ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1516/17 от 28.08.2017 Сысертского районного суда (Свердловская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28.08.2017 Сысертский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Мурашова А.С., при секретаре Гавриленко К.В., с участием прокурора Кадочниковой Е.Н., представителей административного истца ФИО1, ФИО3, представителя административного ответчика ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1516/2017 по административному исковому заявлению Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Западное" Сысертского городского округа в лице Конкурсного управляющего ФИО5 о признании недействующим постановления Администрации Сысертского городского округа от 15.08.2014 N 2573 "О внесении изменения в Постановление администрации Сысертского городского округа от 18.12.2009 N 898 "Об утверждении нормативов потребления услуги отопления для населения, проживающего на территории Октябрьской сельской администрации, Патрушевской сельской администрации",

УСТАНОВИЛ:

МУП ЖКХ "Западное" обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, ссылаясь в обоснование требований на то, что оспариваемым постановлением нормативы потребления тепловой энергии на отопление были снижены в среднем на 40,2%. Постановление принято после того, как утверждение нормативов потребления коммунальных услуг было исключено из компетенции органов местного самоуправления, а также противоречит постановлению Правительства Свердловской области от 12.09.2012 № 990-ПП «О применении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Свердловской области на период до 01.07.2016». В результате данных изменений административный истец понес убытки, поскольку фактическое потребление данной услуги после принятия постановления от ДД.ММ.ГГГГ№40817810604900317040 не изменилось. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к Администрации Сысертского городского округа с претензией о взыскании убытков. В ответе от ДД.ММ.ГГГГ№40817810604900317040 Администрация Сысертского городского округа ответила на претензию отказом, указав, что в период с 2014 по 2016 годы истцу из бюджета Сысертского городского округа были выделены денежные средства в виде муниципальных гарантий и субсидий.

В судебном заседании представители административного истца ФИО1, ФИО3, действующие на основании доверенностей, исковые требования подержали в полном объеме, просили:

Признать постановление Администрации Сысертского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№40817810604900317040 «О внесении изменения в постановление Администрации Сысертского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№40817810604900317040 «Об утверждении нормативов потребления услуги отопления для населения, проживающего на территории Октябрьской сельской администрации, Патрушевской сельской администрации» недействующим.

Взыскать с Администрации Сысертского городского округа в пользу Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Западное» Сысертского городского, округа (ИНН <***>) сумму судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 4500 руб.

Представитель административного ответчика Администрации Сысертского городского округа Салов Д.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признал, указав, что согласно пп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы содержания жилищного фонда и организации в границах поселений электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относятся к вопросам местного значения поселений. Указанное постановление от 15.08.2014 № 2573 издано по инициативе МУП ЖКХ "Западное" в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг». Также считает, что оспариваемый правовой акт не нарушают прав и законных интересов административного истца, Администрацией Сысертского городского округа что в период с 2014 по 2016 годы из бюджета Сысертского городского округа МУП ЖКХ "Западное" выделялись денежные средства в виде муниципальных гарантий и субсидий.

Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании ч.ч. 8-11 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 указанной статьи, в полном объеме.

Суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1, 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3, 4 ч. 9 и ч. 10 ст. 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (ч. ч. 2, 5 ст. 76 Конституции РФ).

На основании п. 16 ст. 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.

Ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции от 18.05.2010 действовавшей до 13.08.2010, предусматривалось, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Частью 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции от 27.07.2010, действующей с 13.08.2010 по настоящее время, установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

23.05.2006 Постановлением Правительства Российской Федерации N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию. Указанные Правила вступили в силу 08.06.2006.

Названным Постановлением Правительства РФ № 306 от 23.05.2006 признан утратившим силу подпункт "а" пункта 4 Постановления Правительства РФ от 21.08.2001 N 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов", которым рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления устанавливать нормативы потребления коммунальных услуг для населения в соответствии с Методическими рекомендациями по определению потребительской корзины для основных социально - демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.1999 N 192.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 а N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до 25.06.2012 предусматривалось, что к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакции, действующей с 25.06.2012 года, к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно действующему законодательству норматив потребления тепловой энергии является среднемесячным количеством потребленной тепловой энергии потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета, рассчитывается в Гкал на 1 кв.м. общей площади жилых помещений и применяется для расчета ежемесячного размера платы за коммунальную услугу «Отопление».

При рассмотрении дела установлено, что 15.08.2014 Администрацией Сысертского городского округа принято постановление № 2573 «О внесении изменения в постановление Администрации Сысертского городского округа от 18.12.2009 № 898 «Об утверждении нормативов потребления услуги отопления для населения, проживающего на территории Октябрьской сельской администрации, Патрушевской сельской администрации» (далее по тексту - Постановление от 15.08.2014 № 2573).

