ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1518/2017 от 10.11.2016 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 марта 2017 года г. Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Черкашина В.В.,

при секретаре Русановой И.Е.,

представителей административного ответчика Администрации города Ханты-Мансийска ФИО7, предоставившей доверенность от 10.11.2016г., ФИО8, представившего доверенность от 10.11.2016г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4, ФИО1, ФИО5 к Администрации города Ханты-Мансийска об оспаривании отказа в согласовании проведения публичных мероприятий в форме шествия и митингов,

УСТАНОВИЛ:

Административные истца ФИО4, ФИО1, ФИО5 обратились в Ханты-Мансийский районный суд с административными исковыми требованиями к Администрации г. Ханты-Мансийска об оспаривании отказа в согласовании проведения публичных мероприятий в форме шествия и митингов.

Свои требования административные истцы мотивирует тем, что 22.02.2017 года Главе города Ханты-Мансийска ФИО9 административными истцами были поданы уведомления о проведении трех публичных мероприятий:

- митинга с призывом к легализации в России однополых брачных союзов с целью призыва к принятию поправок в Семейный кодекс Российской Федерации, направленных на законодательное признание права двух лиц одного пола на вступление в брак, который должен был состояться 07 марта 2017 года с 10 до 11 часов на площади свободы города Ханты-Мансийска с количеством участников до 300 человек;

- шествия Ханты-Мансийского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России с целью привлечения внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав человека лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств, привлечения внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации и представителей гендерных меньшинств, гомофобии, трансфобии, фашизму и ксенофобии, который должен был состояться 07 марта 2017 года с 13 до 15 часов по ул. Свердлова от ул. Водопроводная до ул. Мира с количеством участников до 300 человек;

- митинга с призывом к соблюдению конституционного права сексуальных и гендерных меньшинств на свободу мирных собраний в России с целью призыва к исполнению постановления Европейского суда по правам человека по делу «Алексеев против России» о неправомерности запретов публичных акций гей-парадов в Москве, а также призыв к соблюдению права на свободу собраний геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в России, который должен был состояться 07 марта 2017 года с 17 до 18 часов на Центральной площади города Ханты-Мансийска с количеством участников до 300 человек.

ДД.ММ.ГГГГ заместитель Главы города Ханты-Мансийска ФИО10 уведомил административных истцов об отказе в согласовании проведения всех трех публичных мероприятий в заявленных местах, сославшись на невозможность проведения публичных мероприятий в заявленных местах, так как маршруты шествия и места проведения митингов относятся к местам, где в соответствии с действующим законодательством запрещено проведение митингов/шествий.

С указанными отказами административные истцы не согласились, указав, что должностным лицом ответчика был нарушен порядок согласования публичных мероприятий в связи с не предоставлением административным истцам предложения об изменении места и (или) времени проведения заявленных публичных мероприятий с указанием конкретного альтернативного места и (или) времени проведения шествия и митингов.

Также указывают, что подлинным основанием для отказа ответчика в согласовании проведения заявленных публичных мероприятий, по мнению истцов, явились предположения о том, что проведение шествия и митингов приведет к нарушению законодательства о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, в связи с чем ответчик мог посчитать заявленные шествие и митинги направленными на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних. Между тем, как указали административные истцы, целью заявленных публичных мероприятий являлось привлечение внимания общества и власти к необходимости соблюдения прав лиц гомосексуальной ориентации и борьбы против существующей дискриминации представителей сексуальных меньшинств, что никоим образом не может нарушать требования нравственности. Организаторы планировали выступить в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России, что не может подпадать под действие указанных запретов.

Полагают, что Россия, являясь членом Совета Европы, обязана соблюдать те ценности и принципы, которые закреплены в Уставе данной организации, а именно: признавать и защищать права граждан, принадлежащих к сексуальным меньшинствам. Ссылаясь на рекомендации Комитета Министров Совета Европы и Комитета ООН по правам человека, указывают на необходимость признания и защиты прав граждан, принадлежащих к сексуальным меньшинствам. Отмечают, что многочисленные решения Европейского Суда по правам человека, признающие недопустимость дискриминации по признаку сексуальной ориентации, также подтверждают их довод о том, что защита прав данной категории граждан не может рассматриваться как нарушающая общественную нравственность. Орган власти вправе отказать в согласовании проведения публичного мероприятия исключительно по мотивам несоответствия его целей или формы требованиям закона в том случае, если мероприятие по своей форме не является мирным, а также, если его целью не является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики. Однако в данном случае организаторами публичных мероприятий таких нарушений не допущено.

