Дело № 2а-6/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 апреля 2019 г. с. Новолакское
Судья Новолакского районного суда Республики Дагестан Магдуев А.М.,
при секретаре Надыровой Р.Р., с участием представителя административного истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ФИО1 действующего по доверенности, представителя административного ответчикам МО «<адрес>» <адрес> по доверенности ФИО2 представляющей также интересы заинтересованного лица администрации МО «<адрес>» РД по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Роспотребнадзора по РД территориальный отдел в городе Хасавюрт в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МО «<адрес>» <адрес> РД (далее МО) о признании действия МО в части непринятия мер к отведению сточных вод и строительству ливневой канализации в селе <адрес>, противоправными и обязании МО в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в силу, организовать отведение сточных вод и оборудовать колонизацию,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора территориальный отдел в городе <адрес> (далее ТО) обратился в суд с административным иском к МО о признании действий в части непринятия мер к отведению сточных вод и строительству ливневой канализации в селе Гамиях, <адрес>, противоправными и обязании МО в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в силу организовать отведение сточных вод и оборудовать канализацию в селе Гамиях, <адрес> РД.
В обосновании иска ссылается на то, что ТО проведена проверка по обращению жителей села <адрес> по факту канализационных и ливневых стоков, которые протекают через территорию села, по проезжей части улицы. В ходе проведения обследования было установлено, что село не канализировано, так же отсутствует система ливневой канализации – стоки текут по отводной трубе, проходящей по территории верхней части села и затопляют нижнюю часть села.
Указанное является нарушением требований СанПиН № «санитарных правил содержание территории населенных мест», в которых сказано, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно – бытовых, жидких из скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта;
- СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-10 Санитарно - эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»
- СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод»
Из вышеприведенных правовых положений следует, что нарушение норм законодательства об охране окружающей среды, в том числе и законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения, создает угрозу окружающей среде и здоровью человека.
В судебном заседании представитель административного истца ТО ФИО1 поддержал иск, просил суд удовлетворить его по изложенным в нем основанием и дополнительно пояснил, что жители верхней части села <адрес> установили отводную трубу, и бытовые сточные воды сливают в нижнюю часть села, что создает угрозу окружающей среде и здоровья человека.
Представитель административного ответчика МО, представляющая так же интересы заинтересованного лица МО «<адрес>» ФИО2 административный иск не признала, считает требования административного истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению и дополнительно пояснила, что полномочия по водоснабжению и водоотведению, организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора администрацией МО «<адрес>» переданы МО.
Финансирование расходов по реализации переданных полномочий осуществляется за счет межбюджетных трансфертов, представляемых в бюджет поселения муниципального района «<адрес>» из бюджета <адрес>. По мере поступления необходимых средств МО принимаются меры по отводу сточных вод, вывозятся бытовые отходы и мусор в отведенные для этого мусоросвалки. Однако с учетом рельефа местности расположения села Гамиях и удаленности домов жителей села, друг от друга не позволяет выполнить работы по строительству ливневой канализации, поскольку для этого необходимы значительные денежные средства, которые в бюджете МО на 2019 год не предусмотрены. Не предусмотрены указанные средства и в бюджете МО «<адрес>» на 2019 год. Нецелесообразность строительства ливневой канализации в селе Гамиях с учетом рельефа местности и расположения жилых домов подтверждается так же заключением эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ. В связи, с отсутствием надлежащего финансирования исполнение требований административного иска не может быть реализовано.
Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего административного дела, оценив в совокупности все имеющиеся в деле доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ, ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст.8 Федерального закона «О санитарно –эпидемиологическом благополучии населения», каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на его защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу ч.1 ст.4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая – либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Как следует из материалов дела жители села <адрес> РД обратились в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по <адрес> с заявлением о принятии мер по факту сброса канализационных и ливневых сточных вод.
Проведенной проверкой ТО установлено, что <адрес> не канализировано, так же отсутствует система ливневой канализации – ливневые стоки текут по отводной трубе, проходящей по территории верхней части села и затопляют нижнюю часть села.
