ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-151/2021 от 12.05.2021 Александровск-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

№ 2а-151/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Александровск-Сахалинский 12 мая 2021 года

Александровск-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи Пелецкой Т.П., при секретаре судебного заседания Кириловой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению и.о. Александровск-Сахалинского городского прокурора В.В.Суворовой в интересах ФИО2 к администрации ГО «Александровск-Сахалинский район» и комитету по управлению муниципальной собственностью ГО «Александровск-Сахалинский район» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по организации мероприятий по строительству объектов инженерной инфраструктуры,

установил:

в Александровск-Сахалинский городской суд Сахалинской области поступило административное исковое заявление и.о. Александровск-Сахалинского городского прокурора, заявленного в интересах ФИО2 к администрации ГО «Александровск-Сахалинский район», в котором просит суд признать незаконным бездействия и возложении обязанности по организации мероприятий по строительству объектов инженерной инфраструктуры.

В обоснование заявленных требований указано, что в рамках осуществления надзора за исполнением земельного законодательства дана оценка деятельности органов местного самоуправления на предмет исполнения законодательства, регламентирующего бесплатное предоставление земельных участков в собственность граждан, имеющих 3-х и более детей.

Указывает, что обязанность по организации и обустройству земельных участков, предоставленных многодетным семьям в рамках социальной поддержки, императивно возложена на органы местного самоуправления.

Постановлением администрации ГО «Александровск-Сахалинский район» от 06.12.2012 г. ФИО2 бесплатно в собственность предоставлен земельный участок с кадастровым номером под строительство жилого дома, расположенного по адресу <адрес>.

Проверкой, проведенной городской прокуратурой в ноябре 2020 г. установлено, что указанный земельный участок не обеспечен коммунальной инфраструктурой, а именно не подведено теплоснабжение.

Из ответа на представление Александровск-Сахалинского городского прокурора от 26.11.2020 следует, что при выделении субсидии администрация городского округа в 2021 году укомплектует земельные участки коммунальной инфраструктурой.

Однако, проведенным городской прокуратурой в марте 2021 года анализом фактического устранения нарушений по ранее внесенному представлению установлено, что КУМС администрации ГО «Александровск-Сахалинский район» направлен запрос в ООО «Теплосеть» для получения новых технических условий на подключение к сетям централизованного теплоснабжения, в том числе по обозначенному адресу, и после получения новых технических условий, будет произведет расчет сметной стоимости затрат, после чего будет направлена заявка в министерство строительства Сахалинской области о выделении средств при внесении очередных поправок в областной бюджет.

Считает, что администрация ГО «Александровск-Сахалинский район» обязана в соответствии с действующим законодательством на стадии предоставления многодетным семьям земельных участков, принять меры по организации инженерной инфраструктуры, необходимой для обеспечения жизнедеятельности застраиваемой территории.

Между тем, данная обязанность, администрацией ГО «Александровск-Сахалинский район» не исполняется, чем нарушаются права заявителя и членов его семьи, которому предоставлен земельный участок в качестве меры социальной поддержки и, вследствие чего, отсутствует возможность использовать земельный участок по назначению, то есть для строительства жилого дома в целях улучшения жилищных условий.

Определением Александровск-Сахалинского городского суда от 19.04.2021 к участию в деле в качестве соответчика привлечен комитет по управлению муниципальной собственности ГО «Александровск-Сахалинский район».

В судебном заседании представитель Александровск-Сахалинской городской прокуратуры Суворова В.В. исковые требования и доводы, изложенные в административном исковом заявлении поддержала в полном объеме.

Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, уведомлена о дате, месте и времени рассмотрения данного дела, уважительность причин неявки не предоставила и не просила дело рассмотреть в её отсутствии.

Сахалинский район» ФИО3 исковые требования признал, с доводами, изложенными в исковом заявлении, согласился.

Представитель ответчика – комитета по управлению муниципальной собственностью ГО «Александровск-Сахалинский район» ФИО4 исковые требования не признала, указав, что КУМСом при решении вопроса о предоставлении земельного участка под строительство индивидуального дома ФИО1 были проведены кадастровые работы, осуществлен государственный кадастровый учет, определено разрешенное использование земельных участков, определены технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения. То есть КУМСом были выполнены все обязанности, поэтому ответчиком по данному делу не являются.

В соответствии с ч.2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствии истца

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Случае и порядок предоставления земельных участок в собственность граждан, имеющих трех и более детей, и их предельные размеры определены Законом Сахалинской области № 124-ЗО от 24.11.2011 « О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан, имеющих трех и более детей».

