ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1523/19 от 15.03.2019 Октябрьского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 2а-1523/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

15 марта 2019 года

город Архангельск

Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:

председательствующего судьи Саблиной Е.А.,

при секретаре Кузнецовой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Марыгиной Е. В. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Архангельску, отделу по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Архангельску, Фуфаевой И. В., начальнику отдела по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Архангельску о признании незаконными действий, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

установил:

Марыгина Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Архангельску (далее также УМВД России по г. Архангельску), отделу по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Архангельску (далее также – ОВМ УМВД России по г. Архангельску), Фуфаевой И. В., начальнику отдела по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Архангельску (далее также – начальник ОВМ УМВД России по г. Архангельску) о признании незаконными действий, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

Просит признать незаконными действия УМВД России по г. Архангельску по возврату заявления о регистрации по месту пребывания незаконными. Обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию по месту пребывания Марыгиной Е.В. и несовершеннолетней Марыгиной В.М.

В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ОВМ УМВД России по г. Архангельску с заявлением о регистрации по месту пребывания в <адрес> в г. Архангельске себя и своей малолетней дочери Марыгиной В.М.ДД.ММ.ГГГГ документы были возвращен без исполнения, со ссылкой на утрату её паспортом целостности. Полагает данные действия начальника ОВМ УМВД России по г. Архангельску Фуфаевой И.В. незаконными. Основания для отказа в приеме документов отсутствовали. Фактически документы были приняты на рассмотрение. Представленный ею паспорт недействительным не являлся.

В судебном заседании Марыгина Е.В. заявленные требования и доводы в их обоснование поддержала в полном объеме. Указала, что предъявленный ею паспорт позволял установить её личность.

Представитель УМВД России по г. Архангельск по доверенности Лучников А.А. в судебном заседании с иском не согласился. Подтвердил факт обращения Марыгиной Е.В. с заявлением о регистрации по месту пребывания как в отношении себя, так и в отношении её дочери Марыгиной В.М. Указал, что документы в отношении Марыгиной Е.В. были возвращены без исполнения. Не отрицал, что паспорт Марыгиной Е.В. является подлинным, позволяет с достоверностью установить личность заявителя. Указал, что в связи с утратой его целостности он подлежит замене. Соответственно необходимые для оказания государственной услуги документы заявителем представлены не были. Заявление в отношении Марыгиной В.М. также возвращено без исполнения, поскольку место жительства ребенка определяется местом жительства его законного представителя.

ОВМ УМВД России по г. Архангельску, Фуфаева И.В., МУ «ИРЦ» о месте и времени проведения судебного заседания извещены.

Определением суда дело рассмотрено при данной явке.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156 установлено что Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах (п. 3).

На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу указания ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

соблюдены ли сроки обращения в суд;

соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу указания ст. 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее также – Закон № 5242-1) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

В целях указанного Закона под местом пребывания понимается в том числе не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в котором он проживает временно (ст. 2 Закона № 5242-1).

На основании положений ст. 3 Закона № 5242-1 в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.

В силу указания ст. 5 Закона № 5242-1 гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, если жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства, находится в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации.

Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина Российской Федерации по месту пребывания не позднее трех рабочих дней со дня получения им от гражданина или от лица, ответственного за прием и передачу в орган регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, заявления о регистрации по месту пребывания по установленной форме и иных документов, необходимых для такой регистрации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее также – Правила).

Так, в силу указания п. 5 Правил документами, удостоверяющими личность граждан Российской Федерации (далее именуются - документы, удостоверяющие личность), необходимыми для осуществления регистрационного учета, являются:

паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;

свидетельство о рождении - для лиц, не достигших 14-летнего возраста;

Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок более чем 90 дней, обязаны до истечения указанного срока обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить:

документ, удостоверяющий личность;

заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания;

документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).

Лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные в пункте 9 настоящих Правил, в органы регистрационного учета.

Органы регистрационного учета не позднее 3 рабочих дней со дня получения ими от гражданина или от лица, ответственного за прием и передачу в орган регистрационного учета документов, заявления о регистрации по месту пребывания по установленной форме и иных документов, необходимых для такой регистрации, за исключением случаев, предусмотренных абзацами пятым, шестым и девятым пункта 9 настоящих Правил, регистрируют граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, в установленном порядке и выдают гражданину или лицу, ответственному за прием и передачу в орган регистрационного учета документов, от которых поступили документы, свидетельство о регистрации по месту пребывания.

Из материалов дела усматривается, что Марыгина Е.В.ДД.ММ.ГГГГ обратилась в МУ «ИРЦ» с заявлениями о регистрации по месту пребывания в <адрес> в г. Архангельске себя и своей несовершеннолетней дочери Марыгиной В.М., родившейся ДД.ММ.ГГГГ. В качестве документа, удостоверяющего личность, представила паспорт гражданина Российской Федерации.

Представленные документы ДД.ММ.ГГГГ по описи переданы в ОВМ УМВД России по г. Архангельску.

