ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-151/2022 от 23.09.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Симферополь Дело № 2а-151/2022

Верховный Суд Республики Крым в составе:

судьи Верховного Суда Республики Крым Яковлева С.В.

при секретаре Григор А.Н.,

при участии представителя Виноградова Олега Валерьевича Чернишевского П.В., представителя Сакского районного совета Республики Крым Кузина В.В., представителя Администрации Сакского района Республики Крым, Главы Администрации Сакского района Республики Крым Белицкого К.Г., старшего прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Алескерова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Виноградова Олега Валерьевича к Сакскому районному совету Республики Крым, заинтересованные лица Администрация Сакского района Республики Крым, Администрация Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым, Глава Администрации Сакского района Республики Крым Сабивчак В.Ф. о признании нормативного правового акта недействующим в части, выслушав объяснения представителей участников процесса, явившихся в судебное заседание, позицию прокурора,

У С Т А Н О В И Л

Виноградов Олег Валерьевич (далее истец) обратился в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими положения Правил землепользования и застройки муниципального образования Штормовское сельское поселение Сакского района Республики Крым, утвержденных решением 79 внеочередной сессии 1созыва Сакского районного совета Республики Крым от 28.12.2018 года № 235,которые внесены в соответствии с решением 34 сессии 2 созыва Сакского районного совета Республики Крым от 23.12.2021 года №133, в части включения в Правил землепользования и застройки ст. 53 - «зона неурегулированных вопросов по Генеральному плану» с нанесением соответствующих зон на карту градостроительного зонирования, прилагаемую к Правил землепользования и застройки, а также отнесения земельных участков с кадастровыми номерами ,принадлежащих ему, к зоне неурегулированных вопросов по Генеральному плану со дня его принятия, с момента их внесения.

Определением от 02.06.2022 года настоящее административное исковое заявление принято к производству Верховного Суда Республики Крым.

В судебном заседании 23.06.2022 года представителем истца в порядке ст.46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ( далее КАС РФ) заявлено ходатайство об уточнении исковых требований, в соответствии с которым последний просил признать недействующими положения Правил землепользования и застройки муниципального образования Штормовское сельское поселение Сакского района Республики Крым, утвержденных решением 79 внеочередной сессии 1 созыва Сакского районного совета Республики Крым от 28.12.2018 года № 235, в которые внесены в соответствии с решением 34 сессии 2 созыва Сакского районного совета Республики Крым от 23.12.2021 года №133 изменения в части включения в их ст.53 - «зона неурегулированных вопросов по Генеральному плану» с нанесением соответствующих зон на карту градостроительного зонирования, прилагаемую к Правил землепользования и застройки применительно к земельным участкам с кадастровыми номерами ,а также отнесения земельных участков с кадастровыми номерами , принадлежащих Виноградову Олегу Валерьевичу, к зоне неурегулированных вопросов по Генеральному плану со дня его принятия.

Представитель Сакского районного совета Республики Крым (далее Совет) в судебном заседании, которое состоялось 23.06.2022 года, предоставил возражение на административное исковое заявление, указав на отсутствие оснований для его удовлетворения.

Определением от 23.06.2022 года привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Администрация Сакского района Республики Крым, Администрация Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым.

На электронный адрес Верховного Суда Республики Крым 18.08.2022 года поступило ходатайство представителя истца об уточнении исковых требований, согласно которому он просил признать недействующими положения Правил землепользования и застройки муниципального образования Штормовское сельское поселение Сакского района Республики Крым, утвержденные решением 79 внеочередной сессии 1 созыва Сакского районного совета Республики Крым от 28.12.2018 года № 235 в части включения в них ст.53 - «зона неурегулированных вопросов по Генеральному плану» с нанесением соответствующих зон на карту градостроительного зонирования, прилагаемую к Правил землепользования и застройки применительно к земельным участкам с кадастровыми номерами а также отнесения земельных участков с кадастровыми номерами принадлежащих Виноградову Олегу Валерьевичу, к зоне неурегулированных вопросов по Генеральному плану, признать недействующими положения Правил землепользования и застройки муниципального образования Штормовское сельское поселение Сакского района Республики Крым, утвержденные решением 79 внеочередной сессии 1 созыва Сакского районного совета Республики Крым от 28.12.2018 года № 235, в которые внесены в соответствии с решением 34 сессии 2 созыва Сакского районного совета Республики Крым от 23.12.2021 года №133 изменения в части включения в их ст.53- «зона неурегулированных вопросов по Генеральному плану» с нанесением соответствующих зон на карту градостроительного зонирования, прилагаемую к Правил землепользования и застройки, применительно к земельным участкам с кадастровыми номерами ,а также отнесения земельных участков с кадастровыми номерами 90:11:240801:532, 90:11:240801:1231, 90:11:240801:1915, принадлежащих Виноградову Олегу Валерьевичу, к зоне неурегулированных вопросов по Генеральному плану со дня их принятия.

