ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1519/2022КОПИ от 25.08.2022 Чусовского городского суда (Пермский край)

Дело №2а-1519/2022 КОПИЯ

59RS0044-01-2022-002058-11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Чусовой 25 августа 2022 года

Чусовской городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Куренных Е.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Сараевой О.М.,

с участием административного истца ФИО1,

представителя административных ответчиков ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чусовом в помещении суда с использованием средств аудиопротоколирования видеоконференцсвязи административное дело по административному иску ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №10 ГУФСИН России по Пермскому краю» о признании незаконными бездействия, связанного с нарушением права на отправку и получение письменных обращений, взыскании компенсации вреда в размере 16 000 рублей в результате,

установил:

... года ФИО1 обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №10 ГУФСИН России по Пермскому краю» (далее – ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю») о взыскании компенсации в размере 16 000 рублей в результате нарушения права на переписку в части отправки и получения письменных обращений,

Определением от 05.08.2022 к участию в деле в качестве соответчиков привлечена Федеральная служба исполнения наказаний, в качестве заинтересованных лиц - Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Пермскому краю.

В обоснование исковых требований ФИО1 указал, что отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю. Осуществляет переписку с различными государственными органами, при этом ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю регулярно нарушает его право на переписку.

Ответчик несвоевременно, с нарушением п. 67 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений от 16.12.2016 №295, выдавал ответы, поступившие в его адрес из государственных органов в период с ...

Кроме того, в нарушение требований п. 58 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, сотрудники ответчика не выдали ему расписки о принятии девяти письменных обращений в период ....

Указанные действия и бездействие являются незаконными, нарушающими его право на переписку, в связи с чем просит взыскать в свою пользу компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 16 000 рублей.

В судебном заседании административный истец на иске настаивал, пояснил, что содержится в запираемом помещении в отряде строгих условий содержания. Почтовая корреспонденция отправляется через младшего инспектора, который приходит ежедневно. Вручение почтовой корреспонденции происходит нерегулярно, определенного графика нет. Расписки о получении от него почтовых отправлений сотрудники исправительного учреждения не пишут. Он постоянно требует расписки, предлагал ставить подписи в расписках, составленных им самостоятельно при передаче корреспонденции, что не нашло понимания, ситуация не меняется.

Представитель административных ответчиков ФИО2 с иском был не согласен. Не оспаривая нахождения истца в запираемом помещении, в своих возражениях указал, что истец не доказал факты нарушений, оснований для признания действия и бездействия незаконными, взыскания компенсации, не имеется. При этом также указал, что не имеет возможности представить доказательства в опровержение доводов ФИО1 о несвоевременном вручении ему копии постановления Лысьвенского городского суда Пермского края, поступившего ..., а также копии уведомления ОМВД по Лысьвенскому городскому округу об отказе в возбуждении уголовного дела, поступившего ...

Представитель Министерства финансов РФ, Управления Федерального казначейства по Пермскому краю ФИО3 в письменном отзыве с исковыми требованиями был не согласен, указал, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, факт нарушения законодательства со стороны ответчика не доказан, Министерство финансов РФ надлежащим ответчиком по делу не является.

Суд, заслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N47 следует, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на получение информации, непосредственно затрагивающей права и свободы, в том числе необходимой для их реализации (часть 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации, статья 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

Согласно части 4 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее - вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

Согласно части 6 статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса РФ органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных.

Согласно части 3 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ... утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее - Правила), действовавшие по 16.07.2022 включительно.

В силу пункта 13 Правил, осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями, ходатайствами и жалобами к администрации ИУ или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации - в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, Европейский Суд по правам человека.

Согласно п. 55 Правил, письма опускаются в почтовые ящики или передаются администрации ИУ в незапечатанном виде, за исключением адресованных в организации и должностным лицам, переписка с которыми не подлежит цензуре.

Предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденного, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы УИС и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, Европейский Суд по правам человека, и ответы на них цензуре не подлежат. Указанные почтовые отправления не позднее одного рабочего дня (за исключением выходных и праздничных дней) передаются операторам связи для их доставки по принадлежности. О принятии предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденному выдается расписка от имени администрации ИУ с указанием даты передачи жалобы представителю ИУ (п. 58 Правил).

В силу пункта 62 Правил, каждый осужденный вправе письменно либо устно обращаться от своего имени с предложением, заявлением, ходатайством или жалобой в государственные органы Российской Федерации либо иностранные органы, а также в организации, защищающие интересы осужденных.

Ответы по результатам рассмотрения предложений, заявлений, ходатайств и жалоб не позднее чем в трехдневный срок после поступления под роспись выдаются осужденным на руки. При отказе осужденного хранить ответ у себя он приобщается к его личному делу (п. 67 Правил).

Статьей 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусмотрено, что лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 осужден к лишению свободы, отбывает наказание в ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю. Данные обстоятельства не оспариваются сторонами, следуют из существа административного искового заявления.

Сторонами также не оспаривается, что ФИО1 содержится в строгих условиях содержания, постоянно находится в запираемом помещении (ч. 3 ст. 123 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Данное обстоятельство также вытекает из копии справки по личному делу осужденного.

Довод истца о нарушении п. 67 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений со стороны ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю, которым предусмотрено вручение ответов осужденным по результатам рассмотрения предложений, заявлений, ходатайств и жалоб не позднее чем в трехдневный срок после их поступления под роспись, суд считает обоснованным.

Судом исследованы копии почтовой корреспонденции в адрес ФИО1, представленные истцом. Указанными доказательствами подтверждены следующие нарушения пункта 67 Правил:

Письмо Лысьвенской городской прокуратуры вх. №..., поступило ..., выдано под роспись ...

Письмо Лысьвенской городской прокуратуры вх. №..., поступило ..., выдано под роспись ...

