Дело № 2а-1523/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 ноября 2019 года г. Переславль-Залесский
Переславский районный суд, в составе председательствующего Калиновской В.М., при секретаре Рушальщиковой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ярославского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц и РФ к Департаменту охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области о понуждении осуществить действия,
УСТАНОВИЛ:
Ярославский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц и РФ обратился в Переславский районный суд с административным иском к Департаменту охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области о понуждении осуществить действия, просит возложить обязанность по: определению ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы водного объекта в соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ;
описанию границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта, их координат и опорных точек, а также отображению указанных границ на картографических материалах;
предоставлению в установленном порядке сведений о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы, включающих картографические материалы, в отдел водных ресурсов Верхнее-Волжского БВУ по Ярославской области для внесения их в государственный водный реестр;
предоставлению сведений о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта, их координатах и опорных точках в уполномоченный орган для регистрации в ЕГРН;
установить срок до 31.12.2020 года.
Требование мотивировано тем, что Ярославской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения органами государственной власти Ярославской области законодательства об охране и использовании водоохранных зон, прибрежных защитных полос водных объектов. Проверкой установлено, что границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос водного объекта – оз. Плещеево, расположенного на территории Переславского района Ярославской области, не определены. При отсутствии соответствующих сведений в ЕГРН при рассмотрении вопросов, например, о предоставлении земельных участков, в отношении территорий, фактически являющихся зонами с особыми условиями, возможно принятие неправомерного решения об использовании соответствующих земель с отступлением от требований законодательства. Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим государственное регулирование по использованию и охране водных объектов на территории Ярославской области, выполняет функции по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Ярославской области, кроме Угличского, Рыбинского и Горьковского водохранилищ. Озеро Плещеево расположено на территории Переславского района Ярославской области, Площадь зеркала 50,8 км.2. Границы водоохраной зоны и границы прибрежной защитной полосы указанного водного объекта не установлены. Соответствующие сведения в ЕГРН отсутствуют. Информация о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта в государственный водный реестр не внесена. Выявленное в деятельности Департамента нарушение закона не позволяет обеспечить защиту гарантированного ст. 42 Конституции РФ, ст. 6 Водного кодекса РФ права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду и на доступ к водным объектам общего пользования, их беспрепятственного использования для личных и бытовых нужд. Отсутствие обозначенных в натуре границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос федеральных водных объектов может повлечь за собой неправомерное занятие и использование земель водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов и как следствие, загрязнение (засорение) водного объекта. В связи с тем, что водные объекты общего пользования находятся в собственности РФ, непринятие мер к охране водных объектов нарушает права РФ. Требования основаны на положениях ст. 3, ч. 1 ст. 8, ч. 2 ст. 7, ч. 1 ст. 55, п. 2 ч. 1 ст. 26, ч. 1, ч. 2 ст. 65, ч. 15-17 ст. 65, ч. 18 ст. 65 Водного кодекса РФ, п. 2, п. 3, п. 4, п. 5 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 года № 17, ст. 1 ГрК РФ, п. 3 ч. 2 ст. 7, ст. 10, ч. 1 ст. 44 ФЗ № 218-ФЗ от 13.07.2015 года «О государственной регистрации недвижимости», ст. 56 ЗК РФ.
В судебном заседании административный истец в лице старшего помощника Ярославского межрайонного природоохранного прокурора Шараповой А.В. требования поддержала.
Представитель административного ответчика Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области в судебном заседании не участвовал, извещен надлежаще, причины неявки суду не известны. От представителя административного ответчика по доверенности ФИО1 поступило заявление о признании искового заявления. Согласно п. 2.2. Положения о департаменте охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, утвержденного постановлением Администрации области от 20.03.2007 года № 95, департамент осуществляет переданные полномочия в области водных отношений и ежегодно в рамках выделенных бюджетных ассигнований (федеральных субвенций) реализует мероприятия по охране водных объектов, в том числе по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов. Указанного объема финансирования недостаточно для осуществления в полном переданных полномочий, направленных на осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в собственности РФ и расположенных на территории Ярославской области. Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 157 КАС РФ департамент признает исковые требования прокурора. Последствия признания административного искового заявления разъяснены и понятны (л.д.43-44,55-57).
Представитель заинтересованного лица Отдела водных ресурсов Верхнее-Волжского бассейнового водного управления по Ярославской области в судебном заседании не участвовал, извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ «Национальный парк «Плещеево озеро» в судебном заседании не участвовал, извещен надлежаще, причины неявки суду не известны.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
На территории Ярославской области Переславского района расположено озеро Плещеево (л.д.14-17).
Из материалов дела судом установлено, что Департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области не проводились работы по определению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос, в том числе озера Плещеево. Проведение соответствующих работ на указанных водных объектах в границах территории Ярославской области запланировано в 2020 году за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета (л.д.18-19).
Пунктом 2 части 1 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
При этом, охрана водных объектов - система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов (п. 17 ст. 1 Водного кодекса РФ).
В соответствии с 4.1 и ч. 2 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Частями 15 - 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации установлены ограничения и запреты на использование земель в пределах границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов.
В соответствии с ч. 18 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов (далее - границы), в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 № 17 утверждены Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов (далее - Правила).В соответствии с п. 2 Правил установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос.
В силу п. 3 Правил установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации - органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 4 Правил в целях установления границ органами государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивается:
а) определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации;
б) описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек;
в) отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах;
г) установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.
В соответствие с п. 5 Правил Сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе картографические материалы, представляются в месячный срок в бумажном и электронном виде (в том числе в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных) в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр в соответствии с Положением о ведении государственного водного реестра, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. № 253 «О порядке ведения государственного водного реестра».
Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации водоохранные зоны отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий.
Согласно п. 3 ч.2 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ).
Статьей 10 указанного закона установлено, что в реестр границ вносятся следующие сведения о зонах с особыми условиями использования территорий: 1) индивидуальные обозначения таких зон и территорий (вид, тип, номер, индекс и другие обозначения); 2) описание местоположения границ таких зон и территорий; 3) наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, о создании таких территорий; 4) реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений; 5) реквизиты соглашения о создании особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации; 6) содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий (в отношении зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий).
Согласно ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о такой зоне в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Исключение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, о такой части земельного участка осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о прекращении существования такой зоны в порядке межведомственного взаимодействия.
В соответствии со ст. 56 Земельного кодекса права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом и иными федеральными законами. При этом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в зонах с особыми условиями использования территории.
Согласно ч. 6 ст. 56 Земельного кодекса ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Административным ответчиком заявлено о признании иска в письменном заявлении, направленном в адрес суда.
Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим государственное регулирование по использованию и охране водных объектов на территории Ярославской области (Положение о Департаменте охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, утвержденное Постановлением Администрации Ярославской области от 20.03.2007 года № 95).
Согласно ч. 1 ст. 157 КАС РФ, заявление административного истца, его представителя об отказе от административного иска, о признании административного иска административным ответчиком, его представителем и условия соглашения о примирении сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями. Изложенные в письменной форме заявление об отказе от административного иска или о признании административного иска и условия соглашения о примирении сторон приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.
В соответствии с ч. 3 ст. 157 КАС РФ, в случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Оценивая в совокупности материалы и обстоятельства дела, учитывая приведенные нормы закона, признание иска административным ответчиком, принятое судом, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования удовлетворить.
Обязать Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области в срок до 31 декабря 2020 года осуществить действия в отношении озеро Плещеево по:
определению ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы водного объекта в соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ;
описанию границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта, их координат и опорных точек, а также отображению указанных границ на картографических материалах;
предоставлению в установленном порядке сведений о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы, включающих картографические материалы, в отдел водных ресурсов Верхне-Волжского БВУ по Ярославской области для внесения их в государственный водный реестр;
предоставлению сведений о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта, их координатах и опорных точках в уполномоченный орган для регистрации в ЕГРН.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Переславский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья: Калиновская В.М.
Мотивированное решение изготовлено 13.11.2019 года.