РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Сочи
11.04.2017 г.
Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе
председательствующего судьи Качур С.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Центрального банка РФ (Банк России) в лице Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (Южное ГУ Банка России) к Сельскохозяйственному кредитному потребительскому кооперативу "Агродар-Кредит", Белякову А. А.чу о ликвидации юридического лица,
установил:
Административный истец - Банк России в лице Южного ГУ Банка России обратилось в Центральный районный суд г.Сочи с административным иском к сельскохозяйственному кредитному потребительскому кооперативу "Агродар-Кредит", Белякову А. А.чу о ликвидации юридического лица.
В обоснование своих требований административный истец указал, что в соответствии с п.9.1 ст.4, ст.76.5 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами, проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
В силу абз.3 ст.1, частей 1, 2 ст.4 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями, созданными сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личные подсобные хозяйства гражданами на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива.
Сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив "Агродар-Кредит" (далее также - СКПК "Агродар-Кредит", Кооператив) согласно п.17 ст.76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ является организацией, поднадзорной Банку России.
СКПК "Агродар-Кредит" (ИНН №, ОГРН №) зарегистрирован Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 7 по Краснодарскому краю 01.07.2014. В соответствии с информацией, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), размещенной на официальном сайте Федеральной налоговой службы (www.nalog.ru), СКПК "Агродар- Кредит" является действующим юридическим лицом. Сведения о добровольной ликвидации либо исключении Кооператива из ЕГРЮЛ отсутствуют. Председателем СКПК "Агродар-Кредит" является Беляков А. А.ч, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Частью 3 ст.40.2 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ установлена обязанность сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов по предоставлению в Банк России документов, содержащих отчет о своей деятельности, бухгалтерскую (финансовую) отчетность и отчет о персональном составе своих руководящих органов. Формы и сроки предоставления указанных документов установлены Указанием Банка России от 09.10.2015 № 3816-У "О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива и отчет о персональном составе руководящих органов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива" (далее - Указание № 3816-У).
В соответствии с Указанием Банка России от 09.10.2015 № 3816-У сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы обязаны направлять в Банк России отчётность в форме электронного документа с усиленной квалифицированной электронной подписью посредством телекоммуникационных каналов связи, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет". Электронные документы (отчетность) должны направляться в соответствии с Порядком организации электронного документооборота при представлении электронных документов с электронной подписью в Федеральную службу по финансовым рынкам, утвержденным приказом ФСФР России от 25.03.2010 № 10-21/пз-н (действовал до 26.03.2016), Указанием Банка России от 21.12.2015 № 3906-У "О порядке взаимодействия Банка России с некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета, а также порядке и сроках направления другими участниками информационного обмена уведомления об использовании или уведомления об отказе от использования личного кабинета".
В соответствии с Указанием Банка России от 09.10.2015 № 3816-У Кооператив обязан представлять в Банк России отчеты о деятельности кооператива за первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год, а также о персональном составе руководящих органов кооператива за календарный год, посредством телекоммуникационных каналов связи, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", как это предусмотрено Указанием Банка России от 21.12.2015 № 3906-У.
В результате мониторинга представления кооперативами отчетов о деятельности и персональном составе руководящих органов Южным ГУ Банка России выявлено, что СКПК "Агродар-Кредит" не представило в Банк России следующую отчетность: отчет о деятельности Кооператива за 2015 г. (представляемый не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года); отчет о персональном составе руководящих органов Кооператива за 2015 г.; отчет о деятельности Кооператива за 2015 г. (представляемый не позднее 115 календарных дней по окончании календарного года) с приложением электронного документа, содержащего годовую бухгалтерскую отчетность Кооператива, составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; отчет о деятельности Кооператива за первый квартал 2016 г.; отчет о деятельности Кооператива за полугодие 2016 г.; отчет о деятельности Кооператива за 9 месяцев 2016 г.
Непредставление Кооперативом Отчетности послужило основанием для направления Банком России предписаний об устранении нарушения законодательства Российской Федерации от 01.02.2016 № T3-27-1-4/3610, от 18.03.2016 № T3-27-1-4/9934, которые СКПК "Агродар-Кредит" также не исполнены.