Данным постановлением внесены изменения в постановление Администрации Сысертского городского округа от 18.12.2009 № 898 «Об утверждении нормативов потребления услуги отопления для населения, проживающего на территории Октябрьской сельской администрации, Патрушевской сельской администрации», изложив пункт 1 постановления в следующей редакции: Утвердить нормативы потребления услуги отопления для населения, проживающего на территории Октябрьской сельской администрации, Патрушевской сельской администрации, в размере:

Типы жилых помещений

Ед. измерения

Норматив потребления услуги, Гкал / кв.м.

в год

в месяц

в сутки

1.

Многоквартирные жилые дома (количество квартир две и более)

кв.м. общей площади

0,242

0,032

0,00105

2.

Отдельно стоящие жилые дома

0,374

0,0495

0,00163

Анализируя указанное постановление Администрации Сысертского городского округа суд приходит к выводу, что оспариваемое заявителем в части установления норматива потребления теплоэнергии на отопление принято уполномоченным на то органом в пределах его компетенции, с соблюдением установленной формы, опубликовано в установленном законодательством порядке.

При рассмотрении дела установлено, что указанное постановление принято на основании представленного МУП ЖКХ "Западное" расчета потребления на отопление жилого фонда городского округа, произведенного на основе расчета потребности в теплоэнергии на отопление по котельным на территории Октябрьской сельской администрации, Патрушевской сельской администрации.

Анализируя изложенные обстоятельства в системной взаимосвязи с требованиями действовавшего на момент принятия оспариваемого постановления от 15.08.2014 № 2573, суд приходит к выводу, указанное постановление Администрации Сысертского городского округа принято уполномоченным на то органом в пределах его компетенции, с соблюдением установленной процедуры и формы, а также определением норматива потребления данной коммунальной услуги на основании расчетного метода.

При рассмотрении дела судом установлено и не оспаривается сторонами, что с момента вступления в силу (с 13.08.2010) редакции ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что размер платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ, в Свердловской области нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, водоснабжению, водоотведению не утверждены. Таким образом, установленные п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации полномочия по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг органом исполнительной власти субъекта РФ - Свердловской области до настоящего времени не реализованы.

Указанные обстоятельства подтверждаются и Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№40817810604900317040-ПП «О применении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории <адрес> на период до ДД.ММ.ГГГГ», в п. 1 которого указано: при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории <адрес> на период до ДД.ММ.ГГГГ подлежат применению нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Тот факт, что до настоящего времени органом государственной власти субъекта РФ не реализованы полномочия по утверждению нормативов потребления, сам по себе не свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления от 15.08.2014 № 2573, принятого в пределах полномочий органа местного самоуправления, а также не влечет невозможность применения утвержденных данным постановлением нормативов, в том числе и после передачи полномочий по их утверждению от органа местного самоуправления в ведение органов государственной власти субъекта РФ.

Заявляя требование о признании вышеуказанного постановления Администрации Сысертского городского округа МУП ЖКХ "Западное" указывает на причинение убытков. Однако, данные расчеты допустимыми доказательствами не подтверждены. Равно как административным истцом не представлены сведения: какие характеристики имеют находящиеся в управлении дома.

Вместе с тем, указанные расчеты не подтверждают нарушение прав административного истца оспариваемым актом. Расчеты убытков МУП ЖКХ "Западное" документально и нормативно не обоснованы, расчеты убытков не основаны на расчетах нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды, определенных методом аналогов, либо расчетным методом, установленных Постановлением Правительства РФ № 306 от 23.05.2006, в связи с чем, не могут быть не приняты в качестве доказательств, подтверждающих заявленные требования.

Иных доказательств, подтверждающих зависимость понесенных административным истцом убытков от применения оспариваемого постановления Администрации Сысертского городского округа от 15.08.2014 № 2573, в материалы дела не представлено.

При этом статьей 213 КАС РФ обязанность доказывать нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца возложена на подателя иска.

В силу изложенного суд приходит к выводу о недоказанности того факта, что оспариваемым решением затронуты интересы административного истца, как организации, осуществляющей управление многоквартирными домами.

Таким образом, анализируя представленные доказательства в их совокупности, учитывая отсутствие нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, соответствие оспариваемого постановления нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, соблюдение процедуры принятия, опубликования, вступления в силу оспариваемого распоряжения, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Западное" Сысертского городского округа в лице Конкурсного управляющего ФИО2 о признании недействующим постановления Администрации Сысертского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ N 2573.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Западное" Сысертского городского округа в лице Конкурсного управляющего ФИО5 о признании недействующим постановления Администрации Сысертского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ N 2573 "О внесении изменения в Постановление администрации Сысертского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ N 898 "Об утверждении нормативов потребления услуги отопления для населения, проживающего на территории Октябрьской сельской администрации, Патрушевской сельской администрации", отказать

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме путём подачи жалобы через Сысертский районный суд.

Судья Мурашов А.С.

Решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