ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-152/19 от 10.07.2019 Владикавказского гарнизонного военного суда (Республика Северная Осетия-Алания)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Владикавказ

Владикавказский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Губарева П.Ю., при секретаре судебного заседания Анфиногеновой А.Е., с участием административного истца Овчарова Н.И., представителя административных ответчиков – командира войсковой части , командира войсковой части и председателя жилищной комиссии этой же воинской части подполковника Фролова М.С., помощника военного прокурора Владикавказского гарнизона <данные изъяты> Нестерчука В.О., в открытом судебном заседании в помещении военного суда рассмотрел административное дело № 2а-152/2019 по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части <данные изъяты> Овчарова Николая Ивановича об оспаривании действий командира войсковой части , связанных с увольнением с военной службы, командира войсковой части , связанных с исключением из списков личного состава воинской части и выплатой денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха, а также бездействия начальников Управления капитального строительства и Финансово-экономического управления 7 Службы ФСБ России, командира войсковой части и жилищной комиссии этой же воинской части, связанные с непредоставлением жилищной субсидии,

установил:

Овчаров Н.И., проходивший военную службу по контракту, решением жилищной комиссии войсковой части от 20 ноября 2015 г. был включен вместе с членами семьи в списки военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях в избранном постоянном месте жительства, приказом командира войсковой части от 8 июня 2016 г. № уволен с военной службы в запас в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе и приказом командира войсковой части от 3 августа 2016 г. № с 14 сентября 2016 г. исключен из списков личного состава воинской части. В связи с отказом административного истца от предложенной ему 3 августа 2018 г. квартиры в г. Москве, решением жилищной комиссии от 30 августа 2018 г. изменена форма его жилищного обеспечения на предоставление субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.

Овчаров Н.И. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором оспорил законность указанных выше приказов о его увольнении с военной службы и исключении из списков личного состава воинской части, просил их отменить, восстановить его на военной службе в ранее занимаемой должности с обеспечением всеми видами довольствия, выплатить ему субсидию на приобретение жилого помещения и денежную компенсацию за неиспользованные сутки отдыха с 1 января 2013 г. по дату его увольнения с военной службы, взыскать моральный вред и судебные расходы.

В судебном заседании административный истец настаивал на удовлетворении его иска, дал объяснения, согласно которым он не давал согласия на его увольнение без обеспечения жильем, поэтому должностные лица не имели оснований для его увольнения. Ему не выплатили денежную компенсацию за неиспользованные дополнительные сутки отдыха и денежную субсидию на приобретения жилья, чем причинили моральный вред. При этом административный истец пояснил, что пропустил срок обращения в суд с административным иском, так как обращался с жалобой к Президенту и председателю Правительства Российской Федерации, а также с марта 2017 г. он оказывал помощь в уходе за больным тестем.

Представитель административных ответчиков – командира войсковой части и , а также председателя жилищной комиссии этой воинской части Фролов М.С. возражал против удовлетворения иска, дав объяснения, согласно которым истцом пропущен срок обращения в суд для оспаривания приказов об увольнении с военной службы и исключении из списков личного состава воинской части, а также действий, связанных с выплатой денежной компенсации за дополнительные сутки отдыха, при этом командиром воинской части направлено в Управление капитального строительства 7 Службы ФСБ России (далее - УКС 7 Службы ФСБ России) предложение на получение денежных средств на предоставление субсидии административному истцу для приобретения или строительства жилого помещения, однако до настоящего времени денежные средства на эти цели не поступали, поэтому в удовлетворении иска следует отказать.

Извещенные о времени и месте судебного разбирательства представители УКС 7 Службы ФСБ России и Финансово-экономического управления 7 Службы ФСБ России (ФЭУ 7 Службы ФСБ России), в судебное заседание не явились.

Согласно возражениям, представленным представителями УКС и ФЭУ 7 Службы ФСБ России требование административного истца о выплате субсидии удовлетворению не подлежит, так как субсидия будет ему предоставлена в порядке очередности после выделения на это средств федерального бюджета.

Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении требований административного иска отказать, а также исследовав приобщенные к делу документы и материалы, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Частью 7 ст. 219 КАС РФ установлено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом.

Как следует из ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Согласно выписке из приказа командира войсковой части от 8 июня 2016 г. № административный истец уволен с военной службы в запас в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе.

Как следует из выписки из приказа командира войсковой части от 3 августа 2016 г. № Овчаров Н.И. исключен из списков личного состава воинской части с 14 сентября 2016 г. на основании приказа от 8 июня 2016 г. №

С административным исковым заявлением Овчаров Н.И. обратился 11 июня 2019 г., то есть по истечение трех месяцев со дня исключения его из списков личного состава воинской части.

В соответствии с содержащимися в п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237, военнослужащий на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

Таким образом, на день исключения из списков личного состава воинской части Овчаров Н.И. знал об основании его увольнении с военной службы и о том, какими видами довольствия он не был обеспечен в период военной службы, и какие льготы и компенсации ему не предоставлены, поэтому суд приходит к выводу о том, что административный иск в части требования об оспаривании указанных выше приказов об увольнении и исключении из списков личного состава воинской части, а также о выплате компенсации за неиспользованные сутки отдыха, подан с пропуском срока обращения в суд.

При этом обращение административного истца с жалобой на увольнение к Президенту и председателю Правительства Российской Федерации не свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд, так как ответы на жалобы получены им в 2016 году. Суд также критически относится к доводу об уважительности пропуска срока в связи с оказанием помощи больному отцу супруги, так как это, по мнению суда, не препятствовало своевременному обращению в суд, доказательств обратного истцом не представлено.

