Дело №2а-20/2020
(№2а-152/2019)
УИД 91OS0000-01-2019-000308-77
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 мая 2020 г. г. Симферополь
Верховный Суд Республики Крым в составе:
судьи Верховного Суда Республики Крым Терентьевой Н.А.,
при секретаре Вороновой О.В.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Республики Крым - Куртбединовой Л.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Индивидуального предпринимателя ФИО1 о признании недействующим в части постановления Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014г. № 450 «О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым»
УСТАНОВИЛ:
постановлением Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 г. №450 «О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым» (далее также - Постановление № 450) утверждено Положение о порядке определения нормативной цены земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым (далее также - Положение), разделом 3 которого установлен порядок определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым (т. 1 л.д 106-166).
В Постановление № 450 были внесены изменения Постановлением Совета министров Республики Крым от 31 декабря 2014 г. № 685, Постановлением Совета министров Республики Крым от 19 мая 2015 г. №276, Постановлением Совета министров Республики Крым от 29 октября 2015 г. № 676, Постановлением Совета министров Республики Крым от 17 ноября 2015 г. № 726, Постановлением Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2015 г. № 825, Постановлением Совета министров Республики Крым от 15 февраля 2016 г. № 66, Постановлением Совета министров Республики Крым от 8 июня 2016 г. № 249, Постановлением Совета министров Республики Крым от 22 июля 2016 г. № 343, Постановлением Совета министров Республики Крым от 26 октября 2016 г. № 521, Постановлением Совета министров Республики Крым от 16 декабря 2016 г. № 604, Постановлением Совета министров Республики Крым от 29 декабря 2016 г. № 648, Постановлением Совета министров Республики Крым от 5 марта 2018 г. № 103, Постановлением Совета министров Республики Крым от 05 апреля 2019 г. № 196.
Пунктом 3.2 Положения (в редакции от 31 декабря 2014 г. № 685) предусмотрено, что годовой размер арендной платы определяется на основании нормативной цены земельного участка и рассчитывается в процентах:
а) 1 процент в отношении земельного участка, предназначенного для жилищного (за исключением передвижного жилья) и сельскохозяйственного использования; для общественного использования объектов капитального строительства (за исключением объектов не государственной или муниципальной собственности); для обеспечения космической деятельности; для обеспечения обороны и безопасности; лесной деятельности; для общего и специального пользования водными объектами; для гидротехнических сооружений; для общего пользования территорией; для ритуальной деятельности; для специальной деятельности;
б) 3 процента в отношении земельного участка, предназначенного для производственной деятельности (за исключением обеспечения космической деятельности); для транспорта; для деятельности по особой охране и изучению природы;
в) 6 процентов в отношении земельных участков, не указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта.
Органы местного самоуправления вправе принять нормативный правовой акт, увеличивающий годовой размер арендной платы на коэффициент, не превышающий 2, если земельный участок расположен в прибрежной или центральной зоне населенного пункта.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 28 декабря 2019 г. № 821 «О порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым..», признано утратившим силу постановление Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 г. № 450 «О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым» (т.2 л.д. 168-169).
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее - ИП ФИО1, Истец) обратилась в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 3.2 Положения, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 г. № 450 «О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым» (с учетом изменений и дополнений), согласно которому годовой размер арендной платы определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах, как несоответствующему пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», принципу запрета необоснованных предпочтений «Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582, в той мере в какой он допускает различный порядок расчета размера арендной платы по договорам аренды земельных участков, отнесенных к одной категории земель, используемых или предназначенных для одних и тех же видов деятельности и предоставленных по одним и тем же основаниям в зависимости от даты заключения договора.