Данные обстоятельства подтверждаются Актом санитарно-эпидемиологического обследования от ДД.ММ.ГГГГ.
Установленные судом обстоятельства создают опасность вредного воздействия среды обитания человека, что нарушает их конституционные права и требования ст.ст.12, 22 Федерального законам от ДД.ММ.ГГГГ№ –ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», требований СанПиН 42-128-4690-88 «санитарных правил содержание территории населенных мест», СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-10 Санитарно - эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод».
Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона РФ от 06. 10. 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее закон №131-ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
Пунктом 18 части 1 статьи 14 закона № –ФЗ установлено, что к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Полномочия органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами, к которым относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, закреплены также в п.1 ст.8 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ – ФЗ «Об отходах производства и потребления» и п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 10.01. 2002 года № – ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно п.4.3 ч.1 ст.17 закона №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
Пунктами 1, 4 и 5 части 1 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ –ФЗ о «Водоснабжении и водоотведении» закреплено, что одним из целей на достижение которых направлена государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения является: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Частью 2 ст.3 указанного закона определены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, среди которых приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению.
В соответствии с пунктом 1 ч.1 ст.6 этого же закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно пунктам 2,9,23 и 28 ст.2 этого же закона под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Централизованная система водоотведения (канализации) – это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод. Под сточными водами централизованной системы водоотведения (далее - сточные воды)понимаются принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.
Государственным стандартом Союза ССР ГОСТ 19185-73 «Гидротехника Основные понятия. Термины и определения», утверждённым и введённым в действие постановлением Государственного комитета по стандартам от ДД.ММ.ГГГГ№, а также Государственным стандартом Союза ССР ГОСТ 25150-82 ( СТ СЭВ 2085-80) «Канализация. Термины и определения», введенным в действие постановлением Государственного комитета по стандартам от ДД.ММ.ГГГГ№, установлено рекомендованное к применению определение термина « канализация» - отведение, бытовых промышленных и ливневых сточных вод.
Из приведенных норм следует, что водоотведения подразумевает прием, транспортировку очистку, в том числе ливневых сточных вод, для чего предназначена ливневая канализация, представляющая собой канализационную сеть для отведения сточных вод.
Таким образом, анализ приведенных норм позволяет прийти к выводу, что обязанность по принятию мер к отведению сточных вод и строительству ливневой канализации возложена на МО.
В нарушение п.1 ст.7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления МО не выполняет свои обязанности по очистке территорий муниципального образования от жидких бытовых отходов.
Довод стороны ответчика о не возможности выполнения работ по строительству ливневой канализации с учетом рельефа места расположения села Гамиях и удаленности жилых домов друг от друга ссылаясь на заключение заключением эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, суд считает необоснованным и не принимает во внимание, поскольку данным заключением установлена возможность строительства канализации для отведения сточных вод.
Довод стороны административного ответчика, о невозможности выполнения мероприятий по строительству ливневой канализации ввиду отсутствия надлежащего финансирования, не может быть принят во внимание, поскольку это обстоятельство не является юридически значимым для разрешения данного вопроса.
Согласно ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст.40 КАС РФ ТО вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее административное исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому настоящее исковое заявление направляется в интересах неопределенного круга лиц. Административным истцом требования ч.2 ст.62 КАС РФ при подаче иска соблюдены.
При таких обстоятельствах, в целях защиты прав населения МО на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, недопущения загрязнения поверхности земли территории населенных мест и ликвидации несанкционированных стоков, административные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180,227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Управления Роспотребнадзора по <адрес>, территориальный отдел <адрес> к МО «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан удовлетворить.
Признать действия МО «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан в части непринятия мер к отведению сточных вод и строительству ливневой канализации в селе <адрес> РД, противоправными.
Обязать МО «<адрес>» <адрес> РД в течение 6шести месяцев с момента вступления решения суда в силу организовать отведение сточных вод и оборудовать канализацию в <адрес>, <адрес> РД.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД путем подачи апелляционной жалобы через Новолакский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.М. Магдуев
Мотивированное решение составлено 15 апреля 2019 года.