№2а-1520/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 сентября 2023 года г.Комсомольск-на-Амуре
Ленинский районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Феоктистовой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Пак С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ГУФССП по Хабаровскому краю и ЕАО, ОСП по Комсомольскому району ГУФССП по Хабаровскому краю и ЕАО о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя, возложении обязанности
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился с настоящим административным иском, мотивируя заявленные требования тем, что на его иждивении находится несовершеннолетний ребенок ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющийся с ДД.ММ.ГГГГ года получателем страховой пенсии по случаю потери кормильца, выплата которой производится через АО «Альфа Банк» на расчетный счет 40№, открытый на имя ФИО1ДД.ММ.ГГГГ из поступивших смс- сообщений ему стало известно о списании 187180,04 руб. по постановлению судебного пристава-исполнителя ОСП по Комсомольскому району. При выяснении причин списания денежных средств, принадлежащих несовершеннолетнему опекаемому, сотрудник банка рекомендовал обратится к судебному приставу, пристав сослался на нахождении денежных средств на его счете. Полагая, что в силу ч.2 ст.72.1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" не допускается обращение на денежные средства должника на денежные средства, находящиеся на номинальном банковском счете или счетах, принимая во внимание, что несовершеннолетний стороной исполнительного производства не является, действия судебного пристава-исполнителя по списанию денежных средств, являющихся страховыми выплатами по потере кормильца, нарушает права и законные интересы несовершеннолетнего, просит признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя ОСП по Комсомольскому району ФИО2 незаконными, возложении обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов истца, путем отмены постановления о взыскании денежных средств и возврате списанных денежных счредств.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен взыскатель АО «Альфа-Банк».
Административный истец ФИО1 при рассмотрении дела участия не принимал, о рассмотрении дела уведомлен в установленном законом порядке.
Административные ответчики ОСП по Комсомольскому району ГУФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО, ГУФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица взыскателя АО «Альфа-Банк» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом.
Суд, руководствуясь положениями ч. 6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, представителей административных ответчиков и заинтересованного лица.
Представитель административного истца адвокат ФИО3, действуя в соответствии с ордером на представление интересов ФИО1, на удовлетворении заявленных требований, настаивал. Дополнительно пояснил, что в результате действий судебного пристава-исполнителя со счета ФИО1 произошло удержание денежных средств, поступающих на счет в качестве пенсии по утере кормильца несовершеннолетнего ФИО4, который должником по исполнительному производству не являлся.
Изучив административное исковое заявление, выслушав пояснения представителя административного истца, изучив отзыв ответчиков, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.3 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании незаконными решений Федеральной службы судебных приставов, а также решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ст.4 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство осуществляется на принципах: законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" в обязанности судебного пристава-исполнителя входит принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно ч. 1 ст.14 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также - должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
Частью 1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что в целях обеспечения исполнения исполнительного документа судебный пристав-исполнитель вправе: накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества, привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
ДД.ММ.ГГГГ ОСП по Комсомольскому району ГУФССП по Хабаровскому краю и ЕАО возбуждено исполнительное производство №-ИП на основании исполнительного документа ФС №, выданного Ленинским районным судом г.Комсомольска-на-Амуре по делу №, взыскатель - АО «Страховая компания «Согаз-Мед», должник – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, предмет исполнения: материальный ущерб в сумме 187180,04 руб.
В рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем сделаны запросы о банковских счетах должника, поступили сведения о действующих расчетных счетах, в банках, в том числе, в АО «Альфа-Банк».
Постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Комсомольскому району от ДД.ММ.ГГГГ, направлено ФИО1 по ЕПГУ ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Комсомольскому району от ДД.ММ.ГГГГ, обращено взыскание на денежные средства должника, находящиеся на счете № открытого ФИО1 в АО «Альфа-Банк», сумма взыскания - 187180,04 руб.