Свои требования истец обосновывает тем, что в соответствии с оспариваемым Постановлением № 450, пунктами 3.2 и 3.4 Положения в отношении договоров аренды земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, заключенных до 21 марта 2014 г. и после указанной даты, установлено применение различных методик определения арендной платы. При этом, указывает, что в соответствии с принципами определения арендной платы находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 582 от 16 июля 2009 г., установлен принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставленные по одним и тем же основаниям, не должен различаться. Полагает, что оспариваемые положения Постановления № 450 нарушают принцип запрета необоснованных предпочтений, поэтому не соответствуют статье 15 Закона о защите конкуренции и Постановлению Правительства Российской Федерации № 582. Указала, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушаются ее права, свободы и законные интересы, как собственника нежилых зданий, используемых в предпринимательской деятельности. На основании Соглашения о плате за фактическое землепользование № 44 от 1 июля 2017 г., она является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, в отношении которого кадастровая стоимость определена в размере, равном его нормативной стоимости – 8062,257,36 рублей. При оформлении указанного Соглашения, годовой размер арендной платы определен на основании кадастровой (нормативной) стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка. В соответствии с расчетом арендной платы, являющегося приложением к Соглашению нормативная цена 1 кв.м. земельного участка с видом разрешенного использования «транспорт» составила 399.64 рублей, умножена на 3% - ставка аренды, установленная пунктом 3.2 Положения, утвержденного Постановлением №450, на индексы инфляции и определена в размере 14,56 рублей за 1 кв.м. земельного участка, с видом разрешенного использования «транспорт». При этом, размер арендной платы за 1 кв.м. земельного участка, арендуемого ООО «Антей» и граничащего с ее земельным участком, установлен в размере 3,05 рублей в соответствии с пунктом 3.4 Положения, что предполагает предоставление лицам, заключившим договора аренды земельных участков при Украине особые преференции.
ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Представитель Совета министров Республики Крым по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного истца, просила прекратить производство по делу ввиду того, что оспариваемое постановление признано утратившим силу с 1 января 2020 г., указав, при этом, что оспариваемое Постановление №450 принято Советом министров Республики Крым в соответствии с действующим законодательством, в рамках предоставленных полномочий и в соответствии с порядком принятия нормативных правовых актов. Целью принятия данного нормативного правового акта было урегулирование тех земельных правоотношений, которые существовали на территории Республики Крым до вступления ее в состав Российской Федерации.
Представитель Администрации Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым и Родниковского сельского совета Симферопольского района Республики Крым по доверенности С.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного истца.
Суд с учетом положений пункта 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив оспариваемые положения нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Куртбединовой Л.Х., полагавшей, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Как следует из подпункта 3 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ, если иное не установлено данным кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, устанавливается органом местного самоуправления.
Статьей 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 15, частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района относятся к вопросам местного значения муниципального района, по которым принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 12 Закона Республики Крым от 15 января 2015 г. № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» порядок определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается: Советом министров Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; органом местного самоуправления - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Частью 6 статьи 18 указанного закона в редакции, действовавшей до внесения в него изменений Законом Республики Крым от 29 декабря 2018 г. № 560-ЗРК/2018 «О внесении изменений в некоторые законы Республики Крым, регулирующие имущественные и земельные отношения», было предусмотрено, что до 1 января 2017 г. плата за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, определяется в порядке, установленном Советом министров Республики Крым.
Согласно частям 1 и 2 статьи 81 Конституции Республики Крым исполнительную власть в Республике Крым осуществляют Глава Республики Крым, Совет министров Республики Крым, являющийся постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым, и иные органы исполнительной власти Республики Крым.
К компетенции Совета министров Республики Крым согласно статье 83 Конституции Республики Крым относится управление и распоряжение собственностью Республики Крым в соответствии с законами Республики Крым.
Согласно пункту 19 Пленума Верховного суда Российской Федерации № 48 от 29 ноября 2007 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» при проверке порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, суду также необходимо выяснять, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.
Советом министров Республики Крым 6 августа 2014 г. принято Постановление № 242 «О регламенте Совета министров Республики Крым» (далее Регламент), которое определяет порядок организации деятельности Совета министров Республики Крым.
