УИД 65RS0001-02-2020-006153-55
Дело №2а-1524/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 декабря 2021 года г.Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Перченко Н.Л.
при секретаре Булановой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО и ФИО
о признании недействующим постановления администрации г.Южно-Сахалинска от 08.05.2013 года № «Об утверждении проекта планировки проекта межевания центральной части <адрес>» в части установления проектных красных линий по территории земельного участка с кадастровым номером № (<адрес>) и планируемого изъятия части земельного участка,
признании недействующим постановления администрации г.Южно-Сахалинска от 08.05.2013 года № «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания центральной части <адрес>» в части включения земельного участка с кадастровым номером № (<адрес>) в зону учебно-образовательного назначения,
признании недействующим постановления администрации г.Южно-Сахалинска от 24.07.2019 года № «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания, предусматривающих размещение линейного объекта <адрес> части установления проектных красных линий по территории земельного участка с кадастровым номером № (<адрес>) и планируемого изъятия земельного участка с кадастровым номером № (<адрес>),
признании недействующим постановления администрации г.Южно-Сахалинска от 24.04.2020 года № «Об изъятии земельных участков для муниципальных нужд» в части изъятия для муниципальных нужд земельного участка образованного из земельного участка с кадастровым номером №,
установил:
ФИО и ФИО обратились в Южно-Сахалинский городской суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в его обоснование привели следующие обстоятельства.
Административные истцы являются собственниками (? доли каждый) земельного участка с кадастровым номером №, с видом разрешенного использования – под жилой дом, для жилищного строительства и находящегося на нем объекта недвижимости (двухквартирный жилой дом с кадастровым номером №<адрес>). 01 сентября 2021 года ФИО, ФИО в Департамент архитектуры и градостроительства г.Южно-Сахалинска было направлено уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта недвижимости (жилого дома) с кадастровым номером №. Уведомлением от 07.09.2021 года Департамент архитектуры и градостроительства отказал административным истцам в планируемом строительстве, указав на несоответствие указанных в уведомлении истцов параметров установленным параметрам и о недопустимости размещения объекта недвижимости на земельном участке с кадастровым номером №. Из обоснованного отказа истцам стало известно следующее. В соответствии с проектом планировки и проектом межевания центральной <адрес>, земельный участок с кадастровым номером №, <адрес>, расположен в границах зоны планируемого размещения объектов учебно-образовательного назначения, в связи с этим размещение объекта индивидуального жилищного строительства не допускается. Согласно Правилам землепользования и застройки на территории городского округа «<адрес>», утвержденных решением городского Собрания г.Южно-Сахалинска от 30.11.2013 года №, земельный участок с кадастровым номером №, отнесен к учебно-образовательной зоне (№), градостроительным регламентом которой размещение индивидуальных жилых домов не предусмотрено. Постановлением администрации г.Южно-Сахалинска от 24.04.2020 года № «Об изъятии земельных участков для муниципальных нужд», принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, образованного из земельного участка с кадастровым номером №. ФИО и ФИО считают вышеуказанные правовые акты незаконными и недействующими в части касающейся установления красной линии, разделяющей земельный участок истцов на изымаемый и образуемый и проходящей по стене жилого дома; включения земельного участка истцов в учебно-образовательную территориальную зону; изъятия принадлежащего административным истцам на праве собственности части земельного участка образуемого из земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, а также нарушающими права и законные интересы истцов как собственников земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости. На основании проекта плановики и проекта межевания центральной части города, утвержденных постановлением администрации г.Южно-Сахалинска № от 08.05.2013 года разработаны и утверждены проект планировки территории и проект межевания территории, предусматривающие размещение линейного объекта местного <адрес>. Согласно проекту межевания территории, предусматривающий размещение линейного объекта <адрес> земельный участок с кадастровым номером № разделен на изымаемый (<данные изъяты> Красная линия на графической части проекта проходит по стене двухквартирного жилого дома, а линия отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений, обозначенная синим пунктиром, проходит почти посередине жилого дома. Административные истцы считают, что проект планировки и проект межевания центральной части города, а также подготовленный на основании него проект планировки и проект межевания линейного объекта <адрес> в части установления красных линий по территории земельного участка с кадастровым номером №, которые проходят по стене жилого дома и разделяют земельный участок на изымаемый и образованный, противоречат Земельному кодексу РФ, Градостроительному кодексу РФ, Генеральному плану города, Правилам землепользования и застройки (в части неделимости земельных участков находящихся в зоне №); нарушают права и законные интересы истцов как собственников; делают невозможным использование образуемого земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости в соответствии с видом разрешенного использования. Проект планировки и проект межевания центральной части города является недействующим в части определения границ зоны планируемого расширения <адрес>, так как прошло более трех лет со дня утверждения данных проектов постановлением администрации № от 08.05.2013 года до принятия решения об изъятии земельного участка, образованного из земельного участка с кадастровым номером № для муниципальных нужд. Кроме того, истцы считают недействующим постановление администрации г.Южно-Сахалинска от 24.04.2020 года №Об изъятии земельных участков для муниципальных нужд земельного участка, образованного из земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, так как прошло более трех лет со дня утверждения постановлением администрации № от 08.05.2013 года проектов планировки и межевания центральной части города предусматривающих расширение <адрес> и планируемого изъятия части земельного участка до принятия решения об изъятии земельного участка, образованного из земельного участка с кадастровым номером № для муниципальных нужд. Включение земельного участка ФИО и ФИО в территориальную зону № Правил землепользования и застройки г.Южно-Сахалинска нарушает права и законные интересы истцов как собственников земельного участка и объекта недвижимости, делает невозможным использование земельного участка и объекта недвижимости по виду разрешенного использования существующего на данный момент.
