ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1525/2023 от 08.02.2024 Чекмагушевского районного суда (Республика Башкортостан)

дело № 2а – 47/2024

УИД 03RS0068-01-2023-001769-52

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 февраля 2024 года с. Чекмагуш

Чекмагушевский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Биктагирова Р.Р.,

при секретаре Ахуновой Г.И.,

с участием заместителя прокурора Уварова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Башкортостан в интересах неопределённого круга лиц к совету сельского поселения Старокалмашевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным и возложении обязанности рассмотреть протест прокурора, в порядке ч. 1 ст. 39 КАС РФ,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, просит признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер по рассмотрению протеста прокурора <адрес> РБ и вопроса о внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Старокалмашевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, обязать административного ответчика немедленно со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по рассмотрению протеста прокурора <адрес> Республики Башкортостан на ближайшем заседании Совета сельского поселения Старокалмашевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан и приведению муниципального нормативного правового акта в соответствие с законодательством путем внесения изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Старокалмашевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, утвержденные решением Совета сельского поселения Старокалмашевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, а также сообщению о результатах его рассмотрения прокурору <адрес> Республики Башкортостан в письменной форме.

Требования мотивированы тем, что по результатам проведенной в прокуратурой <адрес> проверки соответствия Правил землепользования и застройки сельского поселения Старокалмашевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан утвержденных решением Совета сельского поселения Старокалмашевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции решения Совета от ДД.ММ.ГГГГ), федеральному законодательству установлено, что указанный нормативно правовой акт не соответствует нормам градостроительного законодательства.

Указанный протест прокурора <адрес> получен Советом сельского поселения Старокалмашевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан.

Советом сельского поселения Старокалмашевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан в период с ноября 2022 года по ноябрь 2023 года неоднократно проведены заседания Совета сельского поселения Старокалмашевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, в повестку дня которого вопрос о рассмотрении протеста прокурора <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ не включен.

Таким образом, на заседаниях Совета сельского поселения Старокалмашевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан протест прокурора <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ за исх. Прдп не рассмотрен, тем самым вопрос о внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Старокалмашевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, утвержденные решением Совета сельского поселения Старокалмашевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, остался не разрешенным.

В судебном заседании заместитель прокурора Уваров В.В. иск поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика Совета сельского поселения Старокалмашевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, извещены в срок и надлежащим образом, в письменном заявлении просили рассмотреть дело без их участия, административные исковые требования признают в полном объеме, последствия признания иска им разъяснены и понятны.

На основании ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав прокурора, исследовав и оценив материалы административного дела, исполнительного производства суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу ч. 1 ст. 32 ГрК РФ Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления или, если это предусмотрено законодательством субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности, местной администрацией, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный законом срок.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

В октябре 2022 года прокуратурой <адрес> проверки соответствия Правил землепользования и застройки сельского поселения Старокалмашевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета сельского поселения Старокалмашевский сельсовет муниципального района <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции решения Совета от ДД.ММ.ГГГГ), федеральному законодательству установлено, что указанный нормативный правовой акт не соответствует нормам градостроительного законодательства.

Так, в ч.2 ст.33 ГрК РФ предусмотрены основания для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки.

В нарушение указанных требований закона, ч.1 ст.19 Правил не дополнена аналогичными по содержанию нормами.

В соответствии с п.п.4.1, 6, 7 ч.3 ст.33 ГрК РФ предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются органами местного самоуправления в случаях обнаружения мест захоронений погибших при защите Отечества, расположенных в границах муниципальных образований; уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или юридическим лицом, обеспечивающим реализацию принятого Правительством Российской Федерации решения о комплексном развитии территории, которое создано Российской Федерацией или в уставном (складочном) капитале которого доля Российской Федерации составляет более 50 процентов, или дочерним обществом, в уставном (складочном) капитале которого более 50 процентов долей принадлежит такому юридическому лицу (далее - юридическое лицо, определенное Российской Федерацией); высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, принявшими решение о комплексном развитии территории, юридическим лицом, определенным субъектом Российской Федерации и обеспечивающим реализацию принятого субъектом Российской Федерации, главой местной администрации решения о комплексном развитии территории, которое создано субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием или в уставном (складочном) капитале которого доля субъекта Российской Федерации, муниципального образования составляет более 50 процентов, или дочерним обществом, в уставном (складочном) капитале которого более 50 процентов долей принадлежит такому юридическому лицу (далее - юридическое лицо, определенное субъектом Российской Федерации), либо лицом, с которым заключен договор о комплексном развитии территории в целях реализации решения о комплексном развитии территории.

Указанные требованиям закона ч.2 ст.19 Правил не дополнена аналогичными по содержанию нормами.

Также пп. «б-з» п.3 ч.6 ст.37 Правил не соответствуют пп. «б-г» п.3 ч.7

ст.51 ГрК РФ.

Часть 6 ст.37 Правил не дополнена нормами, соответствующими п.п. 4.2, 4.3 ч.7 ст.51 ГрК РФ.

Согласно п.6 ч.7 ст.51 ГрК РФ к заявлению прилагается согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома, согласие правообладателей всех домов блокированной застройки в одном ряду в случае реконструкции одного из домов блокированной застройки.