Согласно пункту 94 Регламента Совет министров Республики Крым, будучи постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым, издает акты нормативного характера в форме постановлений. Постановления Совета Министров издаются по вопросам утверждения положения, порядка, регламента, правил, методик и в других случаях, когда общественные отношения требуют нормативного урегулирования (пункт 95 Регламента).
В соответствии с пунктом 99 Регламента постановления Совета министров, кроме постановлений, которые содержат информацию с ограниченным доступом, вступают в силу со дня их официального опубликования, если иное не предусмотрено самими постановлениями, но не ранее дня их официального опубликования. Официальным опубликованием постановлений Совета Министров Республики Крым считается первое размещение (опубликование) полного текста правового акта на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2014 г. № 198, или на официальном веб-сайте Совета Министров (www.rk.gov.ru).
Согласно пункту 4 Регламента рассмотрение в Совете министров вопросов, относящихся к его полномочиям, проводится на заседаниях Совета министров под председательством Главы Республики Крым, а в случае если Глава Республики Крым не совмещает свою должность с должностью Председателя Совета министров Республики Крым - Председателя Совета министров.
Пунктом 5 Регламента установлено, что в исключительных случаях решения Совета министров могут быть приняты путем согласования соответствующих проектов актов, подготовленных в порядке, предусмотренном пунктами 104 - 149 настоящего Регламента, большинством членов Совета министров.(т.1 л.д. 66-105).
Материалы дела свидетельствуют о том, что обжалуемое в части Постановление № 450 принято в соответствии с пунктом 5 Регламента путем согласования большинством членов Совета министров Республики Крым (т.1 л.д. 159-160).
Указанное Постановление № 450 было опубликовано на официальном веб-сайте Совета министров Республики Крым в разделе «Нормативные правовые акты Совета министров Республики Крым» 12 ноября 2014 г. (т.2 л.д. 164).
В соответствии с пунктом 107 Регламента Совета министров Республики Крым главным разработчиком проектов нормативных актов Совета министров Республики Крым по земельным вопросам является Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.
Согласно 129 пункту Регламента Совета министров Республики Крым Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым к проекту постановления Совета министров Республики Крым «О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым» была приложена пояснительная записка с обоснованием необходимости принятия данного акта, а именно с целью определения кадастровой стоимости земельных участков, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности.
Согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации проект постановления № 450 согласован без замечаний ( т.1 л.д. 163).
Таким образом, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу о том, что Постановление № 450 принято уполномоченным органом государственной власти Республики Крым, в пределах предоставленных ему полномочий с соблюдением требований, предъявляемых к форме и порядку его принятия, подписания и официального опубликования.
В соответствии с пунктом 24 Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Истица, обращаясь в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, просит признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, оспариваемый нормативный правовой акт с учетом его изменений и дополнений.
Изменения и дополнения внесены в оспариваемое постановление №450, постановлением Совета министров Республики Крым от 31 декабря 2014 г. № 685, постановлением Совета министров Республики Крым от 19 мая 2015 г. № 276, постановлением Совета министров Республики Крым от 29 октября 2015 г. № 676, постановлением Совета министров Республики Крым от 17 ноября 2015 г. № 726, постановлением Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2015 г. № 825, постановлением Совета министров Республики Крым от 15 февраля 2016 г. № 66, постановлением Совета министров Республики Крым от 8 июня 2016 г. № 249, постановлением Совета министров Республики Крым от 22 июля 2016 г. №343, постановлением Совета министров Республики Крым от 26 октября 2016 г. № 521, постановлением Совета министров Республики Крым от 16 декабря 2016 г. № 604, постановлением Совета министров Республики Крым от 29 декабря 2016 г. № 648, постановлением Совета министров Республики Крым от 5 марта 2018 г. № 103, постановлением Совета министров Республики Крым от 5 апреля 2019 г. № 196 (т.1 л.д. 171 – 245, т.2 л.д. 1-103).
