ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1515/2016 от 23.11.2016 Верещагинского районного суда (Пермский край)

Дело № 2а-1515/2016 копия

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 ноября 2016 года с.Сива

Верещагинский районный суд Пермского края ( постоянное судебное присутствие в с.Сива) в составе:

председательствующего судьи Веселковой Ю.А.

при секретаре Братчиковой М.А.

с участием административного истца - ФИО1

представителя административного ответчика, третьего лица-Полушкина В.М., действующего на основании доверенностей

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению образования администрации Сивинского муниципального района об отмене постановления о ликвидации образовательного учреждения МБОУ «Сивинская вечерняя ( сменная) общеобразовательная школа» в связи с нарушением порядка организации ликвидации общеобразовательного учреждения, признании незаконным проведения собрания жителей Сивинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с заявлением к Управлению образования администрации Сивинского муниципального района об отмене постановления о ликвидации образовательного учреждения МБОУ «Сивинская вечерняя ( сменная) общеобразовательная школа» в связи с нарушением порядка организации ликвидации общеобразовательного учреждения, признании незаконным проведения собрания жителей Сивинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании административный истец на заявленных требованиях настаивает, дополнила их требованием об опубликовании решения суда в газете «На родной земле». Пояснила, что нарушен порядок проведения собрания жителей Сивинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, отсутствовало надлежащее извещение о данном собрании. На собрании присутствовали работники управления администрации, школы и несколько родителей учеников. Нарушена процедура проведения собрания, не указано по чьей инициативе происходит сход, кто избран председателем и секретарем собрания, не указано сколько человек проголосовало «за» и «против». Кроме того, указывает, что вечерняя школа обслуживает несколько поселений, поэтому считает, что собрания должны были быть проведены в каждом поселении. Также пояснила, что необходимо было работать с народом, учитывать его мнение, если отсутствует финансирование, необходимо было это разъяснить. По указанным выше причинам не согласна с постановлением администрации Сивинского муниципального района Пермского края «О ликвидации МБОУ «Сивинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» от ДД.ММ.ГГГГ. Нарушение её прав выражается, в том, что не учли её мнение. Также пояснила, что о ликвидации школы ей стало известно ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика, третьего лица ФИО2 в судебном заседании пояснил, что с административным иском не согласен. Процедура ликвидации вечерней школой проверялась прокуратурой Сивинского района. Сначала было вынесено постановление администрации Сивинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ., а уже потом был протокол заседания комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательных организаций от ДД.ММ.ГГГГ. Регистрирующим органом при получении документов проводилась проверка, процедура проверена, замечаний не было, внесена запись в ЕГР юридических лиц о ликвидации учреждения. Отозвана лицензия. Все сотрудники вечерней школы были вовремя уведомлены об увольнении в связи с ликвидацией школы. Произведены все выплаты.

Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего рассматривается в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ.

Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Согласно ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организаций» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.

Принятие решения о ликвидации и проведение ликвидации бюджетного учреждения осуществляются в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования - в отношении муниципального бюджетного учреждения.

Согласно ст.21 ФЗ «О некоммерческих организаций» ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

В соответствии с ч.2 ст.61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

Согласно ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится, в том числе, создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций.

Согласно ст.22 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

Муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом).

Образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании.

Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.

Принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения.

При этом ст. 22 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не регулирует порядок учета мнения жителей сельского поселения при принятии соответствующего решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельской местности.

Согласно протокола собрания граждан Сивинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ. на собрании обсуждался вопрос о реорганизации МБОУ Сивинская вечерняя заочная школа, присутствовали глава поселения, работники управления образования, директор школы, жители поселения. Выступали на собрании: Т.В.С.., ФИО1, Л.В.Я.., П.И.О., Б.М.В.К.Т.В.., П.Н.И.., К.И.О., И.Н.Г. С учетом мнения большинства собравшихся, решено оставить школу на <данные изъяты> года, реорганизацию школы провести в <данные изъяты> году. В течение переходного периода учащиеся вечерней школы смогу закончить учреждение или найти альтернативный вариант обучения. Ликвидацию провести в <данные изъяты> году ( л.д.11).

Постановлением администрации Сивинского муниципального района от <адрес>. решено ликвидировать с 01.07.2016г. МБОУ «Сивинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа». Предупредить до ДД.ММ.ГГГГ работников МБОУ «Сивинская В(С)ОШ» о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией учреждения.( л.д.15).