Сведениями о причинах нарушений Кооперативом требований действующего законодательства Российской Федерации в области кредитной кооперации Южное ГУ Банка России не располагает.
В соответствии с абзацами 2 и 4 п.11 ч.1 ст.40.2 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ Банк России обращается в суд с заявлением о ликвидации сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива в случае если такой кооператив: неоднократно не исполнил в течение одного года предписания об устранении выявленных нарушений в установленный Банком России срок; неоднократно в течение одного года нарушил требования Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России.
Таким образом, неисполнение обязательных предписаний Банка России, неоднократное нарушение СКПК "Агродар-Кредит" Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ и нормативных актов Банка России, выразившееся в непредставлении отчетов о деятельности, о персональном составе руководящих органов кооператива, что подтверждается скрин-копией экрана программного средства Сервиса аналитической обработки данных отчетности участников финансового рынка IBM Cognos по ссылке: http//l72.16.0.203/Home/Packages, являются достаточными основаниями для обращения Банка России в суд с исковым заявлением о ликвидации Кооператива в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.
Ликвидация сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива осуществляется по правилам, установленным ст.42 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ, а также в соответствии с положениями ГК РФ, регламентирующими ликвидацию юридического лица.
На основании пп.3 п.3 ст.61 ГК РФ требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. В соответствии с п.11 ч.1 ст.40.2 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ Банк России обладает полномочиями по обращению в суд с заявлением о ликвидации сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива.
Пунктом 5 ст.61 ГК РФ установлено, что решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
Согласно п.7 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.08.2004 № 84 "О некоторых вопросах применения ст.61 Гражданского кодекса РФ " в случае возложения обязанности по ликвидации юридического лица на участников (учредителей) юридического лица либо на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, в решении суда о ликвидации юридического лица указываются, в частности сроки завершения ликвидационной процедуры.
Из содержания пп.1 п.3 ст.1 и ст.17 КАС РФ административные дела о ликвидации некоммерческих организаций, одним из видов которых являются сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы, рассматриваются судами общей юрисдикции в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Определением от 11.04.2017 г. постановлено рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Суд, исследовав представленные письменные доказательства, находит, что административные исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.
В соответствии с п.9.1 ст.4, ст. 76.5 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами, проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
В силу абз.3 ст.1, частей 1, 2 ст.4 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями, созданными сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личные подсобные хозяйства гражданами на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива.
Сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив "Агродар-Кредит" согласно п.17 ст.76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ является организацией, поднадзорной Банку России.
СКПК "Агродар-Кредит" (ИНН 2320222800, ОГРН 1142366010445) зарегистрирован Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 7 по Краснодарскому краю 01.07.2014. В соответствии с информацией, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц, размещенной на официальном сайте Федеральной налоговой службы (www.nalog.ru), СКПК "Агродар- Кредит" является действующим юридическим лицом. Сведения о добровольной ликвидации либо исключении Кооператива из ЕГРЮЛ отсутствуют. Председателем СКПК "Агродар-Кредит" является Беляков А. А.ч, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Частью 3 ст.40.2 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ установлена обязанность сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов по предоставлению в Банк России документов, содержащих отчет о своей деятельности, бухгалтерскую (финансовую) отчетность и отчет о персональном составе своих руководящих органов. Формы и сроки предоставления указанных документов установлены Указанием Банка России от 09.10.2015 № 3816-У "О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива и отчет о персональном составе руководящих органов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива".
В соответствии с Указанием Банка России от 09.10.2015 № 3816-У сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы обязаны направлять в Банк России отчётность в форме электронного документа с усиленной квалифицированной электронной подписью посредством телекоммуникационных каналов связи, в том числе через информационнотелекоммуникационную сеть "Интернет" (отчетность). Электронные документы (отчетность) должны направляться в соответствии с Порядком организации электронного документооборота при представлении электронных документов с электронной подписью в Федеральную службу по финансовым рынкам, утвержденным приказом ФСФР России от 25.03.2010 № 10-21/пз-н (действовал до 26.03.2016), Указанием Банка России от 21.12.2015 № 3906-У "О порядке взаимодействия Банка России с некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета, а также порядке и сроках направления другими участниками информационного обмена уведомления об использовании или уведомления об отказе от использования личного кабинета".