В судебном заседании, которое состоялось 18.08.2022 года, представитель истца настаивал на удовлетворении заявленных требований( с учетом ходатайств), предоставив дополнительные пояснения, представители Совета и Администрация Сакского района Республики Крым ( далее Администрация) возражали против удовлетворения заявленных требований.

Определением от 18.08.2022 года привлечен к участию в деле в качестве заинтересованного лица Глава Администрации Сакского района Республики Крым Сабивчак В.Ф.

В судебных заседаниях, которые состоялись 31.08.2022 года и 09.09.2022года, представитель истца настаивал на удовлетворении заявленных требований( с учетом ходатайств), представители Совета, Администрация и Главы Администрации Сакского района Республики Крым Сабивчак В.Ф. (далее Глава) возражали против удовлетворения административного иска, предоставив письменные пояснения на ходатайство, копии документов, опровергающие, по их мнению доводы, изложенные в административном исковом заявлении ( с учетом ходатайств).

Определением от 09.09.2022 года рассмотрение дела было отложено, у Совета были истребованы оригиналы документов, послуживших основанием для принятия решения 79 внеочередной сессии 1 созыва Сакского районного совета Республики Крым от 28.12.2018 года № 235, которым утвержденыПравила землепользования и застройки муниципального образования Штормовское сельское поселение Сакского района Республики Крым.

В судебное заседание 16.09.2022 года представителем Совета были предоставлены истребованные Верховным Судом Республики Крым документы, в судебном заседании был объявлен перерыв до 23.09.2022 года.

В судебном заседании, которое состоялось 23.09.2022 года, представитель истца наставил на удовлетворении заявленных требований ( с учетом ходатайств), представители Совета, Администрации, Главы возражали против удовлетворения административного иска.

Администрация Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым явку своего представителя в судебные заседания не обеспечила, о днях и времени их проведения была извещена надлежащим образом.

Прокурор и представители истца, Совета, Администрации, Главы не возражали против продолжения рассмотрения дела.

В соответствии с ч.5 ст.213 КАС РФ Верховный Суд Республики Крым, принимая во внимание извещение всех участников процесса о днях и времени проведения судебных заседаний, изучив мнение представителей истца, Совета, Администрации, Главы, прокурора, полагает возможным рассмотреть дело с участием представителей участников процесса, явившихся в судебное заседание.

Прокурор предоставил заключение по административному исковому заявлению, указав на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований.

Исследовав материалы дела, изучив доводы искового заявления ( с учетом ходатайств), выслушав пояснения представителей истца, Совета, Администрации, Главы заключение прокурора, Верховный Суд Республики Крым пришел к следующим выводам.

Сакским районным Советом Республики Крым на внеочередной 79 сессии 1 созыва 28.12.2018 года принято решение № 235 (далее Решение №235), которым утвержденыПравила землепользования и застройки муниципального образования Штормовское сельское поселение Сакского района Республики Крым.

На внеочередной 34 сессии 2 созыва Сакским районным Советом Республики Крым (далее Совет) 23.12.2021 года было принято решение №133 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Штормовское сельское поселение Сакского района Республики Крым, утвержденные решением Сакского районного Совета Республики Крым от 28.12.2018 года №235» ( далее Решение №133).

Согласно п. 5 ч. 2 ст. 209 КАС РФ в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены.

В соответствии с п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом.

Истец, обращаясь с настоящим административным заявлением, указывает на то, что согласно договорам купли-продажи от 26.07.2017 года, от13.09.2018 года, от 06.11.2018 года, является собственником земельных участков соответственно с кадастровыми номерами

В силу изложенного Верховный Суд Республики Крым пришел к выводу о том, что нашел подтверждения факт того, что истец являются субъектом отношений, регулируемых решениями Совета № 235 и №133.

В соответствии с ч.8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу, соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Аналогичные требования закреплены в п. 28-31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 года № 50 « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».

Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.

Как установлено ст. 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

В соответствии с нормами Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10. 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ( далее Закона №131-ФЗ) местное самоуправление в Российской Федерации это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (ч. 1 ст. 1); граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления; установленные Конституцией Российской Федерации и указанным Федеральным законом права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (абзац первый ч.1, ч. 3 ст.3).