Согласно материалам дела, 1 июля 2017 г. муниципальным образованием Родниковское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым с ИП ФИО1 было заключено соглашение о плате за фактическое землепользование на территории муниципального образования Родниковское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым за земельный участок по адресу: <адрес> (стройдвор) площадью 11915 кв.м. под производственной деятельностью, и земельный участок по адресу: <адрес> (БЗУ), общей площадью 6850 кв. м. для стоянки транспорта (т.2 л.д. 139).
При этом, судом установлено, что к истцу при заключении Соглашения и расчете оплаты, являющегося приложением к Соглашению от 1 июля 2017г. применялось постановление Совета министров Республики Крым №450 в редакции постановления Совета министров Республики Крым от 31 декабря 2014 г. № 685. (т.2 л.д. 139 обратная сторона). Дальнейшие редакции оспариваемого Постановления № 450 к истцу не применялись, и настоящее время утратили силу.
Из имеющихся в материалах дела квитанций следует, что в соответствии с данным расчетом истцом вносились платежи на основании вышеуказанного Соглашения в 2017 -2018 годах ( т.2 л.д. 149-158).
В силу части 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Согласно пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», в тех случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (часть 2 статьи 194, пункт 1 части 8, часть 11 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 214 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт был применен в отношении ФИО1, на его основании начислялась оплата за земельные участки за период 2017-2018 годов, оснований для прекращения производства по настоящему административному делу не имеется.
В соответствии с частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Довод административного истца о противоречии Постановления № 450 статье 15 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (далее Закон о защите конкуренции) и Постановлению Правительства Российской Федерации № 582 является в силу вышеуказанных норм несостоятельным.
В соответствии со статьей 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. К числу основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №582, относятся принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Статьей 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации установлен запрет принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается создание дискриминационных условий, к которым статьей 4 этого же закона относятся условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона Республики Крым от 15 января 2015 г. № 66-ЗРК «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» (далее - Закон № 66-ЗРК) порядок определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается органом местного самоуправления - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Частью 6 статьи 18 Закона № 66-ЗРК предусматривалось, что до 1 января 2017 г. плата за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, определяется в порядке, установленном Советом министров Республики Крым.
В соответствии с пунктом 3.2 Положения в редакции постановления Совета министров Республики Крым от 31 декабря 2014 года № 685 годовой размер арендной платы определяется на основании нормативной цены земельного участка и рассчитывается в процентах:
а) 1 процент в отношении земельного участка, предназначенного для жилищного (за исключением передвижного жилья) и сельскохозяйственного использования; для общественного использования объектов капитального строительства (за исключением объектов не государственной или муниципальной собственности); для обеспечения космической деятельности; для обеспечения обороны и безопасности; лесной деятельности; для общего и специального пользования водными объектами; для гидротехнических сооружений; для общего пользования территорией; для ритуальной деятельности; для специальной деятельности;
б) 3 процента в отношении земельного участка, предназначенного для производственной деятельности (за исключением обеспечения космической деятельности); для транспорта; для деятельности по особой охране и изучению природы;
в) 6 процентов в отношении земельных участков, не указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта.
Органы местного самоуправления вправе принять нормативный правовой акт, увеличивающий годовой размер арендной платы на коэффициент, не превышающий 2, если земельный участок расположен в прибрежной или центральной зоне населенного пункта.
В судебном заседании установлено, что к истцу при заключении Соглашения и расчете оплаты, являющегося приложением к Соглашению от 1 июля 2017 г. применялось постановление Совета министров Республики Крым № 450 в редакции постановления Совета министров Республики Крым от 31 декабря 2014 г. № 685.
Таким образом, основанием для расчета платы по земельному участку, предоставленному истцу 1 июля 2017 г. послужили положения, определяющей размер платы определяется на основании нормативной (кадастровой) цены земельного участка (п. 3.2 Постановления)
В силу статьи 9 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, а также статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено данным Федеральным конституционным законом.
Федеральный законодатель, установив переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 г. (статья 6 Закона N 6-ФКЗ), одновременно в статье 12.1 названного выше закона предусмотрел, что особенности регулирования в том числе земельных отношений на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2017 г. могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере (часть 1 в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта).