Постановлениями судебного пристава-исполнителя ОСП по Комсомольскому району от ДД.ММ.ГГГГ, обращено взыскание на денежные средства должника, находящиеся на счетах №, открытого в ООО «Хоум Кредит Энд Финанс Банк» и № в АО «Альфа-Банк».
Списание по исполнительному производству №-ИП со счетов ФИО1№ открытого в АО «Альфа-Банк», в сумме 95000,87 рублей; № открытого в АО «Альфа-Банк», в сумме 418,90 руб.; № открытого в ООО «Хоум Кредит Энд Финанс Банк» в сумме 9723 руб. и перечисление денежных средств взыскателю по исполнительному производству подтверждается материалами исполнительного производства, платёжными поручениями и постановлениями судебного пристава-исполнителя ОСП по Комсомольскому району от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о распределении денежных средств.
Оспаривая действия судебного пристава-исполнителя по списанию денежных средств со счета № открытого ФИО1 в АО «Альфа-Банк», заявитель указал на назначение поступающих на счет денежных средств – пенсия по потере кормильца, перечисляемая для несовершеннолетнего ФИО4ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Рассматривая основания, указанные заявителем в иске, судом установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками, должностными лицами и гражданами. Указанные лица осуществляют исполнение требований на основании исполнительных документов, перечисленных в статье 12 Закона об исполнительном производстве, и в порядке, предусмотренном данным законом.
Банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, незамедлительно исполняет содержащиеся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требования о взыскании денежных средств с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона, о чем в течение трех дней со дня их исполнения информирует взыскателя или судебного пристава-исполнителя (часть 5 статьи 70 Закона об исполнительном производстве).
Положения статьи 99 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ предусмотрен максимально возможный размер удержания из заработной платы и иных доходов (пенсии) должника.
Статей 101 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ определен исчерпывающий перечень видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание, в частности, взыскание не может быть обращено на пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета (п.10 ст.101).
Пунктом 12 постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Комсомольскому району ГУФССП по Хабаровскому краю и ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении исполнительного производства №-ИП, установлена обязанность должнику, сообщить судебному приставу-исполнителю сведения о его счетах, находящихся в банке или иной кредитной организации, в том числе, о счетах, на которые работодателем производится зачисление заработной платы, а также на должника возложена обязанность предоставить сведения о поступлении на указанные счета денежных средств, на которые в соответствии с действующим законодательством не может быть обращено взыскание.
Пунктом 15 указанного постановления судебным приставом-исполнителем ОСП по Комсомольскому району ГУФССП по Хабаровскому краю и ЕАО установлена обязанность должнику, указать виды доходов, на которые согласно статье 101 Федерального закона "Об исполнительном производстве" не может быть обращено взыскание.
В материалах исполнительного производства отсутствуют сведения о выполнении должником обязанности, установленной постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 документы, подтверждающие наличие у него счетов, денежных средств, на которые в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" не может быть обращено взыскание, органу принудительного исполнения не представил.
Кроме того, согласно ч. 2 ст. 72.1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" не допускается обращение взыскания по долгам должника на денежные средства, находящиеся на номинальном банковском счете или счетах, владельцем которых является должник.
В соответствии со ст.860.1 Гражданского кодекса Российской Федерации номинальный счет может открываться владельцу счета для совершения операций с денежными средствами, права на которые принадлежат другому лицу-бенефициару.
Права на денежные средства, поступающие на номинальный счет, в том числе в результате их внесения владельцем счета, принадлежат бенефициару.
Существенным условием договора номинального счета является указание бенефициара либо порядка получения информации от владельца счета о бенефициаре или бенефициарах, а также основание их участия в отношениях по договору номинального счета.
Как установлено из представленной административным истцом выписки по счету № открытого в АО «Альфа-Банк», ДД.ММ.ГГГГФИО1 был открыт счет №, тип счета МИР.
Данный счет не является номинальным, а представляет собой счет дебетовой карты платежной системы "МИР".
Вместе с тем, Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 декабря 2019 года N 330 утвержден Порядок расчета суммы денежных средств на счете, на которую может быть обращено взыскание или наложен арест, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Порядок расчета N 330).