Так, в статье 2 Закона Сахалинской области № 124-ЗО от 24.11.2011 « О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан, имеющих трех и более детей» указано, что земельные участки предоставляются гражданам бесплатно в собственность для осуществления индивидуального строительства в случае, если в отношении земельных участков, предназначенных для такого предоставления, проведены кадастровые работы, осуществлен государственный кадастровый учет, определено разрешенное использование земельных участков, определены технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

Указом Президента Российской Федерации № 600 от 07.05.2012 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», предусмотрено до июля 2012 года Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

На основании части 1 статьи 13 Федерального закона № 161-ФЗ от 24.07.2008 «О содействии развитию жилищного строительства», Российская Федерация на срок один год в целях жилищного строительства и полтора года в целях создания и размещения объектов, предусмотренных пунктом 7.1 настоящей части, или четыре года в целях предоставления земельных участок в соответствии с пунктами 7.3-7.5 настоящей части с даты принятия межведомственным коллегиальным органом решения, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, которые находятся в федеральной собственности и в отношении которых принято указанное решение межведомственного коллегиального органа:

-предоставление земельных участков в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, с учетом ограничений, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, гражданам, имеющим троих и более детей, для индивидуального жилищного строительства, а также иным лицам для обустройства территории в границах этих земельных участков посредством строительства объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур в соответствии с предусмотренными проектами планировки территории в границах этих земельных участков параметрами планируемого строительства систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития данной территории( за исключением земельных участков, указанных в пункте 7.5 настоящей части)(пункт 7.4 статьи 13).

Согласно статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации система коммунальной инфраструктуры представляет собой комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения( технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В силу части 1 статьи 14, части 1 статьи 15, части й статьи 16, пункта 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации в границах муниципальных образований электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения, водоотведения, а также дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, относятся к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований.

Как следует из постановления администрации ГО «Александровск-Сахалинский район» № 601 от 06.12.2012 в соответствии с Законом Сахалинской области от 24.11.2011 № 124-ЗО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан, имеющих трех и более детей, и юридических лиц», частью 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» администрация городского округа «Александровск-Сахалинский район» предоставил ФИО2 бесплатно в собственность земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м под строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Категория земель: земли населенных пунктов.

Из ответа администрации ГО «Александровск-Сахалинский район» на представление Александровск-Сахалинской городской прокуратуры от 23.11.2020 следует, что в соответствии с заключенным муниципальным контрактом от 07.12.2016 по адресу <адрес> запланировано восстановление водопроводного колодца на ул. Карла Маркса и установка нового водопроводного колодца на границе с участком, водопровод, въезд на участок. При выделении субсидии администрация ГО «Александровск-Сахалинский район» в 2021 году укомплектует земельные участки, предоставленные за период с 2016 по 2020 годы коммунальной.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрация ГО «Александровск-Сахалинский район» в соответствии с действующим законодательством на стадии предоставления многодетным семьям земельных участков, должна была принять меры по организации инженерной инфраструктуры, необходимой для обеспечения жизнедеятельности застраиваемой территории.

Однако, данную обязанность, администрация ГО «Александровск-Сахалинский район» не исполнят, в связи с чем, нарушаются права ФИО1 и членов его семьи, которому предоставлен земельный участок в качестве меры социальной поддержки и, вследствие чего, отсутствует возможность использовать земельный участок по назначению, то есть для строительства жилого дома в целях улучшения жилищных условий, поэтому иск и.о. Александровск-Сахалинского городского прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.

Поскольку, в судебном заседании установлено, что Комитетом по управлению муниципальной собственностью ГО «Александровск-Сахалинский район» выполнены обязанности в соответствии со статьей 2 Закона Сахалинской области № 124-ЗО от 24.112011 «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан, имеющих трех и более детей», а именно в отношении земельного участка, расположенного в <адрес>, проведены кадастровые работы, осуществлен государственный кадастровый учет, определено разрешенное использование земельных участков, определены технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, КУМСом выполнены все условия, поэтому ответчиком по данному делу не является, в иске к КУМСу отказывает.

Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

признать незаконным бездействие администрации городского округа «Александровск-Сахалинский район» в части необеспечения инженерной инфраструктурой земельного участка с кадастровым номером , для индивидуального жилищного строительства по адресу <адрес>.

Возложить обязанность на администрацию городского округа «Александровск-Сахалинский район» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу организовать мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры: системой теплоснабжения к земельному участку с кадастровым номером , для индивидуального жилищного строительства по адресу <адрес>.

В иске к Комитету по управлению муниципальной собственностью ГО «Александровск-Сахалинский район» отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Александровск-Сахалинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 12 мая 2021 года.

Председательствующий: судья Т.П. Пелецкая

Копия верна: судья Т.П. Пелецкая