Обращают внимание на Постановление Конституционного Суда РФ от 23.09.2014 г. N 24-П по делу о проверке конституционности части 1 статьи 6.21 КоАП Российской Федерации (пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних), из которого следует, что органы исполнительной власти не вправе отказывать со ссылкой на указанный запрет в согласовании проведения публичных мероприятий представителей сексменьшинств, прямым умыслом которых не является вовлечение в них несовершеннолетних лиц, а также цель которых прямо не адресована несовершеннолетним лицам.

Отмечают, что в поданных ими в администрацию уведомлениях о проведении публичных мероприятий они указывали на готовность изменить место и/или время их проведения по мотивированному предложению администрации, кроме того, подчеркивали, что организаторы и участники публичных мероприятий не будут нарушать нормы общественной нравственности, в том числе демонстрировать наготу и иные формы непристойностей, в связи с чем просят признать незаконными решения Администрации города Ханты-Мансийска – отказы в согласовании заместителем Главы города ФИО10 № 01-ОГ-16/17, № 01-ОГ-17/17 и № 01-ОГ-18/17 от 22 февраля 2017 года заявленных истцами публичных мероприятий в форме шествия и митингов и обязать Администрацию города Ханты-Мансийска согласовать проведение заявленных публичных мероприятий.

Определением суда от 01 марта 2017 года к участию в деле в качестве второго ответчика привлечен заместитель Главы города Ханты-Мансийска ФИО10

Административные истцы, ответчик – заместитель Главы города Ханты-Мансийска ФИО10, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, не явились. От административных истцов одновременно с подачей административного иска заявлено ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем суд, руководствуясь ч.6 ст. 226 КАС РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Представители административного ответчика Администрации города Ханты-Мансийска в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились, указав, что обжалуемые решения приняты в соответствии с нормами Федерального закона от 19.06.2004 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Публичные мероприятия могут проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений и иной угрозы безопасности участников данного мероприятия. Административным истцам отказано в проведении митинга на площади Свободы г. Ханты-Мансийска в связи с тем, что согласно заявленной численности участников митинга – 300 человек будут нарушены нормы закона ХМАО – Югры от 08.06.2009 № 81-оз в части запрета проведения шествий и демонстраций на территориях, прилегающих ближе, чем пятьдесят метров от остановки общественного пассажирского транспорта и культовых зданий. Кроме того на дату проведения митинга на площади свободы расположен ледовый городок, занимающий почти всю площадь Свободы. В непосредственной близости от Площади Победы г. Ханты-Мансийска находятся здания, в которых размещены органы государственной власти. В шествии по ул. Свердлова г. Ханты-Мансийска также было отказано в виду близости к территории образовательных учреждений, учреждений культуры, зданий государственных органов. Просили в удовлетворении исковых требований отказать.

Заслушав представителей административного ответчика, исследовав и проанализировав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела 22.02.2017г. ФИО4 обратился в администрацию города Ханты-Мансийска с уведомлениями о проведении публичных мероприятий в форме:

- митинга с призывом к легализации в России однополых брачных союзов, с целью публичного мероприятия – призыв к принятию поправок в Семейный кодекс Российской Федерации, направленных на законодательное признание права двух лиц одного пола на вступление в брак, который должен был состояться 07 марта 2017 года с 10 до 11 часов на площади Свободы города Ханты-Мансийска с количеством участников до 300 человек;

- шествия Ханты-Мансийского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России, цель мероприятия – привлечение внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав человека лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств, привлечения внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации и представителей гендерных меньшинств, гомофобии, трансфобии, фашизму и ксенофобии, который должен был состояться 07 марта 2017 года с 13 до 15 часов по ул. Свердлова от ул. Водопроводная до ул. Мира с количеством участников до 300 человек;

- митинга с призывом к соблюдению конституционного права сексуальных и гендерных меньшинств на свободу мирных собраний в России, цель мероприятия – призыв к исполнению постановления Европейского суда по правам человека по делу «Алексеев против России» о неправомерности запретов публичных акций гей-парадов в Москве, а также призыв к соблюдению права на свободу собраний геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в России, который должен был состояться 07 марта 2017 года с 17 до 18 часов на Центральной площади города Ханты-Мансийска с количеством участников до 300 человек.

Кроме ФИО4 вышеуказанные уведомления подписаны ФИО11ФИО5, которые уполномочены организатором публичных мероприятий выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичных мероприятий.

22 февраля 2016 года в адрес ФИО12 направлены письма за подписью заместителя Главы г. Ханты-Мансийска ФИО10 01-ОГ-18/17 об отказе в согласовании проведения 07.03.2017г. на площади Свободы города Ханты-Мансийска митинга, № № 01-ОГ-16/17 об отказе в согласовании проведения 07.03.2017г. по ул. Свердлова г. Ханты-Мансийска шествия и № 01-ОГ-17/17 об отказе в проведении 17.03.2017г. на Центральной площади г. Ханты-Мансийска митинга.

Отказы мотивированы тем, что указанные в уведомлениях места проведения митингов и шествия, в соответствии с действующим законодательством относятся к местам, где проведение митингов и шествий запрещено, в связи с чем на основании ч.3 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» отказано в согласовании проведения вышеуказанных публичных мероприятий.

В соответствии со статьей 31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Гарантированное статьей 31 Конституции РФ право является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции РФ).

Порядок реализации конституционного права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регламентирован Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», согласно пункту 1 части 4 статьи 5 которого организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 Закона.

В силу ч.1 статьи 8 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

Согласно части 2 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:

1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;

2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;

3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

После определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона (ч.2.1 ст.8 Федерального закона от 19.06.2004).

Согласно ч.2.2 указанной нормы Федерального закона в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности законом субъекта Российской Федерации дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.

Частью 3 статьи 12 Федерального закона от 19.06.2004 предусмотрено следующее: орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.

Статьей 2.1 Закон ХМАО - Югры от 08.06.2009 N 81-оз (ред. от 16.06.2016)

«Об отдельных вопросах проведения публичного мероприятия в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» предусмотрено следующее:

П.1. К местам, в которых запрещается проведение собраний, кроме определенных Федеральным законом, относятся:

1) культовые здания;

2) земли особо охраняемых территорий, а также зоны особо охраняемых территорий, выделенные в пределах границ населенных пунктов, за исключением территорий объектов, являющихся памятниками истории и культуры;

3) аэропорты;

4) железнодорожные станции и вокзалы;

5) привокзальные площади;

6) торгово-развлекательные комплексы (центры);

7) автодорожные вокзалы, автобусные станции;

8) речные порты, речные вокзалы, причалы (пристани), набережные;

9) рынки;

10) остановки общественного пассажирского транспорта;

11) детские и спортивные площадки;

12) мосты;

13) тоннели;

14) эстакады;

15) места захоронения.

П.2. К местам, в которых запрещается проведение митингов, шествий, демонстраций, кроме определенных Федеральным законом, относятся места, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, а также:

1) здания (помещения), в которых размещены органы государственной власти и органы местного самоуправления;

2) учреждения (организации) образования, здравоохранения, социального обслуживания, культуры;

3) учреждения, осуществляющие деятельность в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

4) научные учреждения;

5) учреждения физической культуры и спорта.

Проведение митингов запрещается на территориях, прилегающих ближе чем на пятьдесят метров к местам, указанным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи.

Проведение шествий и демонстраций запрещается на территориях, прилегающих ближе чем на пятьдесят метров к местам, указанным в пункте 1 и подпунктах 2-5 пункта 2 настоящей статьи.