Приказом управления образования от ДД.ММ.ГГГГ создана ликвидационная комиссия. Разработан план мероприятий по ликвидации МБОУ «Сивинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа». Согласно которого, необходимо до ДД.ММ.ГГГГ завершить все этапы ликвидации школы и внести запись в единый государственный реестр юридических лиц.

Директор школы Л.В.Я. и главный бухгалтер К.М.А. входят в состав ликвидационной комиссии и расторжение трудовых договоров с ними, согласно плана мероприятий по ликвидации школы, будет произведено до ДД.ММ.ГГГГ.

Порядок уведомления о предстоящей ликвидации образовательной организации не нарушен, всем работникам за два месяца до ликвидации вручены уведомления. После расторжения трудовых договоров работникам выплачены выходные пособия и за ними сохранена заработная плата на два месяца со дня увольнения, как предусмотрено ст. 178 Трудового кодекса РФ ( л.д.10).

Согласно протокола заседания комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательных учреждений от ДД.ММ.ГГГГ комиссии решила признать целесообразным принятие администрацией Сивинского муниципального района решения о ликвидации МБОУ «Сивинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» ( л.д.12-14).

В судебном заседании обозревалось надзорное производство по жалобе педагогов вечерней школы, где имеются сведения из ЕГР юридических лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ согласно которого, учредителем Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « Сивинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» является Сивинский муниципальный район Пермского края.ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о принятии решения о ликвидации юридического лица и формировании ликвидационной комиссии.

Согласно списка учащихся <данные изъяты> класса МБОУ «Сивинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» на <данные изъяты> учебный год на момент ликвидации школы в ней обучалось <данные изъяты><данные изъяты> детей, проживающих на территории Сивинского сельского поселения

Приказом администрации Сивинского муниципального района Управления образования от ДД.ММ.ГГГГ. утвержден порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей, предназначенную для целей образования и развития детей, находящихся в ведении управления образования администрации Сивинского муниципального района, а также о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объектов социальной инфраструктуры для детей, являющихся муниципальной собственностью.

Суд считает, что при ликвидации муниципальной общеобразовательной организации было учтено мнение жителей Сивинского района. В нарушении ст.22 ФЗ «Об образовании», администрацией Сивинского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ принято постановление о ликвидации образовательной организации, а затем 17.05.2016 комиссией дано положительное заключение о принятии такого решения. Когда как принятие органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.

Однако суд считает, что нарушений учредителем порядка ликвидации образовательной организации, позволяющих признать решение о ликвидации школы незаконным, не имеется, поскольку решение в последующем одобрено комиссией о реорганизации образовательного учреждения.

В связи с вышеизложенным суд отказывает ФИО1 в удовлетворении требований об отмене постановления о ликвидации образовательного учреждения МБОУ «Сивинская вечерняя ( сменная) общеобразовательная школа» в связи с нарушением порядка организации ликвидации общеобразовательного учреждения, признании незаконным проведения собрания жителей Сивинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании представителем ответчика заявлено ходатайство о пропуске административным истцом срока обращения с административным исковым заявлением в суд.

Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Как пояснила в судебном заседании ФИО1, о ликвидации школы ей стало известно ДД.ММ.ГГГГ, однако даже с момента заседания комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательных организаций ДД.ММ.ГГГГ до момента обращения в суд с административным заявлением ( ДД.ММ.ГГГГ прошло более <данные изъяты> месяцев, суд считает, что административным истцом пропущен срок обращения в суд.

Поскольку истцу отказано в удовлетворении требований об отмене постановления о ликвидации образовательного учреждения МБОУ «Сивинская вечерняя ( сменная) общеобразовательная школа» в связи с нарушением порядка организации ликвидации общеобразовательного учреждения, признании незаконным проведения собрания жителей Сивинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, а требование о компенсации морального вреда производно от указанных выше требований, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении требования о компенсации морального вреда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 174-180 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:


Административное исковое заявление ФИО1 к Управлению образования администрации Сивинского муниципального об отмене постановления о ликвидации образовательного учреждения МБОУ «Сивинская вечерняя ( сменная) общеобразовательная школа» в связи с нарушением порядка организации ликвидации общеобразовательного учреждения, признании незаконным проведения собрания жителей Сивинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд ( постоянное судебное присутствие в с.Сива) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись Ю.А.Веселкова

Копия верна.

Судья Ю.А.Веселкова