В нарушение указанных требований закона в п.6 ч.6 ст.37 Правил указано, что к заявлению прилагается согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за 4 исключением случаев реконструкции многоквартирного дома в соответствии с подпунктом 6.2 пункта 6 части 4.1 настоящей статьи.

В соответствии с п.7 ч.7 ст.51 ГрК РФ к заявлению прилагается уникальный номер записи об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в государственном реестре юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.

Вопреки указанным требованиям закона в п.7 ч.6 ст.37 Правил указано, что к заявлению прилагается копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.

Также ч.6 ст.37 Правил не дополнена положениями, соответствующими п.10 ч.7 ст.51 ГрК РФ.

Статья 37 Правил не дополнена частями, соответствующими ч.ч. 7.3 и 7.4 ст.51 ГрК РФ.

Согласно п.1.1 ч.17 ст.51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства (за исключением строительства объектов индивидуального жилищного строительства с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»).

В нарушение указанных требований закона в п.1.1 ч.2 ст.35 Правил указано, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с п.3 ч.17 ст.51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке

строений и сооружений вспомогательного использования, критерии отнесения к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Вопреки указанным требованиям закона в п.3 ч.2 ст.35 Правил указано, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.

Согласно п.4.1 ч.17 ст.51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе в случае, указанном в части 11 статьи 52 настоящего Кодекса;

Вместе с тем, согласно п. 4.1 ч.2 ст.35 правил выдача разрешения на строительство не требуется в случае капитального ремонта объектов капитального строительства.

В соответствии с п.4.4 ч.17 ст.51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно.

В нарушение указанных требований закона в п.4.3 ч.2 ст.35 Правил указано, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно.

Также ч.2 ст.35 Правил не дополнена положениями, соответствующими п.4.5 ч.17 ст.51 ГрК РФ.

Часть 4 ст.39 Правил не соответствует ч.3 ст.55 ГрК РФ.

В соответствии с ч.5 ст.55 ГрК РФ орган, выдавший разрешение на строительство, в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязан обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 настоящей статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

В нарушение данных требований закона, согласно ч.5 ст.39 Правил администрация муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, в течение семи рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязана обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в пункте 4 настоящей статьи, осмотр объектов капитального строительства и принять решение о выдаче заявителю разрешения на ввод объекта в эксплуатацию либо об отказе в выдаче такого разрешения с указанием причин принятого решения.

Кроме того, ч.6 ст.39 Правил не соответствует ч.6 ст.55 ГрК РФ.

Отдельные пункты Правил землепользования и застройки сельского поселения требуют приведения в соответствие с требованиями федерального законодательства, в связи с чем прокурором <адрес> РБ ДД.ММ.ГГГГ в адрес Совета сельского поселения Старокалмашевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан на указанный муниципальный нормативный правовой акт принесен протест за исх. /Прдп с требованием внести изменения в Правила, рассмотрев акт прокурорского реагирования на ближайшем заседании Совета сельского поселения и сообщить о результатах рассмотрения протеста незамедлительно в прокуратуру <адрес> в письменной форме с приложением соответствующего правового акта.

Протест прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за исх. Прдп Советом сельского поселения Старокалмашевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан получен ДД.ММ.ГГГГ.

Советом сельского поселения Старокалмашевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан в период с ноября 2022 года по ноябрь 2023 года неоднократно проведены заседания Совета сельского поселения Старокалмашевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, в повестку дня которого вопрос о рассмотрении протеста прокурора <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ не включен.

Таким образом, на заседаниях Совета сельского поселения Старокалмашевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан протест прокурора <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ за исх. /Прдп не рассмотрен, тем самым вопрос о внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Старокалмашевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, утвержденные решением Совета сельского поселения Старокалмашевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, остался не разрешенным.

Вышеуказанное бездействие Совета сельского поселения Старокалмашевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан нарушает гарантированное ст. 130 Конституции РФ и ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ право граждан на осуществление местного самоуправления по решению вопросов местного значения, в числе которых согласно ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ утверждение правил землепользования и застройки.

Представленные прокурором доказательства являются относимыми, допустимыми, не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности полностью подтверждают обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований.

Судом принято признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

В силу ч. 3 ст. 157 КАС РФ в случае принятия судом отказа от административного иска или утверждения судом соглашения о примирении сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по административному делу полностью или в соответствующей части. В определении суда должны быть указаны условия утверждаемого соглашения о примирении сторон. В случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.

Последствия принятия судом признания иска ответчику понятны.

Учитывая вышеизложенное, на основании ч. 3 ст. 157 КАС РФ, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175 – 181 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

иск прокурора <адрес> РБ удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Совета сельского поселения Старокалмашевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер по рассмотрению протеста прокурора <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ за исх. Прдп и вопроса о внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Старокалмашевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, утвержденные решением Совета сельского поселения Старокалмашевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Совет сельского поселения Старокалмашевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан немедленно со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по рассмотрению протеста прокурора <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ за исх. Прдп на ближайшем заседании Совета сельского поселения Старокалмашевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан и приведению муниципального нормативного правового акта в соответствие с законодательством путем внесения изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Старокалмашевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, утвержденные решением Совета сельского поселения Старокалмашевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, а также сообщению о результатах его рассмотрения прокурору <адрес> Республики Башкортостан в письменной форме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Чекмагушевский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Р.Р. Биктагиров