ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1528/21 от 13.04.2021 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

№ 2а-1528/21

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 апреля 2021 г. г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи Карабанова А.С.,

при секретаре Дементьевой С.А.,

с участием административного истца ФИО1,

представителей административного ответчика ФИО2 и ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности зарегистрировать некоммерческую организацию,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области (далее – Управление Минюста России по Ульяновской области) о признании незаконным бездействия и возложении обязанности зарегистрировать некоммерческую организацию.

В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ через Единый портал государственных услуг и функций (сайт «Госуслуги») подал заявление в Управление Минюста России по Ульяновской области о регистрации Благотворительного фонда «За восстановление СССР» (заявление от ДД.ММ.ГГГГ). В установленный 14-дневный срок его заявление рассмотрено не было, в связи с чем ФИО1 просил суд признать незаконным бездействие Управления Минюста России по Ульяновской области и возложить на административного ответчика обязанность зарегистрировать благотворительный фонд на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании на административном иске настаивал, поддержав доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

Дополнительно пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ получил уведомление Управления Минюста России по Ульяновской области об отказе в регистрации некоммерческой организации. Указанное уведомление он не расценивает как результат рассмотрения его заявления от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем полагает, что в регистрации Благотворительного фонда «За восстановление СССР» ему не отказано, следовательно, имеются основания для возложения на административного ответчика обязанности зарегистрировать указанную некоммерческую организацию.

Кроме того, ФИО1 полагал, что представленный в ходе рассмотрения дела представителями Управления Минюста России по Ульяновской области отказ в регистрации Благотворительного фонда «За восстановление СССР» от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным по существу, поскольку заявленные цели деятельности создаваемого фонда не противоречат требованиям закона и уставным целям деятельности организации.

Представители административного ответчика Управления Минюста России по Ульяновской области ФИО3 и ФИО2 в судебном заседании административный иск не признали, поддержал доводы отзыва, в котором указано, что ДД.ММ.ГГГГ через Портал Минюста России поступило заявление о государственной регистрации некоммерческой организации при создании.

Представленное заявление о государственной регистрации юридического лица при создании по форме № Р11001 не соответствует приказу ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617А «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

Лист И заявления «Сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности» (стр.007) содержит коды основного и дополнительных видов деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2), принятому приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, которые противоречат целям Фонда, изложенным в пункте 2.1 раздела 2 Устава Благотворительного фонда «За восстановление СССР».

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу положений ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Порядок создания, регистрации некоммерческих организаций предусмотрен Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях).

В соответствии с частью 1 статьи 123.17 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 7 Закона о некоммерческих организациях фондом признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

Согласно части 2 статьи 123.17 Гражданского кодекса Российской Федерации устав фонда должен содержать сведения о наименовании фонда, включающем слово «фонд», месте его нахождения, предмете и целях его деятельности, об органах фонда, в том числе о высшем коллегиальном органе и о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения от исполнения обязанностей, судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

На основании статьи 13 Закона о некоммерческих организациях некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения или реорганизации другой некоммерческой организации такой же организационно-правовой формы и в случаях, предусмотренных федеральными законами, в результате реорганизации в форме преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы.

В силу статьи 13.1 Закона о некоммерческих организациях некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций (часть 1).

Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее - уполномоченный орган), или его территориальным органом (часть 2).

Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган) на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации. Формы документов, необходимых для соответствующей государственной регистрации, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3).

В частности, для государственной регистрации некоммерческих организаций, принятие решений о государственной регистрации которых отнесено к компетенции Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов, используются формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, утвержденные приказом Федеральной налоговой службы от 31 августа 2020 г. № ЕД-7-14/617@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств», что предусмотрено пунктом 1 Приказа Минюста России от 12.11.2020 № 278.

Частью 5 статьи 13.1 Закона о некоммерческих организациях предусмотрено, что для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляются следующие документы:

1) заявление, подписанное уполномоченным лицом (далее - заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;

2) учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах;

3) решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;

4) сведения об учредителях в двух экземплярах;

5) документ об уплате государственной пошлины;

6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией;

7) при использовании в наименовании некоммерческой организации имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия на их использование;

8) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя - иностранного лица;

9) заявление о включении некоммерческой организации в предусмотренный пунктом 10 настоящей статьи реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, - для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

В силу части 8 статьи 13.1 Закона о некоммерческих организациях уполномоченный орган или его территориальный орган при отсутствии установленных статьей 23.1 настоящего Федерального закона оснований для отказа в государственной регистрации или приостановления государственной регистрации некоммерческой организации не позднее чем через четырнадцать рабочих дней со дня получения необходимых документов принимает решение о государственной регистрации некоммерческой организации и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц. На основании указанного решения и представленных уполномоченным органом или его территориальным органом сведений и документов регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации. Орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации, не позднее трех рабочих дней со дня получения от регистрирующего органа информации о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о некоммерческой организации выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации.