Данный Порядок разработан в целях регламентации процедуры расчета банком, осуществляющим обслуживание счетов граждан, суммы денежных средств на счете должника-гражданина, на которую может быть обращено взыскание и наложен арест, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Расчет суммы денежных средств на счете, на которую может быть обращено взыскание, осуществляется банком или иной кредитной организацией в соответствии с кодами вида доходов (часть 5.1 статьи 70 Закона об исполнительном производстве).
Согласно части 5.2. статьи 70 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, обеспечивает соблюдение требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона, на основании сведений, указанных лицами, выплачивающими должнику заработную плату и (или) иные доходы, в расчетных документах.
Таким образом, Банк самостоятельно разграничивает поступающие на счет должника денежные средства, на которые может быть обращено взыскание от доходов, перечисленных статьей 101 Закона об исполнительном производстве.
Как следует из справки Центра социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 состоит на учете в отделе социальной поддержки населения по Ленинскому округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре», региональная социальная доплата к пенсии выплачивается на расчетный счет № открытый в ПАО «Альфа-Банк», на имя ФИО1, все реестры зачисления в ПАО «Альфа-Банк», вносятся с пометкой «Социальные выплаты на карту МИР».
Представленной административным истцом выпиской по счету № в АО «Альфа-Банк», подтверждается поступление денежных средств с отметкой о зачислении социальных выплат (пенсии).
Согласно распоряжений судебного пристава-исполнителя, изложенных в постановлениях об обращении взыскания на денежные средства должника от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, на банк возложена обязанность при наличии сведений, о поступлении на счет должника денежных средств, на которые в соответствии со статьей 101 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" не может быть обращено взыскание, сообщить судебному приставу-исполнителю о невозможности исполнить постановление в части обращения взыскания на такие денежные средства.
Доказательства о предоставлении Банком таких сведений в материалах исполнительного производства отсутствуют.
Постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в суде сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность (статья 360 КАС РФ, ч.1 ст.121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Системное толкование приведенного положения процессуального закона позволяет сделать вывод, что основанием для признания действия (бездействие), постановление незаконным является совокупность двух обстоятельств: нарушение прав административного истца, незаконность в поведении административного ответчика.
При этом решение о признании действия (бездействия), решения незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В данном случае вышеуказанная совокупность обстоятельств для удовлетворения требований административного истца отсутствует.
В соответствии с п.2 ст. 5 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов
При рассмотрении административного искового заявления, несмотря на списание с расчетного счета административного истца денежных средств, на которые в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлены ограничения на списание, судом не установлено оснований, свидетельствующих о незаконности действий судебного пристава-исполнителя ФИО2 при списании с расчетного счета административного истца ФИО1№ открытого в АО «Альфа-Банк», денежных средств в рамках исполнения решения суда по исполнительному производству №-ИП.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления о взыскании денежных средств с расчетного счета № открытого в АО «Альфа-Банк», путем вынесения судебного решения, поскольку восстановление нарушенного права, по ограничению взысканий, с учетом соблюдения требований, предусмотренных статьей 101 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" возможно действиями административного истца, путем исполнения п.15 постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Комсомольскому району ГУФССП по Хабаровскому краю и ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении исполнительного производства №-ИП.
Таким образом, административные исковые требования ФИО1 о признании незаконными действий административного ответчика, выразившиеся в списании денежных средств, взыскание на которые не допускается, возложении обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов истца путем отмены постановления о взыскании денежных средств с расчетного счета № открытого в АО «Альфа-Банк», на имя ФИО1 и возврате списанных денежных средств в размере 187180,04 рублей, не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к ГУФССП по Хабаровскому краю и ЕАО, ОСП по Комсомольскому району ГУФССП по Хабаровскому краю и ЕАО о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя, возложении обязанности – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Ленинский районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Феоктистова
Мотивированный текст решения изготовлен 20.10.2023