В Постановлении от 26.04.2016 года № 13-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Конституция Российской Федерации, исходя из понимания местного самоуправления как одной из основ конституционного строя Российской Федерации, являющейся демократическим правовым государством, признает и гарантирует самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий и предусматривает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12). В развитие этих положений Конституция Российской Федерации закрепляет, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением непосредственно и через представительство в органах местного самоуправления вопросов местного значения (статья 130); органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения, с целью создания условий для достойной жизни и свободного развития человека, и, будучи организационно-правовым выражением власти местного сообщества как первичного субъекта права на местное самоуправление, призваны обеспечивать в рамках возложенных на местное самоуправление в соответствии с Конституцией Российской Федерации полномочий реализацию воли населения городских, сельских поселений и других территорий, на которых оно осуществляется, на основе обеспечения баланса общегосударственных, региональных и местных интересов.

Согласно п. 20 ч. 1 ст. 14 Закона №131-ФЗ утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории относится к вопросам местного значения городского поселения.

Ч.3 ст.14 Закона №131-ФЗ определено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.

Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов ( ч. 4 ст.14 Закона №131-ФЗ).

Государственным советом Республики Крым 24.12. 2014 года принят Закон Республики Крым № 71-ЗРК/2015 «О закреплении за сельскими поселениями Республики Крым вопросов местного значения» ( далее Закон № 71-ЗРК), который закрепляет за сельскими поселениями Республики Крым возможность разрешения отдельных вопросов местного значения городских поселений, предусмотренных частью первой статьи 14 Закона N 131-ФЗ и не отнесенных к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью третьей статьи 14 указанного Федерального закона.

В соответствии со ст. 2 Закона №71-ЗРК, вопросы местного значения, предусмотренные п. 20 ч. 1 ст.14 Закона №131-ФЗ, не закреплены за сельскими поселениями Республики Крым.

В силу изложенного становится очевидным, что решение вопросов утверждения генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждения подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории на территории Сакского района Республики Крым относится к полномочиям Совета.

Согласно ч. 5 ст. 28 Закона №131-ФЗ по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.

Ч.ч. 1 и 4 ст.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) установлено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.

ГрК РФ относит к числу основных принципов законодательства о градостроительной деятельности участие граждан и их объединений в ее осуществлении, обеспечение свободы такого участия, ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий (пункты 5, 6, 9 и 10 ст. 2).

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания (Постановление от 28.03.2017 года № 10-П; Определения от 15.06.2010 года№931-О-О, от 25.02.2016 года №931-О-О, от 25.02.2016 года №242-О, от 23.07.2020 года №1653-О и др.).

Согласно ст. 24, 32 ГрК РФ подготовка и утверждение генеральных планов, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения, по которым представительным органом местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Ч. 5 ст.28 Закона №131-ФЗ определено, что по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.

Ч. 1 ст. 5.1 ГрК РФ устанавливает, что в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства (ч. 2 ст. 5.1 ГрК РФ).

Процедуры проведения общественных обсуждений оговорена в ч. 4 ст.5.1 ГрК РФ и включает в себя этапы оповещения о начале общественных обсуждений, размещения проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг и открытия экспозиции или экспозиций такого проекта, проведения экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, подготовки и опубликования заключения о результатах общественных обсуждений.

В соответствии с ч. 23 ст.5.1 ГрК РФ заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте и (или) в информационных системах.

Ч.24 ст.5.1 ГрК РФ установлено, что уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования на основании положений настоящего Кодекса определяются, в том числе порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам, организатор и срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.

Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения регламентирована ст.ст. 31-32 ГрК РФ, включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждения состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта ( ч.ч. 5,6 ст. 31 ГрК РФ), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения( ч. 7 ст. 31 ГрК РФ), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов и документам территориального планирования ( ч.9 ст. 31ГрК РФ), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний ( ч.ч.10,11 ст. 31 ГрК РФ), проведение комиссией по подготовке проекта общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту (ч.ч. 12,13,14 ст.31 ГрК РФ), внесение комиссией по подготовке проекта изменений в него с учетом результатов таких общественных обсуждений или публичных слушаний и представление его главе местной администрации ( ч.15 ст. 31 ГрК РФ), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или отклонении проекта и о направлении его на доработку в указанием даты его повторного представления (ч. 16 ст.31 ГрК РФ). Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний ( ч.1 ст. 32 ГрК РФ).