Административные истцы просят суд признать недействующим постановление администрации г.Южно-Сахалинска от 08.05.2013 года № «Об утверждении проекта планировки проекта межевания центральной части <адрес>» в части установления проектных красных линий по территории земельного участка с кадастровым номером № (<адрес>) и планируемого изъятия части земельного участка, признать недействующий постановление администрации г.Южно-Сахалинска от 08.05.2013 года № «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания центральной части <адрес>» в части включения земельного участка с кадастровым номером № (<адрес>) в зону учебно-образовательного назначения, признать недействующим постановление администрации г.Южно-Сахалинска от 24.07.2019 года №-па «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания, предусматривающих размещение линейного объекта <адрес>» в части установления проектных красных линий по территории земельного участка с кадастровым номером № (<адрес>) и планируемого изъятия земельного участка с кадастровым номером № (<адрес>), признать недействующим постановление администрации г.Южно-Сахалинска от 24.04.2020 года № «Об изъятии земельных участков для муниципальных нужд» в части изъятия для муниципальных нужд земельного участка образованного из земельного участка с кадастровым номером №, признать недействующими Правила землепользования и застройки, утвержденные решением городского Собрания г.Южно-Сахалинска от 30.01.2013 года № в части включения земельного участка № в зону № и обязать привести территориальную зону земельного участка в соответствие с функциональной зоной данного земельного участка, утвержденной генеральным планом г.Южно-Сахалинска.
Определением суда от 23.12.2020 года административный иск в части требования о признании недействующими Правил землепользования и застройки в заявленной части возвращен административным истцам.
В судебном заседании административный истец ФИО поддержал заявленные требования по изложенным в административном исковом заявлении основаниям, заявил о злоупотреблении администрацией города правом на изъятие земельного участка в установленный законом срок, а также о нарушении административным ответчиком права истцов на восстановление жилого помещения.
Представитель администрации города Южно-Сахалинска ФИО в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в ранее представленных возражениях.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены.
Выслушав мнения участников административного процесса, заслушав заключение прокурора ФИО, данное ею в судебном заседании 01.12.2021 года о том, что административный иск надлежит удовлетворить, проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для частичного удовлетворения административного иска. Данный вывод основан на следующих обстоятельствах, доказательствах и законоположениях.
В силу пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.
На основании части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся, в том числе: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов, утверждение правил землепользования и застройки городских округов, утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территорий, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, принятие решений о развитии застроенных территорий.
Согласно части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Из содержания статей 42 и 43 Градостроительного кодекса РФ (в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений) следует, что проект планировки территории и проект межевания территории относятся к документации по планировке территории, которая подготавливается в целях реализации положений документов территориального планирования.
Основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии, а также границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры.
Подготовка проекта межевания территории осуществляется для установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.
При этом в соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2016 года №242-О, следует, что произвольное установление красных линий не допускается, уполномоченный орган должен разработать соответствующий проект на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий.
На основании части 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Особенности подготовки документации по планировке территории установлены статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, включающей: обязательное проведение публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.
Из материалов дела видно, что административные истцы ФИО и ФИО являются собственниками (общая долевая собственность - по 1/2 у каждого) земельного участка общей площадью <данные изъяты> с кадастровым номером №, <адрес>.
На данном участке располагался принадлежащий административным истцам жилой дом, согласно справке Отдела надзорной деятельности г.<данные изъяты> от 21.10.2019 года 17 октября 2019 года в жилом доме произошел пожар, дом полностью поражен огнем на общей площади <данные изъяты>
ФИО и ФИО обратились в Департамент архитектуры и градостроительства г.Южно-Сахалинска с уведомлением о реконструкции жилого дома, которое было рассмотрено уполномоченным органом и по результатам рассмотрения выдано уведомление о несоответствии параметров, указанных в уведомлении предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке. В обоснование принятого решения административный орган указал, что согласно проекту планировки с проектом межевания центральной части города Южно-Сахалинска, утвержденного постановлением администрации города от 08.05.2013 года №, земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах зоны планируемого размещения объектов учебно-образовательного назначения, в связи с этим размещение объекта индивидуального жилищного строительства не допускается. Кроме этого, постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 24.04.2020 года № принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, образованного из земельного участка с кадастровым номером №.
Постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 08.05.2013 года № утвержден проект планировки с проектом межевания центральной части <адрес>», в состав данного проекта вошел также чертеж планировки территории, согласно которому, принадлежащий административным истцам земельный участок находится в зоне учебно-образовательного назначения, при этом через данный участок проходят красные линии, обозначающие места общего пользования.
Постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 24.07.2019 года № утвержден проект планировки и проект межевания, предусматривающие размещение линейного объекта <адрес>, которым также установлены красные линии по территории земельного участка административных истцов.
Как видно из дела, стороной ответчика представлены данные, свидетельствующие о соблюдении администрацией города процедуры принятия нормативно-правовых актов – назначении и проведении публичных слушаний.
Согласно части 2 статьи 235 Гражданского кодекса РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Постановлением администрации города от 24.04.2020 года № предписано изъять для муниципальных нужд, в том числе, земельный участок с кадастровым номером №; сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельных участков, определить соглашениями об изъятии земельных участков для муниципальных нужд; решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия.
Стороной административных истцов было заявлено о злоупотреблении администрацией города своими правами – со дня принятия постановления № в распоряжении административного ответчика имелось три года для принятия решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд. Однако орган местного самоуправления, упустив данный срок и не изъяв участок, 24.07.2019 года принял постановление № (аналогичное постановлению №), основываясь на котором решил изъять земельный участок истцов, что следует из постановления №Об изъятии…».
С таким мнением согласиться нельзя в силу следующего.
Так, согласно части 12.6 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, на земельных участках, принадлежащих либо предоставленных физическим или юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, не действует в части определения границ зон планируемого размещения таких объектов в случае, если в течение трех лет со дня утверждения данного проекта планировки территории не принято решение об изъятии таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд (в редакции, действовавшей до 02.08.2019 года).
В настоящее время, указанная норма содержит в себе иной срок для принятия уполномоченным органом решения об изъятии земельных участков – шесть лет со дня утверждения проекта планировки территории.
Проанализировав содержание проектов планировки и проектов межевания, утвержденных постановлениями администрации города №, следует признать, что данные проекты идентичными друг другу не являются; то обстоятельство, что красные линии наложены на земельный участок административных истцов и тем проектом и другим, не указывает на то, что в распоряжении администрации города имелся пресекательный трехлетний срок, начало которого надлежит исчислять со дня принятия постановления №
Как следует из вышеприведенных норм, действующее законодательство прямо предусматривает возможность планировки уже застроенных территорий, запрета на совершение указанных действий в отношении земельных участков со сложившимся порядком пользования не имеется. Для учета интересов владельцев таких земельных участков предусмотрена процедура публичных слушаний, которая в данном случае проведена с соблюдением всех установленных законом требований.
В ходе судебного разбирательства суд выяснил, что установление оспариваемым постановлением № проектных красных линий в пределах границ земельного участка с кадастровым номером № № обусловлено планируемым благоустройством <адрес> – ее расширением с обустройством тротуаров для пешеходов.
Разработка проекта планировки с проектом межевания определена публично-правовыми целями градостроительной деятельности, направленными на устойчивое развитие территории города Южно-Сахалинска; утверждение нормативных правовых актов, которые оспариваются административными истцами, осуществлено компетентным органом, с соблюдением требований Градостроительного кодекса РФ.
По данному делу имеются основания только для удовлетворения требования о признании недействующим постановления администрации города Южно-Сахалинска от 08.05.2013 года №-па в части включения земельного участка с кадастровым номером № (<адрес>) в зону учебно-образовательного назначения.
Как видно из дела, 25.05.2021 года Сахалинским областным судом рассмотрено административное дело № по иску ФИО и ФИО о признании недействующими Правил землепользования и застройки на территории городского округа «<адрес>», утвержденных решением городского <данные изъяты> от 30.01.2013 года №, в части – данные Правила признаны недействующими в части отнесения земельного участка административных истцов к территориальной зоне № «<данные изъяты>». Суд пришел к выводу о том, что отнесение Правилами землепользования и застройки земельного участка истцов к территориальной зоне № привело к несоответствию с Генеральным планом городского округа с функциональной зоной «<данные изъяты>».
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам <данные изъяты> от 23.09.2021 года решение суда первой инстанции изменено лишь в части распределения судебных расходов.
Перечисленные судебные акты являются преюдициальными для настоящего административного дела, поскольку в ходе рассмотрения вышеуказанного дела судами были установлены обстоятельства, которые не подлежат повторной проверке и оценке. Таким образом, постановление администрации города Южно-Сахалинска от 08.05.2013 года № в части включения земельного участка с кадастровым номером № (<адрес>) в зону учебно-образовательного назначения надлежит признать недействующим.
С административного ответчика в пользу истцов на основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства РФ и части 2 статьи 333.18 Налогового кодекса РФ подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 177-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО и ФИО удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня его принятия постановление администрации города Южно-Сахалинска от 08.05.2013 года № «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания центральной части <адрес>» в части включения земельного участка с кадастровым номером № (<адрес>) в зону учебно-образовательного назначения.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления ФИО и ФИО – отказать.
Взыскать с администрации города Южно-Сахалинска в пользу ФИО и ФИО судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 150 рублей каждому.
Администрации города Южно-Сахалинска необходимо опубликовать сообщение о принятии решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в газете «Южно-Сахалинск сегодня».
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья Перченко Н.Л.