Принимая во внимание, что административный истец обратился с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины, суд приходит к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении административного иска в части требования об оспаривании указанных выше приказов об увольнении и исключении его из списков личного состава воинской части, а также о выплате компенсации за неиспользованные сутки отдыха.

Относительно требования административного иска о выплате денежной субсидии на приобретение жилого помещения, суд приходит к следующим выводам.

Выпиской из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части от 20 ноября 2015 г. подтверждается, что административный истец и члены его семьи (всего 4 человека) включены в списки военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в избранном по увольнению месте жительства в г. Москве.

Как следует из выписки протокола заседания жилищной комиссии войсковой части от 3 августа 2018 г. административному истцу предложена к предоставлению в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства четырехкомнатная квартира, расположенная в г. Москве.

Из выписки из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части от 30 августа 2018 г. следует, что административный истец отказался от предложенной ему квартиры, в связи с чем изменена форма его обеспечения жилым помещением на субсидию для приобретения или строительства жилого помещения.

Как усматривается из сообщения начальника Пограничного управления ФСБ России по РСО – Алания (далее – Пограничное управление (командира войсковой части )) от 4 марта 2019 г. № в адрес заместителя руководителя Службы – начальника УКС 7 Службы ФСБ России направлено предложение на получение денежных средств на предоставление субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, в которое включен административный истец и иные военнослужащие, в том числе принятые ранее административного истца на жилищный учет и имеющие право на обеспечение жильем вне очереди.

Из возражений представителя ФЭУ 7 Службы ФСБ России следует, что указанное выше предложение начальника Пограничного управления поступило в УКС 7 Службы ФСБ России, с учетом которой ФЭУ 7 Службы ФСБ России сформирована бюджетная заявка на получение денежных средств на предоставление жилищной субсидии на 2019 г., в том числе на Овчарова Н.И., предложения по распределению по кодам классификации расходов бюджета базовых бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, а также предложения по выделению дополнительных бюджетных ассигнований на 2020 года и на плановый период 2021 и 2022 годов будут представлены в Минфин России не позднее 17 июля 2019 г.

Согласно справке начальника Пограничного управления от 4 июля 2019 г. № Пограничному управлению в 2019 г. доведены лимиты бюджетных обязательств для предоставления субсидии гражданам на приобретение жилья в общем размере <данные изъяты> руб.

Выписками из протоколов заседания жилищной комиссии Пограничного управления от 22 февраля 2019 г., 23 апреля 2019 г. подтверждается, что поступившие в Пограничное управление денежные средства были распределены военнослужащим, с учетом установленной очередности.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.

Согласно п. 2. Приказа ФСБ России от 15 октября 2014 г. № 587 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в органах федеральной службы безопасности, и членам их семей» (далее – Порядок предоставления субсидии) подразделения ФСБ России и органы федеральной службы безопасности (далее - органы безопасности) обязаны ежегодно к 20 марта направлять в УКС 7 Службы ФСБ России предложения на получение денежных средств на предоставление субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия).

В соответствии с п. 3. Порядок предоставления субсидии УКС 7 Службы ФСБ России обязано обобщать предложения органов безопасности на получение денежных средств на предоставление жилищной субсидии и направлять обобщенные показатели в ФЭУ 7 Службы ФСБ России для включения в сводную бюджетную заявку ФСБ России на очередной финансовый год.

Согласно п. 4 указанного выше Порядка одним из условий предоставления жилищной субсидии военнослужащим и членам их семей является получения органом безопасности лимитов бюджетных обязательств на предоставление жилищной субсидии.

Учитывая, что административными ответчиками не допущено нарушений, связанных с истребованием денежных средств, необходимых для предоставления Овчарову Н.И. субсидии, при этом данные денежные средства до настоящего времени ФСБ России и Пограничному управлению не выделены, суд приходит к выводу, что требование административного истца о признании незаконным бездействия начальника Пограничного управления, жилищной комиссии, начальников УКС и ФЭУ 7 Службы ФСБ России удовлетворению не подлежит.

Кроме того, порядок обеспечения жилыми помещениями, установленный законодательством Российской Федерации, в качестве одного из важнейших условий для предоставления жилья содержит положение о том, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очерёдности исходя из времени принятия таких граждан на учёт (ч. 1 ст. 57 ЖК РФ).

Аналогичное правило сформулировано в п. 4 Порядка предоставления субсидии и в п. 39 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных Приказом ФСБ РФ от 24 октября 2011 г. № .

Как следует из списка очередников Пограничного управления на получение денежных средств на предоставлении субсидии по состоянию на 27 июня 2019 г., в этом списке состоит одиннадцать человек, в том числе имеющие преимущественное, по сравнению с истцом, право на получение субсидии.

При таких обстоятельствах, требование административного истца о выплате ему жилищной субсидии без учета очередности ее предоставления, удовлетворению не подлежит.

Довод административного истца о нарушении его личных неимущественных прав действиями (бездействием) административных ответчиков не нашел своего подтверждения, поэтому суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования о взыскании морального вреда.

Таким образом, учитывая, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется, суд приходит к выводу, что судебные расходы, состоящие из уплаченной государственной пошлины, следует отнести на счет административного истца.

Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Овчарова Николая Ивановича отказать.

Судебные расходы в размере уплаченной государственной пошлины по делу отнести на счет административного истца.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северо-Кавказский окружной военный суд через Владикавказский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

П.Ю. Губарев