Согласно приложения к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22.12.2012 №515-п «О перечне единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения значимых вопросов и выражения общественных настроений, в также массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории ХМАО - Югры», специально отведенным местом для коллективного обсуждения значимых вопросов и выражения общественных настроений, в также массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера в г. Ханты- Мансийске является свободная от застройки территория площадью 500 кв.м. земельного участка по адресу: ул. Гагарина, площадь Свободы.

Как было указано выше, в уведомлении о проведении публичного мероприятия в форме митинга, поступившем в Администрацию города Ханты-Мансийска 22.02.2017 указано место проведения публичного мероприятия - площадь Свободы г. Ханты-Мансийска с количеством участников до 300 человек.

При размещении на площади Свободы заявленной численности участников митинга - 300 человек, суд полагает, что будут нарушены требования ст. 2.1 Закона ХМАО - Югры от 08.06.2009№81-оз в части запрета проведения шествий и демонстраций на территориях, прилегающих ближе, чем на пятьдесят метров к местам, указанным в пункте 1 и подпунктах 2 - 5 пункта 2 названной статьи. Так, согласно приложенной копии технического паспорта, Акта натурного осмотра земельного участка № № от 22.02.2017г., фотоматериалов, непосредственно рядом с площадью Свободы расположена автобусная остановка. Также на расстоянии не более 20 метров от земельного участка, на котором расположена площадь Свободы, находятся границы земельного участка с кадастровым номером 86:12:0103030, по адресу: ул. Гагарина, 277, на котором расположен Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, на расстоянии от 22,5 до 25 метров от края проезжей части до границы земельного участка с кадастровым номером 86:12:0103028:10 по адресу Кирова,15, расположено МБДОУ Центр развития ребенка, детский сад № 7 «Елочка».

Кроме того, в настоящее время на территории площади Свободы расположен ледовый городок, что подтверждается муниципальным контрактом № 284 от 19.12.2016г. Согласно технического задания по оформлению работ по оформлению и содержанию ледового городка на площади Свободы г. Ханты-Мансийска, являющегося приложением к муниципальному контракту №284 от 19.12.2016, размер площади ледового городка составляет 2700,0 кв.м. Размер площади Свободы согласно вышеуказанного технического паспорта названной площади составляет 3324 кв.м. (без подиума).

В уведомлении о проведении публичного мероприятия в форме митинга, поступившего в Администрацию города Ханты-Мансийска 22.02.2017 с указанием места проведения публичного мероприятия - Центральная площадь (площадь Победы). В согласовании проведения митинга отказано 22.02.2017 №01-ОГ-17/17 ввиду следующего. Согласно технического паспорта комплексного благоустройства объекта дорожного хозяйства, акта натурного осмотра земельного участка № 2 от 22.02.2017г., фотоматериалов, правильное наименование объекта: площадь Победы. Расстояние от границы земельного участка с кадастровым номером 86:12:0101069:23 (площадь Победы) до границы объекта с кадастровым номером 86:12:0101047:22, по адресу ул. Мира, д. 14а, расположен «Дом дружбы народов севера». Расстояние от площади Победы составляет от 3,5 до 10,Ю5 метров. Также до границы земельного участка с кадастровым номером 86:12:0101046:4 по адресу ул. Карла Маркса,12, расположено здание Департамента труда и занятости населения ХМАО – Югры, и расстояние до площади Победы составляет от 14 до 27 метров. Также земельный участок площади Победы непосредственно граничит с земельным участком с кадастровым номером 86:12:0101069:9 по адресу ул. Мира, д. 5, на котором расположено здание Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В уведомлении о проведении публичного мероприятия в форме шествия, поступившего в Администрацию города Ханты-Мансийска 22.02.2017 №ОБ- 1150/17-0-0, указано место проведения публичного мероприятия – ул. Свердлова, от ул. Водопроводная до ул. Мира. В согласовании проведения митинга отказано 22.02.2017 №01-ОГ-18/17 ввиду следующего. Из уведомления следует, маршрут движения участников шествия будет проходить по ул. Свердлова от улицы Водопроводная до улицы Мира. При этом, согласно представленной копии технического паспорта объекта «Улица Свердлова», приложенной схемы, Акта натурного осмотра земельного участкка № 1 от 22.02.2017г., шествие будет проходить в непосредственной близости к территориям объектов (на расстоянии менее 50 м), т.е. к местам их расположения, указанным в пункте 1 и подпунктах 2-5 пункта 2 статьи 2.1 Закона ХМАО - Югры от 08.06.2009№81-оз. Так, шествие будет проходить в непосредственной близости к территории следующих учреждений: учреждение культуры -Учреждение ХМАО - Юры «Центр народных художественных промыслов и ремесел» (расположенное на перекрестке улиц Свердлова и Рознина); учреждение образования - МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» (ул. Свердлова, 27, ширина проезжей части составляет 6 метров, расстояние от проезжей части до капитального ограждения данного объекта составляет 9,5 метров); учреждение социального обслуживания - БУ ХМАО-Югры «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей детский дом «Радуга» (ул. Свердлова, 23, тротуарная дорожка расположена на расстоянии от 1,4 до 1,7 метров до металлического забора, ограждающего границы земельного участка указанного объекта, ширина проезжей части составляет 6 метров, расстояние от проезжей части до металлического ограждения указанного Центра помощи составляет 7 метров); Территориальный орган федерального органа исполнительной государственной власти - Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по ХМАО - Югре (перекресток улиц Свердлова и Рознина, ширина проезжей части составляет 6 метров, расстояние от проезжей части до ограждения данного объекта составляет 8,5 метров); Ханты-Мансийский районный суд (перекресток улиц Свердлова и Ленина, ширина проезжей части составляет 6 метров, расстояние от проезжей части до ограждения данного объекта составляет 7 метров).