С целью урегулирования на территории Республики Крым особенностей имущественных и земельных отношений, Государственным Советом Республики Крым был принят 31 июля 2014 г. Закон Республики Крым № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее - Закон № 38-ЗРК), согласно части 9 статьи 3 которого, право аренды земельного участка, право залога земельного участка, право пользования чужим земельным участком (сервитут), возникшие до вступления в силу Закона № 6-ФКЗ, соответствуют праву аренды, залога и сервитуту, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Пункт 3.4 оспариваемого Постановления № 450 регламентирует установление платы по аренде земельных участков, заключенных до 21 марта 2014 г., с указанием, что плата признается равной платежам установленным прежними договорами, и при заключении договора аренды земельного участка по основаниям, предусмотренным частями 6 и 13 статьи 3 Закона № 38-ЗРК, пересчитывается в рубли с учетом коэффициента 3.8 и, если иное не предусмотрено договором аренды земельного участка, с учетом коэффициентов инфляции, установленных приложением 4.
Принцип запрета необоснованных предпочтений, предполагает, что порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, предоставляемых по одним и тем же основаниям не должен различаться.
Таким образом, учитывая, что пункты 3.2 и 3.4 Постановления № 450, определяющие основания, по которым производится расчет платы за земельные участки, являются различными в зависимости не от даты заключения договоров аренды земельных участков до и после 21 марта 2014г. (соответственно), а по основаниям их предоставления до и после 21 марта 2014 г.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что нарушения принципа запрета необоснованных предпочтений, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации №582 и несоответствия оспариваемого пункта 3.2 Постановления № 450 статье 15 Федерального закона «О защите конкуренции», не имелось.
Кроме того, истцом не оспаривалось заключенное Соглашение в период его действия.
13 ноября 2019 г. Администрацией Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым с ИП ФИО1 был заключен договор аренды земельного участка находящегося в муниципальной собственности, по адресу: ФИО4, <адрес>, общей площадью 7012 кв. м. +/- 29 кв.м. под обслуживание автотранспорта и действие Соглашения от 1 июля 2017 г. прекратилось (т.2 л.д. 142-146).
На основании пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку оспариваемый муниципальный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции в соответствии с установленной процедурой и соответствуют федеральному законодательству, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Заявленные административным истцом ходатайства о вынесении частного определения об обнаружении в действиях Совета министров Республики Крым и прокуратуры нарушения законности (т. 2 л.д. 205-211), удовлетворению не подлежат, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 200 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при выявлении случаев нарушения законности суд выносит частное определение и не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения частного определения направляет его копии в соответствующие органы, организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны сообщить в суд о принятых ими мерах по устранению выявленных нарушений в течение одного месяца со дня вынесения частного определения, если иной срок не установлен в частном определении.
По смыслу указанной нормы вынесение частного определения является правом, а не обязанностью суда, вытекает из принципа самостоятельности и независимости судебной власти, при этом, оценив обстоятельства указанного дела, доводы поданных ходатайств, суд не усматривает оснований, предусмотренных частью 1 статьи 200 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу части 7 статьи 39, пункта 4 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается с участием прокурора.
Принимая во внимание правовую природу института процессуального эстоппеля, категорию настоящего административного дела, особенности доказывания по делам об оспаривании нормативных правовых актов, суд приходит к выводу, что заявление административного истца о применении процессуального эстоппеля в отношении представителей прокуратуры Республики Крым (т. 2 л.д. 203-204) не имеет под собой правовых оснований, в связи с чем не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 215, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
отказать в удовлетворении административного искового заявления Индивидуального предпринимателя ФИО1 о признании недействующим в части постановления Совета Министров Республики Крым от 12 ноября 2014 г. № 450 «О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым».
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции, через Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме – 2 июня 2020 г.
Судья Верховного Суда
Республики Крым Н.А. Терентьева