Заявления Марыгиной Е.В. о регистрации по месту пребывания возвращены начальником ОВМ УМВД России по г. Архангельску Фуфаевой И.В. без исполнения со ссылкой на п. 12 Положения «О паспорте гражданина РФ». Указано, что паспорт подлежит замене, утрачена целостность документа. Документы получены административным истцом ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом МВД России от 31.12.2017 № 984 утвержден Административный регламент Министерства Внутренних Дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее также – Административный регламент № 984).

В силу указания п.п. 58.2 Административного регламента № 984 основанием для отказа в приеме заявления о регистрации и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является в том числе отсутствие документов, обязательное представление которых предусмотрено Административным регламентом (в том числе паспорта п. 41.1 Административного регламента № 984).

Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.

Положение о паспорте гражданина Российской Федерации утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 № 828 (далее также – Положение № 828).

В частности п. 6 Положения № 828 определено, что паспорт, в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные настоящим Положением, является недействительным. В п. 7 Положения № 828 установлен срок действия паспорта. В силу указания п. 12 Положения № 828 замена паспорта производится в том числе в случае непригодности паспорта для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин.

В силу указания п. 72.9 Административного регламента министерства внутренних дел Российской Федерации по Предоставлению Государственной Услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (утвержден приказом МВД России от 13.11.2017 № 851) непригодность паспорта для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин (в том числе при отсутствии возможности проставления на страницах паспорта обязательных штампов или отметок; изменения сведений о детях, не достигших 14-летнего возраста, отметки о которых внесены в паспорта родителей).

При этом, действующим законодательством не установлены критерии, в соответствии с которыми паспорт может считаться непригодным для дальнейшего использования.

Вместе с тем, поскольку паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим его личность, суд полагает, что данный документ (при отсутствии обстоятельств, поименованных в п. 6, 7 Положения № 828) является непригодным для дальнейшего использования в случае, если его износ или повреждения таковы, что не позволяют с достоверностью установить личность гражданина Российской Федерации.

В данном случае, в паспорте Марыгиной Е.В. подклеена клейкой лентой (скотчем) первая страница. При этом данный документ позволяет с достоверностью установить личность гражданина Российской Федерации. Указанный документ недействительным не является. Паспорт Марыгиной Е.В. был представлен в комплекте документов вместе с заявлением. Таким образом, оснований для возвращения заявления без исполнения не имелось. Кроме того, сама по себе необходимость дальнейшей замены паспорта (в том числе в случае его износа) не свидетельствует о том, что паспорт не был представлен вместе с заявлением о регистрации по месту пребывания.

Вопреки доводам представителя административного ответчика принятое решение нарушило права Марыгиной Е.В. и её малолетнего ребенка. Действительно, Марыгина Е.В. имеет регистрацию по месту жительства на территории г. Архангельска, соответственно может не регистрироваться по месту пребывания в случае временного проживания в ином жилом помещении на территории Архангельской области. Вместе с тем, от факта регистрации в жилом помещении, расположенном на той или иной территории зависит возможность получения различных государственных и муниципальных услуг, в том числе прикрепление к конкретной поликлинике, или возможность поступления несовершеннолетнего в образовательную организацию, закрепленную за определённой территорией с целью получения основного общего образования. Марыгина Е.В. в судебном заседании пояснила, что отсутствие регистрации по месту пребывания препятствует реализации права её дочери на поступление в конкретную школу.

По изложенным основаниям заявленные требования подлежат удовлетворению.

Поскольку заявление Марыгиной Е.В. о регистрации её и Марыгиной В.М. по месту пребывания фактически не рассматривалось, возвращено без рассмотрения, в порядке восстановления нарушенных права административного истца на Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Архангельску следует возложить обязанность рассмотреть заявления Марыгиной Е.В. о регистрации по месту пребывания Марыгиной Е.В., Марыгиной В.М.

Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Архангельску следует сообщить об исполнении решения в суд и Марыгиной Е.В. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании положений ст. 106, 111 КАС РФ следует взыскать с УМВД России по г. Архангельску в пользу Марыгиной Е.В. 300 руб. госпошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 258 КАС РФ, суд

решил:

административный иск Марыгиной Е. В. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Архангельску, отделу по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Архангельску, Фуфаевой И. В., начальнику отдела по вопросам миграции Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Архангельску о признании незаконными действий, возложении обязанности устранить допущенные нарушения удовлетворить.

Признать незаконным действия начальника отдела по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Архангельску Фуфаевой И. В., выраженные в возврате без исполнения заявлений Марыгиной Е. В. о регистрации по месту пребывания Марыгиной Е. В., Марыгиной В. М. от ДД.ММ.ГГГГ.

Возложить на Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Архангельску обязанность рассмотреть заявления Марыгиной Е. В. о регистрации по месту пребывания Марыгиной Е. В., Марыгиной В. М..

Взыскать с Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Архангельску в пользу Марыгиной Е. В. судебные расходы в сумме 300 руб.

Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Архангельску сообщить об исполнении решения в суд и Марыгиной Е. В. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Архангельска.

Мотивированное решение изготовлено 20 марта 2019 года.

Председательствующий Е.А. Саблина