ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-151/19 от 07.02.2019 Салаватского городского суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2а-151/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 февраля 2019 года город Салават

Салаватский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Набиева Р.Р.,

при секретаре судебного заседания Кучкильдиной Э.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску МРИ ФНС № 25 по Республике Башкортостан к ФИО1 о взыскании налоговой задолженности,

У С Т А Н О В И Л:

истец обратился в суд с вышеуказанным иском. Требования мотивированы тем, что ответчику начислен налог на имущество в отношении принадлежащих ему помещений за 2014 г. в размере 12 811 руб., которая взыскана по судебному приказу от 17 мая 2016 г.

За несвоевременную уплату налогу в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ начислена пеня.

21 апреля 2017 г. ответчику выставлено требование № 54845 об уплате налоговой задолженности - пени по налогу на имущество в размере 6 548,23 руб. со сроком уплаты до 09 июня 2017 г.

10 августа 2017 г. выдан судебный приказ о взыскании пени по налогу на имущество в размере 6 548,23 руб.

21 мая 2018 г. судебный приказ был отменен.

В связи со списанием старой задолженности на основании Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 436-ФЗ, по состоянию на 12 ноября 2018 г. размер задолженности по пени по налогу на имущество составляет 2 790,58 руб.

21 ноября 2018 г. истцом по почте направлено настоящее исковое заявление.

На основании изложенного, истец просит взыскать с ответчика пени по налогу на имущество в размере 2 790,58 руб.

Административные истец МРИ ФНС № 25 по Республике Башкортостан, ответчик ФИО1 на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.

В удовлетворении ходатайства ответчика об отложении судебного заседания было отказано в связи с непредставлением доказательств, подтверждающих невозможность явки на судебное заседание, а также подтверждающих наличие уважительных причин, объективно препятствующих явке на судебное заседание.

Выслушав объяснения и доводы лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему.

На основании ст. 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В ст. 45 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога.

В соответствии со ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Требование о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Порядок исчисления налогов установлен ст. 52 Налогового кодекса РФ, согласно которой в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Положениями п. 4 ст. 57, п. 6 ст. 58 Налогового кодекса РФ установлено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В ст. 69 Налогового кодекса РФ указано, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Статьей 75 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ установлено, что недоимка это сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Положениями п.п. 1, 3 ст. 363, п.п. 1, 4 ст. 397, п.п. 1,2 ст. 409 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Указанные налоги подлежат уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

На основании п. 4 ст. 57 Налогового кодекса РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Уплата транспортного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога производится налогоплательщиком - физическим лицом в году, следующем за истекшим налоговым периодом, в срок, указанный в налоговом уведомлении.

Из материалов дела усматривается и судом установлено, что согласно налоговому уведомлению № 1409584 от 15 апреля 2015 г. ответчику начислен налог на имущество в отношении принадлежащих ему помещений за 2014 г. в размере 12 811 руб. со сроком уплаты не позднее 01 октября 2015 г., которая взыскана по судебному приказу от 17 мая 2016 г.

За несвоевременную уплату налогу в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ начислена пеня.

21 апреля 2017 г. ответчику выставлено требование № 54845 об уплате налоговой задолженности - пени по налогу на имущество в размере 6 548,23 руб. со сроком уплаты до 09 июня 2017 г.

10 августа 2017 г. мировым судьей судебного участка № 2 по г. Салават выдан судебный приказ о взыскании пени по налогу на имущество в размере 6 548,23 руб.

21 мая 2018 г. судебный приказ был отменен.

В связи со списанием старой задолженности на основании Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 436-ФЗ, по состоянию на 12 ноября 2018 г. размер задолженности по пени по налогу на имущество составляет 2 796,59 руб., которая начислена на остаток задолженности по налогу на имущество за 2014 г. в размере 2 790,58 руб., с учетом производимых погашений на общую сумму налога в размере 12 811 руб.

21 ноября 2018 г. истцом по почте направлено настоящее исковое заявление.

Доказательств того, что имущество, на которое налоговым органом исчислена задолженность по налогу в вышеуказанный налоговый период и впоследствии пени на налоговую задолженность, не принадлежит ответчику, суду не представлено.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и взыскании с ответчика пени по налогу на имущество в размере 2 790,58 руб., поскольку истцом предприняты надлежащее меры по выполнению требований действующего законодательства, направленные на взыскание с ответчика задолженности по налогу на имущество и своевременное обращение с иском в суд, а ответчик в нарушение требований ст. 57 Конституции РФ и ст. 23 Налогового кодекса РФ, устанавливающих обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги и сборы, требования истца об уплате налога до настоящего времени не исполнил, задолженность ответчиком в бюджет не уплачена.