Копия апелляционного определения Пермского краевого суда от ... по делу №... вх. ... ос, поступило 01.07.2022, выдано под роспись ....

Суд приходит к выводу, что администрацией ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю в нарушение части 4 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, пункта 67 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений от ... допускались случаи нарушения трехдневного после поступления срока для вручения ответов осужденному ФИО1, что, безусловно, ущемляло его право на переписку с органами государственной власти.

При оценке доводов административного истца ФИО1 о вручении ему с опозданием, а именно ..., копии постановления Лысьвенского городского суда Пермского края, вх. ..., поступившего ..., а также копии уведомления ОМВД по Лысьвенскому городскому округу об отказе в возбуждении уголовного дела, вх. №..., поступившего ..., суд исходит из следующего.

Суд считает, что административный истец ФИО1 выполнил обязанность, возложенную на него частью 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, доказав факты нарушения своих прав и законных интересов. В административном исковом заявлении истец подробно указал в чем заключаются нарушения со стороны ответчика, сославшись на то когда и какая корреспонденция в его адрес поступила, каким образом была зарегистрирована, когда была вручена.

Судом принимались меры к истребованию у ответчика доказательств в опровержение доводов административного истца согласно определению суда от ... года, судебному извещению от .... В судебном заседании представитель административных ответчиков ФИО2 пояснил о достаточности представленных в обоснование возражений доказательств, ходатайств об истребовании дополнительных доказательств не заявлял.

Таким образом, факты допущенных нарушений п. 67 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений от ... в указанной части ответчиком не опровергнуты.

Положения п. 67 Правил распространяются на все обращения осужденных, регулируемые разделом XIII Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений от ...

С учетом данных обстоятельств суд считает, что бездействие административного ответчика, выразившееся в несвоевременном вручении поступивших ответов на обращения ФИО1, является противоправным, т.к. оно не соответствует части 4 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, пункту 67 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений от ...

Из справки по исходящей корреспонденции осужденного, следует, что ФИО1 направлялись обращения:

... в Пермскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в ИУ;

... в Пермскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в ИУ;

... в ГУФСИН России по Пермскому краю;

... в Кизеловскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в ИУ;

... в Лысьвенскую городскую прокуратуру;

... в ОНК, г. Москва;

... в Центр содействия реформе уголовного правосудия, г. Москва;

... в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, г. Челябинск;

... в Лысьвенский городской суд Пермского края.

Формулировка пункта 58 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений от ... указывает на обязанность администрации ИУ выдавать осужденному расписку о принятии предложений, заявлений, ходатайств и жалоб с указанием даты передачи жалобы представителю ИУ.

Данная обязанность в спорный период времени была возложена на ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю в силу положений нормативного правового акта вне зависимости от предъявления либо не предъявления соответствующих требований ФИО1

Таким образом именно административный ответчик должен доказать факт выдачи расписок, подтверждающих принятие для отправки корреспонденции осужденного.

Таких доказательств не представлено, в связи с чем доводы истца в указанной части суд считает доказанными.

С учетом данных обстоятельств суд считает, что бездействие административного ответчика, выразившееся в невыдаче расписок о принятии для отправки обращений ФИО1 в период с ..., является противоправным, т.к. оно не соответствует части 4 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, пункту 58 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений от ...

Кроме того, административный истец доказал факт нарушения его прав и законных интересов в результате совершения оспариваемого бездействия административным ответчиком (п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

Допущенное бездействие создало препятствие для ФИО1 реализовать свое право на обращение с заявлениями и жалобами в органы прокуратуры, судебные органы, для защиты своих прав и законных интересов. Доводы истца в этой части подтверждены справкой по переписке осужденного ФИО1, из которой следует, что с ... ФИО1 направлял 51 обращение в различные органы государственной власти, в том числе в суды, а также копиями ответов на обращения ФИО1, судебных извещений.

Нарушение сроков вручения почтовой корреспонденции, отсутствие доказательств вручения обращений для отправки, приведшее, в том числе к невозможности контроля за соблюдением сроков отправки этих обращений, несмотря на представленные ответчиком почтовые реестры на отправку простой почтовой корреспонденции, в том числе корреспонденции ФИО1, безусловно, ущемляло права и законные интересы истца при переписке с органами государственной власти.

Учитывая требования части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства РФ, признавая в поведении административного ответчика наличие нарушений условий содержания в исправительном учреждении, суд разрешает вопрос о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

Поскольку наличие либо отсутствие вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих, не является обязательным условием для присуждения компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении, суд, установив факт нарушения условий содержания в исправительном учреждении, лица, осужденного к лишению свободы и отбывающего наказание в исправительном учреждении, удовлетворяет его требование за счет казны Российской Федерации с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий (статья 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

Размер компенсации определяется судом с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, не изменивших существенным образом предоставляемые истцу права в рамках режима содержания, количества выявленных нарушений, их систематичности и продолжительности в течение 44 дней с ... отсутствия тяжких последствий для истца, в связи с чем считает возможным взыскать в пользу административного истца сумму 6 000 рублей, считая данную сумму разумной.

Указанная компенсация взыскивается судом с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации учитывая положения статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также части 1 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

Определением от ... административный истец ФИО1 освобожден от уплаты государственной пошлины (л.д. 2). Поскольку решение вынесено в пользу административного истца, государственная пошлина с него не взыскивается.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, оснований для взыскания государственной пошлины с ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю, как организации уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Взыскать в пользу ФИО1 с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано, подано апелляционное представление в Пермский краевой суд через Чусовской городской суд Пермского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда по рассмотренному административному делу составляется в течение десяти дней со дня окончания судебного разбирательства.

Судья подпись Е.В. Куренных

Копия верна: судья