Истец, обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением (с учетом ходатайств), просит признать недействующими положения Правил землепользования и застройки муниципального образования Штормовское сельское поселение Сакского района Республики Крым, утвержденные Решением №235, в части включения ст.53 «Зона неурегулированных вопросов по Генеральному плану», обосновывая свои требования тем, что Администрацией в Совет после проведения публичных слушаний в порядке, предусмотренном Законом №131-ФЗ и ГрКРФ, направлялся проект Правил землепользования и застройки муниципального образования Штормовское сельское поселение Сакского района Республики Крым, ст.53 которого имела иную редакцию, а именно она имела наименование «Территория общего пользования» и другое содержание.

По утверждениям истца и его представителя именно указанная редакция ст.53 Правил землепользования и застройки муниципального образования Штормовское сельское поселение Сакского района Республики Крым была передана на утверждение Совета, обсуждалась на сессии и была принята депутатами в ходе голосования по Решению №235, а в последующем в ходе официального опубликования этого нормативного акта органа местного самоуправления была заменена на редакцию «Зона неурегулированных вопросов по Генеральному плану (Н-1)».

Решением Сакского районного совета от 19.11.я 2014 года №40 утверждён Устав муниципального образования Сакский район Республики Крым (далее Устав), в соответствии с ч.1 ст.5 которого Устава Сакский районный совет Республики Крым является представительным органом муниципального района.

Согласно ч.2, 3, 6, 7 ст. 30 Устава основной формой работы Сакского районного совета района являются его заседания (сессии), на которых решаются вопросы, отнесенные к компетенции Совета, заседания правомочны, если на ней присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов, на каждом заседании ведется протокол заседания, в который включаются сведения о рассматриваемых вопросах и фиксируются все принятые решения с указанием итогов голосования.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 38 Устава председатель Совета подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты принятые этим представительным органом.

Согласно ст.64 Устава Совет по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории района, которые принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, за исключением случаев, установленных законодательством, настоящим Уставом, подписываются председателем Сакского районного совета в трехдневный срок со дня их принятия и обнародуются им в порядке, установленном настоящим Уставом.

Администрацией в судебном заседании, которое состоялось 31.08.2022 года, предоставлена копия информационного сообщения, опубликованного в газете «Сакская газета» №42 от 20.10.2018 года, согласно которому на общественные обсуждения согласно Закона №131-ФЗ и ГрКРФ выносился проект Правил землепользования и застройки муниципального образования Штормовское сельское поселение Сакского района Республики Крым, ст.53 которых имела наименование «Зона неурегулированных вопросов по Генеральному плану (Н-1)», а её содержание касалось разрешения вопросов землепользования в зоне Н-1.

Представитель Совета в судебном заседании 09.09.2022 года предоставил пояснения, согласно которым проект Правил землепользования и застройки муниципального образования Штормовское сельское поселение Сакского района Республики Крым поступил в Сакский районный совет 24.12.2018 года письмом Администрации №77/01-57/2050 от 24.12.2018 года, к которому были приложены протокол общественных обсуждений №24/2018 от 18.12.2018 года и заключение по результатам общественных обсуждений от 20.12.2018 года, указанный проект был вынесен на рассмотрение 79 внеочередной сессии Сакского районного совета Республики Крым 1 созыва и по итогам рассмотрения с учетом документов общественного обсуждения утвержден решением №235. Представитель Совета настаивал на том, что согласно утвержденным Правилам землепользования и застройки муниципального образования Штормовское сельское поселение Сакского района Республики Крым в их текстовой части имеется ст.53 «Зона неурегулированных вопросов по Генеральному плану (Н-1)», содержание которой касается разрешения вопросов землепользования в зоне Н-1.

Верховным Судом Республики Крым у Совета определением от 09.09.2022года истребованы оригиналы документов, послуживших основанием для принятия 28.12.2018 года на 79 внеочередной сессии 1 созыва Сакского районного совета Республики Крым Решения № 235, которым утвержденыПравила землепользования и застройки муниципального образования Штормовское сельское поселение Сакского района Республики Крым.

Представителем Совета в судебном заседании 16.09.2022 года предоставлены оригиналы документов 79 внеочередной сессии 1 созыва Сакского районного совета Республики Крым, которая состоялась 28.12.2018 года.

Верховным Судом Республики Крым при изучении предоставленных представителем Совета документов установлено, что 28.12.2018 года на 79 внеочередной сессии 1 созыва Сакского районного совета Республики Крым присутствовало 29 депутатов из избранных 47, в повестку дня под номером 24 был включен вопрос Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования Штормовское сельское поселение Сакского района Республики Крым). По указанному вопросу повестки дня докладывала ХвостикО.Ю. – заместитель Главы Администрации – Главный архитектор района, единогласно было принято Решение №235.

