ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-151/2018 от 22.05.2018 Становлянского районного суда (Липецкая область)

Дело № 2а-151/2018 год

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Становое 22 мая 2018 год

Становлянский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Л.П. Васиной,

при секретаре А.А. Лаухине,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда в селе Становое административное дело № 2а-151/2018 год по административному иску Межрайонной инспекции ФНС России № 7 по Липецкой области к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени,-

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция ФНС России № 7 по Липецкой области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени.

В заявлении указывают, что по данным органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств и объектов недвижимости на территории Липецкой области, налогоплательщик ФИО1 имеет в собственности транспортные средства. 17.05.2014 года ФИО1 сменила место жительства с Тульской области на Липецкую область. Законом Тульской области от 24.11.2006 года № 761-ЗТО «О транспортном налоге», в соответствии со ст. 28 НК РФ, установлены налоговые ставки в зависимости от мощности двигателя и категории транспортного средства. Инспекцией ФИО1 на легковой автомобиль KIA RIO, 2012 года выпуска, государственный регистрационный знак и грузовой автомобиль ГАЗ 2752, 2012 года выпуска, государственный регистрационный знак исчислен транспортный налог.

ФИО1 направлено налоговое уведомление. Однако, указывает административный истец, должница в нарушение законодательства о налогах и сборах не уплатила транспортный налог за 2014 год в сумме 4800 рублей, в связи с чем, на сумму недоимки начислены пени в сумме 118,76 рублей.

Налоговым органом в отношении должницы выставлено требование от 23.08.2017 года № об уплате налога, в котором содержались сведения о наличии пени. До настоящего времени административный ответчик не уплатила ни сумму транспортного налога, ни пени. В собственности ФИО1 на 2014 год находилось два транспортных средства. Согласно законодательства Тульской области, ФИО1 была предоставлена льгота только в отношении легкового автомобиля KIA RIO, 2012 года выпуска, государственный регистрационный знак .

Налоговый орган обращался в суд в порядке приказного производства. Определением суда от 05.12.2017 года был отменен судебный приказ от 20.11.2017 года и разъяснено право на обращение в суд с административным исковым заявлением.

На основании изложенного, МИФНС России № 7 по Липецкой области просит взыскать с ФИО1 транспортный налог в сумме 4800 рублей и пени 118,76 рублей за 2014 год.

Представитель административного истца МИФНС России № 7 по Липецкой области - начальник ФИО2, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, представил пояснения по иску, в которых ссылался на изложенные выше доводы. В пояснениях от 10.05.2018 года административный истец указал, что документом, действующим на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, является паспорт транспортного средства, подтверждающий в том числе наличие Одобрения типа транспортного средства (Постановление Госстандарта России от 01.04.1998 № 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов»), следовательно, тип транспортного средства, указанный в паспорте транспортного средства, должен соответствовать сведениям, указанным в Одобрении (сертификате соответствия). В ПТС серии в графе 2,3 указана модель ТС- ГАЗ-2752-грузовой фургон цельнометаллический. На основании п.4 ст.85 НК РФ, органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств, направлены в налоговый орган сведения, в т.ч. о том, что за ФИО1 числится автомобиль марки ГАЗ 2752 - грузовой, государственный регистрационный знак: , дата регистрации права 20.03.2013, соответственно, на основании данных сведений налоговым органом исчислен транспортный налог. По закону Тульской области от 24.11.2006г. № 761 ЗТО «О транспортном налоге» физическим лицам, имеющим льготу категории: граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы на Чернобыльской АЭС, для категории: многодетных семей, предоставляется только в отношении легковых автомобилей. В собственности ФИО1 в 2014 г. имелось 2 автомобиля: грузовой ГАЗ и легковой KIA RIO, льгота предоставлена в отношении легкового автомобиля, согласно законодательству. До настоящего времени налог и пеня по транспортному налогу в бюджет не поступили.

В отношении наличия у ФИО1 переплаты по НДФЛ в сумме 8008 рублей согласно приложенному акту сверки № с МИФНС России № 1 по Тульской области, административный истец указал, что данный факт не имеет отношение к рассматриваемому делу и является не относимым доказательством в силу ст. 60 КАС РФ.

Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании возражала по заявленным требованиям, ссылаясь на то, что налоговая инспекция неправильно относит автомобиль ГАЗ 2752 в категории грузовых, так как он является легковым автомобилем. Автомобиль имеет семь посадочных мест, согласно ПТС на данное транспортное средство, он относится к категории «В» по типу транспортного средства «Фургон».

Когда ФИО1 обратилась на горячую линию завода изготовителя ГАЗ 2752, ей пояснили, что данный автомобиль является легковым, несмотря на спорное название. Как указывает ФИО1, административный истец не правильно приводит модификацию автомобиля, не указывая полное название автомобиля- ГАЗ 2752 Грузовой фургон цельнометаллический 7 мест, согласно ПТС. Полное наименование ТС еще раз подтверждает его принадлежность к легковым автомобилям. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения- легковые автомобили. В соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025 270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями», автомобиль ГАЗ 2752 относится к фургонам, но не к грузовикам. В случае с автомобилем ГАЗ 2752 первый знак четырехзначного цифрового индекса-2 обозначает автомобили полным весом свыше 1,2 до 2 т. (легковые с рабочим объемом двигателя свыше 1,2 до 2л., соответственно ГАЗ 2752 легковой фургон.

Кроме того, ФИО1 указала, что налоговая инспекция перед ней имеет долг на сумму 8008 рублей. Начиная с 2012 года, она неоднократно обращалась еще в МИФНС России № 1 по Тульской области с требованием сделать перерасчет, но результата не было, а теперь, как выяснилось, прошел срок давности.

Помимо этого, ответчица ссылалась на неверное указание истцом номеров счетов и кодов для перечисления задолженности по налогу, что является основанием для отказа в иске. Также ФИО1 просила суд учесть, что на её иждивении находятся четверо детей, воспитывает она их одна, один ребенок- инвалид. В связи с тем, что она проживала в зоне заражения в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, она получила облучение и в настоящее время пользуется льготами.

Изучив представленные материалы, заслушав административного ответчика, суд считает исковое заявление Межрайонной инспекции ФНС России № 7 по Липецкой области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 НК РФ:

«1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога».

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.

В силу ст. 356 Налогового кодекса РФ, настоящим Кодексом и законами субъектов РФ о налоге устанавливается транспортный налог, обязательный к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 357 НК РФ и Законом Тульской области от 24.11.2006 г. № 761-ЗТО «О транспортном налоге» каждое лицо, имеющее зарегистрированное транспортное средство, признается налогоплательщиком транспортного налога и обязано в установленные Законом сроки и в установленном Законом размере платить транспортный налог. Установлены также налоговые ставки в зависимости от мощности двигателя и категории транспортного средства.

Из вышеизложенных норм следует, что каждое лицо, имеющее зарегистрированное транспортное средство, признаётся налогоплательщиком транспортного налога и обязано в установленные законом сроки и в установленном законом размере платить транспортный налог.

В соответствии с учетными данными налогоплательщика - физического лица при отсутствии сведений о смене собственника транспортных средств, ФИО1 является плательщиком транспортного налога, поскольку за ней в 2014 году были зарегистрированы транспортные средства KIA RIO, 2012 года выпуска, VIN: , государственный регистрационный знак и автомобиль ГАЗ 2752, 2012 года выпуска, VIN: , государственный регистрационный знак

В соответствии с Законом Тульской области от 24.11.2006 г. № 761-ЗТО «О транспортном налоге», физические лица, имеющие льготу категории: граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы на Чернобыльской АЭС для категории: многодетных семей, предоставляется только в отношении легковых автомобилей.

Из материалов дела видно, что до 17.05.2014 года ФИО1 проживала в Тульской области. Согласно справке № 336 от 28.01.2009 года на л.д. 34, ФИО1 проживала на территории г. Ефремова Тульской области с 26.04.1986 года по 01.02.1998 г.с полностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 кюри/кв.км., относящейся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно налогового уведомления № от 07.04.2017 года налоговая база автомобиля KIA RIO, государственный регистрационный знак составляет 107 лошадиных сил, налоговая ставка 25,40 рублей, количество месяцев владения- 4, сумма налога, подлежащая уплате за период 2014 года, составляет 906 рублей. В отношении данного автомобиля ФИО1 была предоставлена льгота.

