Дело № 2а-1529/2019
УИД 76RS0017-01-2019-001575-90 Мотивированное решение изготовлено
в полном объеме 08 ноября 2019 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ярославль «28» октября 2019 года
Ярославский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Патрунова С.Н.,
при секретаре Данчук М.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации ЯМР о признании незаконным уведомления, возложении обязанности,
установил:
30.05.2018 в ЕГРН зарегистрировано право собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 3 000 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – индивидуальное жилищное строительство, расположенный по адресу: <адрес> (далее по тексту – ЗУ:1691), что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 13).
25.06.2019 ФИО1 обратилась в Администрацию ЯМР с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее по тексту – Уведомление о планируемом строительстве - л.д. 72), в котором указано на планируемое строительство двухэтажного индивидуального жилого дома, высотой 5,8 м на принадлежащем ей ЗУ:1691.
02.07.2019 Управлением архитектуры и градостроительства Администрации ЯМР ЯО в адрес ФИО1 вынесено Уведомление №08-23-2081-2019 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке (далее по тексту – Уведомление о несоответствии, Оспариваемое уведомление) (л.д. 17-18). Указано на недопустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, так как ЗУ:1691 расположен в зоне охраняемого природного ландшафта. Данная природная зона утверждена Решением Ярославского областного Совета народных депутатов от 22.09.1989 №362 «Об утверждении зон охраны Государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н.А.Некрасова «Карабиха». Согласно вышеуказанному проекту зон охраны на данной территории возможна хозяйственная деятельность, не сопровождающаяся искажением ландшафта, не требующая возведения построек, следовательно, любое строительство на данной территории запрещено.
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Администрации ЯМР, просила признать Уведомление о несоответствии незаконным, обязать Администрацию ЯМР выдать истцу уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве от 25.06.2019 параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований указано, что исходя из положений ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ нахождение ЗУ:1691 в зоне охраняемого природного ландшафта строительству индивидуального жилого дома не препятствует. ЗУ:1691 расположен на землях населенных пунктов, предназначен для индивидуального жилищного строительства. Приказ министерства культуры СССР от 24.01.1986 №33, Решение Ярославского областного Совета народных депутатов от 22.09.1989 №362 «Об утверждении зон охраны Государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н.А.Некрасова «Карабиха» изданы не поименованными в ст. 94 ЗК РФ органами государственной власти; в соответствии со ст. 94 ЗК РФ порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов; порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Решением Ярославского областного Совета народных депутатов от 22.09.1989 г. №362 предписано Некрасовскому и Ярославскому райисполкомам производить все виды строительства и использования земель в соответствии с утвержденными зонами охраны музея-заповедника, таким образом, указанное решение все-таки допускает строительство. Д Черелисино в границы территории объекта культурного наследия не входит. Ранее в отношении ЗУ:1691 Администрацией ЯМР уже выдавалось разрешение на строительство индивидуального жилого дома предыдущему правообладателю участка.
В судебном заедании представитель административного истца по доверенности ФИО2 заявленные требования поддержал в полном объеме. Указал, что согласно сведениям публичной кадастровой карты, сведений о нахождении ЗУ:1691 в какой-либо охранной зоне не имеется.
В судебное заседание остальные лица, участвующие в деле, не явились. Извещались надлежаще. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Заинтересованное лицо - Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области - представило отзыв, в котором считало требования истца не подлежащими удовлетворению, а Оспариваемое уведомление – законным и обоснованным. Указало, что ЗУ:1691 расположен в границах зоны охраняемого природного ландшафта музея-заповедника им. Н.А. Некрасова «Карабиха», в которой не допускается строительство жилых объектов.
Ранее в судебном заедании 03.09.2019 представитель Администрации ЯМР по доверенности – ФИО3 считала иск не подлежащим удовлетворению.
Заслушав участников процесса, явившихся в судебное заседание, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Доводы о том, что предыдущим владельцам ЗУ:1691 выдавалось разрешение на строительство, материалами дела не подтверждены. Из ответа Администрации ЯМР (л.д. 68) следует, что Управлением архитектуры и градостроительства Администрации ЯМР ранее разрешение на строительство на ЗУ:1691 не выдавалось, в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности информация о выданном ранее разрешении на строительство на указанный земельный участок отсутствует.