При изучении содержания Решения №235, принятого 28.12.2018 года на 79 внеочередной сессии 1 созыва Сакского районного совета Республики Крым Верховным Судом Республики Крым, установлено, что ст.53 этого нормативного акта представительного органа местного самоуправления имеет наименование «Зона неурегулированных вопросов по Генеральному плану (Н-1)», а её содержание касается разрешения вопросов землепользования в зоне Н-1.

Копии извлечений из документов 79 внеочередной сессии 1 созыва Сакского районного совета Республики Крым, состоявшейся 28.12.2018 года, которые были изучены Верховным Судом Республики Крым в ходе судебного заседания, состоявшегося 16.09.2022 года, приобщены к материалам дела.

Изучив оригиналы материалов 79 внеочередной сессии 1 созыва Сакского районного совета Республики Крым, состоявшейся 28.12.2018 года, обоснования административного искового заявления ( с учетом ходатайств), исследовав предоставленные представителем истца документы, возражения и пояснения Совета, Администрации, Верховный Суд Республики Крым пришел к выводу, что согласно положениям гл. 6 КАС РФ не нашли подтверждения утверждения, изложенные в административном исковом заявлении ( с учетом ходатайств), о том, что Администрацией в Совет были направлены Правил землепользования и застройки муниципального образования Штормовское сельское поселение Сакского района Республики Крым, проект которых обсуждался на публичных слушаниях, редакция ст.53 которых отличалась от редакции этой статьи, утвержденной Решением №235, также не нашли подтверждения утверждения истца о том, что на 79 внеочередной сессии 1 созыва Сакского районного совета Республики Крым, состоявшейся 28.12.2018 года были приняты Правила землепользования и застройки муниципального образования Штормовское сельское поселение Сакского района Республики Крым, содержание ст.53 которых отличалось от редакции этого муниципального правового акта, в дальнейшем обнародованного Советом согласно Уставу и в соответствии с требованиями Закона №131-ФЗ.

Как указано выше, Советом на внеочередной 34 сессии 2 созыва 23.12.2021года было принято Решение №133, которым внесены изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования Штормовское сельское поселение Сакского района Республики Крым, утвержденные Решением №235.

Истец, обосновывая требования о признании недействительным Решение №133, которым были внесены изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования Штормовское сельское поселение Сакского района Республики Крым, утвержденные решением № 235, в части отнесения земель, на которых расположены принадлежащие ему на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами к зоне неурегулированных вопросов по Генеральному плану (Н-1), указывает на то, что нарушаются его права по надлежащему их использованию, настаивая при этом на том, что отнесение указанных земель к территориальной зоне неурегулированных вопросов по Генеральному плану (Н-1) не предусмотрено ГрК РФ.

По мнению истца, отсутствие градостроительного регламента в зоне Н-1 не позволяет их использовать в соответствии с функциональным зонированием этих земель, определенных в Генеральном плане муниципального образования Штормовское сельское поселение Сакского района Республики Крым, в соответствии с которым эти земли относятся к Жилой зоне – подзона индивидуальной и жилой застройки. Кроме того представитель истца, настаивая на удовлетворении заявленных требований ( с учетом ходатайств), указывает на то, что Советом при принятии Решения №133 были нарушены положения ГрК РФ в части проведения общественных обсуждений их проекта, предоставленного Администрацией.

Верховным Судом Республики Крым установлено, что в соответствии со ст.28 Закона №131-ФЗ, ст.ст. 5.1., 30 и 31 ГрКРФ, Положением о порядке организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального образования Сакский район Республики Крым, утвержденным решением Совета от 20.07.2018года №87 председателем Совета 18.11.2021 года издано Постановление «О проведении общественных обсуждений по проекту решения Сакского раойнного совета Республики Крым «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Штормовское сельское поселение Сакского района Республики Крым, утвержденные решением № 235, на территории муниципального образования Штормовское сельское поселение Сакского района Республики Крым» ( далее Постановление №34), которое размещено на странице муниципального образования Сакский районный совет Республики Крым Портала Правительства Республики Крым ( sakimo.rk.gov.ru) 19.11.2021 года, а также в газете «Сакская газета» №45(11149) от 20.11.2021года. Постановление №34 содержало информацию о проекте, вынесенном на общественное обсуждение, о сроке проведения общественных обсуждений, о возможности внесения участниками общественных обсуждений предложений и замечаний по предложенному проекту, оговорен порядок посещения экспозиции проекта.