В соответствии с п. 1 ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ взысканная по настоящему решению пеня по налогу на имущество подлежит зачислению в бюджет городского округа город Салават.

Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Пунктом 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснено, при разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса РФ судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса РФ как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Учитывая освобождение истца, на основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, от уплаты государственной пошлины за подачу иска в суд как государственного органа, в соответствии со ст. 103, 114 КАС РФ, п.п. 1 п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, п. 2 ст. 61.1, п. 2 ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ с ответчика в доход бюджет городского округа город Салават подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение дела в суде в размере 400 руб.

Доводы ответчика об отказе в удовлетворении исковых требований со ссылкой на пропуск срока обращения с иском в суд, являются необоснованными, поскольку исковое требование предъявлено истцом в предусмотренный п. 2, 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ, ч. 2 ст. 286 КАС РФ срок.

Также не являются основаниями к отказу в удовлетворении исковых требований доводы ответчика о необходимости применения к заявленным требованиям положений Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.

В п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ установлено, что недоимка это сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Положениями п.п. 1, 3 ст. 363, п.п. 1, 4 ст. 397, п.п. 1,2 ст. 409 Налогового кодекса РФ, действующими с 23 ноября 2015 г., предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Указанные налоги подлежат уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Положениями указанных статей Налогового кодекса РФ (в редакции от 29 декабря 2014 года) предусматривалось, что транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц подлежит уплате в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

На основании п. 4 ст. 57 Налогового кодекса РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Уплата транспортного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога производится налогоплательщиком - физическим лицом в году, следующем за истекшим налоговым периодом, в срок, указанный в налоговом уведомлении. Соответственно уплата указанных налогов за 2014 год производится налогоплательщиком - физическим лицом в году, следующем за истекшим налоговым периодом, то есть после 01 января 2015 г., и подлежала уплате не позднее 01 октября 2015 г.

Следовательно, по состоянию на 01 января 2015 года у налогоплательщика - физического лица может иметься недоимка (налог, не уплаченный в установленный законодательством о налогах и сборах срок) только за налоговые периоды, предшествующие 2014 году по указанным налогам, поскольку обязанность оплатить указанные налоги за 2014 год возникает у налогоплательщика - физического лица только в 2015 году.

Таким образом, положения ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 436-ФЗ распространяются на пени, начисленные на недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшиеся у физических лиц за налоговые периоды до 01 января 2014 г., в связи с чем такие пени признаются безнадежными к взысканию и не могут быть взысканы с налогоплательщика - физического лица.

В настоящем споре обязанность ответчика по уплате налога на имущество физических лиц за 2014 г. была установлена до 1 октября 2015 г., в связи с чем недоимка по налогу на имущество физических лиц возникает только после неисполнения обязанности по уплате налога в указанный срок, то есть после 1 октября 2015 года, а в Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 436-ФЗ безнадежной ко взысканию признается недоимка, имеющаяся у налогоплательщика по состоянию на 1 января 2015 года.

Как указано выше, административный истец просил взыскать с административного ответчика пени по налогу на имущество за 2014 г., которые вошли в требование № 54845 от 21 апреля 2017 г., в связи с чем заявленная истцом к взысканию с ответчика недоимка не подлежит списанию на Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 436-ФЗ

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по Республике Башкортостан к ФИО1 о взыскании налоговой задолженности удовлетворить.

Взыскать с А.М., (данные изъяты) бюджета городского округа город Салават Республики Башкортостан пени по налогу на имущество в размере 2 790,58 руб., государственную пошлину в размере 400 руб.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Салаватский городской суд Республики Башкортостан.

Председательствующий п/п Р.Р. Набиев

Копия верна. Судья Набиев Р.Р.:

Решение на «___»_________ 2019 г. не вступило в законную силу.

Секретарь:

Судья Набиев Р.Р.:

Решение вступило в законную силу «____» ___________ 2019 г.

Секретарь:

Судья Набиев Р.Р.:

Подлинник судебного акта подшит в дело № 2а-151/2019 Салаватского городского суда Республики Башкортостан.