Дело № 2а-151/2020
УИД 02RS0007-01-2020-000219-55
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Усть-Кан 10 июня 2020 года
Усть-Канский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Шадеевой С.А.,
при секретаре Таджибаевой А.А.,
с участием помощника прокурора Тадышева А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Усть-Канского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Усть-Канского района о признании незаконным бездействия, обязании разработать и утвердить схемы водоснабжения по муниципальным образованиям,
установил:
Прокурор Усть-Канского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Усть-Канского района о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению схем водоснабжения муниципальных образований МО «Усть-Мутинское сельское поселение», МО «Яконурское сельское поселение», МО «Ябоганское сельское поселение», МО «Мендур-Сокконское сельское поселение», МО «Козульское сельское поселение», МО «Коргонское сельское поселение», МО «Талицкое сельское поселение», МО «Черноануйское сельское поселение», МО «Белоануйское сельское поселение», МО «Кырлыкское сельское поселение», обязании в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда разработать и утвердить схемы водоснабжения указанных муниципальных образований.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части принятия мер по организации водоснабжения и водоотведения, в ходе которой установлено, что по состоянию на 06.05.2020 года ответчиком не разработаны и не утверждены схемы водоснабжения сельских поселений МО «Усть-Мутинское сельское поселение», МО «Яконурское сельское поселение», МО «Ябоганское сельское поселение», МО «Мендур-Сокконское сельское поселение», МО «Козульское сельское поселение», МО «Коргонское сельское поселение», МО «Талицкое сельское поселение», МО «Черноануйское сельское поселение», МО «Белоануйское сельское поселение», МО «Кырлыкское сельское поселение». Ранее по данному факту прокуратурой вносилось представление главе МО «Усть-Канский район» об устранении выявленных нарушений, которые на момент проверки не устранены.
Отсутствие разработанных и утвержденных в установленном законом порядке схем водоснабжения нарушают требования федерального законодательства, и приводит к существенному нарушению прав неопределенного круга лиц - потребителей коммунальных услуг, в том числе, индивидуальных предпринимателей, на получение коммунальных услуг надлежащего качества, не обеспечивает безопасного водоснабжения населения, препятствует эффективному использованию энергетических ресурсов, повышения энергетической эффективности.
В судебном заседании помощник прокурора Тадышев А.А. уточнил исковые требования, просил признать незаконным бездействие администрации Усть-Канского района, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению схем водоснабжения муниципальных образований МО «Усть-Мутинское сельское поселение», МО «Яконурское сельское поселение», МО «Ябоганское сельское поселение», МО «Мендур-Сокконское сельское поселение», МО «Козульское сельское поселение», МО «Коргонское сельское поселение», МО «Талицкое сельское поселение», МО «Черноануйское сельское поселение», МО «Белоануйское сельское поселение», МО «Кырлыкское сельское поселение», обязать ответчика в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда разработать и утвердить схемы водоснабжения указанных муниципальных образований.
Представитель административного ответчика в судебном заседании ФИО1 административные исковые требования признавала.
Суд, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В силу п.4 ч.1 ст. 14 названного Федерального закона к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация в границах поселений водоснабжения и водоотведения населения.
Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 названного закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
В силу ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» полномочия органов местного самоуправления, в том числе, по организации водоснабжения населения, утверждению схем водоснабжения и водоотведения поселений, утверждению технических заданий на разработку инвестиционных программ, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 38 указанного закона развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений.
Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения (ч.2 ст. 38).
Схемы водоснабжения и водоотведения должны содержать плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения, предусматривать мероприятия, необходимые для осуществления горячего, питьевого, технического водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе учитывать утвержденные в соответствии с настоящим Федеральным законом планы снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, планы мероприятий по охране окружающей среды, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, а также решения органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения (ч.3 ст. 38).
Схемы водоснабжения и водоотведения поселений утверждаются органами местного самоуправления (ч.4 ст. 38).
В силу части 6 указанной нормы Порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, требования к их содержанию утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 года № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения», под схемой водоснабжения и водоотведения понимается совокупность графического (схемы, чертежи, планы подземных коммуникаций на основе топографо-геодезической подосновы, космо- и аэрофотосъемочные материалы) и текстового описания технико-экономического состояния централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и направлений их развития.
Согласно п. 4 Правил схемы водоснабжения и водоотведения утверждаются органами местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что прокурором Усть-Канского района 09.01.2020 года в ходе надзорной деятельности за исполнением федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства выявлено, что администрацией МО «Усть-Канский район» не принимает меры по разработке и утверждению схем водоснабжения и водоотведения, вследствие чего, в адрес главы администрации МО «Усть-Канский район» внесено предписание об устранении выявленных нарушений.
Из ответа и.о. главы администрации МО «Усть-Канский район» от 18.02.2020 года следует, что разработанные схемы водоснабжения по всем сельским поселениям МО «Усть-Канский район» были отменены на основании протеста прокурора. Разработана схема водоснабжения для Усть-Канского сельского поселения, по другим сельским поселениям схемы будут разработаны до 01.07.2020 года.
06.05.2020 года прокуратурой Усть-Канского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере водоснабжения в порядке контроля устранения нарушений, указанных в представлении от 09.01.2020 года, в ходе которой установлено, что схемы водоснабжения сельских поселений МО «Усть-Мутинское сельское поселение», МО «Яконурское сельское поселение», МО «Ябоганское сельское поселение», МО «Мендур-Сокконское сельское поселение», МО «Козульское сельское поселение», МО «Коргонское сельское поселение», МО «Талицкое сельское поселение», МО «Черноануйское сельское поселение», МО «Белоануйское сельское поселение», МО «Кырлыкское сельское поселение», не разработаны и не утверждены.
Тем самым ответчик допустил бездействие, затрагивающее права и интересы неопределенного круга на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека
Поскольку организация водоснабжения населения и водоотведения относится к вопросам местного значения, а, соответственно, к компетенции администрации Усть-Канского района, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Признать незаконным бездействие администрации Усть-Канского района, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению схем водоснабжения муниципальных образований МО «Усть-Мутинское сельское поселение», МО «Яконурское сельское поселение», МО «Ябоганское сельское поселение», МО «Мендур-Сокконское сельское поселение», МО «Козульское сельское поселение», МО «Коргонское сельское поселение», МО «Талицкое сельское поселение», МО «Черноануйское сельское поселение», МО «Белоануйское сельское поселение», МО «Кырлыкское сельское поселение» и обязать в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу разработать и утвердить схемы водоснабжения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме через Усть-Канский районный суд.
Судья С.А. Шадеева
Решение в окончательной форме принято 15 июня 2020 года
Судья С.А. Шадеева.