Налоговая база автомобиля ГАЗ 2752, государственный регистрационный знак составляет 120 лошадиных сил, налоговая ставка 40,00 рублей, количество месяцев владения- 12, сумма налога, подлежащая уплате за 2014 год, составляет 4800 рублей (л.д. 7).

Статья 45 НК РФ обязывает налогоплательщика уплатить налог в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 363 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент уплаты налога):

«1.Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. …

Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

3. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. …».

Как установлено в судебном заседании, ФИО1 направлялось налоговое уведомление № от 07.04.2017 года (л.д.7) на уплату транспортного налога за 2014 г. на сумму 4800 рублей. Налог ФИО1 исчислен исходя из мощности двигателя транспортного средства ГАЗ 2752, государственный регистрационный знак , налоговых ставок, установленных законодательством о налогах и сборах, коэффициентов, полных месяцев в году, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано за ответчиком.

В подтверждение данного обстоятельства в деле имеются копия налогового уведомления с подробным расчетом налога на л.д. 12.

Налог ФИО1 уплачен не был.

В соответствии с ч.4 ст. 52 НК РФ, налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно ст. 70 НК РФ, не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (т.е. суммы налога, не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок), налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налога, т.е. письменное извещение о неуплаченной сумме, а также об обязанности уплатить ее в установленный срок.

В адрес ФИО1 налоговой службой направлялось требование № по состоянию на 23.08.2017 года об уплате налога и пени в срок до 08.09.2017 года (л.д. 9), которое до настоящего времени не исполнено.

Определением суда от 05.12.2017 года был отменен судебный приказ от 20.11.2017 года о взыскании с ФИО1 транспортного налога и пени и налоговой инспекции разъяснено право на обращение в суд с административным исковым заявлением.

Таким образом, требование МИФНС России №7 по Липецкой области о взыскании с ФИО1 транспортного налога за автомобиль ГАЗ 2752 заявлено обоснованно и подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 75 НК РФ, пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Административному ответчику начислены пени за неуплату транспортного налога за 2014 год в сумме 118,76 рублей.

По сроку уплаты 01.06.2017 года, за период с 02.06.2017 года по 18.06.2017 год, число дней просрочки составило 17, недоимка для пени 4800 рублей, ставка ЦБ 9,25, сальдо по пене-25,16, начислено пени- 25,16.

По сроку уплаты 19.06.2017 года, за период с 19.06.2017 года по 22.08.2017 год, число дней просрочки составило 65, недоимка для пени 4800 рублей, ставка ЦБ 9,00, сальдо по пене -25,16, начислено пени-93,60.

За указанный период общая сумма пени составила 118 рублей 76 копеек, которая подлежит взысканию с административного ответчика. Представленный истцом расчет пени ответчицей ФИО1 не оспаривался.

Оценивая довод административного ответчика ФИО1 о том, что автомобиль ГАЗ 2752, государственный регистрационный знак является легковым, в связи с чем, в отношении него должна была быть предоставлена льгота, суд исходит из следующего.

В соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025 270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» и пунктом 26 Положения о ПТС и паспортах шасси ТС (приказ МВД РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ и Минэкономразвития РФ от 23 июня 2005 г. № 496/192/134, в строке 2. Марка, модель ТС» указывается условное обозначение транспортного средства, присвоенное в порядке, установленном для изделий автомобильной промышленности, и приведенное в ОТТС, Свидетельстве либо в регистрационных документах и состоящее, как правило, из присвоенного транспортному средству буквенного, цифрового или смешанного обозначения, независимого от обозначения других транспортных средств. Вторая цифра цифрового обозначения модели ТС указывает на его тип (вид автомобиля). Документом, действующим на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, является паспорт транспортного средства, подтверждающий в том числе наличие Одобрения типа транспортного средства (Постановление Госстандарта России от 01.04.1998 № 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов»), следовательно, тип транспортного средства, указанный в паспорте транспортного средства, должен соответствовать сведениям, указанным в Одобрении (сертификате соответствия). На это указано в письме Минфина России от 10.12.2013 г. № 03-05-06-04/54111. Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005, зарегистрированным в Минюсте России 29.07.2005 за № 6842, в строке 4 «Категория ТС (А, В, С, Г), прицеп)», ПТС указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией. При этом перевод категорий транспортных средств, указываемых в Одобрении, в категории транспортных средств по классификации Конвенции производится согласно данному Приказу в соответствии со Сравнительной таблицей категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции (приложение 3 к данному Приказу). Так, к транспортным средствам категории «В» (по классификации Конвенции) относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения (кроме места водителя) (легковые), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 т (грузовые). Следовательно, указание в паспорте транспортного средства категории «В» не свидетельствует о том, что транспортное средство относится к легковым либо к грузовым транспортным средствам. В третьей строке «Наименование (тип ТС)» паспорта транспортного средства согласно вышеназванному Положению указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в Одобрении, например: «Легковой», «Автобус», «Грузовой» - самосвал, фургон, цементовоз, кран» и т.п.. Аналогично в соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025 27066 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» и п. 26 Положения в строке 2 паспорта транспортного средства «Марка, модель ТС», указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля), например: «l» - легковой автомобиль; «7» - фургоны; «9» - специальные. Пунктами 27 - 28 Положения установлено, что в строке 3 «Наименование (тип ТС)» ПТС указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением (легковой, грузовой и т.д.), а в строке 4 «Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)» указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией. Как следует из письма Минфина России от 13.08.2012 № 03-05-06-04/137, категория транспортного средства в целях налогообложения транспортным налогом должна определяться на основании представляемых уполномоченными органами в налоговые органы сведений исходя из типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в паспорте транспортного средства на основании Одобрения. В соответствии с действующим Одобрением типа транспортного средства» автомобили ОАО «ГАЗ», ГАЗ-3302, ГАЗ-33021, ГАЗ-ЗЗО23, ГАЗ-33027, ГАЗ-330273, с цельнометаллическим кузовом ГАЗ-2705, ГАЗ-27057, ГАЗ-2752, ГАЗ-27527, относятся к категории транспортных средств - автомобили грузовые полной массой до 3500 кг.. В ПТС серии 52НН №455804 в графе 2,3 указана модель ТС- ГАЗ-2752-грузовой фургон цельнометаллический.

Помимо этого, из ответа на запрос суда ООО «Коммерческие автомобили Группы ГАЗ» следует, что автомобиль модели ГАЗ 2752 относится к категории грузовых автомобилей N1 (транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 тонн) (л.д. 64).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что налоговой инспекцией обоснованно автомобиль ГАЗ 2752, принадлежащий ФИО1 на праве собственности, был признан грузовым и в отношении него не была предоставлена льгота по уплате налога.

Относительно довода ФИО1 о наличии долга налоговой инспекции перед ней в сумме 8008 рублей, суд соглашается с позицией административного истца, что данное обстоятельство не имеет доказательственного значения по делу, следовательно, не может быть основанием для отказа в иске.

Семейное, материальное положение ответчицы, а также её ссылка на неверные номера счетов, кодов, указанные административным истцом для перечисления денежных средств в счет погашения задолженности по налогу, также не могут быть основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с ч.2 ст. 290 КАС РФ, при удовлетворении требования о взыскании обязательных платежей и санкций в резолютивной части решения суда должны быть указаны:

1) фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, обязанного уплатить денежную сумму, составляющую задолженность, его место жительства;

2) общий размер подлежащей взысканию денежной суммы с определением отдельно основной задолженности и санкций.

Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, общая сумма транспортного налога, подлежащая уплате за 2014 год, составляет 4800,00 рублей, пени по транспортному налогу за 2014 год исчислены ФИО1 в размере 118,76 рублей. Указанные суммы подлежат взысканию с ответчицы.

В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Согласно ст. 333.36 под п.19 п.1 НК РФ, налоговая инспекция как государственный орган освобождена от уплаты государственной пошлины.

Следовательно, в соответствии со ст.333.19 НК РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 400 рублей в доход федерального бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь ст.48 НК РФ, ст.ст. 289-290, 175-180, 186 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес> недоимку по транспортному налогу за 2014 год в сумме 4800,00 рублей и пени по транспортному налогу за 2014 год в сумме 118,76 рублей, а всего взыскать 4918 рублей (четыре тысячи девятьсот восемнадцать) рублей 76 копеек в доход бюджета Липецкой области.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей в доход федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Становлянский районный суд в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Л.П. Васина

Мотивированное решение изготовлено 28.05.2018 г.

Судья Л.П. Васина