Таким образом, суд приходит к выводу, что Администрацией города Ханты-Мансийска административным истцам обосновано было отказано в проведении митингов и шествия на основании ч.3 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях шествиях и пикетированиях», то есть в связи с тем, что уведомлениях в качестве места проведения публичного мероприятия указаны места, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.

Довод иска о том, что ответчиком нарушен порядок согласования публичных мероприятий в связи с не предоставлением административным истцам предложения об изменении места и (или) времени проведения заявленных публичных мероприятий с указанием конкретного альтернативного места и (или) времени проведения шествия и митингов, суд находит несостоятельным.

Как было указано выше, в соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

В целях обеспечения реализации указанного права был принят Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Частью 1 статьи 8 вышеназванного закона предусмотрено, что публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

В соответствии с частью 3 статьи 12 указанного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.

Пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия, обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 01 июня 2010 г. N 705-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина К. на нарушение его конституционных прав частью 5 статьи 5 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» изложил правовую позицию, согласно которой использование в части 5 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» таких понятий, как "мотивированное предложение" и "согласование", свидетельствует о том, что орган публичной власти вправе лишь предложить изменить место и (или) время проведения публичного мероприятия, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами. Законодательное закрепление исчерпывающего перечня таких причин необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.

Из смысла приведенных законоположений следует, что запрет на проведение публичных мероприятий возможен при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 3 статьи 12 и частью 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а предложение организатору об изменении места и времени проведения публичного мероприятия должно быть мотивировано необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами.

Довод о том, что подлинным основанием для отказа ответчика в согласовании проведения заявленных публичных мероприятий, по мнению истцов, явились предположения о том, что проведение шествия и митингов приведет к нарушению законодательства о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, в связи с чем ответчик мог посчитать заявленные шествие и митинги направленными на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних несостоятелен, основан лишь на предположениях административных истцов и не подтверждается материалами дела. Истца было отказано в проведении публичных мероприятий на иных основаниях, в связи с чем указанный довод не может явится основанием для признания незаконными обжалуемых решений административного органа.

При таких обстоятельствах приведенные административными истцами доводы о не соответствии обжалуемых решений нормативно-правовым актам, о нарушении их прав обжалуемыми решениями не нашли своего подтверждения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО4, ФИО1, ФИО5 к Администрации города Ханты-Мансийска, заместителю Главы города Ханты-Мансийска ФИО10 об оспаривании отказа в согласовании проведения публичных мероприятий в форме шествия и митингов – отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда В.В. Черкашин

Мотивированное решение суда составлено 03 марта 2017 года.