В соответствии с Указанием Банка России от 09.10.2015 № 3816-У Кооператив обязан представлять в Банк России отчеты о деятельности кооператива за первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год, а также о персональном составе руководящих органов кооператива за календарный год, посредством телекоммуникационных каналов связи, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", как это предусмотрено Указанием Банка России от 21.12.2015 № 3906-У.
В результате мониторинга представления кооперативами отчетов о деятельности и персональном составе руководящих органов Южным ГУ Банка России выявлено, что СКПК "Агродар-Кредит" не представило в Банк России следующую отчетность: отчет о деятельности Кооператива за 2015 г. (представляемый не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года); отчет о персональном составе руководящих органов Кооператива за 2015 г. отчет о деятельности Кооператива за 2015 г. (представляемый не позднее 115 календарных дней по окончании календарного года) с приложением электронного документа, содержащего годовую бухгалтерскую отчетность Кооператива, составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; отчет о деятельности Кооператива за первый квартал 2016 г.; отчет о деятельности Кооператива за полугодие 2016 г.; отчет о деятельности Кооператива за 9 месяцев 2016 г.
Непредставление Кооперативом отчетности послужило основанием для направления Банком России предписаний об устранении нарушения законодательства Российской Федерации от 01.02.2016 № T3-27-1-4/3610, от 18.03.2016 № T3-27-1-4/9934, которые СКПК "Агродар-Кредит" также не исполнены.
Сведениями о причинах нарушений Кооперативом требований действующего законодательства Российской Федерации в области кредитной кооперации Южное ГУ Банка России не располагает.
В соответствии с абзацами 2 и 4 п.11 ч.1 ст.40.2 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ Банк России обращается в суд с заявлением о ликвидации сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива в случае если такой кооператив: неоднократно не исполнил в течение одного года предписания об устранении выявленных нарушений в установленный Банком России срок; неоднократно в течение одного года нарушил требования Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России.
Таким образом, неисполнение обязательных предписаний Банка России, неоднократное нарушение СКПК "Агродар-Кредит" Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ и нормативных актов Банка России, выразившееся в непредставлении отчетов о деятельности, о персональном составе руководящих органов кооператива, что подтверждается скрин-копией экрана программного средства Сервиса аналитической обработки данных отчетности участников финансового рынка IBM Cognos по ссылке: http//l72.16.0.203/Home/Packages, являются достаточными основаниями для обращения Банка России в суд с исковым заявлением о ликвидации Кооператива в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.
Ликвидация сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива осуществляется по правилам, установленным статьей 42 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ, а также в соответствии с положениями ГК РФ, регламентирующими ликвидацию юридического лица.
На основании пп.3 п.3 ст.61 ГК РФ требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. В соответствии с п.11 ч.1 ст.40.2 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ Банк России обладает полномочиями по обращению в суд с заявлением о ликвидации сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива.
Пунктом 5 ст.61 ГК РФ установлено, что решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
В соответствии с положениями п."л" ч.1 ст.5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице: фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
По смыслу указанных правовых норм единственным доказательством включения гражданина в состав лиц, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, является внесение соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц.
При этом, как было указано выше, именно наличие соответствующей записи в государственном реестре юридических лиц является доказательством включения гражданина в состав лиц, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.
В то же время, внесение в государственный реестр юридических лиц данных сведений кем-либо не оспорено, названная запись недействительной не признана.
Согласно п.7 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.08.2004 № 84 "О некоторых вопросах применения статьи 61 Гражданского кодекса РФ" в случае возложения обязанности по ликвидации юридического лица на участников (учредителей) юридического лица либо на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, в решении суда о ликвидации юридического лица указываются, в частности сроки завершения ликвидационной процедуры.
Руководствуясь статьями 175-180, 293, КАС РФ, суд,
решил:
Ликвидировать сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив "Агродар-Кредит" (ИНН №, ОГРН №).
Возложить на председателя сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива "Агродар-Кредит" Белякова А. А.ча (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, адрес регистрации: <адрес>) обязанность по ликвидации Кооператива.
Обязать учредителя сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива "Агродар-Кредит" Белякова А. А.ча завершить процедуру ликвидации в шестимесячный срок с даты вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий