РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 октября 2018 года г. Тайшет
Тайшетский городской суд Иркутской области в составе председательствующего Клиновой Е.А., при секретаре Михайловой Н.В., с участием представителя административного истца КУМИ администрации Тайшетского района - ФИО1, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя административного ответчика Управления Росреестра Иркутской области - ФИО8, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя администрации Старо-Акульшетского муниципального образования - ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, заинтересованного лица - ФИО3, представителя заинтересованных лиц ФИО3, ФИО4 - ФИО5, действующего на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1522/2018 по административному исковому заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом, строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации Тайшетского района к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Иркутской области, Муниципальному учреждению «Администрация Старо-Акульшетского муниципального образования» о признании незаконными действий по постановке на кадастровый учет земельных участков, внесении изменений в сведения ЕГРН, признании незаконными постановлений органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование административных исковых требований Комитет по управлению муниципальным имуществом, строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации Тайшетского района (далее - Комитет) указал, что ДД.ММ.ГГГГ Тайшетским городским судом Иркутской области принято решение по делу № 2-741/2018 об удовлетворении исковых требований к ФИО4, ФИО3 о признании недействительными ничтожных договоров долгосрочной аренды земельных участков, применении последствий недействительности сделок в виде возврата земельных участков.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
На основании заявлений ФИО6 и ФИО3 с приложением необходимых пакетов документов, в том числе, постановлений Администрации Старо-Акульшетского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ ”Об утверждении схемы расположения земельного участка” земельные участки, расположенные по адресам: <адрес>, в 42 м на юг от ручья Крутенький, 42 м на юго-запад от восточной границы <...> м на север от пересечения <адрес> в <адрес> и <адрес>”, площадью 2500 кв.м.;
Российская Федерация, <адрес>, в 409 м. на юг от южной границы <адрес>, в 94 м на восток от восточной границы <адрес>, в 238 м на север от <адрес> площадью 2200 кв.м, (далее - Участки) - поставлены Росреестром на кадастровый учет с указанием категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения и вида разрешенного использования - общественное использование объектов капитального строительства, для коммунального обслуживания.
Данные обстоятельства подтверждаются сведениями представленными, допрошенным в ходе судебного разбирательства в качестве свидетеля представителем Тайшетского отдела Росреестра - ФИО7, кадастровыми паспортами земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно ч. 2.2. ст. 2 Правил землепользования и застройки Старо-Акульшетского муниципального образования (далее - Правила), Правила являются частью системы правовых документов, регулирующих землепользование и застройку при осуществлении градостроительной и хозяйственной деятельности на территории в границах Старо-Акульшетского муниципального образования.
Нормативные правовые акты органов местного самоуправления Старо-Акульшетского МО по вопросам землепользования и застройки в поселении должны соответствовать настоящим Правилам.
В соответствии с ч. 2.6. ст. 2 Правил, Правила применяются в равной степени ко всем участкам, расположенным в границах территориальных зон.
Правила обязательны для органов государственной власти и управления (в части соблюдения градостроительных регламентов), органов местного самоуправления, должностных, физических и юридических лиц, подготавливающих необходимые условия, осуществляющих и контролирующих градостроительную (строительную) деятельность на территории Старо - Акульшетского МО (ч. 2.8. ст. 2 Правил).
В соответствии с картой градостроительного зонирования правил землепользования и застройки Старо-Акульшетского муниципального образования, утвержденных решением Думы Старо-Акульшетского муниципального образования 21.11.2013г. №, а также в соответствии с генеральным планом Старо-Акульшетского муниципального образования, утвержденным решением Думы Старо-Акульшетского муниципального образования 21.11.2013г. №, земельный участок
с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес>, в <адрес>
с кадастровым номером №, находящийся по адресу: Российская Федерация, <адрес>, <адрес>, расположены в функциональной зоне сельскохозяйственного использования сельскохозяйственных угодий.
Кроме того, согласно письменному ответу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ, представленного по запросу суда, земельный участок с местоположением: <адрес> с кадастровым номером № и земельный участок с местоположением: Российская Федерация, <адрес>, <адрес>», с кадастровым номером №, расположен на землях сельскохозяйственного назначения.
Данные сведения представлены в соответствии с материалами государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства.
Таким образом, не вызывает сомнений и доказан в ходе судебного разбирательства, тот факт, что земельный участок с кадастровым номером №, предоставленный ФИО6 и земельный участок с кадастровым номером №, предоставленный ФИО3 относятся к землям сельскохозяйственного назначения.
Положениями п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ ”Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” закреплен принцип сохранения целевого использования земельных участков.
Правовой режим сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения предусматривает приоритет в целевом использовании, их особую охрану, которая, в частности, выражается в недопущении выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности (ч. 1 ст. 79 Земельного кодекса РФ, ч. 1, 4 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно статье 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по проведению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, навигационного обеспечения транспортного комплекса, а также функции по государственной кадастровой оценке, федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии, государственному земельному надзору, надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контролю деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Следовательно, должностные лица Росреестра, при поступлении заявлений о постановке спорных земельных участков на кадастровый учет, обязаны были сопоставить сведения о категории земель и виде разрешенного использования земельных участков, в отношении которых принималось решение о постановке на кадастровый учет, со сведениями государственного фонда данных и генерального плана Старо-Акульшетского муниципального образования.
В результате того, что должностными лицами Росреестра не были проверены данные, содержащиеся в документах, представленных для постановки спорных участков на кадастровый учет, возникло несоответствие между документами территориального планирования Старо-Акульшетского муниципального образования и данными кадастрового учета.
Кроме того, в соответствии с п. 3 ч.1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Согласно ч. 2 ст. 11.10. ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (ч.13 ст. 11.10. ЗК РФ).
Согласно ч. 14 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются:
Администрацией Старо-Акульшетского муниципального образования вразрез с документами территориального планирования поселения постановлениями № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории с категорией земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения и разрешенным использованием - общественное использование объектов капитального строительства, для коммунального обслуживания и территориальной зоной П1.
На основании постановлений № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ земельные участки поставлены Росреестром на кадастровый учет с указанными в постановлениях категорий и разрешенным использованием, без учета документов территориального планирования Старо-Акульшетского муниципального образования и без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, которое осуществляется Правительством Иркутской области в случаях, предусмотренных ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004г. №172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую”.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Правительство Иркутской области).
В соответствии с указанной нормой права Муниципальное учреждение "Администрация Старо-Акульшетского муниципального образования” не является органом полномочным принимать решения о переводе земель из одной категории в другую, а, следовательно, постановления Муниципального учреждения "Администрация Старо-Акульшетского муниципального образования” № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ не являются основанием для смены категорий и разрешенного использования земельным участкам, ранее имеющим категорию - земли сельскохозяйственного назначения.
Однако, не имея на то полномочий, Администрация Старо-Акульшетского муниципального образования принимает постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, и № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с которым устанавливает спорным земельным участкам разрешенное использование - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения, то есть фактически меняет установленную категорию земель земельного участка, осуществив тем самым перевод из одной категории в другую не имея на то полномочий.
Действия Росреестра и Администрации Старо-Акульшетского муниципального образования, нарушают права и законные интересы административного истца на осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также на осуществление полномочий в области контроля за соблюдением целевого использования и охраны земель.
Устранение возникшего несоответствия возможно путем внесения изменений в дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества - земельном участке, имеющиеся в государственном кадастре недвижимости и признании указанных постановлений незаконными.
Согласно ч.1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Факт того, что земельные участки, предоставленные ФИО6 и ФИО3, относятся к землям сельскохозяйственного назначения, установлен в ходе судебного разбирательства, состоявшегося ДД.ММ.ГГГГ, при оглашении судом сведений предоставленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ.
В результате чего также установлена незаконность действий Росреестра по принятию решений о постановке спорных земельных участков на кадастровый учет с указанием иной категории земель и вида разрешенного использования, а также незаконность вынесения Администрацией Старо-Акульшетского муниципального образования постановлений № от ДД.ММ.ГГГГ и №от ДД.ММ.ГГГГ с указанием категории земель и вида разрешенного использования вразрез с Правилами землепользования и застройки Старо-Акульшетского муниципального образования и сведениями государственного фонда данных.
Следовательно, установленный законодателем срок исковой давности на момент обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением не истек.
Согласно уточнениям Комитета от ДД.ММ.ГГГГ действия по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми №№, 38:14:250125:1569, осуществлены филиалом ФГБУ ”ФКП Росреестра” по Иркутской области в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ ’’О государственном кадастре недвижимости”, действовавшими на момент совершения учетных действий, и полномочиями Филиала (в соответствии с Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ№ «О наделении Федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета» ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Иркутской области).
ФГБУ «ФКП Росреестра» является самостоятельным юридическим лицом, осуществляет свою деятельность независимо от Управления Росреестра через филиалы, действующие на территории субъектов Российской Федерации в соответствии с установленной компетенцией.
Управление Росреестра осуществляет функции по государственному кадастровому учету объектов недвижимости на территории Иркутской области с ДД.ММ.ГГГГ посредством реализации своих полномочий, установленных в Положении об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, утвержденном приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ № П/0263.
В связи с изложенным, Комитет просил суд признать незаконными действия филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области по постановке земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, <адрес>’, на кадастровый учет в части дополнительных сведений о категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения и разрешенного использования - общественное использование объектов капитального строительства, для коммунального обслуживания; обязать Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Иркутской области внести изменения в дополнительные сведения Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером №, путем уточнения сведений о категории земель и вида разрешенного использования земельного участка, установив земельному участку с кадастровым номером №, находящемуся по адресу: <адрес>, <адрес> площадью 2500 кв.м., категорию: земли «сельскохозяйственного назначения», с видом разрешенного использования земельного участка: «сельскохозяйственное использование»; признать незаконным действия филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области о постановке земельного участка, находящегося по адресу: Российская Федерация, <адрес>, в 409 м на юг от южной границы <адрес>, <адрес><адрес>, <адрес>, на кадастровый учет в части дополнительных сведений о категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения и разрешенного использования - общественное использование объектов капитального строительства, для коммунального обслуживания; обязать Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Иркутской области внести изменения в дополнительные сведения Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером №, путем уточнения сведений о категории земель и вида разрешенного использования земельного участка, установив земельному участку с кадастровым номером 38:14:250125:1569, находящемуся по адресу: Российская Федерация, <адрес>, в 409 м на юг от южной границы <адрес>, <адрес> площадью 2200 кв.м., категорию: земли "сельскохозяйственного назначения", с видом разрешенного использования земельного участка: "сельскохозяйственное использование"; признать незаконным постановление Администрации Старо-Акульшетского муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ; признать незаконным постановление Администрации Старо-Акульшетского муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 административные исковые требования поддержала, просила суд восстановить срок обращения в суд с настоящими требованиями, поскольку о том, что категория спорных земельных участков незаконно изменена с сельскохозяйственной на земли промышленности, Комитету стало известно в ходе изучения документов ФИО3, представленных ею в Комитет в марте 2018 года, для выдачи разрешений о вводе в эксплуатацию объектов недвижимости, построенных на земельном участке. Ранее в феврале 2018 в Комитет устно обращался ФИО4 с аналогичным вопросом, ФИО4 выдан отказ в выдаче разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию. Ранее категория земельных участков не проверялась Комитетом, поскольку земельные участки не были включены в график проверок переданных Комитету земель.
Представитель административного ответчика Управление Росреестра по Иркутской области ФИО8 административные исковые требования Комитета не признал, просил суд отказать в удовлетворении требований, поскольку Управление не осуществляло действий по постановке на государственный кадастровый учет спорных земельных участков, кроме того, отсутствуют основания к обязыванию Управления осуществлять учетные действия в отношении спорных земельных участков. Восстановление прав административного истца, в случае признания действий филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по постановке на государственный кадастровый учет спорных земельных участков, возможно во внесудебном порядке, путем представления в орган регистрации прав заявления и документов, необходимых для осуществления учетных действий. Указанные учетные действия Управление совершает в силу прямого указания закона, без судебного акта, обязывающего совершить указанные действия. Поддерживает доводы об отказе в удовлетворении требований в связи с пропуском истцом срока обращения в суд, поскольку решение Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» о постановке на государственный кадастровый учет спорных земельных участков принято ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, с административным исковым заявлением истец обратился только ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель административного соответчика администрации Старо-Акульшетского муниципального образования ФИО2 просила суд отказать Комитету в удовлетворении требований, поскольку административным истцом пропущен срок обращения в суд с настоящими требованиями и не представлены доказательства того, что действиями административных ответчиков нарушены их права и какие права. С ДД.ММ.ГГГГ администрация Тайшетского района стала получать от ФИО4 и ФИО3 арендную плату. В июне 2017 года в адрес администрации Старо-Акульшетского МО поступило письмо за подписью мэра Тайшетского района о том, что в администрацию Тайшетского района поступила жалоба о том, что на спорных земельных участках выгружают мусор. Т.е. администрации уже было известно о том, что данные земельные участки находятся в аренде у физических лиц и отнесены к землям промышленности и, что на них будет осуществляться строительство, в соответствии с разрешенным использованием. Однако администрация не задалась вопросом, почему на землях сельхоз назначения высыпают мусор, хотя с 1 января 2017г., в связи с изменениями действующего земельного законодательства, полномочия сельских и поселковых администраций, по распоряжению земельными участками переданы в районную администрацию и они осуществляли контроль за целевым использованием земельных участков. Ведь, как указывает административный истец, сельскохозяйственные земли находятся под особой защитой.
30.10.2018г. в адрес Департамента по управлению муниципальным имуществом Тайшетского района передаются договора долгосрочной аренды земельных участков (оригиналы), заключенные за период с 01.03.2015г. по 31.12.2016г., (в том числе и спорные договора), с приложением пакета документов, являющихся основанием для заключения договоров, т.е. были переданы и постановления № от 12.12.2016г., № от 23.09.2016г., которые административный истец просит признать незаконными. Опись передачи документов подписана главой Старо-Акульшетского МО и специалистом 1 категории ДУМИ Тайшетского района ФИО9, (данный факт истец не оспаривает, а напротив, подтверждает). Т.е. с этого момента ДУМИ не только владела информацией по заключенным договорам и принятым постановлениям, но и получило все документы. Доводы истца, о том, что они физически не имели возможности проверить все договора, но 42 договора это не много, (полномочия возникли с 01.01.2017г., но переданы договора, почему-то только 31.10.2017г, возникает вопрос, что они делали целый год?), а также доводы истца о том, что у них не было оснований не доверять администрации Старо-Акульшетского МО, что в феврале 2018г. у них занимался один специалист, который не проверял категорию, а в марте 2018г. другой специалист, который и обнаружил не соответствие категории земельного участка, считают безосновательными, так как полномочия по распоряжению земельными участками переданы юридическому лицу, а не физическому лицу - специалисту ДУМИ, договора аренды 30.10.2017г. переданы юридическому лицу ДУМИ Тайшетского района, которое на сегодня и обратилось с административным иском, поэтому не имеет значение, когда и какой специалист выявил, как они считают, противоречия действующему законодательству.
В соответствии с п.7-8 ст.219 КАС РФ пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, административным истцом суду не представлено, срок для обращения в суд пропущен истцом без уважительных причин.
Считают, что можно применить аналогию закона, в данном случае гражданского законодательства, бремя доказывания наличия обстоятельств, свидетельствующих о перерыве, приостановлении течения срока исковой давности, возлагается на лицо, предъявившее иск.
В соответствии со статьей 205 ГК РФ в исключительных случаях суд может признать уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца - физического лица, если последним заявлено такое ходатайство и им представлены необходимые доказательства.
По смыслу указанной нормы, а также пункта 3 статьи 23 ГК РФ, срок исковой давности, пропущенный юридическим лицом, а также гражданином - индивидуальным предпринимателем по требованиям, связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска, разъяснено ПП ВС РФ от 29.09.2015 № 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности”.
Обращение в суд с административным исковым заявлением от 22.08.2018г. говорит о пропуске истцом срока исковой давности.
В соответствии с п.8 ст.219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В соответствии со ст.62 КАС РФ, административный истец обязан 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, ссылается как на основания своих требований.
Согласно ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, суд наряду с другими обстоятельствами, выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд;
Считают, что суду не представлены доказательства о том, какие права, свободы и законные интересы административного истца нарушены, заключенными договорами аренды и постановлениями № 95, 131.
Что касается ссылки истца на справку Росреестра, о том, что спорные земельные участки находятся на землях сельхоз назначения, то из представленного суду архивного дела земель ЗАО «Тайшетское» невозможно установить к какой категории относятся спорные земельные участки, т.к. они там отсутствуют и не обозначены.
При этом в отзыве, Росреестр и кадастровая палата подтверждают, что сведения о категории земли спорных участков в ЕГРН отсутствовали.
Согласно п. 11 ст. 62 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004г. № 172, в случае, если категория земель не указана в Едином государственном реестре недвижимости, правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельный участок, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся с учетом требований части 12 настоящей статьи. Что и было сделано Администрацией Старо-Акульшетского МО.
Представитель административного соответчика филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В обоснование отзыва указал, что заявителем не представлено ни одного доказательства нарушения его прав и законных интересов, а также нарушения конкретных норм права ФГБУ «ФКП Росреестра». Земельные участки поставлены на кадастровый учет в соответствии с представленными на земельные участки документами. Оснований для отказа и приостановления регистрационных действий не имелось. Основания для запроса землеустроительной документации из госфонда данных не имелось. Правила землепользования и застройки Тайшетского района Старо-Акульшетского муниципального образования до настоящего времени не внесены в ЕГРН, определить в какой территориальной зоне расположены спорные земельные участки, не представляется возможным. У ФГБУ «ФКП-Росреестра» отсутствуют полномочия по контролю за действиями органов местного самоуправления по формированию земельных участков, в данном случае, за действиями администрации Старо-Акульшетского муниципального образования.
Заинтересованное лицо ФИО3, ее представитель и представитель ФИО4 - ФИО5 просили суд в удовлетворении административных исковых требований отказать, в связи с пропуском административным истцом срока обращения в суд с настоящими требованиями. ДД.ММ.ГГГГФИО4 и ФИО3 обращались к истцу с заявлениями о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию здания СТО и гаража, письмами от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ им отказано в выдаче разрешений, земельные участки относятся к землям сельхозназначения и не предназначены для строительства объектов недвижимости. Таким образом, довод административного истца, изложенный в административном иске о том, что только ДД.ММ.ГГГГ в ходе судебного заседания ему стало известно о незаконном изменении категории земельных участков, не нашел своего подтверждения. Фактически с ДД.ММ.ГГГГ полномочия сельских и поселковых администраций, по распоряжению земельными участками, переданы в районную администрацию. Одновременно с этим истцу передавалась вся документация по земле и договора аренды, уплачивалась арендная плата, при этом истец не предпринимал попыток самостоятельно, своевременно проверить информацию, содержащуюся в переданных документах.
Заинтересованное лицо ФИО4 о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, с учетом мнения участвующих в рассмотрении дела лиц, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области, заинтересованного лица ФИО4
Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (чч. 2 и 3 ст. 36).
В соответствии с пп.8 п.1 ст. 1 ЗК РФ земельное законодательство основывается, в том числе, на принципе деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Земли в Российской Федерации согласно пп.1 п.1 ст. 7 ЗК РФ по целевому назначению подразделяются, в том числе, на земли сельскохозяйственного назначения; а также земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения
В соответствии со ст. ст. 77-78 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Статья 79 названного закона определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пп. 1 и 4).
В соответствии со ст. 87 ЗК РФ землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).
Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГсК РФ) определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, чч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37).
Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно постановлениям администрации Старо-Акульшетского МО № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГФИО4 и ФИО3 получили предварительное согласование предоставления земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, в 42 м на юг от ручья Крутенький, 42 м на юго-запад от восточной границы <адрес>, 394 м на север от пересечения <адрес> в <адрес> и автомобильной дороги ’’Тайшет-посёлок ж.д. станции Акульшет”, площадью 2500 кв.м., территориальная зона «П1» (земельный участок ФИО4);
<адрес>, в 409 м. на юг от южной границы <адрес>, <адрес><адрес>, <адрес>", площадью 2200 кв.м. территориальная зона «П1» (земельный участок ФИО3).
Указанными постановлениями утверждены схемы расположения земельных участков, присвоены вышеуказанные адреса, определен вид разрешенного использования земельных участков - общественное использование объектов капитального строительства, для коммунального обслуживания, указаны категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
В соответствии с 2 ч.1 ст. 8 ЗК РФперевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Муниципальное учреждение администрация Старо-Акульшетского муниципального образования не является органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, что подтверждается уставом учреждения.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ земельные участки поставлены на кадастровый учет, им присвоены кадастровые номера № (участок ФИО4) и № (участок ФИО3), и выданы кадастровые паспорта, с указанием в паспортах категории земельных участков и вида разрешенного использования, в соответствии с постановлениями администрации Старо-Акульшетского МО № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ответу Управления Росреестра по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с материалами государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а именно с Делом по выявлению деградированных и неиспользуемых сельхозугодий, использованию земельных долей на различных правах собственности в ЗАО «Тайшетское» Тайшетского района (2001, инв. №), земельные участки № (участок ФИО4) и № (участок ФИО3), расположены на землях сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 2 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков (ч.13 ст. 11.10 ЗК РФ).
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются:
1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка;
3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;
5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
Как усматривается из выкопировок из карты градостроительного зонирования правил землепользования и застройки Старо-Акульшетского муниципального образования, утвержденных решением Думы Старо-Акульшетского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ№, а также из генерального плана Старо-Акульшетского муниципального образования, утвержденного решением Думы Старо-Акульшетского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ№, земельные участки № (участок ФИО4) и № (участок ФИО3) обозначены бледно желтым цветом, функциональная зона - земли сельскохозяйственных угодий.
Согласно плану земель ЗАО «Тайшетское», представленному по запросу суда, земельные участки № (участок ФИО4) и № (участок ФИО3) расположены в контуре №, который относится к землям сельхозугодий, землеустроительная документация в отношении спорных земельных участков в госфонде данных отсутствует. Из плана не усматривается конкретное указание того, что спорные земельные участки находятся в контуре №, отнесенном к сельхозугодьям, при этом стороны не представили суду доказательств оспаривающих выкопировки из карты градостроительного зонирования правил землепользования и застройки Старо-Акульшетского муниципального образования, а также из генерального плана Старо-Акульшетского муниципального образования, представленных административным истцом, где имеется указание на место положение спорных земельных участков и цветовое их определение.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля главный специалист администрации Старо-Акульшетского муниципального образования ФИО10 пояснила, что в 2016 году к ним в администрацию обратились ФИО3 и ФИО4 с заявлениями о предоставлении им земельных участков в аренду. У них в администрации имелся ответ из Росреестра относительно земельных участков находящихся рядом с участками ФИО3 и ФИО4, согласно которому соседние участки, рядом расположенные участки, имели категорию «земли промышленности». В связи с чем, администрация не стала запрашивать какие-то дополнительные сведения и установила категорию земель – земли промышленности. Кроме того, в том районе не установлена определенная категория земель, генпланом также не установлены территориальные зоны, земли до ручья «Крутенький» на карте имеют обозначение земли государственного земельного запаса. После того, как земельные участки были выделены ФИО4 и ФИО3, земельные участки приведены в нормальное состояние, участки отсыпаны, засыпаны овраги, выравнены, ликвидирована свалка, возведены постройки, сейчас истец хочет возвратить земли в прежнее состояние, при этом не жалеет тех средств которые ФИО4 и ФИО3 затратили на земельные участки. <адрес> не выражал желание заниматься переданными ему земельными участками в июне 2017 года. Осенью 2017 года Старо-Акульшетское МО в полном объеме передало <адрес> документацию относительно земельных участков, только после того как ФИО4 и ФИО3 обратились в администрацию <адрес>, администрация стала проверять задолго переданную им документацию по земельным участкам.
В подтверждение доводов своих возражений представитель административного соответчика ФИО2 представила суду на обозрение подлинник карты градостроительного зонирования правил землепользования и застройки Старо-Акульшетского муниципального образования, где земли вдоль ручья «Крутенький» обозначены бледно желтым цветом, на публичной кадастровой карте отображены спорные земельные участки, которые находятся вдоль ручья «Крутенький». Согласно выпискам из ЕГРН земельные участки № и т.д., находящиеся рядом со спорными земельными участками, что усматривается из копий публичной кадастровой карты, также как и спорные относятся к землям промышленности. Земельный участок № находится в пределах земельного участка № (участок ФИО3), при этом, в отличие от земельного участка ФИО3, относится к землям промышленности, с видом разрешенного использования – под существующей гаражной постройкой.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что земельные участки № (участок ФИО4) и № (участок ФИО3) относятся к землям сельскохозяйственного назначения, постановлениями администрации Старо-Акульшетского МО № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ категория спорных земельных участков не установлена, а изменена, указанные действия произведены учреждением незаконно.
Судом установлено, что действия по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков № (участок ФИО4) и № (участок ФИО3) осуществлены филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выписками из ЕГРН.
На момент совершения учетных действий действовал Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а также приказ Росреестра от 11.03.2010 № П/93 «О наделении Федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета – ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Иркутской области. С 01.01.2017 действия по государственному кадастровому учету недвижимого имущества, ведению ЕГРН, предоставлению сведений из ЕГРН осуществляет Управление Росреестра по Иркутской области, в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Частью 3 ст. 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о кадастре, сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Статья 22 Закона о кадастре предусматривала перечень документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета земельных участков, такими документами является заявление и межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о земельном участке), - запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 8 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия им в пределах его компетенции решения, в связи с которым требуется внесение изменений в указанные в пункте 7, 13, 14, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона кадастровые сведения, представляет в орган кадастрового учета копию такого решения (ч.8 ст.15 Закона о кадастре).
Судом установлено, что ФИО4 и ФИО3 предоставлялись в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области заявления о постановке на учет земельных участков, межевые планы, а также постановления администрации Старо-Акульшетского МО № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, которыми изменена категория земельных участков.
Согласно ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (далее - решение о приостановлении), если такое приостановление допускается в соответствии с правилами настоящей статьи. Осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости.
Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» на момент совершения учетных действий в отношении спорных земельных участков являлся федеральным органом исполнительной власти, по осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по проведению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства и т.д. В соответствии с ч. 2-3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Таким образом, филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области обязано было, на момент обращения к ним ФИО4 и ФИО3, и имело возможность и полномочия, проверить кадастровые сведения (материалы госфонда данных) об объектах недвижимости, как это сделало Управление Росреестра по Иркутской области в 2018 году, при подготовке ответа на запрос суда от ДД.ММ.ГГГГ и приостановить осуществление кадастрового учета спорных земельных участков, а в последствии, в случае истечения срока приостановления осуществления кадастрового учета и не устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, отказать в осуществлении кадастрового учета спорных земельных участков. Указанное филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» не было совершено, произведена незаконная постановка на кадастровый учет земельных участков в части внесения незаконных сведений о категории земель и виде разрешенного использования.
В силу части 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон №-Ф3) к вопросам местного значения муниципального района в том числе, относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (п. 3); создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству (волонтерству) (п. 25).
Указанные вопросы местного значения отнесены к компетенции Тайшетского района (ст. 6 Устава муниципального образования "Тайшетский район”).
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Статья 72 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления относит контроль за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (муниципальный земельный контроль).
В соответствии с абз. 3 ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЭ (ред. от 29.07.2017) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ осуществление полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, передано Муниципальному образованию "Тайшетский район", в лице Департамента по управлению муниципальным имуществом администрации Тайшетского района, переименованного в Комитет по управлению муниципальным имуществом строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации Тайшетского района, в соответствии с решением Думы Тайшетского района № от ДД.ММ.ГГГГ.
На спорные земельные участки государственная собственность не разграничена, они находились в пользовании у ФИО4 и ФИО3 на основании договоров аренды, следовательно, с ДД.ММ.ГГГГ муниципальный земельный контроль в отношении указанных земельных участков осуществляло Муниципальное образование "Тайшетский район", в лице ДУМИ, ныне КУМИ.
Согласно ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Судом достоверно установлено, что договоры долгосрочной аренды земельных участков (оригиналы), заключенные за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с приложением пакета документов, являющихся основанием для заключения, в том числе, договоры с пакетом документов (постановлениями администрации Старо-Акульшетского МО № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ) на земельные участки № (участок ФИО4) и № (участок ФИО3), переданы в ДУМИ Тайшетского района (ныне – КУМИ Тайшетского района) – ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается подписью специалиста ДУМИ.
Таким образом, ДУМИ Тайшетского района (ныне – КУМИ Тайшетского района) с ДД.ММ.ГГГГ имел возможность и полномочия проверить переданные ему документы, сопоставив категорию земель с правилами землепользования и застройки муниципальных образований Тайшетского района, поскольку администрация Тайшетского района имеет для этого необходимый ей штат работников, создала для осуществления муниципального земельного контроля департамент, ныне комитет, тем не менее административным истцом не было совершено своевременных и необходимых действий в сроки, предусмотренные законом.
С исковым заявлением, в обоснование доводов которого КУМИ указал, что категория земельных участков № (участок ФИО4) и № (участок ФИО3) изменена администрацией Старо-Акульшетского МО незаконно, КУМИ обратился в Тайшетский городской суд - ДД.ММ.ГГГГ. С требованиями о признании незаконными постановлений администрации Старо-Акульшетского МО № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ КУМИ обратился в Тайшетский городской суд только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с пропуском срока, предусмотренного ст. 219 КАС РФ.