Проведение экспозиции проекта и принятие предложений и замечаний по проекту осуществлялось по 16.12.2021 года включительно, что подтверждается протоколом общественных обсуждений от 17.12.2021 года.

Материалы дела свидетельствуют о том, что истец 16.12.2021 года посещал экспозицию Проекта, внес свои предложения, а также в этот же день внес свои предложения через интернет-приемную портала Правительства Республики Крым.

Предложения истца было рассмотрено, что нашло отражение в протоколе общественных обсуждений от 17.12.2021 года. Эти обстоятельства представителем истца не оспариваются.

Предоставленные Советом, Администрацией документы свидетельствуют о том, что первый, реализуя дискреционные полномочия органов местного самоуправления, с целью обеспечения комфортных и благоприятных условий проживания жителей муниципального образования Штормовское сельское поселение Сакского района Республики Крым, комплексного учета потребностей населения и устойчивого развития территорий, а также для согласования государственных, общественных и частных интересов в градостроительной деятельности, создал необходимые условия обеспечения участия в их обсуждении наиболее широких слоёв населения этого муниципального образования для выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, предоставив каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям для выработки рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки принимаемого решения при внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Штормовское сельское поселение Сакского района Республики Крым, утвержденные Решением № 235.

В силу изложенного установлено, что в материалах дела отсутствуют доказательства нарушения прав истца при проведении общественных обсуждений, подготовке проекта Решения № 133, его принятия.

Как указано выше, материалы дела свидетельствуют о том, что на основании договоров купли-продажи от 26.07.2017 года, от13.09.2018 года, от 06.11.2018 года, истец является собственником земельных участков соответственно с кадастровыми номерами соответственно 90:11:240801:532, 90:11:240801:1231, 90:11:240801:1915.

Приобретенные истцом земельные участки находятся на территории Штормовского сельского поселения Республики Крым, категория земель : земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках.

В соответствии с подпунктом 8 п.1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) одним из принципов, на которых основываются данный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и определенному виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

П.1 ст. 7 ЗК РФ установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п.2 ст.7 ЗК РФ).

Решением Сакского районного совета Республики Крым от 08. 10.2018 года утверждён Генеральный план Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым.

Верховным Судом Республики Крым установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 90:11:240801:532, 90:11:240801:1231, 90:11:240801:1915, собственниками которых является истец, согласно Генерального плана Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым отнесены к функциональной зоне «жилая зона» - подзона индивидуальной и малоэтажной застройки.

Решением Совета №235 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования Штормовского сельское поселение Сакского района Республики Крым, в которое в соответствии с Решением №135 внесены изменения.

Согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Штормовского сельского поселения9с учетом изменений),земли, на которых находятся принадлежащие истцу земельные участки отнесены к территориальной зоне неурегулированных вопросов по Генеральному плану «Н-1», с возможностью использования по фактическому землепользованию.

В соответствии со ст.1 ГрКРФ градостроительной деятельностью является деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий.

Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

Согласно ст. 2 ГрКРФ принципами градостроительной деятельности являются, в частности, принципы обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.

Пунктам 6-8 ст.1 ГрКРФ предусмотрено, что градостроительное зонирование является зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов; территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты; правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Из содержания положений ст.ст. 1, 30, 31, 32 ГрКРФ следует, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях обеспечения при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений, сохранения объектов культурного наследия. Правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования, на которой отображаются границы территориальных зон, и градостроительные регламенты, предусматривающие нормативные ограничения градостроительной деятельности в зависимости от целей использования земельных участков, их размеров, а также предельных параметров разрешенного строительства, высоты и объема объектов капитального строительства, плотности застройки.

Принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа как основополагающему документу территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития определен ч. 3 ст.9, ч.ч.9 и 10 ст.31, п.2 ч. 1 ст. 34 ГрКРФ.

Ст. 85 ЗК РФ предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

В соответствии с ч.4 ст.30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон.

Правовой режим земельных участков определяется градостроительным регламентом, действие которого распространяется на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны (ст.36 ГрКРФ ).

Из системного толкования положений пунктов 2, 5 - 8 ст.1, п.1 ч.2 ст. 33 ГрКРФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренные для соответствующей функциональной зоны.

Как указано выше согласно ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения (п.1 ч. 1).

Земли, указанные в п.1 ст. 7 ЗКРФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст.7 ЗК РФ).

Согласно п.1 ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В п.1 ст.78 ЗК РФ определено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в том числе гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (п.2 ст. 77 ЗК РФ).

