ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-151/2017 от 20.12.2017 Сонковского районного суда (Тверская область)

Дело №2а-151/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 декабря 2017 года пос. Сонково

Сонковский районный суд Тверской области в составе:

председательствующего федерального судьи Никитиной Ж.В.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора Сонковского района Тверской области Лосевой А.В.,

при секретаре Теленковой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Сонковского районного суда Тверской области административное дело по административному иску прокурора Сонковского района Тверской области к Администрации Сонковского района Тверской области о признании незаконным бездействия в части исполнения обязанности по созданию и ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории Муниципального образования «Сонковский район» Тверской области, и возложении обязанности по созданию и обеспечению ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории МО «Сонковский район» Тверской области, на бумажных и электронных носителях,

у с т а н о в и л:

Прокурор Сонковского района Тверской области Борисов В.П., действуя в интересах неопределённого круга лиц, в порядке ст. 39 КАС РФ, обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Сонковского района Тверской области о признании незаконным бездействия в части исполнения обязанности по созданию и ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории Муниципального образования (МО) «Сонковский район» Тверской области, и возложении обязанности по созданию и обеспечению ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории МО «Сонковский район» Тверской области, на бумажных и электронных носителях. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Сонковского района проведена проверка соблюдения градостроительного законодательства на территории МО «Сонковский район» Тверской области. Согласно п. 15 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района. Аналогичные полномочия муниципального района закреплены в п. 16 ч. 1 ст. 9 Устава МО «Сонковский район» Тверской области. В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относится ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях муниципальных районов. Согласно ст.ст. 56, 57 Градостроительного кодекса РФ информационные системы обеспечения градостроительной деятельности – это организованный в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений, который ведётся для обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства, включающий в себя сведения: о документах территориального планирования РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, в части, касающейся территорий муниципальных образований; о правилах землепользования и застройки, внесении в них изменений; о документации по планировке территории; об изученности природных и техногенных условий на основании результатов инженерных изысканий; о резервировании земель и об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд; о геодезических и картографических материалах; а также дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках (ч. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 57 ГрК РФ). Документирование этих сведений осуществляется на бумажных и электронных носителях (ч. 4 ст. 57 ГрК РФ). Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июня 2006 года №363 утверждено Положение об информационном обеспечении градостроительной деятельности (далее Положение), которым определена структура, порядок формирования и ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, а также порядок предоставления сведений, содержащихся в информационной системе, по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц. Пунктом 10 Положения предусмотрено, что сведения, содержащиеся в информационной системе, хранятся на бумажных и электронных носителях. Частью 2 статьи 57 ГрК РФ установлены сроки, в течение которых подлежащие размещению в информационной системе и полученные от органов государственной власти и органов местного самоуправления документы должны быть размещены в информационной системе. Частью 4 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» прямо установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов в срок до 01 июля 2006 года проводят мероприятия по обеспечению создания и ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности. В ходе проведённой 05 декабря 2017 года прокуратурой района проверки установлено, что в нарушение указанных норм законодательства информационная система обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории Сонковского района, в администрации Сонковского района не создана и не ведётся. Неисполнение административным ответчиком возложенных на него законом обязанностей в течение длительного времени нарушает права неопределённого круга лиц, а именно – права органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц на получение сведений информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, и свидетельствует о его незаконном бездействии. В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц. Обращение в защиту прав неопределённого круга лиц обосновано тем, что определить конкретное количество лиц, права которых нарушены, не представляется возможным. На основании изложенного, руководствуясь ч. 4 ст. 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», п. 2 ч. 2 ст. 1, ст. 19, ч. 1 ст. 22, ч. 1 ст. 39, ст.ст. 124, 125 КАС РФ, просит признать незаконным бездействие администрации МО «Сонковский район» Тверской области, выразившееся в неисполнении возложенной обязанности по созданию и ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории МО «Сонковский район» Тверской области; обязать администрацию МО «Сонковский район» Тверской области не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законодательством порядке создать и обеспечить ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории МО «Сонковский район» Тверской области, на бумажных и электронных носителях.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Сонковского района Тверской области Лосева А.В. уточнила заявленные требования, просила признать незаконным бездействие Администрации Сонковского района Тверской области, выразившееся в неисполнении возложенной обязанности по созданию и ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории МО «Сонковский район» Тверской области, а также обязать Администрацию Сонковского района Тверской области не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законодательством порядке создать и обеспечить ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории МО «Сонковский район» Тверской области, на бумажных носителях.

Представитель административного ответчика Администрации Сонковского района Тверской области, присутствие которого в судебном заседании не признано судом обязательным, в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещён надлежащим образом, в письменном заявлении от 20 декабря 2017 года Глава Сонковского района Тверской области ФИО1 исковые требования признал, просил рассмотреть дело без его участия.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, исследовав собранные по делу доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, находит исковые требования, с учётом уточнений, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 4 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим кодексом.

Доказательства, исследованные в ходе судебного разбирательства, суд признаёт относимыми, допустимыми и достоверными, и в своей совокупности достаточными для разрешения дела.

В соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» органы местного самоуправления городских округов и органы местного самоуправления муниципальных районов в срок до 01 июля 2006 года проводят мероприятия по обеспечению создания и ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ градостроительная деятельность – деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений.

Согласно ч.ч. 1, 3, 4 ст. 56 ГрК РФ информационные системы обеспечения градостроительной деятельности – это организованный в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений. Целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства. Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя, в том числе, сведения о документах территориального планирования РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, в части, касающейся территорий муниципальных образований; о правилах землепользования и застройки, внесении в них изменений; о документации по планировке территории; об изученности природных и техногенных условий на основании результатов инженерных изысканий; о резервировании земель и об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд; о геодезических и картографических материалах; а также дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках.

В соответствии с ч. 4 ст. 57 Градостроительного кодекса РФ, а также п. 10 Положения об информационном обеспечении градостроительной деятельности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июня 2006 года №363, документирование сведений информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется на бумажных и электронных носителях. При несоответствии записей на бумажном и электронном носителях приоритет имеют записи на бумажном носителе.

Частью 2 статьи 57 ГрК РФ установлены сроки, в течение которых подлежащие размещению в информационной системе и полученные от органов государственной власти и органов местного самоуправления документы должны быть размещены в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.

В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относится ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях муниципальных районов.

Согласно п. 15 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также п. 16 ч. 1 ст. 9 Устава МО «Сонковский район» Тверской области к вопросам местного значения Сонковского района относятся, в том числе, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории Сонковского района.

В соответствии со ст. 31, 42, 44 Устава МО «Сонковский район» Тверской области Администрация Сонковского района Тверской области входит в структуру органов местного самоуправления Сонковского района, является исполнительно- распорядительным органом местного самоуправления Сонковского района и осуществляет полномочия по вопросам, отнесённым к ведению местного самоуправления. В пределах своих полномочий Администрация Сонковского района, в том числе, ведёт информационную систему обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории Сонковского района.

С учётом указанных выше норм, обязанность по созданию и ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории МО «Сонковский район» Тверской области на бумажных носителях законом возложена на Администрацию Сонковского района Тверской области, как на орган местного самоуправления.

Из копии акта проверки от 05 декабря 2017 года, проведённой заместителем прокурора Сонковского района Зелениной А.С., следует, что в ходе проверки соблюдения Конституции и исполнения законов, в частности, порядка формирования и ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, в Администрации Сонковского района, установлено, что в Администрации Сонковского района в нарушение требований Градостроительного Кодекса РФ не ведётся информационная система обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории района. С актом проверки ознакомлен Глава района ФИО1

Согласно письменной информации №12/1964 от 05 декабря 2017 года, направленной Отделом архитектуры и градостроительства Администрации Сонковского района в адрес прокуратуры Сонковского района, в Администрации Сонковского района не создана и не ведётся информационная система обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемая на территории Сонковского района, на бумажных и электронных носителях.

Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что в результате нарушающего права, свободы и законные интересы граждан, неопределённого круга лиц, бездействия административного ответчика Администрации Сонковского района Тверской области, информационная система обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории МО «Сонковский район» Тверской области, не сформирована и не ведётся, в том числе, на бумажных носителях, в связи с чем, нарушаются права неопределённого круга лиц на получение сведений из информационных систем обеспечения градостроительной деятельности. Обязанность административного ответчика по выполнению требований, указанных в уточнённом заявлении, должна исполняться своевременно на установленной законом основе, нарушений прав органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц на получение вышеуказанных сведений допущено быть не должно. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения законодательно предусмотренной обязанности ответственность несёт орган местного самоуправления. При этом, исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Сонковского района является Администрация Сонковского района Тверской области. В связи с чем, у суда имеются все основания для удовлетворения требований, заявленных прокурором в рамках полномочий, представленных ст. 39 КАС РФ, а также ФЗ от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, о признании незаконным бездействия Администрации Сонковского района Тверской области в части неисполнения возложенной законом обязанности по созданию и ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории МО «Сонковский район» Тверской области, и возложении обязанности в установленном законодательством порядке создать и обеспечить ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории МО «Сонковский район» Тверской области, на бумажных носителях. При этом суд считает необходимым установить срок до 26 июля 2018 года, в который административному ответчику следует выполнить требования административного истца, указанные в уточнённом административном исковом заявлении, и полагает его разумным и достаточным для организации и выполнения всех необходимых действий.

Руководствуясь ст.ст. 46, 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административные исковые требования прокурора Сонковского района Тверской области удовлетворить.

Признать бездействие Администрации Сонковского района Тверской области в части неисполнения возложенной обязанности по созданию и ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории Муниципального образования «Сонковский район» Тверской области, незаконным.

Обязать Администрацию Сонковского района Тверской области в установленном законодательством порядке создать и обеспечить ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории Муниципального образования «Сонковский район» Тверской области, на бумажных носителях, в срок до 26 июля 2018 года, а также сообщить в суд и административному истцу об исполнении решения суда в срок до 26 августа 2018 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Тверской областной суд через Сонковский районный суд. Мотивированное решение изготовлено 25 декабря 2017 года.

Председательствующий Ж.В. Никитина