Действия МУ «администрация Старо-Акульшетского муниципального образования», выразившиеся в вынесении постановлений № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, послужили основаниями к внесению незаконных сведений в ЕГРН о категории земель и разрешенном использовании земельных участков, без признания незаконными постановлений нельзя признать незаконными действия филиала «ФГБУ Росреестра по Иркутской области», следовательно, срок для обращения с требованиями о признании незаконными действий филиала «ФГБУ Росреестра по Иркутской области», административным истцом также пропущен. Кроме того, сведения ЕГРН являются общедоступными, в соответствии с этими сведениями в описи (переданных истцу договоров и документов) от ДД.ММ.ГГГГ указана категория земель, таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ административный истец узнал, что категория спорных земельных участков - земли промышленности, на сельскохозяйственного назначения.
Довод административного истца, указанный в административном исковом заявлении, о том, что факт того, что земельные участки, предоставленные ФИО6 и ФИО3, относятся к землям сельскохозяйственного назначения, установлен в ходе судебного разбирательства, состоявшегося ДД.ММ.ГГГГ, при оглашении судом сведений предоставленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ, не обоснован. Поскольку как усматривается из копий исковых заявлений КУМИ Тайшетского района от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, административный истец на момент обращения с иском от ДД.ММ.ГГГГ знал о том, что земельные участки, находящиеся в пользовании ФИО4 и ФИО3, являются землями сельхозназначения, а не землями промышленности, указывал в обоснование исковых требование, что администрация Старо-Акульшетского МО незаконно предоставила ФИО4 и ФИО3 земельные участки как земли промышленности, фактически земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения.
Заявление представителя административного истца от ДД.ММ.ГГГГ о восстановлении срока обращения в суд не подлежит удовлетворению, поскольку административным истцом не представлены суду уважительные причины пропуска срока. Административный истец имел возможность и полномочия, до обращения к ним ФИО3 и ФИО4, проверить поступившую ДД.ММ.ГГГГ документацию, относительно переданных ему земельных участков. Доказательств того, что существует какой-то график проверки земельной документации, порядок согласования указанного графика, административным истцом не представлено. Как усматривается из действующего законодательства, органы местного самоуправления муниципального района осуществляют свои полномочия, в том числе в части муниципального земельного контроля, постоянно, а не в соответствии с согласованным графиком.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что административные исковые требования КУМИ Тайшетского района не подлежат удовлетворению, в связи с пропуском административным истцом срока обращения в суд с настоящими требованиями.
Руководствуясь ст. ст. 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Иркутской области, Муниципальному учреждению «Администрация Старо-Акульшетского муниципального образования» о
признании незаконными действий филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области по постановке земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, <адрес>, на кадастровый учет в части дополнительных сведений о категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения и разрешенного использования - общественное использование объектов капитального строительства, для коммунального обслуживания;
обязании Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Иркутской области внести изменения в дополнительные сведения Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером №, путем уточнения сведений о категории земель и вида разрешенного использования земельного участка, установив земельному участку с кадастровым номером №, находящемуся по адресу: <адрес>, категорию: земли «сельскохозяйственного назначения», с видом разрешенного использования земельного участка: «сельскохозяйственное использование»;
признании незаконным действия филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области о постановке земельного участка, находящегося по адресу: Российская Федерация, <адрес> на кадастровый учет в части дополнительных сведений о категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения и разрешенного использования - общественное использование объектов капитального строительства, для коммунального обслуживания;
обязании Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Иркутской области внести изменения в дополнительные сведения Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером №, путем уточнения сведений о категории земель и вида разрешенного использования земельного участка, установив земельному участку с кадастровым номером №, находящемуся по адресу: Российская Федерация, <адрес> категорию: земли "сельскохозяйственного назначения", с видом разрешенного использования земельного участка: "сельскохозяйственное использование";
признании незаконным постановление Администрации Старо-Акульшетского муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ;
признании незаконным постановление Администрации Старо-Акульшетского муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ - Комитету по управлению муниципальным имуществом, строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации Тайшетского района, отказать.
Решение может быть обжаловано в Административную коллегию по административным делам Иркутского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Тайшетский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированный текст решения суда будет изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Е.А. Клинова