В соответствии с градостроительным планом ЗУ:1691, выданным истцу 26.07.2018 (л.д. 19-26), весь ЗУ:1691 находится в зоне охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия музея - заповедника им. Н.А. Некрасова «Карабиха», на территории которой не допускается строительство капитальных промышленных, сельскохозяйственных, жилых объектов (л.д. 24).
Указом Президента РФ от 20.02.1995 №176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А.Некрасова «Карабиха» в с. Карабиха Ярославского района Ярославской области включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
Согласно ч.1 ст.33 Федерального закона от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.Согласно п.1 ст.34 указанного Федерального закона №73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Согласно п.2 ст. 34 Федерального закона №73-ФЗ зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель и земельных участков, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.
В силу п.1 ст.3 Федерального закона от 05.04.2016 г. №95-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и статью 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» решения об утверждении зон охраны объектов культурного наследия, принятые в соответствии с законодательством РСФСР и Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются действующими.
Из материалов дела следует, что решением исполнительного комитета Ярославского областного Совета народных депутатов от 22.09.1989 №362 утвержден Проект зон охраны государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н.А.Некрасова «Карабиха», который содержит текстовое и графическое описание границ данной зоны и режимы использования земель.
Согласно пп.1 ч.8 ст.26 Федерального закона от 03.08.2018 г. №342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 01.01.2022 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия решения.
Согласно ч.9 указанной статьи в случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, указанной в части 8 настоящей статьи, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.
Согласно ч.10 этой же статьи зоны с особыми условиями использования территорий, которые установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 настоящей статьи, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона).
Поскольку Проект зон охраны утвержден решением уполномоченного исполнительного органа государственной власти – решением Исполкома Ярославского областного Совета народных депутатов от 22.09.1989 №362, принятым в соответствии с законодательством, действующим на момент принятия указанного решения, а также содержит описание местоположения границ зон охраны в текстовой и графической форме, то в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 №342-ФЗ утвержденные решением исполкома Ярославского областного Совета народных депутатов от 22.09.1989 №362 зоны охраны считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со ст.106 Земельного кодекса РФ.
Таким образом, границы охранных зон государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н.А.Некрасова «Карабиха» установлены несмотря на то, что сведения о них не внесены в ЕГРН, ГКН.
Согласно Проекта зон охраны государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н.А.Некрасова «Карабиха» систему зон охраны образуют: территория памятника, охранная зона, зона регулирования застройки, зона охраняемого ландшафта. Согласно картографическому материалу к указанному проекту, ЗУ:1691 попадает в зону охраняемого природного ландшафта.
Режимы использования зоны охраняемого природного ландшафта установлены проектом зон охраны. В соответствии с данными режимами, в границах зоны охраняемого природного ландшафта возможно хозяйственная деятельность, не сопровождающаяся искажением ландшафта, не требующая возведения построек (л.д. 91); на территории зоны по условиям режима не допускается строительство капитальных, промышленных, сельскохозяйственных, жилых объектов (л.д. 92).
Таким образом, ЗУ:1691 расположен в границах зоны охраняемого природного ландшафта, режим использования которой запрещает строительство жилых домов. Данное ограничение использования земельного участка являются обязательными при осуществлении градостроительной, хозяйственной и иной деятельности; отклонение от установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия режимов использования земель и градостроительных регламентов не допускается, что прямо следует из п.22 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 г. №972. Согласно п. 24 указанного Положения в случае распространения на одну и ту же территорию в границах зон охраны объекта культурного наследия разных режимов использования земель и градостроительных регламентов на указанной территории действуют более строгие режимы использования земель и градостроительные регламенты вне зависимости от уровня и даты принятия акта органа государственной власти, утвердившего указанные режимы использования земель, требования к градостроительным регламентам и категории историко-культурного значения объекта культурного наследия.
Оспариваемое уведомление вынесено в соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ, согласно которому «Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если: …2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве».
На дату поступления Уведомления о планируемом строительстве законодательством РФ были установлены ограничения использования ЗУ:1691, не допускающие строительство на указанном участке индивидуального жилого дома. Таким образом, Оспариваемое уведомление соответствует действующему нормативному регулированию, имелись основания для его вынесения, в связи с чем административный иск удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 174- 178, 227 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к Администрации ЯМР о признании незаконным уведомления, возложении обязанности отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ярославский районный суд Ярославской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Патрунов С.Н.