П.4 ст.78 ЗК РФ установлено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, за исключением случаев строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи и осуществления деятельности, предусмотренной пунктом 3 настоящей статьи.

Согласно ч. 9 ст.35 ГрКРФ в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

П.1 ст.79 ЗК РФ предусмотрено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Государственным Советом Республики Крым 30. 06.2014 года принят Закон Республики Крым № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» ( далее Закон № 38-ЗРК), который устанавливает особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым.

Ст. 5 Закона №38-ЗРК определяет, что категории земель, к которым отнесены земельные участки, установленные до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» признаются категориями земель, установленными Земельным кодексом Российской Федерации, по правилу, согласно которому земли сельскохозяйственного назначения, а также земельные участки, предоставленные для дачного строительства из состава земель рекреационного назначения, относятся к землям сельскохозяйственного назначения, а в границах населенных пунктов – к землям населенных пунктов ( пункт 2 части 1).

Постановлением Совета министров Республики Крым от 15.10.2014 года №378 утверждено Положение об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков ( далее Положение № 378)

П.3 Положения №378 определяет, что установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков, указанными в утвержденной документации по планировке территории.

В соответствии с Таблицей соотнесения видов разрешенного использования земельных участков и категорий земель, являющейся приложением к Постановлению Совета министров Республики Крым от 15.10.2014 года №378, для земельных участков, расположенных за границами населенных пунктов, имеющих вид функционального использования для ведения личного крестьянского хозяйства (кроме земельных участков, выделенных в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паев)) для ведения подсобного сельского хозяйства соотносится вид разрешенного использования « Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках - производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства» код 1.16, категория земельного участка «Земли сельскохозяйственного назначения».

Согласно Классификатору вид разрешенного использования земельного участка «Сельскохозяйственное использование» предполагает ведение сельского хозяйства, содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.20, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, при этом код 1.16 соответствует виду функционального использования земельных участков «Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках», виду разрешенного использования земельного участка «Производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства», категория земель «Земли сельскохозяйственного назначения».

Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст.1, ч.1 и ч.6 ст.36, ч. 5 ст. 37 ГрКРФ.).

Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотрен п.3 ч.1 ст.4 Федерального закона от 29.12.2004 года №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Отсутствует иной федеральный закон, регламентирующий использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяющий порядок проведения зонирования территорий, что свидетельствует об отсутствии возможности изменения разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действии принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подпунктом 1 п. 3 ст.1 Федерального закона от 24.06.2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, предусматривающий особую охрану таких земель, которая выражается в недопущении выведения данных земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.

Изучив обстоятельства административного дела, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу, что установление функциональной зоны «Н-1» по фактическому землепользованию до урегулирования соответствующих разногласий в генеральном плане, само по себе, не противоречит нормам ГрК РФ, ЗК РФ, поскольку допускает изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.

Такой перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч.1 ст.7 Федерального закона от 21.12.2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.

Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта предусмотрены ст.4.1 Федерального закона от 29.12.2004 года №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

В соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства Республики Крым, утверждённым постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014г. №146, Министерство осуществляет реализацию государственной аграрной политики в Республики Крым, направленной на рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения, государственное управление и нормативное правовое регулирование в установленных сферах деятельности (п.1.2 Положения).

В области земельных отношений Министерство сельского хозяйства Республики Крым участвует в проведении государственного мониторинга использования земель сельскохозяйственного назначения (п.3.4 Положения).

Согласно Порядку осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, утвержденному приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 24.12.2015 №664, государственный мониторинг земель сельскохозяйственного назначения представляет собой систему оперативных, периодических и базовых (исходных) наблюдений за изменением качественного и количественного состояния земель сельскохозяйственного назначения, в том числе мониторинг их использования (п.3 Порядка).

В рамках мониторинга использования земель осуществляется наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением (п.5 Порядка).

Таким образом, Министерство сельского хозяйства Республики Крым осуществляет разработку и реализацию в Республике Крым государственную аграрную политику, направленную на рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения, и наблюдение за использованием земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с их целевым назначением, в связи с чем, проект генерального плана, предусматривающий включение в границы населенных пунктов городского округа земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, подлежит согласованию с Министерством сельского хозяйства Республики Крым.

