредителем порядка ликвидации образовательной организации, позволяющих признать решение о ликвидации школы незаконным, не имеется, поскольку решение в последующем одобрено комиссией о реорганизации образовательного учреждения.
В связи с вышеизложенным суд отказывает ФИО1 в удовлетворении требований об отмене постановления о ликвидации образовательного учреждения МБОУ «Сивинская вечерняя ( сменная) общеобразовательная школа» в связи с нарушением порядка организации ликвидации общеобразовательного учреждения, признании незаконным проведения собрания жителей Сивинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании представителем ответчика заявлено ходатайство о пропуске административным истцом срока обращения с административным исковым заявлением в суд.
Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Как пояснила в судебном заседании ФИО1, о ликвидации школы ей стало известно ДД.ММ.ГГГГ, однако даже с момента заседания комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательных организаций ДД.ММ.ГГГГ до момента обращения в суд с административным заявлением ( ДД.ММ.ГГГГ прошло более <данные изъяты> месяцев, суд считает, что административным истцом пропущен срок обращения в суд.
Поскольку истцу отказано в удовлетворении требований об отмене постановления о ликвидации образовательного учреждения МБОУ «Сивинская вечерняя ( сменная) общеобразовательная школа» в связи с нарушением порядка организации ликвидации общеобразовательного учреждения, признании незаконным проведения собрания жителей Сивинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, а требование о компенсации морального вреда производно от указанных выше требований, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении требования о компенсации морального вреда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 174-180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к Управлению образования администрации Сивинского муниципального об отмене постановления о ликвидации образовательного учреждения МБОУ «Сивинская вечерняя ( сменная) общеобразовательная школа» в связи с нарушением порядка организации ликвидации общеобразовательного учреждения, признании незаконным проведения собрания жителей Сивинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд ( постоянное судебное присутствие в с.Сива) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись Ю.А.Веселкова
Копия верна.
Судья Ю.А.Веселкова