В соответствии со статьей 23.1 Закона о некоммерческих организациях государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано по следующим основаниям:

1) если учредительные и иные представленные для государственной регистрации документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;

2) если ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием;

3) если наименование некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан;

4) если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, представлены не полностью либо представлены в ненадлежащий орган;

5) если выступившее в качестве учредителя некоммерческой организации лицо не может быть учредителем в соответствии с пунктом 1.2 статьи 15 настоящего Федерального закона;

6) если решение о реорганизации, ликвидации некоммерческой организации, о внесении изменений в ее учредительные документы или об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", принято лицом (лицами), не уполномоченным на то федеральным законом и (или) учредительными документами некоммерческой организации;

7) если установлено, что в представленных для государственной регистрации документах содержатся недостоверные сведения;

8) в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 1.1 настоящей статьи.

Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ через Единый портал государственных услуг и функций (сайт «Госуслуги») ФИО1 было подано заявление в Управление Минюста России по Ульяновской области о регистрации Благотворительного фонда «За восстановление СССР» (заявление от ДД.ММ.ГГГГ).

По результатам рассмотрения указанного заявления административным ответчиком было принято уведомление от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании (исх. от ДД.ММ.ГГГГ).

Заверенная копия указанного уведомления представлена в материалы настоящего административного дела, сведений об иных решениях, принятых по результатам рассмотрения заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, суду не представлено, в связи с чем суд находит несостоятельными довода административного истца о том, что его заявление рассмотрено не было.

Довод ФИО1 о том, что указанное уведомление ему не поступало, в данном случае не имеет правового значения, поскольку административным истцом заявлены требования о возложении на Управление Минюста России по Ульяновской области обязанности зарегистрировать некоммерческую организацию, следовательно, предметом проверки со стороны суда является законность принятого решения.

Как следует из материалов дела, основанием для отказа ФИО1 в государственной регистрации некоммерческой организации послужили следующие обстоятельства.

Представленное заявление о государственной регистрации юридического лица при создании по форме № Р11001 не соответствует приказу ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617А «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

Кроме того, лист И заявления «Сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности» (стр. 007) содержит коды основного и дополнительных видов деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2), утвержденному приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, такие как:

- 94.99 Деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки;

- 63.11 Деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность;

- 63.12 Деятельность web-порталов;

- 63.91 Деятельность информационных агентств;

- 63.99 Деятельность информационных служб прочая, не включенная в другие группировки;

- 64.99 Предоставление прочих финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению, не включенных в другие группировки;

- 72.11 Научные исследования и разработки в области биотехнологии;

- 72.19 Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие;

- 72.20 Научные исследования и разработки в области общественных и гуманитарных наук;

- 94.92 - Деятельность политических организаций.

В то же время, пунктом 2.1 раздела 2 Устава Благотворительного фонда «За восстановление СССР», в редакции представленной ФИО1 на государственную регистрацию некоммерческой организации, предусмотрено, что целями фонда являются: формирование имущества (в том денежных средств и их эквивалентов, ценных бумаг, имущественных обязательств и прочих) на основе добровольных взносов и иных не запрещенных законом поступлений и использование этого имущества для: поддержки кандидатов на выборах Президента Российской Федерации, которые будут ставить своей целью восстановление СССР (Союза Советских Социалистических Республик) во всей полноте его государственного устройства на основе существующих юридических реалий в Российской Федерации, её законодательства и международных обязательств.

Кандидаты будут иметь право получения материального финансирования из средств фонда, если они ставят своими целями: укрепление мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов; развитие интеграционных процессов между республиками СССР; восстановление органов власти СССР; развитие экономики; развитие науки и культуры; укрепление престижа и роли семьи в обществе; защита материнства, детства и отцовства; обеспечение гарантий бесплатной медицины и образования; пропаганды здорового образа жизни; улучшение морально-психологического состояния граждан; реабилитация детей-сирот; детей, оставшихся без попечения родителей; безнадзорных детей; детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; юридическая помощь и правовое просвещение населения; развитие добровольческого движения; профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; профилактика социально опасных форм поведения граждан.

Таким образом, указанные в решении о государственной регистрации Благотворительного фонда «За восстановление СССР» цели деятельности указанного фонда не соответствуют целям, указанным в Уставе создаваемого юридического лица.

Указанные противоречия, в совокупности с подачей заявления неустановленной формы, свидетельствуют о том, что при регистрации некоммерческой организации ФИО1 были допущены нарушения части 2 статьи 123.17 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также части 3 статьи 13.1 Закона о некоммерческих организациях, что является основанием для регистрирующего органа для отказа в регистрации некоммерческой организации в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 23.1. Закона о некоммерческих организациях.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что принятое Управлением Минюста России по Ульяновской области решение об отказе в регистрации Благотворительного фонда «За восстановление СССР» от 29 декабря 2020 г. является законным, в связи с чем оснований для возложения на административного ответчика обязанности зарегистрировать указанную некоммерческую организацию не имеется.

С учетом изложенного, в удовлетворении административного иска ФИО1 надлежит отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности зарегистрировать благотворительный фонд на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ г. № отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.С. Карабанов