В материалы дела представлена копия письма Министерства сельского хозяйства Республики Крым от 15.03.2018 № 08/1316-17/1, в котором указано, что, в том числе, проектом генерального плана Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым, предусмотрено расширение существующих границ населенных пунктов указанного сельского поселения, в том числе, за счет земель сельскохозяйственного назначения. После включения земель сельскохозяйственного назначения в границы населенных пунктов предполагается их использовать для развития туристко-рекреационного комплекса, жилищного строительства либо цели предполагаемого использования таких земельных участков не указаны. При этом проект генерального плана не содержит обоснованных данных о потребности в новых территориях для их застройки и развития населенных пунктов. В Министерство сельского хозяйства Республики Крым не представлены обоснования о необходимости и обоснованности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли указанных населенных пунктов в предлагаемых проектом генерального плана площадях. Учитывая изложенное, в целях предотвращения сокращения площади земель сельскохозяйственного назначения, недопущения выведения их из сельскохозяйственного оборота, Министерство сельского хозяйства Республики Крым считает возможным согласование, в том числе, проекта генерального плана Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым при условии включения в границы населенных пунктов земельных участков сельскохозяйственного назначения исключительно с разрешенным видом использования «ведение огородничества», «ведение дачного хозяйства», а также земельных участков с целью уточнения границ населенных пунктов по фактическим границам существующей жилой застройки и не пригодных для ведения сельского хозяйства.

Из совокупного анализа приведенных норм в системном единстве с нормами законодательства, о противоречии которых указано в административном исковом заявлении ( с учетом ходатайств), следует, что с учётом необходимости гармоничного развития территорий документы территориального планирования определяют стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, содержат в себе долгосрочные ориентиры их развития, и призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий, сохранением окружающей среды, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.

В ходе рассмотрения настоящего дела Верховным Судом Республики Крым установлено, что принадлежащие истцу на праве собственности земельные участки находятся на территории Штормовского сельского поселения Республики Крым, категория земель : земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках.

При утверждении Генерального плана Штормовского сельского поселения Республики Крым поселения, в соответствии с которым указанные земли вошли в границы населённого пункта, не было учтено требование действующего законодательства о согласовании включения земель сельскохозяйственного назначения в границы населенных пунктов с Министерством сельского хозяйства Республики Крым.

При этом, включение согласно Правилам землепользования и застройки Штормовского сельского поселения Республики Крым, утвержденных решение №235( с учетом изменений, оговоренных решением №133) в Зону территорий неурегулированных вопросов по генеральному плану (Н-1) осуществлено с целью не допустить реализацию проектных решений генерального плана этого сельского поселения, не согласованного с Министерством сельского хозяйства, и предусматривающего в дальнейшем перевод в другую категорию и изменение вида разрешенного использования оговоренных земель.

Отнесение земель, на которых находятся принадлежащие истцу земельные участки к несогласованным вопросам ( зона Н-1) носит в данном случае временных характер, поскольку несогласованные вопросы подлежат дальнейшему урегулированию, вследствие чего на них не распространяется действия уазанных выше норм ГрКРФ.

При этом, используемое в Правилах землепользования и застройки Штормовского сельского поселения Республики Крым, утвержденных решение №235( с учетом изменений, оговоренных решением №133) понятие «Зона территорий неурегулированных вопросов по генеральному плану» (Н-1), исходя из её буквального значения, заложенного смысла и целей, не создает правовую неопределённость в их использовании, не свидетельствует о противоречии оспариваемых нормативных правовых актов нормам, имеющим большую юридическую силу.

Материалы дела не содержат доказательств того, что отнесение земель, на которых находятся принадлежащие истцу земельные участки к «Зоне территорий неурегулированных вопросов по генеральному плану» (Н-1),, привело к какому-либо нарушению его прав, сделало невозможным осуществление им права собственности на принадлежащие ему объекты недвижимости.

С учетом изложенного, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу о том, что принятые в установленном законом порядке компетентным органом Решения № 235 и № 133 не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, права либо законные интересы истца не нарушают, вследствие чего отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.

Верховным Судом Республики Крым при рассмотрении настоящего дела не установлены нарушения Администрацией федерального законодательства и законодательства Республики Крым при подготовке проектов Решений №235 и №133, направлении их Совету для рассмотрения пороса их принятии согласно Закону №131-ФЗ и ГрК РФ, вследствие чего отсутствуют основания, предусмотренные ст. 200 КАС РФ, для вынесения в её адрес частного определения.

Руководствуясь статьями 175-180, 215, 295,296 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л

Отказать в удовлетворении административного искового заявления Виноградова Олега Валерьевича к Сакскому районному совету Республики Крым, заинтересованные лица Администрация Сакского района Республики Крым, Администрация Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым, Глава Администрации Сакского района Республики Крым Сабивчак В.Ф. о признании нормативного правового акта недействующим в части.

Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья подпись С.В. Яковлев

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>